УДК 338.242.2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ
Ерболатова Дана Оралбековна магистрант; Казахстанско-Немецкий университет, Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: Последние несколько лет общемировой тенденцией является переход к «зеленой» экономике, Казахстан не является исключением. Перед Правительством Казахстана стоит важная задача - развитие новой финансовой системы, что в свою очередь может быть достигнуто за счет перехода к «зеленой экономике и «зеленому»> финансированию. Тема «зеленого»> финансирования является особо актуальной в развитых странах, которые стремятся повысить национальную конкурентоспособность, принимают значимые решения по сохранению экологического равновесия, развитию промышленного производства, повы>1шению качества уровня жизни населения, сохранению природных ресурсов и экологии. Целью статьи является определение источников финансирования «зеленой экономики Казахстана на сегодняшний день. В статье проводится анализ современного состояния «зеленого»> финансирования в Казахстане, выявляются проблемы>1 «зеленого»> финансирования, а также освящаются принятые Правительством Казахстана меры1 по развитию «зеленого»> финансирования. Ключевые слова: «зеленая»> экономика; «зеленое»> финансирование; «зеленык»> облигации; «зеленык»> инвестиции в Казахстане; «зеленое»> кредитование.
CURRENT SITUATION OF GREEN FINANCING IN KAZAKHSTAN
Yerbolatova Dana Oralbekovna, Master; Kazakh-German University, Almaty, Republic of Kazakhstan
Abstract: Over the last few years, the global trend has been towards a green economy and Kazakhstan is no exception. The Government of Kazakhstan faces an important challenge - to develop a new financial system, which can be achieved through the transition to a green economy and green finance. The subject of green financing is particularly relevant in developed countries, which strive to improve national competitiveness, make significant decisions to preserve the ecological balance, develop industrial production, improve the quality of life, preserve natural resources and the environment. The purpose of the article is to identify the sources of funding for the green economy of Kazakhstan today The article analyzes the current state of green finance in Kazakhstan, identifies the problems of green finance, and describes the measures taken by the Government of Kazakhstan to develop green finance.
Для цитирования: Ерболатова Д.О. Современное состояние «зеленого» финансирования в Казахстане // Наука без границ. 2020. № 4(44). С. 95-101.
For citation: Yerbolatova D.O. Current situation of green financing in Kazakhstan // Scince without borders, 2020, no. 4(44), pp. 95-101.
[1]. С этого момента в Казахстане началась реализация проекта «Казахстан: «Зеленая» финансовая система», задача проекта заключается в преодолении разрыва между финансовой системой Казахстана и потребностями «зеленой» экономики. «Зеленое» финансирование является своего рода катализатором перехода экономики Казахстана на «зеленый» путь развития, а именно к «зеленой» экономике и устойчивому развитию. Также вопрос развития «зеленой» экономики был раскрыт Нурсултаном Назарбаевым в стратегии «Казахстан - 2050» [2].
Казахстан является страной, занимающейся экспортом энергоресурсов, и получает стабильные доходы от нефтегазового сектора. Сырьевые отрасли признаны приоритетными направлениями экспорта. Существует значительный положительный вклад сырьевого сектора в развитие национальной экономики Казахстана. По состоянию на 2016 г. добыча каменного угля составляет больше половины добываемых в стране сырьевых ресурсов (58,52 %), нефти и газа 21,69 % и 19,79 % соответственно [3].
В Казахстане существует высокая степень зависимости экономики от добывающих отраслей, что уже привело страну к высокому риску от во-латильности международного рынка сырьевых товаров. Экономика страны входит в число наиболее энергоемких экономик мира [4].
При добыче нефти зачастую пользуются агрессивными методами, которые приводят к уничтожению природной системы в больших масштабах. Имеют место потеря и деградация природного капитала. Около 75 % территории Казахстана подвержено высокому риску экологической дестабилизации: проблема опустынивания, нарастающие выбросы токсичных веществ от передвижных и стационарных источников, накопители отходов и другие отрицательные последствия. [5]
Основываясь на стратегии «Казахстан - 2050», Казахстан перейдет от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями. В связи с этим произойдет снижение доли нефтяного экспорта до 30 % к 2050 г.
В основе «зеленой» экономики лежат чистые и «зеленые» технологии. Ее развитие позволит не допустить возникновения экологического кризиса, получившего распространение в постиндустриальных странах. «Зеленая» экономика направлена на экономное потребление подверженных истощению ресурсов и рациональное использование неисчерпаемых, к которым относят энергию ветра, приливов, воды, солнце, биотопливо и другое. В свою очередь, развитие «зеленого» финансирования позволит Казахстану осуществить такой переход.
Казахстан ратифицировал Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (1992 г., г. Рио-де-Жанейро, Бразилия) 4 мая 1995 г. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1997 г., г. Киото, Япония) был ратифицирован 26 марта 2009 г. В 2016 г. 27 октября было ратифицировано Парижское соглашение об изменении климата (2015 г., г. Париж, Франция).
Вопрос развития «зеленой» экономики был широко раскрыт Нурсултаном Назарбаевым в стратегии «Казахстан - 2050». Позже Президент Казахстана подписал Указ «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» от 30 мая 2013 г. Согласно принятой Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» к 2050 г. ВВП увеличится на 3 %, будет создано более 500 тысяч рабочих мест, будут сформированы новые отрасли промышленности и сферы услуг, будут обеспечены повсеместно высокие стандарты качества жизни населения [1].
В Концепции определены сектора экономики, требующие «зеленого» финансирования, целевых индикаторов по ним, и требуемый объем инвестиций. Со стороны Правительства Казахстана разрабатывается нормативная правовая база по «зеленой» экономике и «зеленым» финансам, ведется регулирование Системы торговли квотами на выбросы СО2 и формируется база данных зеленых проектов. Международные организации и развитые страны направляют «зеленые» инвестиции и поддерживают страну в разработке Концепции «зеленой» финансовой системы (включая инструмент «зеленых» облигаций) и «зеленых» стандартов.
Существуют несколько видов инструментов «зеленого» финансирования: торговля квотами на выбросы (достижение низкого уровня выбросов углерода), Зеленый климатический фонд (финансирование зеленых проектов стран, осуществляемое по большей части за счет взносов развитых стран), «зеленое» кредитование (кредитование соответствующих требованиям зеленых проектов с меньшей процентной ставкой погашения) и другие специальные инструменты.
«Зеленые» кредиты являются наиболее распространенным и эффективным инструментом финансирования
проектов, учитывая простоту оформления как для кредитора, так и для получателя кредита. «Зеленые» кредиты предлагают выгодные условия для получателя займа. «Зеленые» кредиты составляют около 39 % от общего портфеля Зеленого климатического фонда [7].
Одним из наиболее используемых в мировой практике «зеленых» финансовых инструментов являются «зеленые» облигации. «Зеленые» облигации представляют собой любые долговые инструменты, поступления от размещения которых направляются на рефинансирование или финансирование новых или существующих зеленых проектов. «Зеленые» облигации преимущественно бывают долгосрочными с возвратностью вложенных инвестиций в течение периода 10-20 лет [7].
По данным некоммерческой организации «Инициатива по климатическим облигациям» (Climate Bonds Initiative), занимающейся мобилизацией международных рынков облигаций, сегодня наблюдается рост популярности «зеленых» облигаций. В 2015 г. суммарный выпуск «зеленых» облигаций составил 36,7 млрд долл. США, в 2016 г. - 81,6 млрд долл. США, в 2017 г. - 156,7 млрд долл. США. В 2017 г. около 56 % выпуска облигаций осуществили США, Китай и Франция. В этом же году на глобальный рынок «зеленых» облигаций вышли десять стран: Аргентина, Чили, Фиджи, Литва, Малайзия, Нигерия, Сингапур, Словения, Швейцария и Объединенные Арабские Эмираты.
Существует несколько видов «зеленых» облигаций: государственные (муниципальные) облигации и выпущенные международными банками или
финансовыми организациями облигации; корпоративные облигации; проектные облигации; бонды с покрытием [9].
Одним из наиболее используемых в мировой практике «зеленых» финансовых инструментов являются «зеленые» облигации. «Зеленые» облигации превратились в быстро растущий сегмент на рынке ценных бумаг. Инвестиции в возобновляемые источники энергии (34 %) являются наиболее популярным направлением финансирования на глобальном рынке «зеленых» облигаций.
В Казахстане общий объем инвестиций на середину 2016 г. в «зеленое» финансирование составил 364 млн евро. С 2006 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) выделил около 1,335 млрд евро на реализацию 68 «зеленых» проектов в Казахстане. В 2014 г. ЕБРР подписал с Республикой Казахстан первый крупномасштабный проект по финансированию и постройке ветровых электростанций. В 2015 г. был подписан второй по масштабу проект по возобновляемой энергии [10].
В Казахстане действуют около 55 объектов возобновляемых источников энергии суммарной мощностью 336 мегаватт. На большую часть этих объектов было привлечено инвестиций в размере 58,5 млн тенге. По планам Министерства энергетики до конца 2020 г. введут в эксплуатацию примерно 52 объекта возобновляемых источников энергии суммарной мощностью 2 ги-гаватта, на которые направят инвестиции в размере почти 1 трлн тенге. Зеленый климатический фонд одобрил финансирование в размере 110 млн долл. США для реализации проектов для Казахстана по рамочной программе ЕБРР по возобновляемым источникам энергии [11].
В декабре 2016 г. был сформирован Консультативный совет по вопросам развития «зеленого» финансирования в Казахстане. Был проведен запуск вебсайта (www.greenfinance.kz) по развитию «Зеленой» финансовой системы в Казахстане. Сбор материалов и проведение переговоров со всеми заинтересованными сторонами также были осуществлены в 2016 г. [12].
В следующем 2017 г. были изучены международный опыт в области «зеленого» финансирования и интересы глобальных инвесторов вкладывать средства в «зеленую» экономику Казахстана. Были исследованы потенциал и возможности финансового сектора Казахстана по реализации Парижского соглашения [12].
В июне 2017 г. была разработана экономическая и финансовая модель для оценки спроса на инвестиции и услуги согласно принятым обязательствам Казахстана. Был проведен обзор финансовой политики и регулирования, выработаны рекомендации для стимулирования инвестиций и услуг в «зеленой» экономике. А в сентябре был представлен финальный отчет и организован семинар в период проведения выставки «ЭКСП0-2017» [12].
Казахстан привлекает международные источники «зеленого» финансирования. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является одним из ведущих инвесторов и реализует несколько специальных программ в Казахстане. Казахстан получает гранты от Глобального экологического фонда для проектов в области устойчивого развития, рационального природопользования и изменений окружающей среды на ежегодной основе с 2007 г.
Область «зеленого» финансирования находится на стадии развития. Международные экологические организации берут на себя обязательство создать регламентированные требования по раскрытию информации, разработать методики и практические рекомендации по «зеленому» финансированию.
В Казахстане в 2018 г. была запущена биржа «Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Концепция развития «зеленого» финансового центра предусматривает выпуск «зеленых» облигаций как инструмента финансирования зеленых проектов и разработку нормативно-правовой базы. На данный момент перед МФЦА стоит задача создать регуляторные правила, найти подходящих инвесторов и подготовить эмитентов к выпуску «зеленых» облигаций. Акиматы и
крупные промышленные компании, загрязняющие окружающую среду, будут иметь возможность выпускать «зеленые» облигации. Был подписан Меморандум о сотрудничестве в развитии новой международной клиринговой системы. Ожидается, что в ближайшие два-три года финансовый центр заработает в полную силу. На сегодняшний день в Казахстане еще не были выпущены «зеленые» облигации. МФЦА принял нужные правовые акты, и тем самым можно сказать, что юридическая основа для эмиссии «зелёных» облигаций создана. При бирже также был создан «Центр зеленых финансов МФЦА». Центр занимается развитием зеленой финансовой системы, в частности рынка «зеленых» облигаций путем привлечения иностранных инвестиции в экологические проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- OECD. - Режим доступа: https://www.oecd.org/env/outreach/Discussionnotes (Дата обращения: 02.11.2019).
- С. 5-9.
REFERENCES
financing «green» projects]. Finansovye zhurnal. Financial Journal. 2016. № 2. S. 70-81.
Материал поступил в редакцию 14.04.2020
© Ерболатова Д.О., 2020