Спросить
Войти

2002. 04. 023. Джунтеллам. К. Сотрудничество интеллектуалов и воспитание в духе мира в Европе Лиги Наций giuntella M. C. Cooperazione intellettuale ed educazione Alla pace nell'Europa della Societa' delle nazioni. Padova: cedam, 2001. 186p

Автор: указан в статье

Страны Европы

2002.04.023. ДЖУНТЕЛЛА М.К. СОТРУДНИЧЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ И ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ МИРА В ЕВРОПЕ ЛИГИ НАЦИЙ GIUNTELLA M.C. Cooperazione intellettuale ed educazione alla pace nell&Europa della Societa& delle nazioni. - Padova: CEDAM, 2001. - 186 p.

Книга итальянской исследовательницы Марии Кристины Джун-телла продолжает разработку сюжетов, которые издавна популярны в итальянской историографии1. Научная и педагогическая деятельность М.К.Джунтеллы, профессора университета в Перудже, посвящена развитию культуры мира, воспитанию молодежи в духе толерантности. Темой рецензируемой книги автор избрала разнообразные проявления культуры мира в Европе в период от окончания Первой мировой войны до начала Второй мировой войны. В центре внимания - деятельность созданной при Лиге Наций Международной комиссии сотрудничества интеллектуалов - предшественника ЮНЕСКО; основанного в Париже в 1925 г. Международного института сотрудничества интеллектуалов; Женевской комиссии и Международного бюро по образованию, возникшего в 1925 г. в той же Женеве. Наряду с этим исследуется деятельность других международных учреждений: Фонда Карнеги за международный мир, Международного союза радиовещания, женских и студенческих ассоциаций.

Многие из этих организаций действовали на всемирном уровне, но Джунтелла ограничивает свой анализ лишь европейским континентом, что, конечно же, приводит к локальной ограниченности исследования, несколько умаляя его результаты. Несомненной заслугой историка тем не менее является сбор и обработка малоизвестных, полузабытых фактов, архивных документов, документальных свидетельств, которые в их совокупности позволяют впервые воссоздать комплексную панораму деятельности организаций интеллектуалов и образовательных институтов, призванных в рассматриваемый период популяризировать культуру мира в Европе. Эти совместные усилия сторонников мира были антитезой все более охватывавшему континент национализму, националистической направленности воспитания молодежи в организациях наподобие фашистской «Балиллы» или нацистской «Гитлерюгенд». Подобные усилия сторонников мира способствовали реконструкции чувства общей при1 См., например: La cultura della pace dalla Resistenza al Patto Atlantico. - Ancona; Bologna, 19SS. - 541 p.

надлежности к единой европейской культуре, чувства, драматически разрушенного Первой мировой войной, отмечается в книге.

В действительности чередование полос войны и мира было чуть ли не константой развития европейской цивилизации, подчеркивает Джун-телла. Кровопролитные конфликты заставляли взрываться все застарелые острые противоречия, копившиеся внутри европейского общества. Первая мировая война вывела на арену давно «подтачивавшие общеевропейские фундаментальные основы национализма, который проявился в самом отвратительном, агрессивном виде» (с. 1). По мнению автора, ответственность за эрозию этих общеевропейских цивилизационных основ распространяется и на интеллектуалов. Но интеллигенция оказалась и в числе сил, наиболее пострадавших в результате конфликтов в Европе. В поисках «выхода не только из политического, но главным образом из морального и интеллектуального кризиса» (с. 5) интеллектуалы в послевоенный период оказались вынуждены провести глубокий пересмотр своего поведения во время войны и пришли к выводу о необходимости интенсификации деятельности по поддержанию мира на национальном и международном уровнях, воспитания молодежи в духе миролюбия и толерантности.

Автор особо отмечает заслуги в деле укрепления культуры мира в межвоенный период таких выдающихся, всемирно известных интеллектуалов, как Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел, Мари Кюри, Жильбер Мюррей, Альфред Циммерн, Анри Бергсон, Луиза Вайс. В пространном введении к книге подробно, с надлежащим пристрастием, разбираются труды предшественников, так или иначе занимавшихся анализом деятельности организаций интеллектуалов по укреплению мира.

Авторская самооценка проведенного нового исследования поистине самокритична: «В конце работы над книгой я ощущаю всю ее незавершенность, - пишет Джунтелла, - главным образом по той простой причине, что собранный материал удалось использовать лишь частично. Но после почти пятнадцати лет исследований необходимо было осуществить синтез и сделать обобщения по тем сюжетам, к рассмотрению которых я рассчитываю вернуться» (с. ХХХ1У).

После разностороннего анализа деятельности международных объединений интеллектуалов и институтов, призванных прививать в Европе культуру мира, автор предлагает читателю следующие выводы. Деятельность интеллектуалов, противостоявших распространению, особенно среди молодежи, отравляющих идей фашизма и нацизма, не была поддержана надлежащим образом со стороны международных организаций, в первую очередь со стороны Лиги Наций. Разумеется, в свете дальнейших событий Второй мировой войны, краха самой Лиги Наций, может показаться, что антивоенная деятельность организаций интеллектуалов имела весьма скромные результаты. Но на самом деле в этой деятельности участвовали лучшие умы того времени, и она придавала соответствующий дух действиям Лиги Наций, справедливо подчеркивается в монографии.

Хотя у интеллектуалов не было достаточных материальных ресурсов и их действия встречались с заметным пессимизмом даже в их собственной среде, они проделали в Европе межвоенного периода невероятно трудную работу, результаты которой налицо. Это и создание международных библиотечных связей, каталогизация музейных ценностей, организация межбиблиотечного книжного обмена, решение проблемы авторских прав. По инициативе этих организаций делались запросы о положении интеллектуалов в различных странах, чтобы выявить незаконные преследования людей интеллектуального труда. Были начаты и интенсивно развивались межуниверситетские обмены преподавателей и студентов. Эта деятельность была основана на принципах федерализма, уважении прав народов и культур. Она была «универсалистской», потому что принимались во внимание все аспекты и формы культуры и интеллектуальной жизни. Она была обращена не только к Европе, но и ко всем другим континентам в попытке гармонизировать различные цивилизации. Она создала фундамент для построения в послевоенный период ЮНЕСКО, особой структуры в рамках ООН. С ее помощью проводилась в жизнь «культурная дипломатия», которая по своей результативности зачастую значительно превосходила «дипломатию политическую». Ее громадной заслугой стало то, что европейский континент в трагический и трудный межвоенный период не стал ареной еще большей тьмы и варварства, заключает Джунтелла (с. 177).

В.П.Любин

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты