11. Murakami Masatsugu. The Nomadic Tribes before the Emergence of the Mongol Empire // Journal of Oriental Research, vol. 23, no. 4, 1964.
Journey of John of Pian de Carpine, translated and annotated by William Woodville Rockhill. London: Hakluyt Society, 1900.
Золхоев Борис Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета, e-mail: boriszolkhoev@gmail.com
Zolkhoev Boris, Ph.D., Associate Professor of the History of Buryatia, Buryat State University, e-mail: boriszolk-hoev@gmail.com
УДК 94 (510) © Т.Г. Мазур
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В КИТАЕ (ПЕРИОДЫ ИМПЕРИИ И НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)
В работе предпринят сравнительный анализ двух социальных групп государственных гражданских служащих - служилого сословия (чиновничества) и ганьбу (кадровых работников), принадлежащих различным историческим эпохам в китайской истории - периоду Империи и периоду Народной Республики.
T.G. Mazur
THE SOCIAL GROUP OF CIVIL SERVANTS IN CHINA (THE PERIODS OF THE EMPIRE AND THE PEOPLE&S REPUBLIC)
The paper deals the comparative analysis of the groups of civil servants - service estate (bureaucracy) and ganbu (employees), belonging to different historical periods in Chinese history - the period of the Empire and the period of the People&s Republic.
Государственные гражданские служащие, или чиновники, являются одной из основных социальных групп любого современного общества. Особую актуальность исследование этой социальной группы получает, когда речь идет о китайском обществе, где теория и практика управления имеют многовековые традиции.
В традиционном императорском Китае социальная группа государственных гражданских служащих была представлена служилым сословием (ши), в КНР управленческие функции оказались сосредоточенными в руках социальной группы ганьбу (кадровых работников).
Известно, что в основе складывания любой социальной группы лежат два ряда факторов:
материально-объективные и духовно-сознательные.
Материально-объективные факторы фиксируют связь между членами социальной группы, которая проявляется, например, в типе деятельности в системе общественного разделения труда, в социальном статусе, в общности условий социального бытия и т. д.
Для служилого сословия и ганьбу характерен одинаковый тип деятельности в системе общественного разделения труда. Говоря другими словами, и та, и другая группа была призвана выполнять в обществе схожие функции, хотя и в разные исторические периоды.
Согласно традиционным китайским представлениям, общество должно подразделяться на следующие основные социальные группы: земледельцы (нун), ремесленники (гун), торговцы (гу) и служилые (ши). Каждая из них наделялась в традиционном Китае особым набором функций, и в обязанность представителям служилого сословия вменялась служба, которая состояла в том, чтобы «помогать» императору управлять Поднебесной. При этом, говоря о традиционно-китайском служилом сословии, необходимо иметь в виду, что это именно «сословие служащих» (в отличие, например, от европейского дворянства - по большей части «сословия людей, имеющих право служить») [1, с. 204; 2, с. 183]. Применительно к императорскому Китаю термином «служилое сословие» обозначается «социальная организация лиц, связанных с государственной службой и выделяемых в связи с этим законодательно в особую группу» [2, с. 181].
Термином «ганьбу» в КНР также стали обозначаться служащие, призванные обеспечивать контроль над социально-экономическими и политическими процессами в обществе, имеющие право принимать административные решения [3, с. 51]. Термин «ганьбу» распространяется на две категории кадровых работников - политическую элиту (руководители высшего эшелона власти, а также кадровые работники различных ведомств) и функционеров, составляющих штат партийно-государственного аппарата [4, с. 39]. В современном Китае все стороны их службы регламентирует закон КНР «О государственных служащих» (вступил в силу с 1 января 2006 г.), созданный на основе «Временного положения о государственных служащих» (действовало с 1 октября 1993 г.), который квалифицирует их как сотрудников, исполняющих по закону государственные должностные обязанности, входящих в штат государственного аппарата, получающих заработную плату и другие материальные блага из государственных финансов [5, ст. 2].
Исполнение служебной обязанности давало представителям служилого сословия право занимать привилегированное положение в обществе (это право обычно сохранялось до тех пор, пока они выполняли свои профессиональные функции). В социальной структуре традиционного китайского общества чиновничество выделялось в особое высшее сословие, чиновники освобождались от налогов, трудовой повинности, иногда - от телесных наказаний, они обладали юридическими, главным образом судебными, привилегиями, распространяя свой статус на членов семей и близких родственников [1,
с. 150-151; 203-204]. Социальный статус того или иного чиновника определялся общегосударственным рангом и должностью. Классической для традиционного Китая была чиновно-должностная система из девяти рангов, каждый из которых подразделялся на две степени [1, с. 72-73]. Оплата государственной службы осуществлялась путем выдачи жалованья, размер которого зависел прежде всего от ранга должности. Как правило, разница между высшим и низшим окладом была очень велика: один превышал другой не менее чем в 20 раз. Классический вариант выплаты жалованья, практиковавшийся в Тан и Сун, предусматривал параллельную выплату зерном, деньгами и натурой (одеждой, топливом, письменными принадлежностями и т.д.) [1, с. 124-131].
Что касается ганьбу, то выполнение управленческих функций также обеспечивает этой группе привилегированное положение в обществе. Так, определяя место госслужащих в социальной структуре современного китайского общества, их можно отнести к высшему и среднему высшему классу [3, с. 76]. «Временное положение ...», а позднее и закон КНР также установили ранжированную иерархию государственных служащих, увязали ранги с определенными должностями (первый ранг у премьера Госсовета, второй и третий у его заместителей, третий и четвертый - у министров и глав администраций провинциального уровня и т.д. до 10-15 ранга, присваиваемого делопроизводителям), а сами должности подразделили на руководящие и не руководящие [6; 5, гл. 3]. Что касается жалованья ганьбу, то в первые годы существования КНР госслужащие также, помимо денег, получали продуктовые пайки и одежду, и лишь в 1956 г. этот порядок оплаты был заменен денежным жалованием, размер которого стал определяться занимаемой должностью [6], а также членством в партии [3, с. 52]. Разница между максимальной и минимальной заработной платой в среде кадровых работников также достигала 20 и более раз [3, с. 52].
Одной из характерных черт государственной службы в традиционном Китае была практика проверок и оценок чиновников, проводимых в форме плановых или нерегулярных, неплановых аттестаций. На аттестации, как правило, оценивались четыре основных параметра: личное поведение, исполнительские способности, послужной список и возраст, следствием аттестации становилось либо продвижение по службе, либо понижение в ранге, в должности или отставка [1, с. 116-118].
Проверка работы современных ганьбу также осуществляется путем аттестации, на которой вместе с проверкой практических результатов работы учитываются моральные качества и способности, прилежание, честность и неподкупность госслужащих. По итогам аттестации руководитель учреждения или аттестационная комиссия оценивают работу аттестуемого по четырехбалльной шкале: отлично, соответствует должности, соответствует должности в основном или не соответствует [5, гл. 5].
Материально-объективную основу рассматриваемых социальных групп - служилого сословия и ганьбу - составляют также принципы их комплектования.
Комплектование служилого сословия в традиционном Китае исходило из «подбора талантов» и осуществлялось путем сочетания нескольких способов поступления на службу. Основными тремя были экзамены, рекомендация и наследование, при этом экзаменационная система со временем стала наиболее характерным и специфичным для традиционного китайского государства элементом комплектования. Система регулярных экзаменов с присвоением ученых степеней в своем классическом виде сформировалась в эпоху Сун (960-1279) и стала представлять собой триаду последовательно проводимых раз в три года провинциальных, столичных и дворцовых экзаменов [1, с. 81-104].
Что касается ганьбу, то в начальный период формирования КНР, в 50-х гг. XX в., основным источником пополнения этой социальной группы являлась НОАК. Считается, что первоначально термин «ганьбу» применялся именно к людям, которые участвовали в революционном движении до создания КНР [3, с. 51-52]. В народном Китае преобладающим принципом при подборе управленцев на должность стала классовая принадлежность и идейно-политическая подготовка претендентов. Сама процедура приема на службу ограничивалась ознакомлением с личным делом, наведением справок о том, как человек себя зарекомендовал, после чего с ним проводилась краткая беседа, и окончательное решение принимали соответствующие руководители и отделы кадров на основании «внутриведомственного обсуждения» [7].
В настоящее время принцип комплектования ганьбу в Китае претерпел некоторые изменения. Согласно «Временному положению.» и закону КНР, одним из вариантов вхождения в группу ганьбу, как и в случае со служилым сословием, стало участие кандидата в конкурсных экзаменах, и этот вариант получил в современном Китае наиболее полное применение на
практике [6; 5, гл. 4]. Претенденты на должность теперь сдают устные и письменные экзамены, по результатам которых они могут быть назначены на должность [5, гл. 4].
Наряду с материально-объективными факторами основой социальной группы являются и факторы духовного порядка, такие как идеологические установки, ценностные ориентации, социально-психологическое чувство «мы», традиции и т.п., которые придают группе неповторимое своеобразие.
Служилое сословие и ганьбу представляют собой субъектов и носителей различных идеологий. Так, служилое сословие являлось субъектом и носителем конфуцианства как своей сословной идеологии. Ганьбу, являясь на начальном этапе носителем идеологии марксизма, впоследствии создало собственную идеологию, получившую наименование «саньгэ дайбяо» («трех представителей»), дополнив марксизм-ленинизм идеями Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина. Однако и в случае со служилым сословием и в случае с ганьбу обращает на себя внимание высокая степень идеологизированности сознания этих социальных групп. Известно, например, что практически все без исключения представители служилого сословия получали традиционное конфуцианское образование, а при сдаче экзаменов проверялось прежде всего знание классических конфуцианских канонов. Требование соответствующей идейно-политической подготовки изначально лежало и в основе комплектования гань-бу, но даже и теперь, в условиях проведения открытых конкурсных экзаменов, проверка политических и идеологических качеств кандидата имеет особое значение. Так, в «Руководстве по развитию природных качеств молодых ганьбу Китая» в приведенном списке основных качеств, которыми должны обладать молодые руководящие кадры Китая сегодня (8 пунктов), первым пунктом значится системная основательная теоретическая подготовка (подразумевающая прежде всего знание основ марксизма), четвертым -прочное партийное воспитание [8, с. 110; 136]. «Положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов», регулирующее порядок замещения руководящих должностей, также выдвигает подобные требования к претендентам, помещая их в самое начало списка: во-первых, «необходимый для исполнения служебных обязанностей уровень в области марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина.», во-вторых, овладение «великими идеалами коммунизма и твердой
убежденностью в социализме с китайской спецификой...» [9, ст. 6].
Что касается ценностных установок, то одной из основных ценностей, характерных для служилого сословия, являлось образование. Известно, что это сословие нередко называют «ученым сословием», и что практически все известные философы, писатели и поэты императорского Китая являются выходцами именно из этого сословия. Собственно, именно образование, которое заключалось прежде всего в знании классических конфуцианских канонов, и давало возможность кандидатам войти в состав этого сословия в случае успешной сдачи экзамена и получения государственной должности. Именно поэтому в традиционном Китае на получение и повышение образования уходили многие годы. Например, танский мыслитель и литературный деятель Хань Юй следующим образом описывает этот процесс: «Продолжая занятия, оставленные [мне] в наследство предками (скорее всего, он имеет в виду отца и брата. - Т.М.), не усердствовал в войне, с сохой [в руках] - в [деле] наступления и обороны, в [деле] обработки земли, [а] читал книги, писал сочинения, начиная с семилетнего возраста и вплоть до сегодняшнего дня - все двадцать два года» [10, с. 1].
Говоря о ганьбу, необходимо отметить, что изначально эта группа сфокусировалась собственно на управленческих функциях, умственный труд и образованность в КНР стали прерогативой другого социального слоя - интеллигенции [3]. Таким образом, в народном Китае сферы управления и образования разделились. На момент начала реформ в Китае только 6 % из 810 тыс. кадровых работников, занимавших руководящие посты в государственных учреждениях, партийных и общественных организациях, органах управления производством, образованием и культурой, здравоохранением и пр., обладали специальными знаниями в размере вузовского образования [3, с. 53].
Однако с течением времени стало уделяться больше внимания повышению уровня образования ганьбу: большинство кадровых работников прошли подготовку в системе ускоренных курсов, был частично изменен их состав за счет принятия в партию представителей интеллигенции. Как следствие, уже к 1997 г. доля кадров с высшим образованием достигла 93,5% на уровне провинций, 91,5% на уровне префектур и 83,6% на уровне уездов [11, с. 50]. Требования к уровню образования закрепились и в законодательных документах, а также в литературе идеологического характера. Так, в упоминавшемся выше «Руководстве.» в качестве одного из основных способов воспитания молодых руководящих кадров названо их обучение, которое наряду с идеологической подготовкой, подразумевающей изучение основ марксизма-ленинизма, а также наследия Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина, заключается в изучении современной мировой экономики, политики, науки и техники, законодательства, военного дела, а также всех культурных достижений человечества [8]. Согласно «Положению.», работники, выдвигаемые и назначаемые на руководящие должности партийных и государственных органов, также должны теперь иметь «высшее образование или культурный уровень в объеме специального курса и выше, в том числе руководящие кадровые работники окружного (управление), отдель-ского уровня обычно должны иметь высшее образование или культурный уровень в объеме курса по данной специальности и выше» [9, ст. 7]. Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать усиление требований к уровню образования ганьбу и факт повышения их образованности, что в свою очередь не может не оказать влияния на повышение в их сознании такой ценности, как образование.
Говоря о ценностных установках служилого сословия, необходимо отметить и традиционно закрепленное в их сознании стремление к идеалам высокой морали, воплотившееся в создании образа цзюньцзы. Известно, что самым страшным наказанием для чиновника императорского Китая была «потеря лица», т.е. публичное уличение в аморальном проступке, что автоматически ставило крест на его дальнейшей карьере. Хотя наличие идеала и не избавляло от должностных нарушений, превышения полномочий и коррупции, которые нередко отмечались в среде традиционного китайского чиновничества [см., напр.: 12], однако должный моральный облик был закреплен идеологически и служил неким ценностным ориентиром для рядового чиновника.
Что касается современного китайского общества, то, как известно, практически весь
XX век прошел в Китае под флагом борьбы с коррупцией в госаппарате. Однако и в начале
XXI в. исследователи указывают на достаточно высокий уровень его коррумпированности [6]. Публикуя итоги обследования уровня нравственного состояния общества, официальная печать КНР сегодня отмечает, что «в некоторых сферах и местах общества утрачены моральные ориентиры <...>, стали произрастать меркантилизм, гедонизм, крайний эгоизм, иногда имеют место забвение долга ради выгоды, личная нажива за общественный счет, общественным злом стали утрата доверия, обман и подлог,
серьезный характер приобрели корыстное злоупотребление своим положением, разложение и деградация» [13, с. 219]. Как следствие на сегодняшний день руководители страны также начинают уделять больше внимания моральному облику современного чиновника, что способствует формированию и укреплению в сознании рядового ганьбу ценностной ориентации на нормы морали. Так, согласно «Программе укрепления норм гражданской морали», члены партии и руководящие работники по сути дела должны взять на себя функции цзюньцзы, стать проводниками принципа «образцовой поведенческой морали» [13, с. 221]. Среди требований, предъявляемых к руководящим кадровым работникам партийных и государственных органов, в «Положении.» отмечаются следующие моральные установки: «быть честным и неподкупным <...>, показывать личный пример, упорно преодолевать трудности, быть скромным.». В «Руководстве.» при анализе содержания природных качеств человека (сучжи) указывается на важное место моральных качеств как силы, способной изнутри сдерживать поведение человека, а также в определенной степени обеспечивать правильное направление развития других природных качеств [8, с. 90].
Итак, сравнительный анализ двух социальных групп - служилого сословия (ши) и ганьбу -позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на перемены, произошедшие в Китае за период перехода от традиционного общества к современному, эти группы госслужащих демонстрируют некоторое сходство по ряду признаков и даже определенную преемственность: по мере своего развития социальная группа ганьбу начинает проявлять все больше черт, свойственных традиционному служилому сословию.
Мазур Татьяна Геннадьевна, кандидат философских наук, заместитель директора по учебно-методической работе, Бурятский филиал Томского государственного университета. E-mail: mtbi@vandex.ru
Mazur Tatiana Gennadievna, candidate of philosophical Sciences, Deputy Director on teaching and methodical work, Buryat brunch of the Tomsk state university. E-mail: mtbi@vandex.ru
УДК 91:636(571.53/.54) «17/18» © Д.М. Маншеев
СКОТОВОДСТВО НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ХУП-ХУШ ВЕКАХ
В статье проанализированы труды русских и иностранных путешественников о скотоводстве бурят ХУП-ХУШ веков. Подробный анализ работ предшественников позволил выявить влияние природной среды на подвижность скотоводческого хозяйства, структуру стада и количество скота у различных групп бурят. Ключевые слова: буряты, скотоводство, природная среда.