Спросить
Войти

2007. 03. 026. Вентури Ф. Республиканские страницы. Venturi F. pagine repubblicane / a cura di Albertone M. - Torino: Einaudi, 2004. − IX, 370 p

Автор: указан в статье

2007.03.026. ВЕНТУРИ Ф. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ СТРАНИЦЫ. VENTURI F. Pagine repubblicane / A cura di Albertone M. - Torino: Einaudi, 2004. - IX, 370 p.

Сборник, подготовленный итальянской исследовательницей М. Албертони, посвящен видному итальянскому историку Ф. Вентури и представляет собой выдержки из работ, объединенных общей темой: что такое республика и республиканская идея.

В предисловии М. Албертони объясняет, почему те или иные страницы из огромного наследия историка были отобраны для публикации. Они являются своего рода ответом итальянской историографии на многие вопросы относительно истории и природы республиканства. М. Албертони полагает, что идеи, высказанные Ф. Вентури по данным проблемам, - это своего рода ключ (пусть и не единственный) ко всем исследованиям итальянского историка.

Автор показывает, что уже в работе «Утопия и реформа в эпоху Просвещения» («Utopia e riforma nell&Illuminismo»), которая представляет собой курс лекций, прочитанных Ф. Вентури в Кембридже в 1969 г., историк высказывает мысль о том, что республиканство является основополагающим для интерпретации всего ХУШ в. М. Албертони приводит выдержки из лекций, в которых Ф. Вентури подробно рассматривает, что собой представляли республики на территории Европы в ХУШ в., кто такие «английские республиканцы», пересмотревшие ценности английской революции ХУЛ в.

Затем М. Албертони анализирует материалы, извлеченные из многочисленных томов, называющихся «Реформаторский восемнадцатый век» («Settecento Riformatore»). Материалы посвящены первым проявлениям реформаторских идей в Генуе и Венеции в 40-60-х годах ХУШ в. и дальнейшему развитию республиканских идеалов в период республиканских революций в Польше, Женеве, Северной Америки и в Объединенных Провинциях в 70-80-х годах XVIII в.

В сборнике воспроизводятся статьи, посвященные Венеции и Генуе (первая взята из пятого тома вышеупомянутого издания, вторая является частью незавершенного историком тома, наброски к которому были опубликованы в 2002 г. под названием «Подготовительные

статьи к "Реформаторскому восемнадцатому веку"» («Saggi preparatori per Settecento Riformatore»).

М. Албертони также включает материалы, подготовленные Ф. Вентури для конференции 1973 г., под названием «Циркуляция идей», и материалы из работы «Италия за пределами Италии» («L<alia fuori d<alia»).

Ф. Вентури рассматривал европейское республиканство ХУШ в. в качестве альтернативы политическому господству абсолютной монархии. Города-государства, такие, как Венеция, Генуя, Сан Мари-но, Женева, продемонстрировали прочность республиканской формы правления в Европе времени «старого порядка», оспорив тем самым существование универсальной монархии как единственной формы правления. И хотя, как, например, в Генуе, движение в сторону реформ носило ограниченный характер, однако там были и патриции -реформаторы, и представители патриотически настроенного клира.

Ф. Вентури показал, что республиканская форма правления в ХУШ в. была живым и развивающимся организмом, а не простым воспроизведением старой классической модели. Однако он признает, что в силу консерватизма политических элит, заинтересованных в сохранении собственных привилегий, республиканская форма правления приобретала несколько застывший характер. Ф. Вентури следующим образом характеризует венецианских патрициев: «Ничтожные и мелочные, проживающие замкнутую изнеженную жизнь в играх, самосохранении, отдыхе, сопровождаемые своими аббатами и собачками, господствующие над всеми, задавленные блеском собственных вилл, парков, садов...» (цит. по: с. 52).

Что касается суждений Ф. Вентури относительно английских республиканцев, то в них (как, например, Дж. Толанд, Шафсбери и др.) он видит мыслителей, стремящихся обновить республиканское наследие эпохи античности, Возрождения и ХУП в., адаптировать эти идеи к современным им идеалам толерантности, патриотизма и свободы. Ф. Вентури показывает, что Толанд и Шафсбери стремились отказаться от отождествления республиканских идей как таковых с формой правления, они понимали республиканство скорее как идеал, который несет некие ценности, являясь своего рода моральным «энтузиазмом» в деле обретения религиозной и политической свободы. Подобный «моральный энтузиазм» был привлекателен для многих сторонников республиканства в континентальной Европе, но при отсутствии местных благоприятных

условий не имел достаточных оснований для того, чтобы превратиться в политическое республиканство.

Давая общую интерпретацию ХУ11 веку, Ф. Вентури настаивает на том, что республиканские идеи должны были в конечном итоге влиться в движение Рисорджименто, нежели в Революцию. Он показывает, что итальянские «якобинцы» намеривались выстроить собственное здание для единой республиканской Италии на фундаменте, заложенном в большой степени итальянскими реформаторами ХУ11 в., нежели их современниками - французскими якобинцами.

Ф. Вентури, как на это указывает в своей вступительной статье Бачко, решительно отказывается от исторического анализа идей лишь как концептуальных структур, ассоциируя их с «философской» историей Просвещения. Будучи несогласным с теорией, по которой изучать идеи следует с момента их возникновения, Ф. Вентури отказывается трактовать республиканство в терминологии его классической модели, как это делают английские историки Дж. Пакок и К. Скиннер, и рассматривать республиканство прежде всего как политическую теорию. Если республиканство может быть носителем дела свободы, то для Ф. Вентури это положение не является необходимым и исключительным условием для самой свободы.

Республиканство, согласно Ф. Вентури, смогло утвердиться как неотъемлемый компонент европейского политического порядка в ХУШ в. и показать свою силу как носителя религиозной толерантности и политической свободы. Но республиканство не было адекватным решением всех проблем общества «старого порядка», и как показали события 90-х годов ХУШ в., республиканство не стало автоматическим решением проблем, вставших перед правительством постреволюционной Франции. Республиканство не смогло решить проблем Италии ни во время оккупации итальянских государств наполеоновскими войсками, ни в период Рисорджименто, ни в период фашизма.

Ф. Вентури подчеркивает, что для Италии ХХ в., как и для Италии «старого порядка», нужны были политики, которые возложили бы на себя задачу продвижения идеалов свободы и общественного прогресса, а не сводили бы все проблемы только к созданию определенного типа правления.

И.Е. Эман

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты