Спросить
Войти

К истории баргутов

Автор: указан в статье

УДК 39:94 (=512.3)(510) © Самусужун

К ИСТОРИИ БАРГУТОВ

В статье рассматриваются основные вехи истории баргутов. Ключевые слова: баргуты, хунну, тюрки, монголы, этнические процессы.

Samusuzhun

TO THE HISTORY OF BARGUTS

In the article are examined the basic landmarks of the history of barguts. Keywords: barguts, khunnu, Turks, Mongols, ethnic processes.

Племя баргут - одно из древнейших в Забайкалье, упоминание о которых впервые встречается в древнетюркских и китайских источниках У11-Х вв. например, Ьа уе gu,

в сочинениях «Записки государства Суй» (в 636-656 гг. и «Древние записки государства Тан» в 940 и 945 гг.). Существуют также «Записки государства Вэй», сочинение Жуван Жувана, которое датировано 551-554 гг. В нем говорится об оставшихся племенах Хунну, кочевавших к северо-западу от жужаней, предводителем которого был Ва уе [1, с. 5]. В «Сокровенном сказании» были другие варианты названий, такие как [2, с. 4]. По

мнению ученого Шагдарын Сундуй, это были прародители баргутов.

Во времена Тюркского Каганата баргуты выступали как северные соседи-союзники тюрков, а после его распада и главенства курыкан в Прибайкалье, баргуты вошли в состав племен монгольской группы. О баргутах упоминается в тюркских источниках, где их предводитель называется Великим Иркином (Ехэ Эрхэн) и тюркским богом.

Также в «Сокровенном сказании» говорится, что дочь вождя баргутов Баргудай Мэргэна -Баргажан-Гоа, была женой Хоридой Мэргэна. И от них родилась праматерь монголов Алан-Гоа. Жили баргуты на территории нынешней Баргу-зинской долины на севере Бурятии и после разгрома курыкан их южными соседями были мер-киты и хори-туматы.

Во времена объединения Чингисханом всех племен Монголии и Прибайкалья баргуты встали на его сторону и внесли свой вклад в строительство монгольской империи. Наряду с другими монгольскими племенами они входили в гвардию Чингисхана и выдвинули много военных и государственных деятелей и как другие племена Баргуджин-Токума находились в составе коренного улуса Монгольской империи. Позже племя баргутов рассеялось с войсками Чингисхана, и к приходу русских на территории Забайкалья проживало несколько немногочисленных баргутских родов, которые в итоге присоединились к хоринцам.

Как отмечает Шагдарын Сундуй в работе «Древнее племя баргутов», с древних веков баргуты кочевали по плодородным землям. Они были хорошими воинами, меткими стрелками, их использовали в качестве телохранителей или при охране особо важных территорий или государства.

В сочинении известного баргутского ученого-политика Далангууд Губэри говорится: «на 27-28-м годах правления (1688-1689) Энхэ-Амгалан хана в войне против России приняло участие много баргутов, на стороне России также участвовали баргуты. Кроме того, среди хал-хасцев есть баргуты» [3, с. 185].

Баргуты с древних времен находились в подданстве у халхасских ханов. После того как халхасские ханы переняли у маньчжуров административное устройство, баргуты были определены в состав аймака Гоолту Цэцэн-хана. По сочинению Далангууд Губэри, баргуты жили в составе четырех хошуунов: Средне-Западный, Срединный, Средне-Южный, средний хошуун Восточного крыла [4, с. 7]. Небольшая часть баргутов после восстания против царской России перекочевала на территорию Халхи и присоединилась к баргутам, которые изначально были в составе халхасского государства. Согласно Нерчинскому договору 1689 г. и Кяхтин-скому договору 1728 г., земли баргу-бурят были разделены. Одна часть баргутов была закреплена на территориях Хулун-Буира, а другая присоединилась к баргутам, исконно кочевавшим на этих землях. Эту часть баргутов стали называть «Новобаргутами» [5, с. 7-8].

Баргуты вели полуоседлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, кузнечным и гончарным ремеслами. Кроме того, у них было развито земледелие. К свидетельствам следов земледельческой культуры баргутов Баргузин-ской долины относятся оросительные канавы,

Самусужун. К истории баргутов

земледельческие грядки, остатки плотины в местности «Баргутская мельница», сошники, серпы, жернова, обнаруженные в Баргутской пади [6].

С начала XVIII в. баргуты кочевали по северо-западной части современной Китайской Народной Республики на обширных степях Хулун-Буира к западу от Хинганского хребта. Впоследствии их стали называть «хулун-буирские баргуты». Это отмечается в «Краткой истории баргутского аймака», написанной видным бар-гутским общественным деятелем Р. Эрхимбат (1881-1951). Он также отмечает, что «баргут-ские племена совершали перекочевки на север к реке Уда, которая являлась истоком реки Хара-мурэн до тех пор, пока укрепившаяся маньчжурская династия не объединила китайский, монгольский, тибетский, хотонгутский государственные образования в свою империю. Баргут-ские племена в силу разных причин разделились на три части и стали кочевать в разных направлениях. Одна часть осталась в составе маньчжурского государства и откочевала на юг на территории восточнее города Цицикар, не доходя до города Мукдэн, они повернули на запад на земли чахаров, где прожили много лет. Впоследствии их стали называть "Старобаргуты". Другая часть присоединилась к родственным халха-монголам и вошла в состав государства Цэцэн-хана. Однако из-за притеснений и больших налогов баргуты на двенадцатом году правления Найралту Тув-хана (1734 г.) попросили разрешения у маньчжуров на перекочевку в Ху-лун-Буир. После получения одобрения они вошли в состав маньчжурского государства, их стали называть "Новобаргуты". Третья часть сразу перекочевала на север и вошла в состав Российского государства».

По свидетельству Р. Эрхимбат, одна часть баргутов, кочевавшая у истоков р. Харамурэн, присоединилась к аймаку халхасского Цэцэн-хана, но впоследствии вновь перекочевала в Ху-лун-Буир. Однако некоторые исследователи считают, что баргуты, кочевавшие по оз. Байкал, присоединились к халхасскому Цэцэн-хану, а уже оттуда перекочевали либо в Хулун-Буир, либо в Цахарский хошуун (территория современного АРВМ КНР). Отмечается, что баргуты, находившиеся в составе хошуна халхасского Жанчибдоржи и других хошунов количеством более 12 сомонов, перекочевав в Россию, вернулись обратно. После их возвращения нойоны издали охранную грамоту, более того, каждой семье было даровано тридцать лянов серебра, выделены земли в Хулун-Буире, создано административное деление на хошуны и сомоны. В

этот период многие баргуты халхасского государства находились на военной службе в местности Улиястай и не смогли перекочевать со всеми вместе в Хулун-Буир, остались в составе халхасских хошунов. Третья часть баргутов перекочевала на север, вошла в состав России и в настоящее время проживает и Республике Бурятия.

Этнические общности, именуемые баргута-ми, в настоящее время компактной массой проживают в пределах современного Хулунбуир-ского городского округа АРВМ КНР, расположенного в западной части северо-восточного Китая, на стыке границ трех государств - России, Монголии и Китая. Свое наименование городской округ получил от названий двух известных озер: Буир нур и Хулун-нур (Далай-нур). Общая численность старобаргутов Хулун-Буира составляет примерно 10 тысяч человек, а новобаргутов около 20-25 тысяч человек [7].

Также они проживают в окрестностях г. Ци-цикар, на территории городского округа Хулун-Буир, в провинциях Ляонин, Гирин, Хэйлунц-зян, Синьцзян-Или, в аймаках Шилин-гол, Джоу-Уда и Жириме.

Можем предположить, что баргутские племена были разделены на три группы, воевали в составе разных государств. Часть баргутов откочевала из Хулун-Буира и вошла в состав царской России, другая примкнула к халхасским ханам. Оставшиеся на службе у маньчжуров баргуты составляли ударную силу при нападениях на Россию или на халхасского Галдан-Бошокту хана. Начиная с 1692 г., несколько тысяч баргутов были направлены в г. Цицикар и Мугдэн для охраны границ.

В своей статье Б. Шубуу пишет следующее: «В 29-ом году правления Энх-Амгалана хана баргуты переехали в Цицикарский край». В некоторых местных исторических летописях Ха-рамурэна было упомянуто, что «Баргуты перекочевали в наш край всего 1000 семьи и около 10 000 человек [8, с. 42].

Ссылаясь на официальный отчетный доклад правительству региона, Харамурэн, генерал Са-басу описал текущее состояние приехавших баргутов. Среди прочей информации важно отметить, что количество приехавших баргутов составило 2284 семьи.

Помимо этого, две группы баргутов (800 семей) отправились в хушуны Дурбэд и Джалайд. Таким образом, всего баргутов насчитывалось 3 084 семьи.

На 31-м году правления Энх-Амгалан хана около 5000 баргутов (включая 1273 солдата) было отправлено в Шэнцзин, в том же году еще

400 солдат-баргутов - в местность под названием Ула хошуна Гирин. Так как среди 5000 человек было 1273 солдата, то в каждой семье в среднем насчитывалось 4 человека. Поэтому можно предположить, что в хошун Гирин было отправлено не 400 солдат, а 400 семей, т. е. 1560 человек, т. к. солдаты-баргуты по указу отправлялись со своими семьями и хозяйством [8, с. 43].
17 августа по лунному календарю 19-го года правления Тэнгри-Тэтхэгч (1754 г.) цицикарских баргутов, солонов, дауров - всего 1000 человек, распредили по воинским подразделениям в западном и северном направлениях.

В первый год правления Хэбту-Есту (1909 г.) в «Кратких летописях истории региона Хараму-рэн» сообщается, что в ямыне р. Лунцзян проживало 237 человек, р. Хулань - 80, р. Суйхуа -4610, р. Хайлун - 152, т. е. всего 5179 баргутов.

В 1985 г. была проведена перепись баргутов в пяти районах Цицикарского региона. В районе Гооту зафиксировано 27 семей (119 человек), в р. Кумутай - 24 семьи (90), в р. Вуцзяцунь - 15 семей (40), в р. Цагаан-нуур - 8 семей (27), в р.Уньхай - 6 семей (29), всего насчитывает 80 семей, или 305 человек.

В 1997 г. Б. Шубуу в статье «Баргуты региона Харамурен» подсчитал численность населения с. Готу: всего было 82 семьи (298 человек), среди них баргутских - 22 семьи (69 человек) [9, с. 45].

Литература и примечания

1. Шагдарын Сундуй. Эртний барга ястан. -Внутренняя Монголия, КНР, 2005. - С. 5
2. Дундад Улсын баргчууд // гл. ред. Чо Дугар-жап. - Внутренняя Монголия, КНР, 2012. - С. 4.
3. Далангууд Губэри. Олон монголийн угэ хийг-тэм дэглсэн бичиг оросиба. - 1989. - С. 185
4. Баргуты Китая: сб. стат. // гл. ред. Чо Дугар-жап. - Внутренняя Монголия, КНР, 2012. - С. 42.
5. Баргуты Китая: сб. стат. // гл. ред. Чо Дугар-жап. - Внутренняя Монголия, КНР, 2012. - С. 43.
6. Далангууд Губэри. Олон монголийн угэ хийгтэм дэглсэн бичиг оросиба. - 2010. - С. 87.
7. Приведенные здесь статистические данные получены в Комитете по делам национальных меньшинств при исполкоме городского округа Хулун-Буир и в ходе полевых исследовании. Они отражают ситуацию начала 2000-х гг.
8. Сахаров Ц. Летопись баргуинских бурят. -1887. - С.11.
9. Хулун-Буирийн тойм байдал // отв. ред. Ту-бэргэн. - 1987. - С. 7-8.

Самусужун, аспирант кафедры истории и регионоведения стран Азии, Восточный институт БГУ. E-mail: railia@mail.ru

Samusuzhun, postgraduate student at History, Archeology, and Ethnography Chair of Buryat State University.

УДК 903.7 © В.И. Ташак

ДРЕВНИЙ КУЛЬТОВЫЙ ОБЪЕКТ НА ГОРЕ КОЗЬЕЙ НА ЮГЕ ЗАПАДНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ

В статье приводится детальное описание археологического местонахождения Гора Козья, расположенного в Кяхтинском районе Республики Бурятия. На основе анализа отдельных структурных элементов местонахождения сделан вывод о том, что скалистая вершина горы и окружающие ее каменные курганы вместе составляют древний культовый объект. На основе предварительных данных прослежен ареал распространения таких культовых объектов на юге Западного Забайкалья.

V.l. Tashak

ANCIENT RITUAL OBJECT ON KOZ&YA MOUNTAIN IN THE SOUTH OF WESTERN TRANSBAIKAL

The detailed description of an archeological site Gora Koz &ya situated in Kyahta District (Republic of Buryatia) is given in the article. On the base of analysis of the site&s distinct structural elements it is concluded the mountain rocky top with stone burial mounds surrounded it compose together ancient ritual object. On the base of preliminary data such cult objects& distribution area is observed in the south of Western Transbaikal.

В ходе многолетних экспедиционных исследований на территории Западного Забайкалья, возглавляемых автором статьи, выявлены и изучены десятки различных археологических объектов. В числе выявленных и исследованных

оказались местонахождения, определяемые как древние культовые объекты. В рамках целенаправленного поиска и изучения таких объектов, проводимых в последние годы, был поставлен ряд задач. Одним из приоритетных направлений

БАРГУТЫ ХУННУ ТЮРКИ МОНГОЛЫ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ barguts khunnu turks mongols ethnic processes
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты