Спросить
Войти

Современное развитие инновационного взаимодействия сферы малого и среднего предпринимательства России и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений. К 70-летнему юбилею исторической победы советско-монгольских войск при Халхин-Голе

Автор: указан в статье

современное развитие инновационного взаимодействия сферы малого и среднего предпринимательства россии и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений

К 70-летнему юбилею исторической победы советско-монгольских войск при Халхин-Голе

С. а. филин,

кандидат технических наук, заместитель председателя

Российско-Монгольского делового Совета

Лувсанцэрэнгийн дУГАРЖАВ,

доктор исторических наук, профессор,

заместитель директора филиала РЭА им. Г. В. Плеханова

в г. Улан-Баторе

С. Б. ПАРАСКЕВА,

кандидат экономических наук,

сопредседатель Российско-Монгольского делового Совета

Основными направлениями российско-монгольского сотрудничества являются внешняя торговля, создание совместных предприятий, приграничная торговля, наука и техника, образование, культура, производство, строительство, сфера услуг, туризм. Ежегодный прирост товарооборота в 25—30 % обеспечил его объем по итогам 2008 г. — 1,3 млрд долл. (в 2007г. — 700 млн), превзойдя запланированный на конец 2010 г. показатель в 1 млрд долл. В основном развиваются приграничные региональные связи, на которые приходится около 70 % российско-монгольского товарооборота. Проблемы, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и Монголией, сходны. Главные из них — переход на инновационный тип развития, в том числе через создание высокоэффективных технопарковых структур, развитие инновационно-активного малого и среднего предпринимательства и организация приграничного сотрудничества в целях создания благоприятных условий для предпринимателей по развитию торговли между Российской Федерацией и Монголией и привлечение российских инвестиций в Монголию. Во время визита Премьер-министра Российской Федерации В. В. Путина в Монголию (май 2009 г.) был учрежден Российско-Монгольский Деловой Совет, создание которого вызвано взаимной заинтересованностью Монголии и России в восстановлении и дальнейшем развитии торгово-экономических отношений между двумя нашими государствами и необходимостью совместного подхода к решению вышеназванных проблем.

Россия и Монголия имеют традиционные многовековые связи. Советских и монгольских детей воспитывали в духе верности монголо-советской дружбе, учили, что эта дружба скреплена потом и

совместно пролитои кровью старших поколении наших стран. И речь идет не только о совместной борьбе советско-монгольских войск за свободу и независимость Монголии, начиная с 1921 г., включая битву на Халхин-Голе и совместное участие в освободительной войне против милитаристической Японии в 1945 г.

Как известно, часть западных, дореволюционных (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и современных российских историков (Б. А. Рыбаков) утверждали, что монголо-татарское иго на Руси оказало самое отрицательное влияние на ее развитие [6], и о нем упоминали как о времени полнейшего упадка Руси. Однако, несомненно, здесь присутствуют и положительные моменты. Так, хотя Русь около 250 лет являлась монгольским улусом, как констатировал К. Маркс: «...Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита» [9]. Согласитесь, по меньшей мере «странный» итог 250-летнего «монгольского ига».

Как пишут известные российские и зарубежные ученые, в том числе Л. Н. Гумилев1, В. И. Вернадский, Хара Даван, еще в ХГГГ—ХГУ вв. Монголия и Русь были военно-политическими союзниками,

в частности Русь получила помощь монголов в защите от агрессии западноевропейских стран2, и именно благодаря монгольскому воздействию образовалось сильное централизованное российское государство вокруг Московского княжества.

Н. М. Карамзин оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, так

1 Л. Н. Гумилев утверждал, что Великое княжество Владимирское добилось выгодного союза с Золотой Ордой. Пока существовала сильная Византия, ни католический, ни мусульманский мир не были страшны русским землям. Но в 1204г. Византия была разрушена крестоносцами. Такая же судьба ждала и Русь. Своеобразие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда удельная Русь подвергалась двойной агрессии — с Востока и с Запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального удара отошли обратно в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осуществленной Александром Невским, был связан с защитой «исторического смысла своеобразия русской культуры — Православия». Военный союз с ордой предопределил особый путь Руси: помог сохранить «золотой пояс» древних городов вокруг Москвы и основы русской культуры. Русские земли, отказавшиеся от союза с монголо-татарами и выбравшие в качестве союзников католический Запад, потеряли все [6]. Так, в южных русских землях, вошедших в состав Великого княжества Литовского, даже следов русской культуры не осталось. Древнеславянские города Гомель, Житомир, Минск, Могилев, Львов, Луцк, Ровно, Ужгород были отданы князем Даниилом Галицким под власть «культурного католического Запада». Не осталось ни государства, ни веры, ни древних церквей. (уже через 85 лет после его смерти канула в небытие и Галицко-Волынская Русь, здесь нет ни одного православного храма ХГ—ХУГ вв.: все они были уничтожены). Римская католическая церковь, в отличие от хинги-зидов, не знала религиозной терпимости [19].
2 Свидетельств об использовании Александром Невским помощи своих союзников татаро-монголов в Ледовом побоище несколько.
1. После взятия Копорья в 1241 г. следовало ожидать, что Александр станет освобождать Псков, но этого не происходит. Новгородская летопись сообщает, «поиде Александр к Батыю царю». Дальнейшие события объясняют причины этой поездки. Новгородскую рать под предводительством Александра Невского усиливают полки Андрея Ярославовича, тогда князя суздальского, находившегося, как и вся северо-восточная Русь, в полной зависимости от Золотой Орды. И без воли хана Батыя едва ли бы кто-нибудь из русских князей в это время осмелился бы собирать ополчение [1]. Появление монголь -ской конницы является, по-видимому, вторым результатом поездки Александра Невского в Золотую Орду. «.В 1242г. оба войска стояли на льду. Битву начали крестоносцы. Построившись в традиционный для себя боевой порядок, которые русские называли «свиньей», тевтоны пошли в атаку. Во главе и по бокам атакующей колонны неслись закованные в латы рыцари, прикрывавшие находившуюся в центре боевого построения пехоту. «Свинья» разгромила центр русского войска. Рыцари, упершись в обрывистый берег Чудского озера, начали разворачиваться. И тут в более слабые «бока свиньи» ударили конные дружины. Этот маневр: дать противнику увязнуть в боевых порядках, а потом нанести свежими силами фланговые удары, — был характерен скорее для монголов, чем для русских, которые, как и вся Европа в этот период использовали более прямолинейную тактику. И, если этот ошеломляющий для немцев удар на льду Чудского озера суздальско-новгородские дружины нанесли, то либо они чему-то уже научились у монголов, либо татаро-монгольский конный отряд входил в состав русских войск».
2. В одной из немецких летописей есть упоминание и о том, что в Ледовом побоище на стороне русских войск принимал участие отряд монгольской конницы. Исследователь немецких средневековых хроник Р. Гейденштейн опубликовал в XIX в. сведения об участии монголов в битве на Чудском озере. О его выводах знали великие российские историки того времени В. А. Ключевский, С. М. Соловьев и др. Всадники-лучники Невского атакуют датский фланг. Согласно работе [2]: «Личность этих лучников, которые сыграли такую решающую роль в битве на Чудском озере, остается неопределенной. Там были, почти несомненно, всадники-лучники на правом фланге армии Александра. Скорее всего, это были союзники — тюрки-кипчаки (allied Kipchaq Turks) или только что прибывшие представители монгольских завоевателей Руси. Их жертвами стали неподозревавшие «Люди короля» — вассалы датской короны на левом фланге армии крестоносцев». 3. В Чудском озере обнаружено очень много оружия, использовавшееся явно монгольской или печенежской конницей [3]. 4. Князь Александр Невский был приемным сыном хана Батыя и названым братом Батыева сына — царевича Сартака. В те времена легко преступали через кровное родство. Но названое братство почиталось святыней и было незыблемым. Таким образом он обеспечил себе поддержку Орды в отражении очередного крестового похода на Русь и православную веру, начатого римской католической церковью в XII в. «Подмогните побить моих соседей» — так определяет Ю. Афанасьев устремления Александра, но в то время речь уже шла не просто о «соседских» сварах и «соседском»» соперничестве [8, 19]. Названое братство Александра с Сартаком и положение приемного сына хана Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой, который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница [19].

как междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках: «Москва обязана своим величием ханам» [4, 5].

П. Я. Чаадаев в 1843 г. писал: «Продолжительное владычество татар3 — это величайшей важности событие... Как оно ни было ужасно, оно принесло нам больше пользы, чем вреда. Вместо того чтобы разрушить народность, оно только помогло ей развиться и созреть. Оно сделало возможными и знаменитые царствования Иоанна III и Иоанна IV, царствования, во время которых упрочилось наше могущество и завершилось наше политическое воспитание» 4.

Монгольская империя принесла на Русь почту и более совершенную связь между удаленными частями государства, что стало чрезвычайно важным в дальнейшем при расширении Русского государства. Военное искусство на Руси существенно обогатилось как в сражениях против монгольских войск, так и в союзе с ними5.

То есть, речь скорее идет об установлении вассальных отношений Руси и Орды, вхождении Руси в Золотую Орду и в монгольскую империю в целом на правах вассального государства [19].

В рамках военно-политического союза вассального типа Русь, в свою очередь, также помогала Монгольской империи. Так, Монгольская империя благодаря победе Александра Невского над шведами (1240 г.) и немецкими (1242 г.) крестоносцами, а также последующим победам русских над кресто-носцами6, не только обезопасила свои рубежи от агрессии западноевропейских стран, но и добивалась

этого, как правило, без использования собственно татаро-монгольских воинских частей.

Русские люди выплачивали дань7, а русские князья поставляли рекрутов для ханского войска8. И, наконец, Великий князь Дмитрий вышел на бой не с царем, а, собственно говоря, с самозванцем, который, не будучи чингизидом9, стремился узур3 Вернее, монголов [11].

4 Чаадаев П. Я. Собр. соч. Т. 2. С. 161.
5 Русские оказались талантливыми учениками.
6 Битва между датско-немецким войском под командованием магистра Отто фон Роденштайна и коалицией русских князей во главе с сыном Александра Невского — Дмитрием Переяславским и Довмонтом Псковским произошла 18 февраля 1268 г. Русская рать по данным ливонских хроник насчитывала около 30 тыс. чел. Как и на Чудском озере бегущих немцев преследовали семь верст, пока они не укрылись в Раковоре (ныне эстонский город Раквере). Но и этот разгром не отрезвил немцев: 18 тыс. крестоносцев под предводительством О. фон Роденштайна 23 апреля 1269 г. осадили Псков.

Город обороняла дружина Д. Псковского. В жестоком десятидневном сражении псковитяне отразили натиск крестоносцев, нанеся им огромные потери. Под натиском пришедших на помощь новгородцев поредевшее рыцарское войско отступило за реку Великую.

Опасаясь полного разгрома, О. фон Роденштайн вынужден был заключить с псковитянами и новгородцами мир, который длился

30 лет... [1]. В составе Литовской армии в Грюнвальдской битве (Танненбергской битве, 15 июля 1410 г.) также, кроме собственно воинских частей из Великого княжества Литовского (Гродненский, Ковенский, Лидский, Смоленский, Мстиславский и Оршанский, Полоцкий, Витебский, Киевский, Пинский, Брестский, Волковыс-кий, Дрогичинский, Мельницкий, Кременецкий, Стародубский), были воинские части из Новгорода и татарская конница Джелал-эд-дина, старшего сына Тохтамыша [16].
7 Дань русские начали платить через двадцать лет после начала похода хана Батыя и только после того, как Папы Римские Гоно-рий III и вслед за ним Григорий IX назвали русских «врагами веры» (папа Климент VI отчеканил формулу противостояния Рима и Руси: «Русские — враги католической церкви»), а в 1256 г. был объявлен «крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», т. е. против Руси и Орды, что можно рассматривать не только и не столько как дань, а как военный налог [19]. В сельской местности был введен поземельный налог — харадж (поплужное — подать с плуга), в городах — тамга (торговая пошлина) и т. д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода.
8 1 от каждых 10 дворов.
9 Мамай происходил из знатного кипчакского рода Киятов. Был женат на дочери хана Бердибека. Со второй половины 1350-х гг. наместник Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 г. при хане Бердибеке занимал должность беклярбека — одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. После убийства хана Бердибека ханом Кульпой в 1359 г. объявил ему войну. Поскольку Мамай не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 г. он провозгласил ханом своего ставленника Абдуллу. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде отказались признавать его власть. Мамаю с 1359 по 1370 гг. пришлось воевать с девятью ханами Золотой Орды. К 1366 г. ему удалось поставить под свой контроль западную часть Золотой Орды (от Крыма до правого берега Волги). В июне 1370 г. умер хан Абдулла. Современники предполагали, что его убил Мамай. Новым ханом был провозглашен восьмилетний Мухаммед Бюлек. Загадочная смерть хана Абдуллы значительно пошатнула авторитет власти Мамая не только среди восточных ханств, но в Северо-Восточной Руси. В нем стали видеть исключительно незаконного правителя и узурпатора. Напряженность в отношениях между Ордой Мамая и Москвским княжеством вызывало также то, что московскому князю впервые за долгое время было отказано в ярлыке на владимирское великое княжение (дающее право собирать дань во всех русских княжествах, подвластных Орде). Дмитрий Иванович московский получил ярлык в 1362 г. Мамай дважды передавал его другим князьям: суздальскому в 1363 г. и тверскому в 1371 г. Московский князь Дмитрий Иванович отказался подчиняться власти хана Бюлека и темника Мамая и прекратил выплату дани (по другой версии значительно сократил ее выплату), поскольку уже не считал, что именно Мамай вправе ее собирать. В ответ в 1378 г. на Москву было послано войско во главе с мурзой Бегичем. На территории Рязанского княжества при реке Воже русские войска во главе с Дмитрием Ивановичем московский разбили ордынцев. Молодой хан Тохтамыш в 1377 г. при поддержке войск Тамерлана приступил к завоеванию Золотой Орды. Весной 1378 г. после того, как пала восточная часть — Синяя Орда со столицей в Сыгнаке, Тохтамыш вторгся в западную часть — Белую Орду, — контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 г. Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (г. Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи — Северное Причерноморье. Тем не менее, Мамай, запертый войсками Тохтамыша в низовьях Днепра, организовал масштабный поход на Русь, в ходе которого 8 сентября 1380 г. его войско было разбито в Куликовской битве. Позднее, в сентябре 1380 г. состоялась битва между войсками Мамая и Тохтамыша [25].

пировать власть в Золотой Орде и был заклятым врагом и самой Монгольской империи10. То есть, сражался он на Куликовом поле не против Монгольской империи, а преп. Сергий Радонежский благословил его на эту битву, когда стало очевидно, что Мамай — враг и Руси, и всей империи11 [11].

В результате более чем трехвекового присутствия монголов в ХГГГ—ХУГ вв. (от нашествия хана Батыя до завоевания Сибирского ханства в 1598 г.) монгольская кровь смешалась с кровью русского народа (и не только его высшего слоя), так же, как и в монгольской крови оказалась примесь русской, в том числе и в советский период широкого взаимодействия народов СССР и Монголии. Уже в ХГГГ в. племянник хана Батыя принял христианство с именем Петра и стал так верно служить Руси, что был причислен к лику святых (преп. Петр, царевич Ордынский12; его потомком был величайший ико10 Как сообщается в наиболее подробных летописях (ПСРЛ, т. XV, вып. 1), сразу после победы над Мамаем, «на ту же осень (1380 г.) князь великий отпустил в Орду своих киличеев (послов) Толбугуда Мокшея к новому царю (имеется в виду недавно воцарившийся Тохтамыш) с дары и поминк» (стб. 142). Сообщает летопись и о том, что в конце 1380 г. «царь Тохтамыш победи Мамая» — т. е. окончательно добил его, — и «послы свои отпусти к князю Дмитрию и ко всем князьям русскым, поведая... како супротивника своего и их врага Мамая победи. Князи же русскии послов его (царя) отпустиша в Орду с честию и с дары, а сами на зиму ту и на весну (1381 г.), за ними, отпустиша своих киличеев с многими дары ко царю Токта-мышю» (стб. 141). Итак, Дмитрий Донской сообщил монгольскому царю о своей победе на Куликовом поле как о заслуге и перед ним, царем, затем царь известил князя Руси об осуществленном им окончательном разгроме Мамая и, наконец, Русь поблагодарила царя за эту его победу [11].

11 Едва ли есть основания сомневаться, что преп. Сергий Радонежский не предлагал Дмитрию Донскому идти на битву с «царем», т. е. с повелителем Монгольской империи. В тексте жития, где рассказано о безоговорочном благословении святого, Мамай назван не «царем», а «князем». И для того времени это было исключительно существенным различием [11].
12 Единственным историческим источником сведений о святом

Петре, внуке Батыя, родном племяннике хана Берки (Берге) (1257—

1266 гг.), крещеным Царевичем Петром (память преподобного Петра, Царевича Ордынского, помещается в церковном календаре 13 июля по новому стилю) и об основании Петровского монастыря является литературный памятник древнерусской письменности: «Житие преподобного Петра, Царевича Ордынского». Одна из последних публикаций о его житие имеется в книге «Древнерусские предания» (Ленинград, 1982г.). Первую церковь заложил сам Царевич Петр по особому откровению от святых апостолов Петра и Павла и с их помощью. Как рассказывали внуки святого Петра, апостолы вручили ему мешочек с деньгами на строительство храма. Явление апостолов Петра и Павла молодому царевичу и ростовскому епископу (святителю Игнатию) возбудили благочестивые эмоции ростовского князя, в житии неназванного по имени. Он решил поучаствовать в закладке нового храма. После окончания церемонии, князь совершил неожиданный поступок: «всед на конь, и глумяся изрече Петру. Петре, владыко тобе церковь устроит, а яз места не дам, что сотвориши?» Житие не могло утаить и мотивы такого странного предложения ростовского князя: «Князь же яко виде мешца Петрова в епископьи, и помолча и помысли, колико отлучит от владыки и от святых апостол». Царевич Петр был назван святым, потому что согласился на это справедливое, вроде бы, но на

нописец эпохи Ивана III — Дионисий13). Одним из приближенных Дмитрия Донского был царевич-чингизид Серкиз; его сын Андрей Серкизов командовал одним из шести русских полков, пришедших на Куликово поле. Великий князь Иван III сообщал в 1476 г. итальянскому дипломату Амброджо Конта-рини, что он имеет «обычай ежегодно посещать... одного татарина14, который на княжеское жалованье держал пятьсот всадников. они стоят на границах с владениями татар, дабы те не причиняли вреда стране великого князя» [10].

Г. В. Вернадский [7] показал, в частности, как целый ряд знатнейших потомков Чингисхана — Шах-Али (Шигалей), Саин-Булат (Симеон Бек-булатович), астраханский царевич Едигер (Симеон Касаевич при крещении), — добровольно перешли на службу Московского царя и обрели здесь самое высокое признание. Так, Шах-Али являлся главнокомандующим русским войском в Ливонской и Литовской войнах 1550—1560-х гг., а крестившийся Саин-Булат (Симеон) был провозглашен в 1573 г. «великим князем Всея Руси» и после кончины царя Федора Иоанновича (1598 г.) считался одним из главных претендентов на русский престол.

самом деле, дерзкое требование [12]. Царевич Петр с благословения нового Ростовского епископа Игнатия создал церковь и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла при озере Неро, вступил в брак с дочерью ордынского вельможи, жившего в Ростове, имел детей и скончался в глубокой старости (1288 г.), пред кончиною приняв монашеский образ. Тело святого царевича упокоилось в созданной им обителих [12]. Впоследствии времени православную веру приняли чингизиды: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, пришедшего в 1298 г. из Большой Орды в Мещеру, овладевшего ею и сделавшегося родоначальником князей Мещерских. Беклемиш крестился в Мещере со множеством татар, получил имя Михаила и построил церковь во имя Преображения Господня; царевич Берка, приехавший в 1301 г. из Большой Орды к князю Иоанну Даниловичу Калите (принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия) — родоначальник Аничковых; царевич Аредич — родоначальник Белеутовых; князь Чет, пришедший из Орды в 1330 г. к великому князю Иоанну Даниловичу Калите, назван в крещении Захарием, родоначальник Сабуровых и Годуновых; д) царевич Серкиз, выехавший из Большой Орды к великому князю Димитрию Донскому и крестившийся вместе с сыном Андреем, родоначальник Старковых; внук князя Мамая князь Олекса, который прибыл к великому князю литовскому Витовту (1392—1430), принял крещение в Киеве вместе с сыном своим Иваном от митрополита, назван Александром и сделался родоначальником князей Глинских. Кроме того, известны под христианскими именами два сына хана Кульпы, убитые вместе с ним в 1358 г. Дочь хана Менгу-Темира, вышедшая за ярославского князя Феодора, когда он был уже и смоленским (с 1279 г.), приняла крещение с именем Анны, сделалась супругою Феодора и, чрез несколько лет в Ярославле построила церковь во имя архангела Михаила и другие церкви. Сестра хана Узбека по имени Кончака, вышедшая (ок. 1317 г.) в замужество за великого князя московского Юрия Даниловича, названа в христианстве Агафиею [12].

13 Благодаря исследованиям синодиков и родословных стало известно, что среди многочисленных потомков святого родился знаменитый иконописец Древней Руси Дионисий.
14 По-видимому, речь шла о хане Касимовском [11].

Сыновья потомка Чингисхана, царя Сибирского ханства Кучума — Алей, Абулхаир, Алтапай, Кумыш, сохранили титулы «царевичи Сибирские» и пользовались на Руси самым высоким почетом. Сын Алея, Алп-Арслан в 1614—1627 гг. был правителем относительно автономного Касимовского ханства. А сын последнего, Сеид-Бурхан, принял христианство с именем «Василий15, царевич Сибирский» и выдал свою дочь (праправнучку Кучума) царевну Сибирскую Евдокию Васильевну за брата русской царицы (супруги Алексея Михайловича и матери Петра I), Мартемьяна Кирилловича Нарышкина. Другой праправнук Кучума (правнук его сына Ку-мыша) Василий стал близким сподвижником русского царевича — сына Петра I, наследника престола Алексея. Внук царевича Василия, князь Василий Федорович Сибирский, живший во второй половине XVIII — начале XIX вв., стал генералом от инфантерии и сенатором при Александре I [11].

Факты такого рода многочисленны16. Отсюда берет начало разговор о наших уникальных связях, скрепленных также родственной кровью, и не только на уровне рюриковичей и чингизидов. Кроме того, Россия является столь же азиатской, сколь и европейской страной. Поэтому между русскими и монголами много общего в менталитете, традициях и обычаях, больше возможности взаимопонимания. От географического фактора не сможет уйти ни большая, ни маленькая страна. Россия и Монголия имеют общую границу длиной 3985 км, являются «вечными» соседями. В Монголии есть пословица «Айл хуний амь нэг» (примерный русский эквивалент: «Добрые соседи — одна семья»). В соответствии с этой пословицей и в рамках «продолжения» военно-политического союза XIII—XV вв., но уже в XX в., история повторилась с точностью «до наоборот», и Монголия не только вернула себе независимость, но и сохранила и упрочила ее, именно благодаря колоссальной поддержке и реальной помощи Российской империи и СССР.

Монголия до 1911 г. являлась провинцией Китая, который превратил ее в забитую, отсталую страну. В начале ХХ в. Китай резко усилил колонизацию Внешней Монголии. В Халхе начались широкие административные преобразования, преследующие цель введение прямого китайского правления, распространения общекитайского законодательства и ликвидации самостоятельности монгольских ханов, князей и лам. В Халху вводятся китайские войска, планируется строительство железных дорог и т. п., что грозило окончательным поглощением Внешней Монголии Китаем и ассимиляцией монголов17, затрагивало экономические и политические интересы России в этой стране.

Пытаясь избежать этого и создать собственное национальное государство, монгольские феодалы поднимают народ на сопротивление и обращаются за помощью к правительству России. Объективными предпосылками этого явились также антиманчжурское восстание (1905—1910 гг.), свержение власти маньчжурской династии Цин и начало Синхайской революции в Китае (1911—1912 гг.). В Петербург 15 августа 1911 г. прибыла монгольская делегация во главе с одним из организаторов национально-освободительного движения в Халхе Ханда-Д оржи18.

Опираясь на помощь и покровительство России, князья Халхи 1 декабря 1911 г. провозгласили в Урге (нынешний Улан-Батор) 19 «Декларацию о восстановлении независимости Монголии от Китая». Главой нового теократического государства — ханом Монголии, был избран 16 декабря 1911 г. первосвященник Богдо-Гэгэн (Святейший Богдо) Джебцзун-Дамба-хутухта. Правительство Китая не признало суверенитета монгольского государства: и Китай, и новое правительство Монголии обратились к России за посредничеством.

15 По-гречески «Василий» означает «царь».
16 Согласно А. Гордону, исследования показали, что у населения

Центральной европейской полосы России в среднем присутствует

3 % азиатской крови, на Урале — 10 %, и чем далее на восток, тем

эта доля возрастает [14].

17 Согласно русскому монголоведу А. В. Бурдукову: «... Начавшееся поглощение Китаем Монголии и угроза неизбежной ассимиляции и разбудили у монголов чувство национального самосохранения» [3].
18 В послании русскому царю халхасский первосвященник Джеб-цзун-Дамба-хутухта и князья всех четырех аймаков: Тушетуханс-кого — Дашинима; Цэцэнханского — Агван-Цэрэн; Цзасактухан-ского-Сотном — Арабдан и Сайнноинханского-Намнан-Сурун писали: «За последнее время китайские чиновники, забрав власть в свои руки и всячески вмешиваясь в монгольские дела и в особенности, под предлогом реформ, заселяя Монголию и изменяя старые обычаи, умаляют туземную власть. Это поистине горестно: Ныне мы, посовещавшись, единогласно постановили изложить причины и просить помощи и покровительства.» русского царя. Особое совещание по делам Дальнего Востока при Совете Министров 17 августа 1911 г. рекомендовало правительству выступить посредником между Китаем и Монголией и оказать монгольским князьям дипломатическую поддержку. Российский посланник в Пекине И. Я. Коростовец 12 ноября 1911 г. телеграфировал управляющему МИД России А. А. Нератову, чтобы правительство России довело до монгольских князей и высших лам информацию о том, что происходящие в Китае события «дают монголам исключительно благоприятный случай обеспечить на будущее время свою самостоятельность. С этой целью им следует, не порывая официально связей с Пекинским правительством, обсудить сообща возможность устранения китайских чиновников от всякого участия во внутреннем управлении монгольскими землями, расформирования отрядов регулярных китайских войск, образованных в Урге.» [4].
19 В настоящее время — Улан-Батор.

Монголия в 1915 г. подписала в Кяхте договор с Россией и Китаем. По этому договору Халха20 получала широкую автономию, лишь формально оставаясь в составе Китая, с правом вести самостоятельную внешнюю политику [21—24]. Российское и китайское правительства обязывались не содержать на территории Монголии своих войск. Россия признавала сюзеренитет Китая в отношении Монголии, но любые затрагивающие Россию вопросы политического и территориального характера предпочитала решать на трехсторонней основе при участии монгольской стороны. Номинально верховным владыкой Монголии считался глава ее ламаистской церкви Богдо-Гэгэн. Гарантом этой автономии являлась Россия. Таким образом, при поддержке российского правительства в Халхе переход власти в руки монгольских феодалов был осуществлен в основном мирным путем21.

До 1918 г. правительство Российской империи сохраняло в Монголии преобладающее влияние. При монгольском правительстве состоял русский финансовый советник, контролировавший народное хозяйство страны. Однако летом 1918 г. Кях-тинский договор был нарушен вмешательством Китая во внутренние дела Внешней Монголии: пекинское правительство ввело в столицу Внешней Монголии Ургу ограниченный контингент войск. Осенью 1919 г. китайские войска захватили Монголию, был установлен китайский военно-политический режим. Декретом китайского президента от 22 ноября 1919 г. автономия Монголии была отменена. В 1920-х гг. в западной печати писали о Монголии и монголах как о вымирающей нации, но не из сострадания, а из скрытого удовлетворения тем, что империя, семь веков назад завоевавшая половину мира, так бесславно кончает. В начале XX в. в Монголии проживало 542,6 тыс. чел., насчитывалось 13 млн голов скота, не было светской школы и системы здравоохранения, большинство населения и скот были подвержены инфекционным заболеваниям.

Части русской 1-й конной бригады барона Ун-герна 3 февраля 1921 г. взяли г. Урга и 4 февраля 1921 г. барон Унгерн провозгласил независимость Монголии. В том же году в Монголии была установлена народная власть. Но вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признавшим независимость Монголии, был

20 Историческое название территории Северной Монголии (закрепилось как этноним за ее населением), основная часть территории.
21 Однако в Кобдо и на Алтае между монголами и китайцами завязались упорные бои за обладание этим краем, в исходе которых важную роль также сыграла Россия.
12 СССР. По Ялтинскому соглашению 1945 г., было признано статус-кво Монголии. Китайское правительство решило, что если монголы подтвердят свою независимость, то Китай согласится признать ее. В октябре 1945 г. был организован всенародный плебисцит по вопросу независимости Монголии, на основании которого 6 января 1946 г. Китай, а 27 ноября 1946 г. и СССР признали независимость Монголии. Борьба за независимость, длившаяся почти 40 лет, успешно завершилась, и Монголия стала независимым государством. Последней страной, признавшей независимость Монголии, стала Китайская Республика (остров Тайвань) в связи с потерей националистической партией Гоминьдан в 2002 г. большинства в парламенте.

При помощи СССР за короткий исторический период монголы стали управлять паровозом, самолетом и электричеством, создали отечественную промышленность, внедрили земледелие, освободились от заразных болезней, оздоровили нацию. Создали профессиональную национальную культуру: театр, музыку, кино, литературу, были созданы СМИ. В 1942 г. был основан Первый Монгольский Государственный Университет. Монголия начала готовить свои профессиональные кадры, что послужило мощным толчком в культурном и социальном развитии страны. Монголия также отправляла много студентов для обучения в СССР. В СССР в XX в. получили образование около 54 тыс. монголов, из них 16 тыс. получили высшее образование. Они начали развивать свою страну и превратили ее в современное государство. Положительные результаты этого сотрудничества подтверждают как сегодняшнее развитие монголов, так и состояние Монголии в целом.

Для нынешних руководителей наших стран, возможно, есть что-то поучительное в том, что особенно с начала 1930-х гг. советское руководство на самом высоком уровне стало уделять особое внимание развитию отношений с Монголией. В частности, при Политбюро ВКП (б) стала работать специальная комиссия по Монголии, И. В. Сталин лично стал принимать руководителей Монголии не меньше, чем раз в году. Прозвучавшее на весь мир 1 марта 1935 г. заявление И. В. Сталина как главы Советского государства в беседе с американским корреспондентом о том, что, если Япония решится напасть на Монгольскую Народную Республику, СССР окажет такую же помощь МНР, как и в 1921 г., и будет также решительно защищать границы МНР, как свои собственные, явилось строгим предупреждением любителям военных авантюр и надежной гарантией в борьбе монгольского народа за свободу и независимость своей родины. Вслед за этим в известном протоколе между МНР и СССР, заключенным в 1936 г., обе договаривающиеся стороны обязывались в случае угрозы нападения на одну из них со стороны какой-либо третьей страны, оказать друг другу всяческую, в том числе военную, помощь.

Победа советско-монгольских войск на Хал-хин-Голе в боях против японских агрессоров в 1939 г. была и остается золотой страницей в истории дружбы народов двух наших стран. Битва на Халхин-Голе, продолжавшаяся несколько месяцев, стоила жизни свыше 17 тыс. советских и несколько сот монгольских солдат (всего 18,5 тыс. чел.) 22. Монгольский народ, наши будущие поколения никогда не должны забывать эту великую неоценимую помощь Рабоче-крестьянской Красной армии, когда советские солдаты в тяжелых боях за нашу землю сами всегда первыми шли на сильный вражеский огонь, спасая монгольских солдат. Это часто подтверждают вспоминания монгольских ветеранов. В боях на Халхин-Голе впервые проявился талант великого полководца Георгия Константиновича Жукова, который всегда оставался верным близким другом монгольского народа и национальным героем Монголии. Очень знаменательно, что в августе 2009 г. народы Монголии и России торжественно отмечают 70-летний юбилей исторической победы советских и монгольских войск в районе реки Халхин-Гол. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев официально приглашен президентом Монголии Н. Энхбаяром на церемонию празднования этого знаменательного события в Монголии.

Думается, что, называя русских из поколения в поколение старшими братьями, монголы делают это в знак признания и во имя добрососедства с великим соседом. Думается также, что так они выражают свое уважение к таким качествам русских, как бескорыстие, искренность, доброта, смелость, мужество, умение прийти на помощь, самоотверженность, готовность отдать жизнь за других.

Россияне в свою очередь помнят о том, что Монголия была первой страной, вставшей на путь Октябрьской революции 1917 г., единственной страной, решительно стоявшей на стороне Советского Союза в первые самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. Монголия постоянно, по мере своих возможностей, оказывала помощь в его борьбе против фашистской Германии. Советскому Союзу были переданы около полумиллиона лошадей, на средства, собранные монгольским народом, были созданы танковая колонна и авиаэскадрилья са

МОНГОЛИЯ ХАЛХИН-ГОЛ ПРОЕКТ ИНВЕСТИЦИИ ИННОВАЦИИ ТЕХНОПАРК СТРУКТУРА ИННОВАЦИЯ РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты