Спросить
Войти

Рекомендательные списки литературы как средство привлечения к чтению и фактор формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету в условиях дополнительного образования

Автор: Самсонова Т.А.

УДК 37.026.6

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

RECOMMENDED BOOKLISTS AS THE MOTIVATORS OF READING AND THE MEANS OF DRAWING ATTENTION TO THE SUBJECT IN THE CONTEXT OF EXTENDED EDUCATION

Т.А. Самсонова Школа изобразительного творчества и дизайна «Радуга», МБОУ ДОД ЦВР «Парус» (Россия, Самара)

T.A. Samsonova School of Art and Design «Raduga», MBEI CEW «Parus» (Russia, Samara)

В статье рассматриваются возможности использования рекомендательных списков литературы для повышения интереса учащихся к чтению и изучаемому предмету.

The paper displays the possible ways to use booklists for raising students& interest in reading and the subject under consideration.

туры.

Проблема детского и юношеского чтения (а точнее нечтения) стоит сегодня очень остро. В свое время В.А. Сухом-линский сказал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Важнейшая задача - донести до юного поколения непреходящие человеческие ценности, создать среду духовности, творчества, устремленности в будущее, помочь разобраться в сложном и многогранном мире знаний, правды, добра.

Сейчас книжный рынок предлагает огромный выбор печатной продукции для детей и подростков. Сложно бывает порой сориентироваться в этом многообразии книг и журналов, найти среди них те издания, которые будут не только захватывающими, но и качественными, грамотно написанными и проиллюстрированными. Еще труднее подобрать литературу, которая бы действительно заинтересовала современного юного читателя. Для этого, безусловно, нужно хорошо чувствовать ребенка, находиться с ним в непосредственном контакте, обсуждать, анализировать вопросы и проблемы, которые его интересуют.

Если говорить о раскрытии склонностей ребенка в условиях современной школы при колоссальной учебной нагрузке не приходится (где уж тут полноценно раскрываться интересам, когда не хватает времени даже для того, чтобы выполнить необходимый минимум заданий), то учреждения дополнительного образования имеют в данной ситуации некоторые преимущества, поскольку именно здесь учитывается увлеченность ребенка определенным делом или предметом. Эта «векторная направленность» учебной деятельности, которую корректирует педагог дополнительного образования, способствует формированию устойчивого интереса и глубокого теоретического понимания вопроса, большого объема знаний по предмету, умения анализировать и систематизировать факты, вести диалог или беседу о том, что интересует ребенка. Для того, чтобы все это «заработало», необходима база знаний, которая включает в себя информацию из специализированных изданий, учебной литературы, периодики, художественной литературы.

Главная задача педагога - не упустить момент, когда ребенок наиболее восприимчив, когда он стремится самостоятельно узнать как можно больше, активно задает вопросы и интересуется не только тем, о чем шла речь на занятии, но и выказывает желание изучить дополнительный материал. Педагог, который увлечен своим предметом, как правило, неплохо ориентируется и в литературных новинках, следит как за профессиональной литературой и периодикой, так и за художественными изданиями. Рекомендуя литературу, которая поможет разносторонне осветить интересующие ребенка вопросы, педагог формирует его познавательную самостоятельность [1, с. 92]. Е.А. Ермолинская пишет: «В основе обучения должен стоять вектор развития. Педагог должен развивать в ребенке познавательные качества - способность познания окружающего мира, учиться добывать эти знания путем собственной его творческой деятельности (мыслительных или материальных процессов), применять их на практике. Тогда знания для ребенка будут живыми, значимыми» [2, с. 163].

При составлении рекомендательного списка литературы необходимо учитывать личностные особенности каждого воспитанника. Один с удовольствием прочтет издание энциклопедического характера, другому будет ближе художественное произведение и т.д. То, что будет понятно и интересно подростку, может быть недоступно ребенку дошкольного или младшего школьного возраста. Особое внимание необходимо уделить именно воспитанникам подросткового возраста. По наблюдению Ж. Агамирян, «находясь на границе детства и юношества, подросток отличается остротой эмоционально-психических и интеллектуальных реакций, потому что он уже не дитя, но еще и не взрослый человек» [3, с. 17].

Какую же литературу можно рекомендовать детям и подросткам? Конечно, на первом месте здесь будет стоять специальная отраслевая литература. Так, для учащихся художественной школы актуальной будет информация о стилях, жанрах живописи, практические советы по созданию художественной композиции и т.д. В силу сложности этой информации необходима подготовка к чтению книг. Более доступными будут научно-популярные произведения. Наконец, необходимо чтение художественной литературы. Особенно важны те произведения, в которых повествуется о детских и юношеских годах великих людей - ученых, художников и др. Исследователи детского чтения справедливо считают, что «важно обратить внимание на литературные произведения, в которых не всегда бывает радостный конец, герою приходится пройти через определенные трудности и невзгоды, решать подчас очень сложные задачи... Такие произведения наводят на серьезные размышления, ведь читатель все переживает вместе с героем, испытывает те же эмоции» [4, с. 51].

К сожалению, современная система школьного образования практически не использует потенциал современной детской и подростковой художественной литературы для формирования у молодого поколения нравственно-эстетических, мировоззренческих, моральных, творческих идеалов. Но, как считает И.В. Рогожина, потенциал этот «достаточно велик, а открытость произведений новейшей литературы для диалога позволяет сегодня поддерживать высокую активность и самостоятельность мышлений учащихся» [5, с. 89].

Охарактеризуем некоторые виды списков литературы, предназначенных для самостоятельного чтения детей и последующего обсуждения [6].

Рекомендательные списки. Первостепенная задача педагога заключается в том, чтобы ориентировать юного читателя в огромном потоке литературы, пропагандируя лучшие книги. В соответствии с целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних 3-5 лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик: 15-20 названий книг и статей. Педагог должен сопроводить список общим предисловием, характеристикой разделов (если они есть), аннотациями книг. Аннотации должны быть четкими, кратТ.А. Самсонова

кими, продуманными. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее важных, интересных и доступных изданий. Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания. Список составляется в алфавитном порядке.

План чтения составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Педагог в ходе беседы с ребенком выясняет, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи тот уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Ребенку разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, на что следует обратить особое внимание.

Информационные буклеты содержат не только информацию о книжных новинках, объединенных общей тематикой. Они обычно снабжены развернутой общей аннотацией, в которой характеризуются все представленные в буклете произведения. Помимо аннотации буклет может содержать информацию справочного характера, интересные факты по данной теме, иногда - краткие сведения об авторах, которые наиболее полно и плодотворно раскрывают данную тему в литературе. Помимо указаний на книжные источники, буклет может содержать информацию о произведениях, размещенных в периодической печати, мультимедийных изданиях, в Интернет.

Бывает так, что, прочитав какое-либо произведение, ребенок просит педагога порекомендовать «что-то похожее»: той же тематики или произведение того же автора. В таких случаях хорошо подготовить списки-закладки, особенно, если педагог предполагает, что рекомендованная им книга вызовет интерес у детей. Готовые списки-закладки тиражируются и вкладываются в те книги, к которым они

составлены. Таким образом, у детей сразу же, пока еще не пропал интерес, есть возможность познакомиться с дополнительной литературой по интересующей теме.

Списки-закладки «С чего начать?» и «Что читать дальше?» - наиболее популярные среди других форм списков литературы. В них, как правило, либо представлено небольшое количество произведений, объединенных общей тематикой, либо названы произведения одного автора.

Список-закладка «С чего начать?» составляется в тех случаях, когда ребенку нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать?» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3-5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Список включает небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение или дает краткие биографические сведения об авторе. В аннотации желательно показать специфику каждой книги - по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Списки «С чего начать?» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений. Ребенок может выбрать какое-то одно, наиболее заинтересовавшее его произведение, может читать их в разном порядке и т.д.

Список-закладка «Что читать дальше?» позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах.

Помимо произведений художественной литературы, в список-закладку можно включать и научно-популярные книги, статьи из периодики. Раскрывая основное содержание, главную идею книги, можно пересказать интересный эпизод, чтобы привлечь внимание читателей. Часто в закладках рекомендуются однотипные произведения, очень похожие по сюжету. В этих случаях составляют групповые аннотации. Списки «Что читать дальше?» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют ребенку возможность выбора.

При составлении списков для чтения следует помнить, что библиографическая часть оформляется в строгом соответствии с библиографическим ГОСТом [7]. А интересный дизайн, со вкусом выполненное оформление добавит внешней привлекательности списку литературы, сделает его более доступным для детского восприятия.

Рекомендательные списки литературы не только развивают интерес детей и подростков к чтению, но формируют читательские навыки: умение ориентироваться в мире литературы, самостоятельно выбирать и изучать произведения. Кроме того, использование рекомендательных списков способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, осознанию ценности художественной культуры, приобретению опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

к к к

1. Педагогика и психология: Матер. для подготовки к аттестации / Сост. С.И. Винокурова, Н.М. Воробьева, С.И. Кузнецова, Г.А. Портнов. - Самара: Профи, 2001. - 100 с.
2. Ермолинская Е.А. Проблемы интеграции искусств и проектные технологии в общеобразовательной школе // Формирование творческого мышления и профессиональных компетенций обучающихся в условиях многоуровневой системы художественного образования России. - Са-мара:Офорт, 2007. С. 159-172.
3. Агамирян Ж. Детская картинная галерея: Ереванский опыт работы с детьми. - М.: Советский художник, 1979. - 192 с.
4. Ишбулатова И.А., Рогожина И.В. Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках) // Поволжский педагогический вестник. 2015. №1(6). - Самара: ПГСГА, 2015. - С. 50-56.
5. Рогожина И.В. Специфика самостоятельного анализа рассказов В. Пьецуха в выпускном классе // Поволжский педагогический вестник. 2015. №1(6). - Самара: ПГСГА, 2015. -С.87-91.
6. Зыгмантович С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками. - Минск: Новое знание, 2009. - 229 с.
7. Справочник библиографа / Под ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2006. - 592 с.
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ developing sustained interest in reading recommended booklists
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты