Спросить
Войти

Один год из жизни провинциальной усадьбы (по материалам архива имения Волышово Порховского уезда Псковской губернии)

Автор: указан в статье

УДК 94(47).073

ОДИН ГОД ИЗ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ УСАДЬБЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВА ИМЕНИЯ ВОЛЫШОВО ПОРХОВСКОГО УЕЗДА ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Ю.Н.Узенева

Псковский Государственный университет, julia777887@mail.ru

В статье на примере конкретной усадьбы рассматриваются вопросы повседневной жизни псковского провинциального дворянства. В ней осуществлён анализ интерьера и внутренней жизни имения, выявлены аспекты хозяйственной деятельности поместья.

The paper is devoted to the problems of a daily life of Pskov provincial nobility based on the materials of the country estate archives. The analysis of the house interior and inner life of the estate is presented, some aspects of economic activities of the estate are revealed.

В настоящее время в исторической науке повысился интерес к изучению повседневной жизни российского дворянства XIX в. Дворянская усадьба была многофункциональным комплексом и воздействовала на округу в административной, духовной, культурной и хозяйственной сфере. Жизнь дворянской усадьбы была многообразна в своих проявлениях, но в нашем исследовании мы рассмотрим на примере конкретной усадьбы Псковской губернии некоторые аспекты жизни провинциального имения.

В отечественной историографии накоплен немалый опыт изучения вопросов, связанных с повседневной жизнью дворянства. В этом направлении в последнее время работали следующие российские историки: Ю.М.Лотман, В.Д.Лелеко, Е.Н.Марасинова, Н.Л.Пушкарёва и мн. др. В работах Л.В.Беловинского, Е.Е.Дмитриевой, О.С.Евангуловой, Л.В.Ивановой, Т.П.Каждан, М.В.Нащокиной исследовалась взаимосвязь менталитета дворянина с его деятельностью в усадьбе, просветительными, научными изысканиями, общим вкладом в русскую культуру. Обобщающих работ, освещающих жизнь псковского провинциального дворянства, к настоящему времени нет, написаны лишь локальные исследования, касающиеся жизни различных усадеб Псковской губернии. Изучением истории усадьбы Волышово Порховского уезда занималась Г.В.Проскурякова. Её работа «Волышовская старина», основанная на воспоминаниях, повествует о жизни усадьбы в последней четверти XIX - начале XX вв. В данном исследовании мы рассмотрим жизнь усадьбы на протяжении 1846 г.

В Порховском уезде Псковской губернии было много «дворянских гнёзд». Наиболее известное из них - Волышово, с 70-х гг. XVШ в. принадлежало роду Васильчиковых. С Дмитрием Васильевичем Ва-сильчиковым связана организация хозяйства и укрепление имения Волышово. С 1830 г., после смерти отца, Дмитрий Васильевич стал его полноправным хозяином. Он был «главным строителем и первым владельцем особого, не похожего на другие, обширного и прекрасного дворцового и хозяйственного комплекса, которому с середины XIX в. не было равных» [1].

Дмитрий Васильевич постоянно не жил в Во-лышове, поэтому указания по управлению имением

он отдавал своему управляющему и приказчику. Управляющим был Степан Тимофеевич Поляков, который верой и правдой служил семье Васильчико-вых на протяжении полувека. Сначала - отцу Василь-чикова Василию Алексеевичу, а затем более пятнадцати лет управлял имением Дмитрия Васильевича. Приказчиком был Леон Матвеевич Конашевский, которому Дмитрий Васильевич давал подробные наставления по управлению имением. Во-первых, он подчёркивал необходимость почтительного отношения к управляющему Степану Тимофеевичу Полякову, который уже находился в преклонном возрасте. Дмитрий Васильевич требовал исполнения в точности всех приказаний Полякова, настаивал на том, чтобы приказчик во всём помогал ему, но произволом не занимался. Васильчиков подчёркивал, что священным долгом приказчика является налаживание отношений между крестьянами, к которым он должен относиться совершенно справедливо, в случае необходимости прибегать к наказаниям, но не более 25 ударов розгами. Собственноручно наказывать крестьян приказчику Дмитрий Васильевич запрещал, опасаясь того, что он в порыве гнева может изувечить человека. В подобном случае он был бы наказан по приговору суда [2].

С управляющим Степаном Тимофеевичем Ва-сильчиков вёл переписку, касающуюся важных хозяйственных дел в имении. В нашем распоряжении находятся письма, отправленные Поляковым Дмитрию Васильевичу в Петербург в период с февраля по август 1846 г. В письмах Степан Тимофеевич отчитывается по разным вопросам. Так, сообщает о том, что в феврале по приказанию Аделаиды Петровны, жены Васильчикова, были отправлены в Петербург следующие вещи: «пять картин, китайские ковры, самовар, у которого кран попорчен, планы лесных дач от землемера и крупы разных сортов» [3]. В этом же письме управляющий сообщает, что крестьяне неисправно платят оброк, и его хватает только на жалование. Из писем известно, что в это время в округе свирепствовала эпидемия горячки и чахотки, погибало много крестьян. В письме от 5 июня Степан Тимофеевич сообщает о хорошей всхожести озимых и яровых. В итоге в августе нажали четыре тысячи снопов ржи, с которых намолотили 32 У четвертей. Причём погода в то время была очень жаркая, по словам Полякова, температура поднималась выше сорока градусов, отчего многие яровые хлеба посохли [4]. После завершения сбора урожая многие продукты отправлялись в Петербург. Также управляющий сообщал о том, что в город были отправлены: 5 штук арбузов, 50 штук персиков, 700 штук груш [5].

В августе 1846 г. в управлении имением произошли изменения. Так как Степан Тимофеевич находился уже в почтенном возрасте, на его место был назначен Александр Иванович Пустодомов. Сохранилось наставление новому управляющему, составленное Дмитрием Васильевичем. В нём оговаривался размер жалования Пустодомова (400 руб. серебром в год), в случае необходимости ему разрешалось пользоваться всеми домашними продуктами. Александру Ивановичу нужно было сделать подробную опись всего имущества. Дмитрий Васильевич подчёркивал, что главное в работе управляющего - это содержание в хорошем состоянии имения. Управляющему необходимо было в ходе своей деятельности добиваться «умножения дохода и уменьшения расходов» [6]. Пустодомов должен был заботиться о росте благосостояния своих крестьян, обращаться с ними, как «отец семейства и христианин» [7]. Прежнему управляющему назначалась пенсия 115 руб. в год серебром, причём Васильчиков требовал уважительного отношения к Степану Тимофеевичу как со стороны управляющего, так и со стороны крестьян. Жильё Александру Ивановичу Пустодомову предоставлялось во флигеле, напротив стряпчей, который должны были отремонтировать.

В начале XIX в. главными зданиями в имении были господский дом, близ него - церковь Всемилостивого Спаса, с обеих сторон парадного двора - по два небольших флигеля, напротив господского дома -конюшни, конный двор с примыкающими к нему жилыми зданиями. Господский дом был построен в смешанном стиле барокко-классицизм [8].

О том, каким было убранство дома в с. Волы-шово, мы можем судить, обращаясь к описи господского дома, составленной в 1846 г. в связи со сменой управляющего. В ней подробно описана мебель, домашняя утварь, провизия, бельё, документы, хранившиеся в доме. Несмотря на то, что владельцы в Во-лышове постоянно не жили, убранство дома было богато и изысканно. Внутренняя отделка дома изумляла своим богатством и красотой.

Всегда особое значение в доме придавалось гостиной, предназначенной для приёма посетителей, организации праздников, музыкальных вечеров. В описи значилось две гостиные: большая и малая. Большая гостиная предназначалась для приёма значительного количества гостей. В ней находились, как и во всех комнатах, образа в серебряных ризах. В гостиной можно было музицировать, раскладывать пасьянс, играть в бильярд. В описи упоминался клавесин красного дерева, бильярд, два ломберных стола красного дерева, девять портретов в золотых рамах, а также числилось «диванов красного дерева с бронзами и чехлами - 10..., стульев таковых же с чехлами - 10...,

стульев плетёных - 13..., зеркал больших в двух простенках из составных штук - 2» [9]. В большой гостиной было четыре окна. Комната освещалась двумя люстрами, вызолоченными на бронзовых цепочках, на стенах были прикреплены две лампы. Четыре лампы находились на колоннах у бильярда. Гостиную заполняла мебель, изготовленная из красного дерева и карельской берёзы. Обивка мебели для удобства и практичности была выполнена из ситца.

Вторая гостиная была несколько меньше первой, отсюда её название. Она освещалась тремя окнами. В гостиной находились образа: «Господь Вседержитель в серебреной ризе, образ Благовещение Пресвятой Богородицы, образ Захария и Елизаветы, ейцо фарфоровое с изображением Нового завета» [10], также в золочёной раме висел портрет императора Николая Павловича. Обстановка этой гостиной располагала посетителей и хозяев к общению, беседам и чтению. В ней находились диваны и кресла, обитые ситцем под холстинным чехлом, стулья берёзовые с решётками, разные столики: карельской берёзы, восьмиугольные, овальные с сукном и алебастровыми досками.

У владельцев дома были и свои личные комнаты. Рядом с кабинетом Дмитрия Васильевича находились его гардероб и уборная. У его жены Аделаиды Петровны тоже был свой кабинет и спальня.

Кабинет являлся своеобразным атрибутом каждого владельца усадьбы и относился к непарадным, приватным комнатам. Комната хозяина усадьбы служила местом отдыха, чтения, а также использовалась для ведения хозяйственных дел. В кабинете Дмитрия Васильевича висело более тридцати портретов на трёх стенах, среди которых особое место занимали портреты жены в золочёной рамке и брата, князя Иллариона Васильевича, в рамке красного дерева. Комната была достаточно просторная, свет в неё попадал через два окна, на которых висели коленкоровые шторы. В интерьере кабинета Дмитрия Васильевича помещались: стол крашеный с резным низом и доской белого мрамора, на котором стояли часы чёрного дерева с бронзою, ломберный стол карельской берёзы с зелёным сукном, восемь кресел складных с подушками и белыми чехлами, два кресла с сафьянными подушками, а также кресло орехового дерева на колесиках, обитое материей под холстинным чехлом [11]. В уборной Дмитрия Васильевича находилась кровать берёзового дерева с двумя матрацами, подножная скамеечка, рядом с кроватью стоял жёлтый шкафчик, а также два шкафа яблоневого дерева, стол красного дерева под лаком и три настольных зеркала.

Хозяйка усадебного дома также располагала собственным помещением - кабинетом и спальней. Роль женщины в дворянском быту по сравнению с ХУШ в. отличалась и уже не ограничивалась только воспитанием детей и участием в хозяйственных делах. Она всё более становилась создательницей культурной атмосферы в усадьбе. И хозяйство, и новые стороны повседневной культуры обусловили особенности быта владелицы усадьбы. В кабинете она принимала близких друзей, родственников, соседей, читала, вела переписку, занималась рукоделием. Он

находился рядом с гостиной. Женский кабинет всегда носил на себе отпечаток личности хозяйки, его обстановка создавалась в соответствии с её вкусами и пристрастиями. Центральное место на стене в нём занимал портрет её мужа в золотой раме. Ниже, под хрустальным футляром, висели часы. Кабинет был просторным, в нём находилось четыре дивана, в том числе точёные, обитые красным полусукном и узорчатым сукном. Здесь же находилось семь различных кресел: обитых красным и красноузорчатым сукном на точёных ножках, были кресла, выполненные из карельской берёзы, обитые ситцем. Особое значение придавалось посуде, среди которой имелись не только раритеты, но и предметы, выражающие представления о роскоши и вкусе хозяйки [12]. Недалеко от дверей в гостиную стояли два шкафа. На одном из них находилось пять разных алебастровых фигур, на втором - фарфоровый молочник и фаянсовый чёрный кувшинчик, ларчик морёной берёзы с замком и ключиком, а также портфель, закрывающийся на замок [13].

Рядом с входом в спальню стояла горка, на ней можно было увидеть шесть разных фарфоровых кукол. В горке находилась хрустальная посуда: рюмочка янтарного цвета, три солонки резные с блюдечками, три корзинки резные с блюдечками, молочник, вазочка резная красноватого цвета, два бокала резных без крышек и один бокал с золотом и крышкой, две кружечки хрустальных резных с крышками и одна без крышки. Помимо этого в горке находилась одна фаянсовая кружечка и стакан гранёный с узором [14]. В кабинете была ещё одна горка за печкой. На ней стояло ещё четыре фарфоровых куклы, ваза резная хрустальная с ручками, два хрустальных бокала с вензелями, три хрустальных сахарницы с крышками, причём одна из них - круглая с золотом. В этой горке хранились два чайных приборчика, один состоял из пяти штук: подноса, кофейника, чайника, сахарницы и чайной чашечки с блюдцем. Второй прибор, фаянсовый, голубого цвета, - из пяти штук: кофейника, чайника с крышкой, молочника, чайной чашки и блюдца. Помимо приборов, здесь стояли две пары фарфоровых чайных чаш с золотом и крышками и пять пар бело-фарфоровых с вензелями чайных чаш с блюдечками и без крышек [15].

Большую роль в достижении художественной выразительности интерьера в кабинете играл декоративный стиль (шторы, драпировки, обивка мебели, напольные ковры). В кабинете Аделаиды Петровны висели на четырёх окнах практичные коленкоровые шторы. Занавес к этим окнам был ситцевый и кисейный. Мебель обивалась чаще всего различным сукном. Также был тканый кругом ковёр зелёного сукна, а половое сукно тянулось через три комнаты: две гостиных и кабинет. Для украшения у дверей стоял цветник с двумя ящиками.

В спальне Аделаиды Петровны находилось две кровати с различными матрацами: волосяными и мочальными [16]. Стены спальни были украшены детскими портретами и портретами родственников, Екатерины Илларионовны и Иллариона Яковлевича. Кресла, стулья, диваны дополнялись по назначению

небольшими столиками: овальными, круглыми, для письма с ящиками и т.д. В спальне также находились бюро, шкаф красного дерева со стёклами и замком, между окнами в рамке красного дерева висело зеркало.

Другая половина дома отводилась для комнат дочери Дмитрия Васильевича и Аделаиды Петровны Татьяне Дмитриевне. На её половине располагались: маленькая передняя, маленький кабинет, кабинет, спальня, девичья.

В кабинете Татьяны Дмитриевны было два окна, на которых висели коленкоровые шторы и ситцевые занавесы с зелёными цветочками. В него вели две двери, на которых висели такие же занавесы. Стены кабинета были украшены портретами, в том числе портретом сестры Татьяны Дмитриевны Софии. Различные столы и столики дополняли его интерьер. Это были наборные столы, рисовальные, выполненные из красного дерева овальные и с ящиками [17]. Экзотическим дополнением обстановки кабинета барышни было наличие двух клеток с попугаями. В описи значился «маленький кабинет». Видимо, он получил такое название в связи с небольшим размером. В нём помещался маленький диванчик, кресло, обтянутое коленкором, три столика, два из которых были чёрными на точёных ножках, на третьем столе лежали жития святых под стеклом. В кабинете было одно окно, на котором висели ситцевые занавеси, а у окна находилась штора из розового коленкора. У Татьяны Дмитриевны была типичная спальня барышни, в которой находились две берёзовые кровати. Рядом с ними стояли ольховые шкафчики, у кроватей были ширмы, обитые голубым коленкором. В спальне стояло несколько столиков, четыре кресла и одно маленькое креслице на медных колёсиках. Между окнами на стене висело зеркало в золочёной раме, на двух окнах были коленкоровые шторы и при них суконные занавески.

Одним из важнейших помещений усадебного дома являлась столовая, постоянное использование которой обусловило сочетание в ней элементов как парадного, так и ежедневного обихода. Оформление столовой зависело, прежде всего, от общего архитектурного и декоративного решения всего здания [18]. В доме Васильчиковых столовая занимала светлое помещение, где можно было проводить многолюдные праздники. В центре столовой находился большой раздвижной чёрный стол, который занимал большее пространство комнаты, а также поодаль от него стояли два приборных стола. В то время к изготовлению стульев предъявлялось главное условие - удобство, так как обеды часто затягивались надолго. Двадцать восемь чёрных стульев с переплётом стояли в столовой, выполненные в том же стиле, что и стол; два ломберных стола карельской берёзы с сукном дополняли интерьер этой комнаты. Освещала столовую навесная лампа с тремя рожками. Украшением её являлись часы с органами в футляре. Рядом со столовой обычно отводилось место для буфета или других подсобных служб, искусно скрытых парадной отделкой. Не исключением был и буфет в доме Васильчиковых, находившийся за ширмами. В буфете хранили посуду, столовые приборы и прочие необходимые принадлежности для сервировки стола и обслуживания гостей. Кроме того, там находились: кувшины, вазы, соусники, тарелки, сахарницы, масленицы, кружки, молочники, бокалы и т.д. Одних только рюмок насчитывалось сто штук. Особым разнообразием отличалась коллекция графинов. Это были графины с позолотой, гранёные с поясками, гладкие, с гранью внизу. Они использовались как под воду, так и для хранения уксуса, масла и перца.

Отдельно вёлся учёт предметов из серебра. В буфете в общей сложности насчитывалось двести сорок шесть серебряных предметов, некоторые из них были с позолотой. Ковши разливные, ложки соусные, десертные, чайные, щипчики, подносы, солонки, вилки, ситечки были серебряные и хранились там же.

Известно, что Дмитрий Васильевич Васильчи-ков был заядлым охотником, специально закупал для этого занятия породистых лошадей и собак. В описи отдельно выделены серебряные предметы, предназначенные для приготовления пищи на охоте. Для этого отводился специальный сундук, в котором хранилась вся необходимая посуда. В нём всего числилось сто шестьдесят девять серебряных предметов. В их числе были: суповая чашка, глубокие тарелки, разливной ковш, ложки, вилки, стаканы и горчичница

О «хлебе насущном» в усадьбе заботились основательно. Многочисленные обитатели нуждались в каждодневном пропитании. Стол в имении Васильчи-ковых был достаточно разнообразным, изысканным и богатым. В кладовой дома числились запасы икры в бочонке, оливок, каперсов, горчицы, различных круп, в том числе манной, крупчатой, смоленской, перловой. Для приготовления блюд использовались приправы, запасов которых было множество, в их числе лавровый лист, гвоздика, корица, горох, перец простой, белый, английский, уксус, оливки и прованское масло. Элитные сорта сыров, швейцарский и пармезан, также находились в кладовой.

Отдельный реестр вёлся винам, находящимся в погребах господского дома с. Волышово, в которых находились французские, испанские, греческие, венгерские сорта вин и сладкой водки. Из престижных в России сортов вин здесь хранилась бутылка крепкого вина мадеры. Из французских сортов: четыре полубутылки фронтиньяна (мускатного вина), 13 бутылок сотерны, две бутылки бургонского вина. Испанские вина были представлены следующими сортами: малагой, её числилось девять бутылок, и семью бутылками хереса, крепкого испанского вина. Из греческих вин было закуплено две бутылки кипрского вина. В погребе хранился ликёр из кислых вишен, который назвали мараскин. Был здесь коньяк, ром и шампанское. В общей сложности различных сортов вин числилось 126 бутылок и 154 полубутылки, причём в 1846 г. было привезено ещё 111 бутылок различного вина. В их числе: сотерна, мадера, малага, жульен и ром.

Из отчётных ведомостей Волышовской вотчинной конторы известно, что основными статьями

дохода являлись: сбор оброка, продажа различных кож, сельскохозяйственных продуктов и скота. Полученные средства расходовались на выплаты харчевых крестьянам, приобретение необходимых в имении продуктов (масло, свечи, мыло и т.д.), оплату дорожного проезда до Петербурга и на почтовые расходы.

В имении содержались значительные стада рогатого скота. Численность коров в течение года варьировалась от 74 до 95 голов, молодых нетелей было 84. Также в имении выращивались овцы и свиньи. В особых условиях содержались породистые лошади, их насчитывалось в разные месяцы от 40 до 60 голов.

История с. Волышово даёт ценный материал для изучения усадьбы первой половины XIX в., тем более что жизнь имения Волышово этого периода ранее в литературе не освещалась. Обнаруженные материалы дают возможность узнать о вкусах владельцев поместья, помочь представить историю и облик других несохранившихся усадеб

1. Масленникова Н. Васильчиковы - Строгановы // Псковская земля. История в лицах. «Дворяне все родня друг другу». М. 2006. С.167.
2. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.88. Л.2.
3. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.115. Л.1.
4. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.115. Л.35.
5. РГАДА. Ф.1260.Оп.2.Д.115.Л.38.
6. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.123. Л.1.
7. Там же. Л. 1.
8. Проскурякова Г.В. Волышовская старина. СПб, 2008. С.9.
9. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.122. Л.5.
10. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.122. Л.6.
11. РГАДА. Ф. 1260. Оп.2. Д.122. Л.2.
12. Журавская Э. Женский кабинет // Мир русской усадьбы. Каталог. М., 2010. С.50.
13. РГАДА. Ф. 1260. Оп.2. Д.122. Л.8.
14. Там же. Л.8 об.-9.
15. Там же. Л.9.
16. Там же. Л.10.
17. Там же. Л.13.
18. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX в. М., 2001. С.302.
19. РГАДА. Ф.1260. Оп.2. Д.122. Л.27.

Bibliography (Transliterated)

1. Maslennikova N. Vasil&chikovy - Stroganovy // Pskovskaja zemlja. Istorija v licah. «Dvorjane vse rodnja drug drugu». M. 2006. S.167.
2. RGADA. F.1260. Op.2. D.88. L.2.
3. RGADA. F.1260. Op.2. D.115. L.1.
4. RGADA. F.1260. Op.2. D.115. L.35.
5. RGADA. F.1260.Op.2.D.115.L.38.
6. RGADA. F.1260. Op.2. D.123. L.1.
7. Tam zhe. L. 1.
8. Proskurjakova G.V. Volyshovskaja starina. SPb, 2008. S.9.
9. RGADA. F.1260. Op.2. D.122. L.5.
10. RGADA. F.1260. Op.2. D.122. L.6.
11. RGADA. F. 1260. Op.2. D.122. L.2.
12. Zhuravskaja Je. Zhenskij kabinet // Mir russkoj usad&by. Katalog. M., 2010. S.50.
13. RGADA. F. 1260. Op.2. D.122. L.8.
14. Tam zhe. L.8 ob.-9.
15. Tam zhe. L.9.
16. Tam zhe. L.10.
17. Tam zhe. L.13.
18. Dvorjanskaja i kupecheskaja sel&skaja usad&ba v Rossii XVI-XX v. M., 2001. S.302.
19. RGADA. F.1260. Op.2. D.122. L.27.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты