современное развитие инновационного взаимодействия сферы малого и среднего предпринимательства россии и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений
К 70-летнему юбилею исторической победы советско-монгольских войск при Халхин-Голе
С. а. филин,
кандидат технических наук, заместитель председателя
Российско-Монгольского делового Совета
Лувсанцэрэнгийн дУГАРЖАВ,
доктор исторических наук, профессор,
заместитель директора филиала РЭА им. Г. В. Плеханова
в г. Улан-Баторе
С. Б. ПАРАСКЕВА,
кандидат экономических наук,
сопредседатель Российско-Монгольского делового Совета
Основными направлениями российско-монгольского сотрудничества являются внешняя торговля, создание совместных предприятий, приграничная торговля, наука и техника, образование, культура, производство, строительство, сфера услуг, туризм. Ежегодный прирост товарооборота в 25—30 % обеспечил его объем по итогам 2008 г. — 1,3 млрд долл. (в 2007г. — 700 млн), превзойдя запланированный на конец 2010 г. показатель в 1 млрд долл. В основном развиваются приграничные региональные связи, на которые приходится около 70 % российско-монгольского товарооборота. Проблемы, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и Монголией, сходны. Главные из них — переход на инновационный тип развития, в том числе через создание высокоэффективных технопарковых структур, развитие инновационно-активного малого и среднего предпринимательства и организация приграничного сотрудничества в целях создания благоприятных условий для предпринимателей по развитию торговли между Российской Федерацией и Монголией и привлечение российских инвестиций в Монголию. Во время визита Премьер-министра Российской Федерации В. В. Путина в Монголию (май 2009 г.) был учрежден Российско-Монгольский Деловой Совет, создание которого вызвано взаимной заинтересованностью Монголии и России в восстановлении и дальнейшем развитии торгово-экономических отношений между двумя нашими государствами и необходимостью совместного подхода к решению вышеназванных проблем.
Россия и Монголия имеют традиционные многовековые связи. Советских и монгольских детей воспитывали в духе верности монголо-советской дружбе, учили, что эта дружба скреплена потом и
совместно пролитои кровью старших поколении наших стран. И речь идет не только о совместной борьбе советско-монгольских войск за свободу и независимость Монголии, начиная с 1921 г., включая битву на Халхин-Голе и совместное участие в освободительной войне против милитаристической Японии в 1945 г.
Как известно, часть западных, дореволюционных (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и современных российских историков (Б. А. Рыбаков) утверждали, что монголо-татарское иго на Руси оказало самое отрицательное влияние на ее развитие [6], и о нем упоминали как о времени полнейшего упадка Руси. Однако, несомненно, здесь присутствуют и положительные моменты. Так, хотя Русь около 250 лет являлась монгольским улусом, как констатировал К. Маркс: «...Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита» [9]. Согласитесь, по меньшей мере «странный» итог 250-летнего «монгольского ига».
Как пишут известные российские и зарубежные ученые, в том числе Л. Н. Гумилев1, В. И. Вернадский, Хара Даван, еще в ХГГГ—ХГУ вв. Монголия и Русь были военно-политическими союзниками,
в частности Русь получила помощь монголов в защите от агрессии западноевропейских стран2, и именно благодаря монгольскому воздействию образовалось сильное централизованное российское государство вокруг Московского княжества.
Н. М. Карамзин оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, так
как междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках: «Москва обязана своим величием ханам» [4, 5].
П. Я. Чаадаев в 1843 г. писал: «Продолжительное владычество татар3 — это величайшей важности событие... Как оно ни было ужасно, оно принесло нам больше пользы, чем вреда. Вместо того чтобы разрушить народность, оно только помогло ей развиться и созреть. Оно сделало возможными и знаменитые царствования Иоанна III и Иоанна IV, царствования, во время которых упрочилось наше могущество и завершилось наше политическое воспитание» 4.
Монгольская империя принесла на Русь почту и более совершенную связь между удаленными частями государства, что стало чрезвычайно важным в дальнейшем при расширении Русского государства. Военное искусство на Руси существенно обогатилось как в сражениях против монгольских войск, так и в союзе с ними5.
То есть, речь скорее идет об установлении вассальных отношений Руси и Орды, вхождении Руси в Золотую Орду и в монгольскую империю в целом на правах вассального государства [19].
В рамках военно-политического союза вассального типа Русь, в свою очередь, также помогала Монгольской империи. Так, Монгольская империя благодаря победе Александра Невского над шведами (1240 г.) и немецкими (1242 г.) крестоносцами, а также последующим победам русских над кресто-носцами6, не только обезопасила свои рубежи от агрессии западноевропейских стран, но и добивалась
этого, как правило, без использования собственно татаро-монгольских воинских частей.
Русские люди выплачивали дань7, а русские князья поставляли рекрутов для ханского войска8. И, наконец, Великий князь Дмитрий вышел на бой не с царем, а, собственно говоря, с самозванцем, который, не будучи чингизидом9, стремился узур3 Вернее, монголов [11].
Город обороняла дружина Д. Псковского. В жестоком десятидневном сражении псковитяне отразили натиск крестоносцев, нанеся им огромные потери. Под натиском пришедших на помощь новгородцев поредевшее рыцарское войско отступило за реку Великую.
Опасаясь полного разгрома, О. фон Роденштайн вынужден был заключить с псковитянами и новгородцами мир, который длился
пировать власть в Золотой Орде и был заклятым врагом и самой Монгольской империи10. То есть, сражался он на Куликовом поле не против Монгольской империи, а преп. Сергий Радонежский благословил его на эту битву, когда стало очевидно, что Мамай — враг и Руси, и всей империи11 [11].
В результате более чем трехвекового присутствия монголов в ХГГГ—ХУГ вв. (от нашествия хана Батыя до завоевания Сибирского ханства в 1598 г.) монгольская кровь смешалась с кровью русского народа (и не только его высшего слоя), так же, как и в монгольской крови оказалась примесь русской, в том числе и в советский период широкого взаимодействия народов СССР и Монголии. Уже в ХГГГ в. племянник хана Батыя принял христианство с именем Петра и стал так верно служить Руси, что был причислен к лику святых (преп. Петр, царевич Ордынский12; его потомком был величайший ико10 Как сообщается в наиболее подробных летописях (ПСРЛ, т. XV, вып. 1), сразу после победы над Мамаем, «на ту же осень (1380 г.) князь великий отпустил в Орду своих киличеев (послов) Толбугуда Мокшея к новому царю (имеется в виду недавно воцарившийся Тохтамыш) с дары и поминк» (стб. 142). Сообщает летопись и о том, что в конце 1380 г. «царь Тохтамыш победи Мамая» — т. е. окончательно добил его, — и «послы свои отпусти к князю Дмитрию и ко всем князьям русскым, поведая... како супротивника своего и их врага Мамая победи. Князи же русскии послов его (царя) отпустиша в Орду с честию и с дары, а сами на зиму ту и на весну (1381 г.), за ними, отпустиша своих киличеев с многими дары ко царю Токта-мышю» (стб. 141). Итак, Дмитрий Донской сообщил монгольскому царю о своей победе на Куликовом поле как о заслуге и перед ним, царем, затем царь известил князя Руси об осуществленном им окончательном разгроме Мамая и, наконец, Русь поблагодарила царя за эту его победу [11].
Петре, внуке Батыя, родном племяннике хана Берки (Берге) (1257—
нописец эпохи Ивана III — Дионисий13). Одним из приближенных Дмитрия Донского был царевич-чингизид Серкиз; его сын Андрей Серкизов командовал одним из шести русских полков, пришедших на Куликово поле. Великий князь Иван III сообщал в 1476 г. итальянскому дипломату Амброджо Конта-рини, что он имеет «обычай ежегодно посещать... одного татарина14, который на княжеское жалованье держал пятьсот всадников. они стоят на границах с владениями татар, дабы те не причиняли вреда стране великого князя» [10].
Г. В. Вернадский [7] показал, в частности, как целый ряд знатнейших потомков Чингисхана — Шах-Али (Шигалей), Саин-Булат (Симеон Бек-булатович), астраханский царевич Едигер (Симеон Касаевич при крещении), — добровольно перешли на службу Московского царя и обрели здесь самое высокое признание. Так, Шах-Али являлся главнокомандующим русским войском в Ливонской и Литовской войнах 1550—1560-х гг., а крестившийся Саин-Булат (Симеон) был провозглашен в 1573 г. «великим князем Всея Руси» и после кончины царя Федора Иоанновича (1598 г.) считался одним из главных претендентов на русский престол.
самом деле, дерзкое требование [12]. Царевич Петр с благословения нового Ростовского епископа Игнатия создал церковь и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла при озере Неро, вступил в брак с дочерью ордынского вельможи, жившего в Ростове, имел детей и скончался в глубокой старости (1288 г.), пред кончиною приняв монашеский образ. Тело святого царевича упокоилось в созданной им обителих [12]. Впоследствии времени православную веру приняли чингизиды: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, пришедшего в 1298 г. из Большой Орды в Мещеру, овладевшего ею и сделавшегося родоначальником князей Мещерских. Беклемиш крестился в Мещере со множеством татар, получил имя Михаила и построил церковь во имя Преображения Господня; царевич Берка, приехавший в 1301 г. из Большой Орды к князю Иоанну Даниловичу Калите (принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия) — родоначальник Аничковых; царевич Аредич — родоначальник Белеутовых; князь Чет, пришедший из Орды в 1330 г. к великому князю Иоанну Даниловичу Калите, назван в крещении Захарием, родоначальник Сабуровых и Годуновых; д) царевич Серкиз, выехавший из Большой Орды к великому князю Димитрию Донскому и крестившийся вместе с сыном Андреем, родоначальник Старковых; внук князя Мамая князь Олекса, который прибыл к великому князю литовскому Витовту (1392—1430), принял крещение в Киеве вместе с сыном своим Иваном от митрополита, назван Александром и сделался родоначальником князей Глинских. Кроме того, известны под христианскими именами два сына хана Кульпы, убитые вместе с ним в 1358 г. Дочь хана Менгу-Темира, вышедшая за ярославского князя Феодора, когда он был уже и смоленским (с 1279 г.), приняла крещение с именем Анны, сделалась супругою Феодора и, чрез несколько лет в Ярославле построила церковь во имя архангела Михаила и другие церкви. Сестра хана Узбека по имени Кончака, вышедшая (ок. 1317 г.) в замужество за великого князя московского Юрия Даниловича, названа в христианстве Агафиею [12].
Сыновья потомка Чингисхана, царя Сибирского ханства Кучума — Алей, Абулхаир, Алтапай, Кумыш, сохранили титулы «царевичи Сибирские» и пользовались на Руси самым высоким почетом. Сын Алея, Алп-Арслан в 1614—1627 гг. был правителем относительно автономного Касимовского ханства. А сын последнего, Сеид-Бурхан, принял христианство с именем «Василий15, царевич Сибирский» и выдал свою дочь (праправнучку Кучума) царевну Сибирскую Евдокию Васильевну за брата русской царицы (супруги Алексея Михайловича и матери Петра I), Мартемьяна Кирилловича Нарышкина. Другой праправнук Кучума (правнук его сына Ку-мыша) Василий стал близким сподвижником русского царевича — сына Петра I, наследника престола Алексея. Внук царевича Василия, князь Василий Федорович Сибирский, живший во второй половине XVIII — начале XIX вв., стал генералом от инфантерии и сенатором при Александре I [11].
Факты такого рода многочисленны16. Отсюда берет начало разговор о наших уникальных связях, скрепленных также родственной кровью, и не только на уровне рюриковичей и чингизидов. Кроме того, Россия является столь же азиатской, сколь и европейской страной. Поэтому между русскими и монголами много общего в менталитете, традициях и обычаях, больше возможности взаимопонимания. От географического фактора не сможет уйти ни большая, ни маленькая страна. Россия и Монголия имеют общую границу длиной 3985 км, являются «вечными» соседями. В Монголии есть пословица «Айл хуний амь нэг» (примерный русский эквивалент: «Добрые соседи — одна семья»). В соответствии с этой пословицей и в рамках «продолжения» военно-политического союза XIII—XV вв., но уже в XX в., история повторилась с точностью «до наоборот», и Монголия не только вернула себе независимость, но и сохранила и упрочила ее, именно благодаря колоссальной поддержке и реальной помощи Российской империи и СССР.
Монголия до 1911 г. являлась провинцией Китая, который превратил ее в забитую, отсталую страну. В начале ХХ в. Китай резко усилил колонизацию Внешней Монголии. В Халхе начались широкие административные преобразования, преследующие цель введение прямого китайского правления, распространения общекитайского законодательства и ликвидации самостоятельности монгольских ханов, князей и лам. В Халху вводятся китайские войска, планируется строительство железных дорог и т. п., что грозило окончательным поглощением Внешней Монголии Китаем и ассимиляцией монголов17, затрагивало экономические и политические интересы России в этой стране.
Пытаясь избежать этого и создать собственное национальное государство, монгольские феодалы поднимают народ на сопротивление и обращаются за помощью к правительству России. Объективными предпосылками этого явились также антиманчжурское восстание (1905—1910 гг.), свержение власти маньчжурской династии Цин и начало Синхайской революции в Китае (1911—1912 гг.). В Петербург 15 августа 1911 г. прибыла монгольская делегация во главе с одним из организаторов национально-освободительного движения в Халхе Ханда-Д оржи18.
Опираясь на помощь и покровительство России, князья Халхи 1 декабря 1911 г. провозгласили в Урге (нынешний Улан-Батор) 19 «Декларацию о восстановлении независимости Монголии от Китая». Главой нового теократического государства — ханом Монголии, был избран 16 декабря 1911 г. первосвященник Богдо-Гэгэн (Святейший Богдо) Джебцзун-Дамба-хутухта. Правительство Китая не признало суверенитета монгольского государства: и Китай, и новое правительство Монголии обратились к России за посредничеством.
Центральной европейской полосы России в среднем присутствует
эта доля возрастает [14].
Монголия в 1915 г. подписала в Кяхте договор с Россией и Китаем. По этому договору Халха20 получала широкую автономию, лишь формально оставаясь в составе Китая, с правом вести самостоятельную внешнюю политику [21—24]. Российское и китайское правительства обязывались не содержать на территории Монголии своих войск. Россия признавала сюзеренитет Китая в отношении Монголии, но любые затрагивающие Россию вопросы политического и территориального характера предпочитала решать на трехсторонней основе при участии монгольской стороны. Номинально верховным владыкой Монголии считался глава ее ламаистской церкви Богдо-Гэгэн. Гарантом этой автономии являлась Россия. Таким образом, при поддержке российского правительства в Халхе переход власти в руки монгольских феодалов был осуществлен в основном мирным путем21.
До 1918 г. правительство Российской империи сохраняло в Монголии преобладающее влияние. При монгольском правительстве состоял русский финансовый советник, контролировавший народное хозяйство страны. Однако летом 1918 г. Кях-тинский договор был нарушен вмешательством Китая во внутренние дела Внешней Монголии: пекинское правительство ввело в столицу Внешней Монголии Ургу ограниченный контингент войск. Осенью 1919 г. китайские войска захватили Монголию, был установлен китайский военно-политический режим. Декретом китайского президента от 22 ноября 1919 г. автономия Монголии была отменена. В 1920-х гг. в западной печати писали о Монголии и монголах как о вымирающей нации, но не из сострадания, а из скрытого удовлетворения тем, что империя, семь веков назад завоевавшая половину мира, так бесславно кончает. В начале XX в. в Монголии проживало 542,6 тыс. чел., насчитывалось 13 млн голов скота, не было светской школы и системы здравоохранения, большинство населения и скот были подвержены инфекционным заболеваниям.
Части русской 1-й конной бригады барона Ун-герна 3 февраля 1921 г. взяли г. Урга и 4 февраля 1921 г. барон Унгерн провозгласил независимость Монголии. В том же году в Монголии была установлена народная власть. Но вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признавшим независимость Монголии, был
При помощи СССР за короткий исторический период монголы стали управлять паровозом, самолетом и электричеством, создали отечественную промышленность, внедрили земледелие, освободились от заразных болезней, оздоровили нацию. Создали профессиональную национальную культуру: театр, музыку, кино, литературу, были созданы СМИ. В 1942 г. был основан Первый Монгольский Государственный Университет. Монголия начала готовить свои профессиональные кадры, что послужило мощным толчком в культурном и социальном развитии страны. Монголия также отправляла много студентов для обучения в СССР. В СССР в XX в. получили образование около 54 тыс. монголов, из них 16 тыс. получили высшее образование. Они начали развивать свою страну и превратили ее в современное государство. Положительные результаты этого сотрудничества подтверждают как сегодняшнее развитие монголов, так и состояние Монголии в целом.
Для нынешних руководителей наших стран, возможно, есть что-то поучительное в том, что особенно с начала 1930-х гг. советское руководство на самом высоком уровне стало уделять особое внимание развитию отношений с Монголией. В частности, при Политбюро ВКП (б) стала работать специальная комиссия по Монголии, И. В. Сталин лично стал принимать руководителей Монголии не меньше, чем раз в году. Прозвучавшее на весь мир 1 марта 1935 г. заявление И. В. Сталина как главы Советского государства в беседе с американским корреспондентом о том, что, если Япония решится напасть на Монгольскую Народную Республику, СССР окажет такую же помощь МНР, как и в 1921 г., и будет также решительно защищать границы МНР, как свои собственные, явилось строгим предупреждением любителям военных авантюр и надежной гарантией в борьбе монгольского народа за свободу и независимость своей родины. Вслед за этим в известном протоколе между МНР и СССР, заключенным в 1936 г., обе договаривающиеся стороны обязывались в случае угрозы нападения на одну из них со стороны какой-либо третьей страны, оказать друг другу всяческую, в том числе военную, помощь.
Победа советско-монгольских войск на Хал-хин-Голе в боях против японских агрессоров в 1939 г. была и остается золотой страницей в истории дружбы народов двух наших стран. Битва на Халхин-Голе, продолжавшаяся несколько месяцев, стоила жизни свыше 17 тыс. советских и несколько сот монгольских солдат (всего 18,5 тыс. чел.) 22. Монгольский народ, наши будущие поколения никогда не должны забывать эту великую неоценимую помощь Рабоче-крестьянской Красной армии, когда советские солдаты в тяжелых боях за нашу землю сами всегда первыми шли на сильный вражеский огонь, спасая монгольских солдат. Это часто подтверждают вспоминания монгольских ветеранов. В боях на Халхин-Голе впервые проявился талант великого полководца Георгия Константиновича Жукова, который всегда оставался верным близким другом монгольского народа и национальным героем Монголии. Очень знаменательно, что в августе 2009 г. народы Монголии и России торжественно отмечают 70-летний юбилей исторической победы советских и монгольских войск в районе реки Халхин-Гол. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев официально приглашен президентом Монголии Н. Энхбаяром на церемонию празднования этого знаменательного события в Монголии.
Думается, что, называя русских из поколения в поколение старшими братьями, монголы делают это в знак признания и во имя добрососедства с великим соседом. Думается также, что так они выражают свое уважение к таким качествам русских, как бескорыстие, искренность, доброта, смелость, мужество, умение прийти на помощь, самоотверженность, готовность отдать жизнь за других.
Россияне в свою очередь помнят о том, что Монголия была первой страной, вставшей на путь Октябрьской революции 1917 г., единственной страной, решительно стоявшей на стороне Советского Союза в первые самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. Монголия постоянно, по мере своих возможностей, оказывала помощь в его борьбе против фашистской Германии. Советскому Союзу были переданы около полумиллиона лошадей, на средства, собранные монгольским народом, были созданы танковая колонна и авиаэскадрилья са