Спросить
Войти

Высшее женское образование и женское движение во Франции в XIX - начале XX в.

Автор: указан в статье

Т. В. Королева

ВЫСШЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.1

Французские женщины добились возможности получать высшее образование уже в конце 60-х гг. XIX в., намного раньше, чем женщины в других европейских странах. Произошло это, с одной стороны, благодаря женскому движению, а с другой стороны, было частью политики государства по изменению системы женского образования. Однако большинство француженок правом на получение высшего образования не пользовались, и в течение долгого времени большую часть студенток во французских университетах составляли иностранки.

Эта специфика во многом определялась внешними факторами социально-экономического, политического, идеологического и организационного характера, а также гендерными стереотипами, распространенными во французском обществе.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1789 по 1924 год. Оно начинается с Великой Французской революции, когда появились первые женские общества, и заканчивается периодом после первой мировой войны, во время которого, с одной стороны, движению удалось реализовать большинство поставленных целей, а с другой стороны, оно перестало быть массовым, и большинство организаций прекратили свое существование.

Женское движение во Франции в период с 1789 по 1924 г. прошло в своем развитии два этапа, отличающихся по целям, идеологии, репертуару коллективных действий и типу организационных структур.

Период с 1789 по 1860 г. был временем начала фундаментальных изменений: в политике, экономике, психологии, быте и нравах общества. Кризис и разрушение «старого порядка» способствовали постепенному развитию новых производственных отношений, которые содействовали процессу модернизации и связанным с ней процессам урбанизации и индустриализации. Это привело к формированию новых социальных классов, постепенному изменению социальной структуры общества, доминирующего типа организационной структуры и положения различных социальных групп и общностей; создало принципиальную возможность для возникновения различных общественно-политических движений, в том числе женского.

Отличительной особенностью политической жизни Франции в этот период была закрытость политической системы для большинства граждан. Избирательными законами 1791 и 1830 гг. был установлен высокий имущественный ценз, в соответствии с которым решительное большинство в парламенте вплоть до 1848 г. имела только крупная буржуазия. Число политических партий, групп и фракций, способных переводить требования различных социальных групп на официальный язык парламентской политики, было минимальным, они сами только вступали в стадию формирования и закрепления в политической жизни.

Политическая нестабильность, постоянная смена режимов, отсутствие развитой системы политических партий, способных представлять и защищать интересы различных социальных общностей, делали вероятность формирования любых общественно-политических движений, в том числе женского, очень высокой.

1 Работа выполнена при поддержке программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в СПб. и фонда Спенсера.

Однако существовали внешние факторы2, которые делали вероятность развития организованного женского движения в рассматриваемый период очень низкой. Женщины не имели опыта осознания и презентации своих интересов. Степень пространственной концентрации женских групп с однородными интересами и потребностями была минимальной: практически отсутствовала первоначальная организованность женского населения (добровольные общества и объединения разных групп женского населения). Основная часть общества не осознавала существования женского вопроса и была настроена враждебно к проявлениям женской активности.

Эти факторы обусловили специфику и циклы развития женского движения во Франции в 1789—1860 гг. В этот период движение возникало только во время революционных подъемов (1789, 1830 и 1848 гг.) на волне общих циклов протеста населения. Затем, вследствие конфликта интересов движения и власти, государство проводило политику прямого подавления, а движение прекращало свое существование.

После революций наступал период реакции, прямого подавления женского движения, запрета женских обществ. Республиканский тип правления менялся на монархический, происходило ограничение гражданских свобод: введение цензуры, запрет собраний и усиление позиций антидемократических сил, поддерживающих реакцию, в частности позиций католической церкви, которая проводила целенаправленную политику распространения и усиления своего влияния на женщин. Эта политика церкви закрепляла в сознании важность для общества единственных функций, предназначенных для женщин существующей гендерной системой, — жены, матери и истовой католички. Пропаганда и политика церкви имели большой успех во Франции, где большинство женщин поддерживало традиционные религиозные ценности и выступало против теорий эмансипации и равноправия.

Все эти внешние условия определили специфику развития первого этапа женского движения за высшее образование в 1789—1860 гг.

Проблема организации женского образования в это время была тесно связана с изменением роли женщины в обществе, вызванным промышленным переворотом. Работа по дому в этот период впервые за всю историю перестала быть чисто женской обязанностью, так как она утратила свой производительный характер. Помимо традиционного подчинения женщины мужчине появилась еще одна причина порабощения слабого пола: мужчина в конце XVIII в. стал единственным кормильцем семьи. Претензии мужчины на власть объективно основывались на его труде вне дома, приносившем доход3. Вследствие этих процессов женщина оказалась заключена в частной сфере дома, а мужчине достался внешний мир. Поэтому женщине были приписаны черты характера, будто бы предопределившие ее для семьи и домашнего очага.

Во Франции это концептуальное изменение образа женщины было осуществлено Ж-Ж. Руссо в его работе «Эмиль или о воспитании» (1762). Исходя из физической, умственной и нравственной неполноценности женщин, он отводил им роль подчиненного существа, способного только на воспроизводство человеческого рода. Женщина определялась Руссо как «другое», т. е. чужеродное существо, с которым мужчину

2 Согласно парадигме коллективного действия (теория мобилизации ресурсов) любое общественно-политическое движение (в том числе и женское) формируется под воздействием ряда причин социально-экономического, политического, идеологического и организационного характера. Эти факторы представляют собой возможности, которые предоставляет движению общество и которые движение может сознательно использовать. В ресурсы движения эти предпосылки превращаются лишь в условиях мобилизации, которую проводит движение для достижения своих целей. Внутренние ресурсы — это факторы, которые продуцирует само движение. Подробнее о социологических парадигмах общественных движений см.: Здравомыслова Е. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993; Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерные тетради. СПб., 1997. С. 45— 94.
3 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.). М., 1997.

связывает только задача рождения потомства, поэтому для него естественным являлся вывод, что жизнь женщины должна быть иной, чем у мужчины, начиная с воспитания и еды и кончая особенной моралью. «Нравиться мужчинам, быть им полезной, внушать им любовь и почтение, воспитывать их, пока они молоды, заботиться о них, когда они станут

взрослыми, советовать им, утешать их, делая им жизнь приятной и отрадной»4 — вот, по мнению Руссо, обязанности женщины во все времена, и именно этому их надо учить с детства.

Воспитание и образование женщин высших и средних классов строилось согласно идеалу, разработанному Руссо, и предусматривало формирование милых, кокетливых, послушных, ничего, по сути дела, не умеющих и не знающих о жизни девушек. Часть из них получала домашнее образование: чтение, арифметика, обязательно музыка и рисование. Девочки из богатых аристократических семей воспитывались в частных закрытых школах, образованных еще в XVII в. по инициативе Фенелона. Большинство же девушек отдавали в «пансионаты» — закрытые учебные заведения при монастырях, где они жили в полной изоляции до замужества, устраиваемого родителями, либо до 16-летнего возраста5.

Трансформация семейного уклада, развитие новых производственных отношений требовали пересмотра системы воспитания, образования и изменения социально-правового статуса женщин. Но господство идеала женщины, как пассивной и подчиненной во всем мужу домохозяйки, делало возможность этих изменений маловероятной. На самом деле, на протяжении всего периода наблюдалась тенденция к еще большему ограничению прав женщин. Это противоречие способствовало осознанию женщинами своего положения, как неудовлетворительного, и началу женского движения.

Первая фаза женского движения началась во Франции в период революции 1789 г., когда появились многочисленные женские клубы, общества и объединения, которые не выдвигали четких требований, а добивались улучшения положения женщин в целом. Их действия носили спонтанный характер, так как причины социального недовольства и способ разрешения структурного напряжения были неосознанны. Определенностью требований выделялось лишь феминистское крыло женского движения, которое впервые поставило на повестку дня вопрос о праве женщин получать приемлемое образование и участвовать в политической жизни страны.

Однако, в отличие от начального женского образования, за изменение которого выступали как отдельные женские общества, так и участники революции, такие, как Кондорсе, Лаканаль, Лепелетье, ни одна женская организация, ни один общественный деятель в этот период не решились поднять вопрос о возможности для женщин получать равное с мужчинами высшее образование. Объяснить это можно рядом факторов.

Во-первых, консервативностью общества, которое даже в этот период не решилось ввести равное начальное образование для обоих полов.

Во-вторых, влиянием католической церкви, которая играла весьма существенную роль в женском образовании. Большинство женщин, получивших образование при монастырях, были воспитаны для выполнения традиционной роли жены и матери и не претендовали на доступ к «мужским профессиям», для освоения которых нужно высшее образование. Новая система женского образования не была создана в период революции, поскольку альтернативой религиозному образованию выступало образование, равное мужскому, идея которого противоречила закрепленной гендерной системе.

В-третьих, сама система дореволюционного высшего образования требовала кардинальной перестройки в новых социально-экономических и политических условиях.

Новая модель государственного образования во Франции впервые была разработана и внедрена при Наполеоне I. Закон от 1 мая 1802 г. упразднял все ранее существовавшие

4 Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961. С. 559.
5 Женщина в XVIII в. (по Гонкуру) / А. Н. Плещеев. СПб., 1898.

школы и вводил трехступенчатую систему образования: 1) низшую — начальные школы, организованные коммунами; 2) вторую — средние школы и лицеи; 3) высшую — специальные учебные заведения6.

Реформа была продолжена в 1808 г., когда декретом от 17 марта был создан императорский Университет. По уставу 1808 г. во главе Университета стояли великий магистр и университетский совет. Далее шли канцлер и казначей, старшие и младшие инспектора, затем директора и профессора специальных школ, директора, цензоры и профессора лицеев, директора и профессора колледжей, репетиторы и адъюнкты; все эти должностные лица были в строго иерархическом порядке подчинены великому магистру, и каждое из них имело свою специальную функцию и свой порядковый номер в этой громадной корпорации, с правилами продвижения по службе, как у армейских офицеров. Исключение составляли только специальные школы, где кафедры замещались конкурсным порядком. Университет, единый для всей Империи, был разделен на 5 округов, называемых академиями, во главе с ректором и академическим советом.

В рамках этой системы высшее образование можно было получить на пяти факультетах: богословском (католическое и протестантское отделение), юридическом, медицинском, физико-математическом и словесном. При новой организации народного просвещения богословские, юридические и медицинские факультеты выполняли функции традиционного университетского обучения, а физико-математические и словесные факультеты представляли собою совершенно новые органы, предназначенные почти исключительно для присуждения ученых степеней «бакалавра наук»7.

В законе и уставе об учреждении Университета была употреблена формулировка «для всех французов». Однако, используя традиционную систему «умолчания», законодатели не определили, кто относится к этой категории, а поскольку было принято считать, что это только мужчины, то на женщин действие этого закона не распространялось.

Под влиянием революции 1830 г. началась следующая фаза женского движения. Из-за запрета на существование женских организаций оно приняло специфическую форму. Женская активность в 30—40-х гг. проявлялась только через различные периодические издания. В историю этот период вошел под названием «газетного феминизма», так как с 1834 по 1838 г. выходило огромное количество самостоятельных женских газет и журналов, на страницах которых обсуждались вопросы положения женщин, их участия в общественной жизни, возможность и необходимость реформирования законодательства и изменения общественного мнения.

Наиболее влиятельной и крупной из либеральных газет этого периода была «Gazzette des femmes» — «Женская газета», выходившая с июля 1836 г. под редакцией Путре де Мошамп, ориентированная на женщин средних слоев и составляемая по письмам мужчин и женщин. Первого июля 1836 г. в этом издании за подписью редактора была опубликована петиция, в которой Мошамп на основании формулировки «для всех французов», использованной законодателями в университетском уставе, требовала у Луи-Филиппа предоставить женщинам право посещать курсы и слушать лекции на различных факультетах. Она убеждала родителей разрешить девочкам посещать университетские курсы, существующие при College de France и Jardin des Plantes8.

Поводом для подачи этой петиции послужил отказ, который получила одна женщина-акушерка (к сожалению, имя ее неизвестно), желавшая расширить свои медицинские знания и получить диплом врача. Она обратилась с просьбой разрешить ей посещать медицинские курсы в высших школах Парижа и Монпелье. В обоих местах ей было отказано. Изучив университетский устав, правила которого прямо не исключали

6 История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо. М., 1938. Т. 1. С. 258.
7 Там же. С. 262.
8 Abensour L. Le feminisme sous le regne Louis-Philipe en 1848. Paris, 1920. Р. 84.

возможности для женщин получать высшее образование, она обратилась с просьбой решить ее проблему к министру народного просвещения.

«Женская газета» использовала этот случай как повод для того, чтобы начать кампанию за доступ женщин к высшему образованию. Первого января 1837 г. Университетскому совету от «Женской газеты» было подано ходатайство, которое включало следующее требование: «Мы хотим, чтобы женщины так же и на тех же условиях, что и мужчины, становились членами пяти академий Университета»9.

Прямого отказа на это ходатайство не последовало, оно осталось без ответа со стороны государства. Университеты отреагировали на эту петицию по-разному: большинство из них проигнорировали желание женщин получать высшее образование, но были и такие, как Лионский университет, которые разрешили женщинам слушать курсы по истории и зарубежной литературе. Однако, в целом, это требование не нашло поддержки в обществе, не готовом к мысли, что женщина может стать дипломированным специалистом. Даже большинство сторонников женского высшего образования имели в виду лишь свободное посещение женщинами публичных курсов, не требуя для них права на сдачу экзаменов и возможности получать ученые степени.

Таким образом, в ходе газетной кампании 1836—1837 гг. для женщин средних слоев был определен круг задач, требующих решения: изменение системы высшего образования, установление равноправия полов. Сторонницы этого направления предполагали добиться своих целей в рамках существующего строя путем реформирования законодательства. Их реформы не предполагали резкого изменения существующей гендерной системы.

Во время революции 1848 г. вновь возникли феминистские женские клубы и общества, но проблемам образования они уделяли мало внимания, так как на первый план выдвинулись социальные вопросы: об организации труда, о праве на труд, о сокращении продолжительности рабочего дня, то есть преимущественно пролетарские вопросы. Однако отдельные выступления в поддержку идей, выдвинутых в предшествующий период, публиковались на страницах феминистских изданий. Так, например, в «Opinion des femmes» («Женское мнение») был опубликован призыв открыть для женщин университеты и дать им возможность получать свободные профессии10.

На дальнейшее решение женского вопроса огромное влияние оказал режим Наполеона III. Реакция, наступившая за провозглашением 2-й Империи, постепенно подавила все гражданские права. Была введена строжайшая цензура, в высших учебных заведениях были упразднены кафедры истории и философии. Вместе с тем, это было время чрезвычайного усиления клерикальной реакции и почти ничем не ограниченной католической пропаганды. Такое положение общества в течение 20 лет отразилось и на женском движении. За весь этот период мало было сделано для изменения женского образования, а отношение к женскому вопросу проявлялось только в литературной полемике и работах философов, публицистов и общественных деятелей того времени.

Постановка и артикуляция проблемы положения женщин в обществе, ее обсуждение известными общественными деятелями, писателями и журналистами способствовали дискуссиям по различным аспектам женской эмансипации среди всех слоев населения. Традиционные взгляды на решение этих вопросов продолжали преобладать, но были заложены основы либеральной концепции. Ее специфика во Франции заключалась в том, что она базировалась на абсолютно нелиберальной идее различия между полами. Основой этого различия являлось моральное превосходство женщин, из которого следовало, что решение женского вопроса повлечет за собой положительные изменения в моральном климате общества. Этот подход определял особенности решения проблемы равноправия полов. Защитники женской эмансипации не пересматривали существующую гендерную

9 Цит. по: Charrier E. L&évolution intellectuel feminine. Paris, 1931. Р. 142.
10 Вилье М. де. Женские клубы и легионы амазонок. М., 1912. С. 302.

систему, а хотели расширить права женщины в рамках существующей системы, обеспечив ей правовую защиту путем реформирования законодательства11.

В целом, женское движение за доступ к высшему образованию во Франции первого периода можно отнести к разряду «общих» движений12, так как оно представляло собой форму некоординированных усилий многих людей, которых объединяла лишь общая направленность — желание улучшить положение женщин. Как «общее», женское движение во Франции первого периода не имело конкретных целей и выполняло латентные функции — привлечения внимания населения к женскому вопросу и изменения общественного мнения по некоторым параметрам. Поскольку эти функции связаны с процессом социокультурных изменений, анализировать успех или поражение движения в этот период сложно. Его результативность выразилась в изменении отношения общества к проблеме женской эмансипации. Произошло осознание того, что проблема существует и намечены основные пути достижения равноправия.

Важность и позитивность этого периода женского движения состояла в том, что он дал француженкам совместный опыт общественной борьбы, опыт осознания своих групповых интересов и представления их в обществе, что позволило им во втором этапе начать организованную борьбу за свои права.

В 1860—90-х гг. в жизни французского общества произошли глобальные изменения. Бурное развитие массового производства, рост женского труда, постепенное изменение политического режима от консервативной республики (с преобладающим влиянием церкви) к демократической (с разрешением всех гражданских свобод, в том числе свободы собраний), процесс либерализации политической системы, который сделал ее более открытой и способствовал мобилизации политических ресурсов в интересах движения, процесс партигенеза и снижение влияния католической церкви — все эти явления в совокупности позволили женскому движению перейти на качественно новый уровень развития.

Основным в этот период развития движения был вопрос об образовании женщин. Это право считалось главным условием женской эмансипации.

Необходимость получения для женщин доступа к высшему образованию в этот период была обусловлена, прежде всего, экономическими и демографическими причинами. Структурные изменения в экономике расширили область применения женского труда. Если в предшествующий период основную часть женщин, занятых оплачиваемым трудом вне дома, составляли женщины низших классов, то развитие торговли, новых средств связи значительно увеличило количество рабочих мест для женщин средних классов: женщины-продавщицы в магазинах, служащие в конторах и учреждениях, учительницы стали повсеместным явлением. Но продолжало сохраняться противоречие между потребностями общества и традиционным отношением к женскому труду, который все еще считался менее квалифицированным, чем мужской, и на самом деле таковым являлся из-за отсутствия специализированной подготовки.

Постановка и артикуляция проблемы женского образования и определение путей ее решения произошли в начале 60-х гг. XIX в., когда эта тема была предметом широкого обсуждения на публичных собраниях и в рамках газетных, публицистических и литературных дискуссий.

11 Дюпанлу Ф. Женщины ученые и учащиеся. М., 1870; Пельтан Е. Женщина в XIX веке. СПб., 1870; Буа Ж. Женщина будущего. Киев; Харьков, 1900; Помпери Э. Женщины по отношению к мужчине в исполнении ею материнских, сестринских и супружеских обязанностей. М., 1866; Лями Э. Призвание женщины в школе и обществе. М., 1901; Lacoste F. de. Éducation de la Femme. Paris, 1868; Barrau C. La femmes et l&éducation. Paris, 1870; Legouvé E. Histoire morale des femmes. Paris, 1850.
12 Для определения периодов развития движения была использована периодизация, предложенная Г. Блумером. Она подразделяет все движения на общие и специфические. В основе деления лежит анализ целей движения и уровня координации действий его участников. Подробнее о классификации Г. Блумера см: Здравомыслова Е. Указ. соч. С. 20.

Теоретические разработки сочетались с определенными практическими шагами в этой области. Раньше других прав в сфере образования француженкам удалось добиться формального права на высшее образование. К высшим учебным заведениям, согласно французскому школьному законодательству, относились те учебные заведения, которые предоставляли возможность продолжить учебу окончившим средние учебные заведения и для поступления в которые был необходим диплом бакалавра. Юноши могли получить диплом бакалавра, закончив государственный или частный лицей и сдав там выпускной экзамен.

Однако на женщин это положение не распространялось, так как до 80-х гг. XIX века во Франции не было государственных средних учебных заведений для девушек. Большинство молодых француженок получали среднее образование в пансионатах — закрытых учебных заведениях при монастырях, где образование преследовало несколько целей: привитие хороших манер и послушания; обучение навыкам ведения домашнего хозяйства; воспитание религиозных дам, которые впоследствии не отойдут от церкви и будут подчинены ее влиянию13. Программы в них значительно отличались по содержанию от программ мужских учебных заведений, поэтому сдать по окончании пансионата экзамен на степень бакалавра женщины не могли.

По этой причине борьбу за доступ к высшему образованию француженки начали с выдвижения требования разрешить им сдавать экзамены на степень бакалавра при поступлении в высшие учебные заведения. В 1861 г. преподавательница одного из частных пансионов г. Парижа — Ж. Добье14 предприняла попытку получить диплом бакалавра, чтобы поступить в университет. Необходимость получения для женщины университетского диплома Добье объяснила в своей статье «О среднем женском образовании»: «Из доклада парижских инспекторов видно, что положение женщин-учительниц в пансионах воистину ужасно. Некоторые из них совсем не получают жалованья и работают за довольствие, другие получают от 200 до 400 франков в год. Все они вынуждены браться за дополнительную работу, чтобы хоть немного прибавить к своему скудному жалованью... Между тем, по отношению к мужчинам-преподавателям Университета Правительство проявляет отеческую заботу. Наполеон III специальным декретом установил для них жалование в размере от 1500 до 1800 франков в год, плюс 100 франков компенсации, если их продвижение по иерархической лестнице будет недостаточно быстрым. Лица мужского пола могут стать профессорами, получить кафедру; девушки же, даже одаренные возвышенным умом и желающие учиться, явно имеющие призвание к научной деятельности — занимают или ищут место учительницы, чтобы вести полуголодное существование, это лучшее, чего они могут достигнуть»15.

Сначала Жюли-Виктуар Добье подала заявление в Парижскую академию с просьбой допустить ее к экзаменам на степень бакалавра наук на том основании, что нет ни одной статьи закона, ни одного специального постановления, где это бы запрещалось. Однако ей было отказано под тем предлогом, что «женщине это совсем ни к чему»16. Тогда Ж. Добье обратилась с аналогичной просьбой к декану словесного факультета Лионского университета Ф. Буйе. Она была допущена до экзаменов и стала первой дипломированной женщиной-бакалавром во Франции. Получив диплом, она опровергла утверждение, что женщины не способны к полноценному развитию разума и доказала возможность изменения системы образования. Во многом благодаря «образовательным дискуссиям» середины 60-х гг. и созданному Добье прецеденту, женщины во Франции получили право на высшее образование.

13 Moses C. French Feminism in the Nineteenth Century. London, 1990. Р. 32.
14 Жули-Виктуар Добье (1824—1874) — преподавательница, первая во Франции дипломированная женщина-бакалавр, получила диплом 17 августа 1861 г.
15 Daubie J. L&Enseignement secondaire pour les femmes // Journal des Economistes. 1865. Vol. 47/48. № 141. P. 384, 389, 392.
16 Charrier E. L&evolution intellectuel feminine. Paris, 1931. P. 144.

Воодушевленные успехом Добье, женщины по всей Франции стали обращаться в высшие учебные заведения с просьбой разрешить им сдавать экзамены на степень бакалавра наук. Факультеты многих вузов Парижа, Бордо, Монпелье стали выдавать женщинам дипломы в области естественных наук и филологии.

18 апреля 1863 г. на факультете естественных наук в Париже мадмуазель Эмма Шеню получила диплом бакалавра с оценкой «хорошо». 19 ноября 1863 г. Полина Перес получила диплом бакалавра филологии в университете Бордо с общей оценкой «очень хорошо»17.

Однако успехи отдельных женщин не могли решить проблему женского высшего образования в целом, требовалась поддержка этой идеи государством и ее законодательное оформление.

В середине 1860-х гг. некая Мадлен Брэ, ссылаясь на то, что в Америке женщины уже с 40-х гг. XIX в. имеют возможность получать степени в области медицины, подала прошение о приеме в Парижский университет и допущении к слушанию лекций медицинского факультета. Ее требование поддержал В. Дюрюи18 — министр народного просвещения. 4 февраля 1866 г. он написал письмо императрице Евгении, в котором обосновывал необходимость предоставления женщинам права на высшее образование тем влиянием, которое оказывают матери на воспитание сыновей. «Прежде всего, хочу обратить внимание Вашего Величества на то, что во Франции нет высшего образования для женщин. Мне не хотелось бы делать из них "синих чулков", но слишком велико влияние матерей на нравственное воспитание и направление мыслей их сыновей, чтобы нас не беспокоила недоступность для наших женщин интеллектуальных достижений

19

современности»19.

Императрица Евгения поддержала Дюрюи, и в том же 1866 г. было опубликовано постановление, согласно которому женщины могли сдавать экзамены на степень бакалавра в высших учебных заведениях. Через год вышло специальное постановление, разрешавшее прием женщин на все факультеты всех вузов, кроме теологического, с правом получения той же ученой степени (бакалавра, кандидата наук, доктора наук и агреже20 на факультетах права, медицинском и фармацевтическом), что и для мужчин. Однако это постановление носило двоякий характер. С одной стороны, оно разрешало женщинам получать высшее образование, но, с другой стороны, не обязывало университеты допускать женщин до занятий и до экзаменов. По этой причине многие высшие учебные заведения не принимали женщин в качестве слушательниц. Так, например, Сорбонна не допускала женщин на лекции вплоть до 1880 г.21.

Оставалась нерешенной проблема среднего образования. Высшее образование могло оказаться только иллюзией, так как отсутствовали необходимые подготовительные учреждения среднего звена, а монастырского образования было явно недостаточно для поступления в университеты. Поэтому до конца 1880 г. высшее образование для большинства француженок существовало dе jure, но не de facto. Подтверждением служат следующие данные: во французских университетах среди студенток француженки являлись редкостью, несмотря на то, что доступ для иностранок в Парижские университеты был затруднен22. По статистике, в 1888 г. в Париже на медицинском

17 Ibid. P. 145.
18 Дюрюи Виктор (1801—1894) — историк, преподаватель античности, автор большого числа научных исследований, министр народного образования в 1863—1869 гг., пользовался большой поддержкой Наполеона III.
19 Duruy V. Notes et souvenirs (1811—1894). Paris, 1901. Vol. 2. P. 190.
20 Ученое звание, примерно соответствующее кандидату наук.
21 Зелдин Т. Франция 1848—1945: Честолюбие, любовь и политика. Екатеринбург, 2004. С.
297.
22 Женское образование во Франции // Первый женский календарь / Сост. Л. Н. Ариян. СПб., 1901. С. 268.

факультете обучалось 114 женщин, из них 70 русских, 20 полячек, 8 англичанок и лишь 12 француженок23.

Однако даже учреждение регулярной системы среднего женского образования не изменило кардинально ситуацию с количеством француженок в высших учебных заведениях. На наш взгляд, объяснить это можно целым рядом причин.

Программа обучения в средних заведениях для девушек отличалась от программы мужских лицеев, она была более «легкой» по содержанию и дополнена введением предметов, направленных на «сохранение женственности». Латынь и философия были исключены как сложные для женского ума. Срок обучения составлял 5 лет и был разделен на два периода: первый из них — законченный — продолжался 3 года, чтобы девушки могли покинуть лицей в 14 лет и начать поиски мужа. Заканчивался этот период вручением свидетельства об образовании. Дополнительный период обучения в два года вводился для желающих более углубленно изучить предметы и подготовиться для поступления в учительскую семинарию. По своей сути, это были скорее курсы повышения квалификации. Венцом нового образования являлся не диплом о присуждении степени бакалавра (как в мужских лицеях), а «декоративный» диплом24.

Государство, проводя реформу среднего образования, преследовало две цели: с одной стороны, ограничить влияние католической церкви и укрепить республику, с другой стороны — подготовить женщин к тому, чтобы они стали образованными матерями. «Всякая ученость, могущая напомнить "femmes savants" (ученую женщину), была в них отброшена в сторону»25.

Качество полученного среднего образования не давало француженкам реальных знаний для поступления в университеты или для участия в экзамене на степень бакалавра. Для этого требовалась дополнительная и весьма существенная подготовка.

По свидетельству Круазет-Бен-Абен26 «в 1887 году женщина, претендующая на степень бакалавра, все еще считалась чем-то из ряда вон выходящим. При написании сочинения на сотню кандидатов приходилось, в лучшем случае, два, облаченных в платье; и одно из них было сутаной. В одном из университетов, чтобы девушка не оказалась одна среди кандидатов-мужчин, ей отвели специальное место за столом экзаменаторов. Сообщая результаты, президент комиссии счел необходимым подчеркнуть необычность

27

ситуации»2&.

И в начале XX века женщины, претендующие на степень бакалавров, по-прежнему были во Франции редким явлением. В 1905 г. 26 женщин смогли сдать этот экзамен, из них 21 по философии и 5 по математике. В том же году мужчин, получивших степень бакалавра по философии, было 4469, а по математике — 166428.

Столь медленное проникновение женщин в систему высшего образования можно объяснить тем фактом, что большинство женщин во Франции оставалось консервативным религиозным элементом и ориентировалось только на получение начального образования. Эмансипация сталкивалась с тендерными стереотипами, согласно которым получать серьезное образование должны были только те девушки, которые лишены семейного счастья. Вот как описывает эту ситуацию в своем дневнике лицеистка Севра накануне выпускного экзамена: «Из-за чего мы хлопочем? Всем известно, что нас ожидает недоверие и зависть коллег-мужчин, подозрение и холодность общества, в котором мы

23 Новости из-за границы // Мир божий. 1896. № 11. С. 47.
24 Janet P. L&éducation des filles // Revue des Deux Mondes. 1883. Vol. 85. L. 1. Septembre. P. 80.
25 Французские женские школы // Образование. 1893. № 12. С. 24.
26 Круазет-Бен-Абен — журналистка, ведущая постоянной рубрики «Бюллетень среднего женского образования» в журнале «Revue Universitaire».
27 Crouzet-Ben-Aben. Monografie d&une education masculine de femmes // Revue Universitaire. 1917. Vol. 1. P. 333—334.
28 Tableau XXV «Nombre de baccalaureats obtenus par les femmes 1905—1926 annes» // Charrier E. L&evolution intellectuel feminine. Paris, 1931. Р. 196.

парии, особенно в провинции. Здоровая, красивая девушка создана, чтобы быть матерью, но многим ли из нас, бесприданниц, суждена такая карьера? Большинство осуждено на безбрачие, поэтому остается учиться, чтобы заработать себе на хлеб»29.

Французский писатель А. Доде (1840—1897) в парижском журнале «Ревю де Ревю» приводил мнения известных своих современниц по этому вопросу. Наиболее распространенной была точка зрения «неформального влияния». Принято было считать, что женщины во Франции и так играют огромную роль в жизни общества. Они — существа высшего порядка, олицетворение тайной власти, и в семье, и в деловых отношениях с ними считаются. Через мужчин — своих мужей и любовников, они могут оказывать влияние на политику, играть определенную роль в науке и искусстве, поэтому серьезное образование необходимо только для одиноких женщин — вдов и старых дев, которые не смогли реализовать себя по-другому в жизни. «Наука бесполезна для женщин, если только они в виде исключения не берутся за мужские обязанности. Обходились же многие женщины без науки, и это не мешало им группировать вокруг себя

" 30

интеллигентных людей, вдохновлять их и влиять на прогресс»30.

Государственные деятели, проводившие реформу, имели по этому вопросу традиционное мнение и отстаивали его в своих выступлениях. К. Сэ31 во время дебатов во французском парламенте об организации женского образования выступил с речью, в которой сказал: «Особенно большой потребности для женщин в высшем образовании не существует, так как в 18—20 лет им надлежит исполнять обязанности другого рода»32.

Если к получению высшего образования стремилась замужняя женщина, то это вызывало недоумение общества. Так, например, «первой студенткой юридического факультета в Париже стала замужняя женщина. Она была вынуждена долгое время ходить на занятия в сопровождении мужа и секретаря факультета, опасавшегося возможного скандала»33.

Ситуация практически не изменилась и в начале XX века. Материнство по-прежнему считалось главным предназначением женщины. Образование воспринималось большинством женщин как освобож

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты