Спросить
Войти

Петр Столыпин и его идейно-политическое наследие в современной России

Автор: указан в статье

Из истории общественно-политической мысли

В.Д. ЗОТОВ доктор философских наук, профессор Российского университета дружбы народов, академик Академии гуманитарных наук*

Петр Столыпин и его идейно-политическое наследие в современной России

«Государственное дело Столыпина не умерло, оно живо и ему предстоит возродиться в России и возродить Россию»

И.А. Ильин1

27 декабря 2012 г. Президент РФ В.В. Путин и председатель правительства Д.А. Медведев возложили цветы к памятнику государственному деятелю дореволюционной России П.А. Столыпину, отметив тем самым 150-летие со дня его рождения. Показательно и то, что памятник возведен в центре Москвы на площади Свободной России рядом с Домом правительства. Ранее, 26 мая 2008 г., постановлением Правительства Российской Федерации была учреждена «Медаль П.А.Столыпина» двух степеней как награда за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны.

Все это можно было бы воспринять как простое увеличение количества памятников и наград, которых у нас и так немало. Однако есть одно принципиально важное обстоятельство. Дело в том, что в советские времена личность Столыпина, его жизнь и деятельность находились вне пределов положительных оценок. Ленин называл Столыпина «погромщиком», «обер-вешателем», часто употреблял выражение «столыпинский галстук», а убийство Столыпина эсером-террористом рассматривал как маловажное событие2. Широкая общественность ничего толком о Столыпине не знала. Имевшиеся школьные учебники и монографии ученых никак ситуацию не проясняли.

Надо полагать, что в готовящемся сейчас по поручению Президента Путина новом едином учебнике по истории России будет сказано и о Столыпине и о его реформаторской деятельности. А пока сошлемся на выдающегося русского мыслителя и публициста Л.А. Тихомирова (1852-1923), который, не идеализируя Столыпина и даже говоря о его ошибках в церковной политике, тем не менее писал о «благородной рыцарской личности» Столыпина, о том, что среди крупнейших государственных деятелей России, которые по своим отдельным качествам могли превосходить Столыпина, не было ни одного, кто был бы выше его «по совокупности правительственных способностей». У Столыпина, подчеркивал Тихомиров, были «внутренние опоры, которые в т а к о й с т е п е н и не обнаруживались у других ...Это вера в Бога и в Россию»3.

Крупнейший историк русского зарубежья Г. В. Вернадский (1887-1973) в своем учебнике по русской истории, охватывающем период с Древней Руси до конца 60-х гг. ХХ в., говорил о Столыпине как о выдающемся государственном деятеле, который был «тверд в осуществлении принятых решений, патриотически настроен и осуществлял свою деятельность на основе тех идей, в которые свято

4

верил» .

Да, Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был выдающимся государственным деятелем России, занимавшим в 1906-1911 гг. должность председателя Совета Министров, совмещая ее с постом министра внутренних дел. Да, он верой и правдой служил царскому режиму, служил, как может служить только высокопорядочный человек. В некрологе, опубликованном в газете «Новое время» 6 сентября 1911 г., говорилось: «По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. Твердость, настойчивость, находчивость и высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно»5. Один тот факт, что в результате

* Зотов Виктор Дмитриевич, e-mail: a-gas@ya.ru

1 Петр Столыпин. Сборник (Сост. Лысцов Г. И.) М., 1998, с. 250.
2См.: Ленин В.И. Полн. собр.соч., т.20, с.324-333.Выражение «столыпинский галстук» принадлежало тверскому земскому деятелю, члену кадетской партии Ф.И. Родичеву. Выступая в Думе в ноябре 1907 г.,он употребил его, имея в виду казнь многих противников царского режима. Столыпин немедленно послал к нему секундантов, вызывая тем самым на дуэль. Родичев был вынужден извиниться перед Столыпиным (см.: Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет.М., 1992, с. 36).
3 Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999, с. 356-357.
4 Вернадский Г.В. Русская история. Учебник. М., 1997, с. 273.
5 Цит. по: Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия! М., 2011, с. 23.

его реформаторской деятельности Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста и на пятое место по объему экономики, говорит о том, что его призыв «Нам нужна Великая Россия!» не был только словесным выражением его программы, но и начал претворяться в жизнь. Отметим в этой связи, что под названием «Нам нужна Великая Россия!» в 2011 г. вышло полное собрание речей П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном Совете (1906-1911 гг.). Дальнейшее изложение взглядов П.А. Столыпина основано на анализе этих речей.

О том, что Столыпин действительно вернулся к нам, может свидетельствовать статья писателя Владимира Мединского «Столыпин, Путин и политическое правительство», опубликованная в газете «Московский комсомолец» 24 февраля 2012 г. В статье подчеркивается, что нам нужны не косметические меры, а полноценная реформа всей системы власти, что «только творческая инициатива - от министров и губернаторов до глав районов и поселков - даст России столыпинские темпы развития».

Нельзя не согласиться, что многие проблемы, которые решал Столыпин и решал весьма успешно, стоят перед современной Россией. Создан специальный Фонд изучения наследия П.А. Столыпина, который преследует цель «не только ознакомить общественные и политические круги России с обширной программой, методами реализации столыпинских структурных преобразований, но и на основе аккумуляции их опыта способствовать выработке научных и практических рекомендаций в деле реформирования современной России».

Далее на сайте Фонда говорится, что он содействует:

-объединению научных коллективов, координации усилий ведущих отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся изучением жизни и деятельности П.А. Столыпина;

-проведению научно-практических конференций, симпозиумов, «круглых столов», творческих встреч, выставок, конкурсов среди студентов и учащихся средних школ;

-проведению научных исследований, посвященных жизни и деятельности П.А. Столыпина;

-проведению культурных мероприятий с целью знакомства общественности с личностью П.А.Столыпина;

-созданию библиотеки и фонда кино- и фотоматериалов, относящихся к личности П.А. Столыпина и его деятельности;

-популяризации личности П. А. Столыпина и его реформ в СМИ в рамках общеобразовательных и учебных программ высшей и средней школы .

О власти, ее развитии и мерах по реформированию общества

Начнем с того, что появление и деятельность Петра Столыпина в высших эшелонах власти не были случайными. Он происходил из знатного дворянского рода, многие представители которого являются гордостью России.

Бабушка М.Ю.Лермонтова, воспитавшая прославленного русского поэта, - урожденная Столыпина. Прадед Петра Аркадьевича, сенатор А. А. Столыпин, - друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX в. Отец - Аркадий Дмитриевич- герой Крымской войны, генерал-адъютант, комендант московского Кремля. Жена Петра Аркадьевича была правнучкой великого русского полководца А.В. Суворова7.

После окончания курса в Санкт-Петербургском университете в 1884 г. Петр Столыпин начал свою служебную деятельность в министерстве внутренних дел, через два года причислился к департаменту земледелия и сельской промышленности министерства земледелия и государственных имуществ. Приводим эти биографические данные для того, чтобы сразу же было понятно, почему Столыпин, став министром внутренних дел, а затем и председателем Совета Министров, с таким знанием дела говорил о нуждах рабочих и крестьян и проектировал соответствующие реформы. Как напишет позже сын Петра Аркадьевича Аркадий Столыпин в своем «Слове об отце», П.А. Столыпин «не был профессиональным политическим деятелем-карьеристом. Не живи он в страшное переходное время, когда наше тысячелетнее государственное здание повисло над бездной, его жизненный путь сложился бы, вероятно, иначе»8. Не будем спорить. Будем говорить о Столыпине так, как в действительности сложился его жизненный путь. А говорить о Столыпине значит говорить о России, какой она была сто лет назад, и о России сегодняшней.

В конце XIX - начале XX в. самодержавие, безраздельно доминировавшее на внутрироссийской политической арене до того времени, оказалось в чрезвычайно сложной ситуации. Как подчеркивается в учебнике «История России: народ и власть», недовольство существовавшими порядками охватило широкие слои населения. Все громче заявляло о себе рабочее движение. В деревне набирали силу крестьянские выступления. Борьбу за ниспровержение существующего строя вели революционные группы эсеров, социал-демократов и

6http//wwwstolypin.ru-fonde
7 См.: Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия!, с. 4, 21.
8 Цит. по: Столыпин П.А .Нам нужнаВеликая Россия!, с. 14.

др. Но лишь в пору революционного взрыва 1905-1907 гг. правящие круги пошли на серьезные преобразования властных структур. Первостепенное значение имел вопрос об организации представительных органов. После долгих колебаний царь Николай II заявил о своем намерении привлечь «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке законодательных предположений». После долгих и острых дебатов он утвердил 6 августа 1905 г. закон о Государственной думе9.

Нужно сказать, что Государственная дума, сотворенная в начале XX в., переживает сегодня нечто очень похожее на кризис, во всяком случае в общественном мнении. Согласно данным Левада-центра, на вопрос, нужна ли России Государственная дума, положительно ответили только 39% опрошенных, 43% ответили - нет, жизнь страны может быть с тем же успехом организована указами президента, и 18% затруднились ответить.А на вопрос - как вы оцениваете работу Государственной думы, были получены такие ответы: целиком положительно - 2%, скорее положительно - 14%, скорее отрицательно - 36%, резко отрицательно - 20%, затруднились ответить 29%. Выскажем предположение, что «непотребная Дума» (так называется статья Александра Минкина в газете «Московский комсомолец», где приводятся эти данные10), возможно, со временем вновь станет потребной. Ознакомление наших людей с идейно-политическим наследием П.А.Столыпина в какой-то мере может помочь этому.

Тема власти является главной темой выступлений Столыпина. Он говорил о трех видах власти - верховной власти царя (если он писал, то всегда с большой буквы - Верховная Власть Царя), государственной власти правительства и выборной власти Государственной думы. В одном из своих первых выступлений в качестве министра внутренних дел он сказал: «Власть не может считаться целью. Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка. Поэтому,осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что безвластие власти ведет к анархии»11.

Став председателем Совета Министров, Столыпин продолжил разработку вопроса о мерах по укреплению власти и государства. В речи, произнесенной в Государственной думе 16 ноября 1907 г. в ответ на выступление члена Государственной думы В. Маклакова, дано такое определение верховной царской власти: «Верховная власть является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой ее силу и цельность, и если быть России, то лишь при усилии всех сынов ее охранять, оберегать эту Власть...от распада»12.

При этом он понимал, что самодержавная верховная власть не есть нечто неизменное. Он говорил: «Самодержавие московских Царей не походит на самодержавие Петра, точно так же, как самодержавие Петра не походит на самодержавие Екатерины Второй и Царя-Освободителя (имеется в виду царь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право. -В.З.). Ведь русское государство росло, развивалось из своих собственных русских корней, и вместе с ним, конечно, видоизменялась и развивалась и Верховная Царская Власть»13. Далее Столыпин формулирует важное положение о необходимости взаимодействия верховной власти и «дарованного ею нового представительного строя», т.е. строя с выборной Государственной думой.

Столыпин решительно отверг обвинения в том, что «правительство стремится создать в России какое-то полицейское благополучие, сжать весь народ в тисках какого-то произвола и насилия», что оно «стремится обратить всю свою деятельность исключительно на репрессии, не желает заняться работой созидательной, что оно не желает подложить фундамент права - то правовое основание, в котором несомненно нуждается в моменты созидания каждое государство и тем более в настоящую историческую минуту Россия»14. У него есть и такая установка: «Преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство

15

правовое» .

П.А. Столыпин показал себя как реформатор, заботящийся о рабоче-крестьянском народе - о повышении уровня его материальной и духовной жизни. Он говорил: «Рассматривая рабочее движение как естественное стремление рабочих к улучшению своего положения, реформа должна предоставить этому движению естественный выход, .поскольку оно не угрожает общественному порядку и общественной безопасности»16.

Говоря далее о соответствующей реформе рабочего законодательства, Столыпин поясняет слушателям, что эта реформа должна быть проведена в двух направлениях - в направлении ограничения административного вмешательства в отношения промышленников и рабочих, при предоставлении как тем, так и другим необходимой свободы действий через посредство

9 История России: народ и власть. Учебник для вузов. СПб., 1997, с. 430-432.
10 См.: Минкин А. Непотребная Дума // Московский комсомолец, 28 ноября 2013 г.
11 Столыпин П.А. Указ. соч., с. 40.
12 Там же, с. 116.
13Столыпин П.А. Указ. соч., с. 116-117.
14 Там же, с. 113, 114.
15 Там же, с. 53.
16 Там же., с. 62.

профессиональных организаций и путем «ненаказуемости экономических стачек». Нельзя не обратить внимания на последнюю формулировку. Столыпин допускает экономические стачки, не видит в них ничего противоправного. Он так сформулировал «важнейшую задачу» в области государственной помощи рабочим: государство должно взять на себя попечение «неспособных к труду рабочих, осуществляемое путем страхования их, в случаях болезни, увечий, инвалидности и старости. В связи с этим намечена организация врачебной помощи рабочим. В целях охранения жизни и здоровья подрастающего рабочего поколения, установленные ныне нормы труда малолетних рабочих и подростков должны быть пересмотрены, с воспрещением им, как и женщинам, производства ночных и подземных работ»17. Так говорил председатель Совета Министров России, такие задачи он ставил перед правительством и перед собой.

Такие же важные и конкретные задачи Столыпин ставил и в области духовной жизни общества. Учитывая, что значительная часть рабочего и особенно крестьянского населения России не имела никакого образования, Столыпин поставил перед министерством народного просвещения три задачи:

- совместно с правительством обеспечить общедоступность, а затем и обязательность начального образования для всего населения Российской империи;

-в области средней школы министерство будет озабочено созданием разнообразных типов учебных заведений, с широким развитием профессиональных знаний, но с обязательным для всех типов минимумом общего образования, требуемого государством;

- в области высшей школы министерство видит свою задачу в укреплении всех вышеуказанных преобразований18.

О крестьянстве и реформе землеустройства в России

Этот вопрос, связанный с развитием частнособственнических капиталистических отношений в деревне и ломкой традиционных крестьянских общин, имел, по определению Столыпина, «коренное значение» для России.

В своем первом выступлении во второй Государственной думе в качестве председателя Совета Министров 6 марта 1907 г., говоря о новых законах об устройстве быта крестьян, он подчеркнул, что они предоставили крестьянам земли государственные, а «Государь повелел передать на тот же предмет земли удельные и кабинетские на началах, обеспечивающих крестьянское благосостояние». Столыпин сказал, что в целях достижения возможности выхода крестьян из общины издан закон, облегчающий переход к подворному и хуторскому владению, причем устранено всякое насилие в этом деле и отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и

19

человеческого труда» .

Продолжая разговор на эту тему в речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной думе 10 мая 1907 г., П.А. Столыпин подчеркнул, что исходит из того положения, что все люди, заинтересованные в этом деле, желают его разрешения: «Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения того вопроса, который для них является самым близким и самым больным. Я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков. Я думаю, что и все русские люди, жаждущие успокоения своей страны, желают скорейшего разрешения того вопроса, который, несомненно, хотя бы отчасти, питает смуту»20.

В другой своей речи, произнесенной в Государственной думе 16 ноября 1907 г. в ответ на выступление В. Маклакова, Столыпин так сказал о крестьянском вопросе: «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельною собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы»21.

Ссылаясь далее на слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, сказавшего, что «деньги - это чеканенная свобода», Столыпин подчеркнул, что «правительство не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина, чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека». Он высказал свою уверенность в том, что мелкий земельный собственник «явится ядром будущей мелкой земской единицы, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток»22.

В речи о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенной в Государственной думе 5 декабря 1908 г., Столыпин так разъяснил смысл соответствующего

17Столыпин П. А. Указ. соч., с. 62, 63.
18 Там же, с. 64.
19Столыпин П. А. Указ. соч., с 54, 55.
20 Там же, с. 92.
21 Там же, с. 114.
22Столыпин П. А. Указ. соч.,с. 115.

закона, его идею: «В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью, надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя»23.

Казалось бы, после таких выступлений и оценок Столыпину оставалось одно - отдать приказ о немедленном сломе крестьянской общины. Но нет. Председатель Совета Министров и министр внутренних дел умел не только красиво и убедительно говорить, но и трезво мыслить и действовать. Он не хотел обострять социально-политическую обстановку в стране. Он прямо заявил, что закон «не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом ис24

пользования земли» .

Эту речь (5 декабря 1908 г.) Столыпин закончил словами о необходимости использования всех сил - и законодателя, и правительства, и народа - в деле лучшего использования земли, ибо «земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия» 5.

Эти слова П.А. Столыпина цитировал В.В.Путин, выступая 2 марта 2011 г. на съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в Тамбове - главном городе Тамбовской губернии, крестьяне которой восстали в 1920-1921 гг. против советской власти2 .

Столыпин настоятельно требовал «укрепления низов», т.е. народа, народных масс, рабочих и крестьян. «В них вся сила страны, - говорил он. - Их более 100 миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте - и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром. ...Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех русских! Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»27.

Увы! Россия не получила внутреннего покоя. Напротив, классовая борьба еще более обострилась. Не получила она и внешнего покоя. Европа и большинство стран находились на пороге Первой мировой войны.

О проблеме борьбы с терроризмом

В числе важнейших проблем, которыми пришлось заниматься Столыпину, была проблема борьбы с терроризмом. Нужно сказать, что первая русская революция придала этой борьбе политический характер. В отношении Столыпина терроризм заявил о себе 12 августа 1906 г., когда террористы взорвали дачу Столыпина на Аптекарском острове (по существу это была еще и рабочая резиденция премьер-министра). Кроме двух террористов-смертников погибло 25 человек, пришедших на прием к главе правительства. Были ранены также трехлетний сын и 14-летняя дочь Петра Аркадьевича28. Сам Столыпин тогда не пострадал, но ему придется пережить 10 покушений на свою жизнь.

О размахе террористической деятельности против представителей власти говорят такие цифры. В 1906-1907 гг. в результате террористических актов и революционных выступлений были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица. В числе самых громких убийств, о которых говорил Столыпин, было убийство после четырех покушений в 1904 г. статс-секретаря, министра внутренних дел В.К. Плеве, а в следующем,1905 г. убийство родного брата Александра III, великого князя Сергея Александровича, который был московским генерал-губернатором и командующим Московским военным округом29.

Ни одна власть не могла допустить такого разгула терроризма. Не могла и не хотела допускать этого и царская власть. В период с 1906 по 1910 гг. военно-полевые и военно-окружные суды казнили 3825 человек, более 26 тыс. человек были отправлены по политическим делам на

30

каторгу .

Понятно, что все это до предела накаляло социальную обстановку в стране, заставляя и власть, и ее противников искать и находить возможности укрепления своих позиций. Говоря об особенностях терроризма в России в эти годы, Столыпин сделал такой вывод: «Следствие, дознание, все данные департамента полиции указывают на то, что главари революционных организаций для того, чтобы укрепить волю лица, непосредственно исполняющего террористический

23 Там же, с. 194.
24 Там же.
25 Там же, с. 198.
26 См.:Столыпин П.А. Указ. соч., с. 3.
27Там же, с. 406.
28 См. там же, с. 7.
29 См. Столыпин П.А. Указ. соч., с. 8, 439.
30 Там же.

акт, для того, чтобы поднять его дух, всегда сами находятся на месте преступления»31. Не будем забывать, что это говорилось публично, в Государственной думе, где присутствовали либо сами главари революционных организаций, либо их представители.

Нужно было обладать большим мужеством, чтобы говорить это. Столыпин им обладал. Говоря о нападках своих противников, одно из своих выступлений в 1907 г. он закончил такими словами: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх». На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете»32.

Сознавал ли Столыпин возможность смертельного для себя исхода его борьбы с терроризмом? На этот вопрос может быть один ответ - да, полностью сознавал. Как-то он сказал: «Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву, я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить все свои обязанности, уже устремляя взор в вечность. А вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату, то говорю себе, что должен благодарить Бога за лишний, дарованный мне в жизни день. Это единственное следствие моего постоянного сознания близости смерти как расплаты за свои убеждения. И порой я ясно чувствую, что должен наступить день, когда замысел убийцы наконец удастся»33. Вот как это случилось.

1 сентября 1911 г. в Киеве в городском театре в 21 час начался спектакль, на котором присутствовали царь Николай II (он, как и положено, сидел в Государственной ложе) и Петр Столыпин, сидевший в первом ряду. В 23.30 в антракте после второго акта Столыпин поднялся с места и стал разговаривать с подходившими к нему людьми. Вдруг в зале раздались два выстрела. Тяжелораненый Столыпин сохранил присутствие духа. Он осенил крестным знамением себя и царскую ложу, после чего стал падать. 5 сентября Столыпин умер в больнице34. Его убийца - эсер Д. Богров понес заслуженное наказание.

Все это было больше ста лет тому назад. Многое изменилось в России. Она перенесла великие потрясения. Но борьба с терроризмом продолжается. В июле 2013 г. Президент России В.В. Путин подписал закон, совершенствующий общегосударственные системы противодействия терроризму, в частности, усиливающий профилактические меры.

Но никакой терроризм не может и не должен поколебать уверенность в торжестве правого дела. В своей последней публичной речи, произнесенной 27 апреля 1911 г. в ответ на запрос Государственной думы, П.А. Столыпин сказал, что величайшее счастье своей жизни видит в том, чтобы обеспечить «постройку будущей России, не стыдящейся быть русской»35. Его патриотический призыв - лозунг «Нам нужна Великая Россия!» не просто сохранился, а получил новое звучание.

Зотов В. Д. Петр Столыпин и его идейно-политическое наследие в современной России. Статья посвящена анализу идейно-политического наследия выдающегося государственного деятеля - реформатора дореволюционной России Петра Столыпина. Анализируются три основные проблемы - проблема власти, ее развития, реформа рабочего законодательства; проблема крестьянства и реформа землеустройства в России; проблема борьбы с терроризмом.

Zotov V.D. Pyotr Stolypin and his ideological and political legacy in contemporary Russia. The article is devoted to the analysis of the ideological and political legacy of the outstanding statesman and reformer of the pre-revolutionary Russia Pyotr Stolypin. Three main problems are the objects of the analysis - the problem of power and its development, the reform of the worker&s legislation; the problem of the peasantry and the reform of the organization of land exploitation in Russia and the problem of the struggle with terrorism.

31 Там же, с. 212.
32 Там же, с. 69. 33Столыпин П.А. 34 Там же, с. 405. 35Столыпин П.А.

Указ. соч., с.405-406. Указ. соч., с. 404.

ВЛАСТЬ authority РЕВОЛЮЦИЯ revolution РЕФОРМЫ reform ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ideological and political legacy СОВРЕМЕННОСТЬ modernity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты