Спросить
Войти

О едином учебнике истории

Автор: указан в статье

УДК 378(075.8):93/94

О ЕДИНОМ УЧЕБНИКЕ ИСТОРИИ

Евгений Эдуардович Казаков

Русско-немецкий университет, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 32, ректор, доктор исторических наук, профессор, тел. (383)202-03-21, e-mail: rdu2@mail.ru

Многие сегодняшние учебники - это вчерашний день по способу изложения материала - казённому, канцелярскому, как партийному постановлению, рождённому в качестве обёртки для пирожков. Такое повествование истории только вредит воспитанию молодого поколения в духе патриотизма и любви к отчеству. Нужны новые учебники, правдивые, грамотные, увлекательные в повествовании истории.

CHALLENGES OF A UNIFORM HISTORY TEXTBOOK

Evgeny E. Kazakov

Russian-German University, 630099, Russia, Novosibirsk, 32 Kamenskaya St., Ph.D., Rector, tel. (383)202-03-21, e-mail: rdu2@mail.ru

Many of the textbooks used nowadays belong to the past, as concerns the way of the teaching material presentation, i.e. their formal style (like a party regulation) to be used just as a wrapper. This way of history presentation is harmful for teaching young people, neither contributing to their patriotic education nor imparting love for their motherland. The new generation textbooks are to be truthful, competent, and arouse students& interest.

Никто не спорит, что учебники должны быть интересны и для тех, кто учится и для тех, кто учит. Почему вдруг заговорили об этом? Многочисленные социологические опросы показали: в стране падает качество знаний и в школе и в вузе. На международных соревнованиях по учебным предметам российские ученики уже не в призёрах, а учащиеся колледжей (техникумов) делят места с представителями африканских стран. Что касается знаний по истории страны, то этот уровень опускается до уровня знаний американских школьников и студентов по знанию мировой истории. К примеру, многие молодые американцы уверены в том, что во вторую мировую войну американцы воевали против германцев, которых защищали русские. И таких примеров можно привести очень много.

На фоне падения уровня образования растёт число учебников по истории, особенно в национальных регионах - там своя история и свои герои, побеждающие «большого брата». Как в американских фильмах про ковбоев. Такие учебники, естественно, способствуют подъёму национального духа и местного национализма.

Вспомним недавнее прошлое: в конце прошлого века на деньги «филантропа» Сороса в стране была издана учебная программа для вузов, где история нашей страны включалась в мировую и ей отводилось несколько

абзацев на фоне всемирной истории. За деньги фонда Сороса была продана отечественная история, это было одно из требований экспертов фонда, профессоров американских университетов. В вузах России начался бунт историков, на практике по-прежнему преподавали отечественную историю. Зато московские историки во главе с Афанасьевым, Басовской и другими неплохо заработали.

Возможно вышеперечисленные, как и многие другие, обстоятельства, способствовали появлению полемики не только в среде историков, но и политического руководства страны. Что-то надо делать с преподаванием истории. Глава государства в прошлом году на «прямой линии» (апрель 2013г.) сказал о том, что должна быть единая концепция учебника истории, которая бы «показывала нам хронологию событий и их официальную оценку. Без официальной оценки не будет самого хребта понимания, что происходило с нашей страной, научить молодых людей думать и мыслить. В этом, собственно, суть современной системы образования не только по истории, но и по другим дисциплинам. Я думаю, что это вполне возможно и реализуемо».

Сказано - сделано. Создана рабочая группа российских историков под руководством главы Российского исторического общества, председателя Госдумы С.Нарышкина, министра образования Д.Ливанова, министра культуры В.Мединского. Академик А.Чубарьян стал научным руководителем рабочей группы, которая к 1 ноября должна была положить концепцию единого учебника истории на стол президенту страны. Что и было сделано. Как заявил в ноябре пресс-секретарь главы государства Д.Песков, документ передали для ознакомления в Кремль: «концепция поступила в Администрацию президента РФ и сейчас прорабатывается в соответствующих подразделениях. Президент пока не знакомился с ней лично, утверждать её он не должен». На следующем этапе будет организован конкурс на написание - на основе принятой концепции - уже самого учебника истории.

В начале 2014 года рабочая группа встретилась с Путиным В.В., обсудили новую концепцию единого учебника истории, в целом она была одобрена. Впереди - написание нужного стране учебника. Конечно, историки помнят сказанное президентом страны о том, что будущие учебники «не должны иметь внутренних противоречий и двойных толкований». Преподавание истории охватывает период с Древней Руси до 2012 года. Одни специалисты считают, что России сегодня необходима такая история, которая связала бы эпохи рюриковичей, романовскую, советскую и нынешнюю - в единую неразрывную цепочку развития русской государственности и, следовательно, только такой подход представляет Россию как самобытную цивилизацию, уходящую корнями вглубь истории и ориентированную в будущее.

Другие специалисты в области истории говорят о новой попытке навязать одну точку зрения - государственническую, где упомянутой рабочей группе поставлена задача минимально касаться острых вопросов

истории (к примеру, сталинских репрессий), и больше говорить о достижениях (к примеру, победе СССР в Великой Отечественной войне, создании мощной индустрии, освоении космоса и т.д.).

Те и другие специалисты не отрицают одного: появление единого учебника по истории создаст всем массу проблем. Если в конце 80-х годов прошлого века историки могли свободно обсуждать любые проблемы, спорные исторические ситуации с учащимися, вовлекая их в научный поиск, поиск истины, то, имея под руками шаблон, «историческую заготовку» можно не утруждать себя поиском истины. Открой учебник и читай его без остановки - удобство для ленивых и нелюбопытных преподавателей, в учебнике-то не будет «острых тем, углов и вопросов».

Начнётся давление на другие, смежные с образованием, области: издании популярной исторической литературы. К примеру, в «правильном» учебнике истории как обычно будет написано про «вероломное нападение и, естественно, внезапное нападение фашистской Германии на нашу страну», а в книжном магазине и в библиотеке десятки книг, в которых подробно написано о том, как долго и тщательно наша страна готовилась напасть первой и у Сталина были десятки сообщений о времени нападения от многих официальных лиц и от разведчиков. Только почему-то сам Гитлер не позвонил Сталину и не попросил у него разрешения на нападение и не согласовал день и время «внезапного нападения». Кому тогда будет верить молодой человек - учебнику или популярной исторической литературе? Опросы социологов свидетельствуют: народ привык верить слухам, сплетням, но никак не учебникам.

Возможно самой большой проблемой будет введение единого учебника в национальных районах. Хотя и так концепция учебника «сбалансирована», где нет «плохого прошлого» и всяких там «оппозиционеров, бомбистов, террористов, революционеров», а татаро-монгольское иго будет именоваться «системой зависимости русских земель от ордынских ханов», поскольку в Казани Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором. Повезло и Сталину: его культ личности - это «сталинский социализм», а октябрь 1917 года: «великая русская революция ХХ века». Много чего изменено. Такой хорошей и правильной будет история нашей страны. Хотелось бы верить в то, кто будет изучать эту историю, также выросли бы хорошими и правильными.

© Е. Э. Казаков, 2014

УЧЕБНИК ИСТОРИЯ ФАКТЫ ПОЗИЦИЯ КОНЦЕПЦИЯ textbook history facts position concept
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты