Спросить
Войти

2019.02.020. РАМБО А.Т. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ТАИЛАНДА: ОБЗОР ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. RAMBO A.T. The agrarian transformation in Northeastern Thailand: A review of recent research // Southeast Asian studies. – Kyoto, 2017. – Vol. 6(2). – P. 211–245.

Автор: указан в статье

2019.02.020. РАМБО А.Т. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ТАИЛАНДА: ОБЗОР ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

RAMBO A.T. The agrarian transformation in Northeastern Thailand: A review of recent research // Southeast Asian studies. - Kyoto, 2017. -Vol. 6(2). - P. 211-245.

Автор - преподаватель университета Кхон Каен (Таиланд) -отмечает смену модели сельскохозяйственного производства в Исане (северо-восток Таиланда) - переориентацию натурального хозяйствования на рыночное на работу на рынок. Начало этих изменений пришлось на рубеж 80-90-х годов ХХ в., но уже к середине 90-х смена проявилась в полной мере и продолжила развитие. Автор прослеживает этот процесс по основным направлениям: материальная база производства в крестьянском хозяйстве, демографические сдвиги, изменение структуры крестьянского двора, социальные отношения в деревне.

Рассмотрение смены экономической модели автор начинает собственно с производства. Он замечает, что произошло перенаправление потока произведенного товара (риса) с ориентированного на обеспечение выживание крестьянской семьи на рынок с обилием потребителей. Индустриализация и урбанизация страны гарантировали крестьянам постоянный сбыт произведенного продукта, от крестьян зависело только «поймать волну», подстроиться под постоянно растущий спрос, удовлетворение которого стало одним из приоритетов национальной политики правительства.

Адаптивные способности крестьянства - притча во языцех. В порыве повысить производство (и, соответственно, продажи и свои доходы) крестьяне совершили революционный переворот в производстве: в начале 80-х годов перешли с выращивания клейкого риса для собственных потребительских нужд на производство высокоурожайных сортов (RD6 и KDML105), требовавших дополнительных расходов на использование минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов и приобретение техники (сначала ручных бензиновых культиваторов, потом тракторов и комбайнов), а также совершенствование инфраструктуры (дороги, элементы малой

ирригации - пруды, водосборники, каналы, насосы). Все это потребовало от крестьян чрезвычайных расходов. И здесь крестьяне Исана показали себя прогрессивными людьми; они переориентировались и в источниках кредитования: если раньше крестьяне могли прибегнуть только к родственной или соседской взаимопомощи внутри деревни, то теперь они обратились за к внешним для деревни источникам.

В результате получилась крепкая связка: рост урожайности и производства - средняя урожайность риса выросла с 1,6 т/га в 1995 г. до 2 т/га в 2005 г. [с. 216], с одной стороны, и колоссальный рост крестьянской задолженности - с другой. Автор приводит данные 2010 г. по одной из деревень, где 80% хозяйств задолжали более половины годового дохода [с. 218].

Рост урожайности в крестьянских хозяйствах (и соответственно, повышение товарности их производства) неправильно было бы рассматривать только со стороны технических возможностей производства. Рост городов, строительство дорог стимулировали не только рост рынков, но и производство внутри деревни, причем не только в плане увеличения производства риса, но и в плане диверсификации производства. Пока еще относительно небольшая (11%), однако постоянно растущая часть рисопроизводителей практикует многократный посев, использование рисового поля после сбора риса для выращивания других культур.

Чем плодороднее земля, чем ближе участок к рынку сбыта, тем больше возможностей для возделывания коммерчески выгодных культур. Так, например, в деревне Лаг На Пианг, дистрикт Муэанг провинции Кхон Каен многие крестьяне заключили контракты на производство семян сортовых помидоров, и получают за свою продукцию до 50 тыс. долл. с гектара по сравнению с 1 тыс. долл. за рис одного урожая [с. 219]. Однако такая выгодная замена требует больших затрат живого труда и поэтому осуществляться может лишь на небольших участках, впрочем, принося существенную добавку в бюджет крестьянского хозяйства. Иногда эта тенденция берет верх и происходит вытеснение риса более коммерчески выгодными культурами (каучуконосами, сахарным тростником, масличными пальмами, овощами).

Уже в середине 90-х годов обследование случайно выбранных неорошаемых ферм в 49 поддистриктах провинции Кхон Каен

показало, что только 37% крестьян возделывают исключительно рис или другие зерновые культуры, а 63% - практикуют более диверсифицированное хозяйство, выращивая в дополнение к рису овощи, занимаясь животноводством [с. 219]. Доход таких хозяйств на 60% выше среднего по всем хозяйствам [с. 220].

Внешние по отношению к крестьянскому хозяйству обстоятельства - индустриальное развитие страны, урбанизация, рост спроса на продовольствие и сырье - дали стимул для изменений внутри деревни, но соответствовать этим вызовам крестьянский двор мог только, внеся изменения в свое производство - в его технологию, номенклатуру и объем.

В 80-е годы в деревне появились бензиновые двухколесные ручные культиваторы, заменившие буйволов, тянувших плуг: если в 1983 г. на северо-востоке Таиланда было лишь несколько тысяч таких машин, то в 2003 г. их стало 1,25 млн [с. 220]. Но прогресс не остановился: сейчас и этим механизмам на смену приходят четырехколесные трактора. В 1990-е годы комбайны только начинали вытеснять ручной труд сборщиков: по данным 1993 г., только 1% крестьянских хозяйств использовал комбайны, а в 2003 г. такие хозяйства составляли уже 14% [там же]. В настоящее время в условиях дефицита рабочей силы большинство хозяйств прибегает к услугам комбайнеров. Это и понятно: массовое применение машинного труда (а производительность комбайна более, чем в 10 раз, превышает производительность бензинового ручного культиватора) значительно снижает издержки производства; так, производство 1 кг риса в хозяйствах, остающихся при использовании двухколесных бензиновых культиваторов составляет 11,4 бата, тогда как в хозяйствах, прибегающим к услугам большой механизации на всех этапах выращивания и сбора - 9,4 бата [с. 222].

Прогресс производства привел к тому, что значительной статьей расхода крестьянских хозяйств стали услуги по транспортировке произведенной продукции на рынок или приобретение собственного транспорта (до трети бюджета крестьянской семьи северо-востока Таиланда). Рыночные культуры производились и раньше, но это были обладающие низкой рыночной ценностью кенаф и кассава, а теперь высокоценный сахарный тростник, каучук и специальные культуры.

Сравнительно меньший доход при смене модели стали давать продукты собирательства и охоты. Зато больше половины дохода крестьянского хозяйства стало поступать из источников, находящихся за пределами земельного участка хозяйства - как от работы на более богатых односельчан, так и от работы далеко за пределами деревни (в городе, за границей). Сменилась отчасти и «группа поддержки»: если раньше это были родственники, то теперь это в большей мере общественные организации и правительственные агентства.

Изменения в жизни деревень Исана не ограничились незаметными на первый взгляд структурными сдвигами. За последние 20-30 лет облик таиландских деревень изменился до неузнаваемости. Более тесная интеграция деревень в более широкий экономический контекст - экономику страны и мира - привело к тому, что автор называет «сельской урбанизацией». Все те городские блага, которые прежде отличали городского жителя от сельского, теперь доступны и в деревне: сетевые супермаркеты, оснащенность гад-жетами, распространенность мобильной связи. Улучшение сообщения с городом позволило многим хозяйствам оперативнее реагировать на конъюнктуру и значительно улучшить свое положение. Доступность работы в городе привела к появлению нового феномена жизни пригородных деревень - так называемых «воскресных крестьян», тех, кто переселился в город и работает там, а работе в деревне посвящает выходные дни, соответственно подбирая культуру для возделывания, которая принимала бы такой режим.

Также бросаются в глаза грандиозные изменения на базовом -демографическом - уровне. Вся страна совершила переход от одной демографической модели - высокая рождаемость и высокая смертность - к другой - низкая рождаемость и низкая смертность. По сравнению с предыдущей эпохой доля молодежи в селе сократилась, а доля стариков, соответственно, выросла. Но изменилась и структура деревенских семей: городской спрос на рабочую силу вымыл из деревни население в самом трудоспособном возрасте, оставив стариков и малых детей, дав начало новому понятию -«семья с пропущенным поколением». Если в начале 1980-х годов лишь в четверти крестьянских домохозяйств хотя бы один человек находился в отъезде на дальних приработках, то теперь таких хозяйств больше половины [с. 229]. И как результат эмиграции населения, Северо-Восточный регион страны потерял с 1985 по 2000 г. более 900 тыс. человек, основную массу которых (около 90%) составляют люди в возрасте от 15 до 39 лет [с. 230].

Нехватка рабочих рук в деревне привела к ряду технологических сдвигов: крестьяне переходят от традиционного выращивания рассады с последующим приживлением ее на рисовых чеках к простому посеву путем разбрасывания семян; будучи не в силах справиться с ручным бензиновым культиватором почвы пожилые крестьяне пересаживаются на четырехколесные трактора. Новая демографическая обстановка заставила стариков остаться в сельском хозяйстве, а новая техника позволила сделать это. Примерно 40% людей старше 60 лет работают в сельском хозяйстве северо-востока Таиланда, тогда как в Бангкоке в этой возрастной категории работает менее 20% горожан [с. 231].

Не столь бросающееся в глаза, но не менее важное изменение в крестьянском хозяйстве Исана последних десятилетий - более половины дохода хозяйства теперь поступает из несельскохозяйственных источников, а в деревне Нонг Бен провинции Кхон Каен в 2013 г. этот показатель дошел даже до 80% [с. 232]. Это ставит на первый план проблему зависимости оставшегося в деревне населения от денежных переводов отходников.

Произошли изменения и в жизни деревенской общины. Обычное представление о деревне северо-востока Таиланда - что это сплоченная моральная общность с ограниченным экономическим расслоением между отдельными хозяйствами и высоким уровнем сплоченности, в основе которой родственная связь и совместное участие в социальной активности, часто строящейся вокруг храма. Односельчане связаны друг с другом многими формальными и неформальными связями. Неформальная соседская трудовая взаимопомощь в страду, в строительных работах, во время болезни, одалживание продуктов, инструментов или денег -было нормальным явлением для традиционной деревни.

Сейчас этого практически нет: трудовая помощь только от наемного труда, помощь деньгами - из неместных формальных источников (банки или благотворительные фонды). Это сделало людей более черствыми, более замкнутыми на своих проблемах, причем, не только эмоционально, но и территориально: появился

сравнительно новый для здешних мест феномен - хуторское хозяйство на вновь освоенных лесных территориях. Освоение новых земель имело место и раньше, но это были действия значительной группы людей, чуть ли не целой деревни. Теперь же горизонтальная близость односельчан не обязательна, зато в большей степени крестьяне полагаются на вертикальную солидарность семьи.

Автор замечает, что, говоря об Исане - северо-востоке Таиланда - и о населении, проживающем здесь, необходимо иметь в виду отличие этого региона от остального королевства и, соответственно, воздержаться от автоматического переноса сделанных здесь выводов на остальных крестьян Таиланда. Исан - своеобразная вольница королевства, даже после административных реформ Рамы V в конце Х1Х в. эти территории управлялись не из центра, а местными вождями, имевшими совсем небольшую власть над крестьянами. Поэтому не знавшие феодализма крестьяне Исана отличаются инициативностью и мобильностью, они легче ориентируются в ситуации, чаще заключают межэтнические браки.

Крестьянская приспособляемость к обстоятельствам проявилась еще в одном культурном сдвиге повседневной жизни - в их отношении к образованию. Если раньше местные жители делали все для того, чтобы детей пораньше, после года-двух обучения, забрать из школы и приобщить к сельскому труду, вкладывая все свободные ресурсы в расширение посевной площади хозяйства, то теперь все ресурсы семьи направляются на обучение детей и их подготовку к жизни, не связанной с сельским трудом.

Однако самый большой культурный сдвиг произошел в крестьянском сознании, что ярко демонстрирует участие крестьян в движении «Красных Рубах», стержень которого составляли представители среднего крестьянства Исана, многие из которых получили хорошее по деревенским меркам образование и относительно хорошо смогли устроиться в жизни.

Аграрная трансформация северо-восточного Таиланда продолжается, и трудно предсказать, как она пойдет дальше. Единственное, что можно утверждать определенно, это то, что деревня Исана будет все дальше отходить от ориентированной на потребление модели в пользу экономики, ориентированной на рынок, как национальный, так и мировой.

Ю.В. Чайников

Таиланд Исан крестьянское хозяйство аграрная модернизация.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты