Спросить
Войти

105 лет великого служения

Автор: Вершинин И.В.

Лица. События

105 ЛЕТ ВЕЛИКОГО СЛУЖЕНИЯ
105 YEARS

В 2016 году нашему вузу исполнится 105 лет. Так получилось, что именно к этой дате Министерство образования и науки РФ поддержало решение Ученого Совета, определив высокий статус учебного заведения (университет) и восстановив в названии вуза определение «педагогический» как указание на его исконную миссию - подготовку специалистов для системы образования, которой, следует подчеркнуть, вуз никогда не изменял. Сегодня вуз - Самарский государственный социально-педагогический университет.

В связи с этим событием обратимся к истории нашего университета, к основным вехам его славного пути подготовки педагогических кадров не только для г. Самары и области, но и для других регионов России.

...Самара второй половины XIX -начала ХХ века была одним из экономически развитых городов России - крупным центром мукомольной промышленности. С конца XIX века общественность города ставила вопрос об открытии в городе высшего учебного заведения. В 1909 году было создано «Общество содействия открытию высшего учебного заведения в Самаре». К началу 1911 года существовал проект создания в городе педагогического института.

5 апреля 1911 года император Николай II утвердил закон «О государственной росписи доходов и расходов Российской империи на 1911 год», на основании которого министр народного просвещения разрешил открыть с 1 июня 1911 года Самарский учительский институт и уведомил об этом правление Казанского учебного округа. Торжественное открытие института состоялось 16 октября этого же года. К собравшимся обратился с речью первый директор института статский советник Н.П. Кильдюшевский. 18 октября начались занятия. Уже в первый год конкурс составил более четырех человек на место. На первый курс было зачислено 35 человек. Финансировался вуз из средств казны и при поддержке местного земства.

OF DEVOTION

Открытие в Самаре учительского института стало началом славной истории педагогического образования в крае. Роль Самары как культурного и просветительского центра значительно возросла.

Местные власти не оставляли стремлений открыть в городе государственный университет. Эта просьба была частично удовлетворена Временным правительством: 22 августа 1917 года был открыт педагогический институт, получивший официальное название «Самарский педагогический институт Самарского губернского земства памяти 19 февраля 1861 года». Первоначально в институте был открыт историко-филологический факультет, а затем и физико-математический. На первый курс института было принято 290 студентов. На преподавательские должности были приглашены крупные специалисты, в основном из Петрограда. Среди них были выдающие российские учёные: академик РАН В.Н. Пе-ретц, профессор И.А. Лециус. Первым ректором института стал известный учёный, один из основателей педагогический психологии, директор Петроградских женских курсов Общества экспериментальной педагогики, профессор А.П. Нечаев.

Итак, с 1917 года в Самаре функционировали два высших педагогических учебных заведения: учительский институт и педагогический институт. Кроме того действовал учительский институт, ранее эвакуированный в Самару из г. Вильно в связи с Первой мировой войной.

Самарский педагогический институт проработал всего один учебный год.

В июне 1918 года Самарская губерния была занята чешскими войсками. В Самаре была установлена власть Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧа). КОМУЧ удовлетворил просьбу самарской общественности об открытии в городе университета. Его решением 10 августа 1918 года Самарский педагогический институт был преобразован в Самарский государственный университет, ректором которого был назначен А.П. Нечаев. Для работы во вновь образованном университете в Самару переезжают крупные российские ученые - профессора В.П. Андрианова, В.В. Гольмстем, В.В. Горинев-ский, Ф.В. Викторов, Л.И. Сергиевский, будущий академик М.Н. Тихомиров.

Осенью 1918 года в Самаре была установлена советская власть и все декреты Временного правительства и КОМУЧа были отменены.

В январе 1919 года председатель Совнаркома В.И. Ленин подписал Декрет о преобразовании педагогического института в Самаре в государственный университет. В составе университета были образованы физико-математический (с естественным отделением), медицинский, юридический и другие факультеты. Деятельность вуза продолжалась до 1927 года, когда он был закрыт из-за финансовых трудностей.

Наряду с университетом в Самаре действовал и педагогический институт. Постановлением Народного комиссариата просвещения от 19 ноября 1918 года он был создан путем слияния Самарского учительского института и педагогического учительского института г. Вильно. В 1919 году все педагогические вузы в стране были переименованы в Институты народного образования.

В 1921 году Самарский институт народного образования был включен в состав Самарского университета в качестве педагогического факультета.

Становлению Самарского университета и педагогического института способствовали выдающиеся ученые, приглашенные из столичных и провинциальных вузов. Это были прежде всего академик В.Н. Перетц, профессора В.П. Андрианова,

A.В. Багрий, А.В. Башкиров, П.В. Безобра-зов, Ф.В. Викторов, В.В. Гориневский,

B.В. Гольмстем, И.А. Лециус, Е.И. Тарасов, Е.А. Рыхлин, Л.И. Сергиевский.

В 1923 году большая часть факультетов университета была закрыта из-за финансовых трудностей, вызванных голодом 1921 года в Поволжье. Большинство ученых покинуло Самару. В 1927 году

Самарский университет прекратил свою деятельность, и Самара вновь осталась без высшего учебного заведения, что было недопустимо для столицы обширного Средне-Волжского края.

В 1929 году Совет народных комиссаров РСФСР принял решение об открытии в Самаре педагогического института. Торжественное открытие Средне-Волжского педагогического института состоялось 8 декабря 1929 года. Эту дату можно считать вторым рождением вуза. В вузе действовало три факультета: общественно-экономический, языка и литературы, естественный. Первым ректором был назначен Д.С. Русинов. Студентами института стали рабочие и крестьяне.

Краевые власти выделили для нового высшего учебного заведения просторное шестиэтажное здание мельницы, в которой и по настоящее время располагается ряд факультетов (горожане любовно называют это здание «сундучок»). Позднее вуз неоднократно менял свое название. Неизменным оставалось главное направление его деятельности - подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для учебных заведений страны.

«Сундучок». Современный вид с набережной р. Волги

Первая половина 1930-х годов стала временем поисков, экспериментов, совершенствования и уточнения организационной структуры в соответствии с велениями времени. В 1931 году в институте функционировало 10 отделений, которые готовили кадры по 14 специальностям. В середине 1930-х годов на пяти факультетах работало 15 кафедр. За первые 10 лет работы вуз подготовил более 3 тыс. специалистов. В 1941 году учительский институт иностранных языков (открыт в марте 1938 года) был реорганизован в факультет иностранных языков педагогического института.

В 1929 году была организована фундаментальная библиотека, куда поступили книги, реквизированные из бывших дворянских усадеб. К началу 1941 года ее фонд насчитывал более 200 тыс. томов. В настоящее время библиотека является крупнейшей вузовской библиотекой региона.

Авторитет вуза во многом определялся его профессорско-преподавательским составом. Профессора института В.А. Малаховский - выдающийся языковед, известный не только в Советском Союзе, но и за рубежом, С.Б. Сверженскиий, Б.Л. Кругляк, А.Г. Шустер, С.Н. Чудновский, Н.П. Мышкин, Н А. Смирнов, В.И. Писарев внесли значительный вклад в развитие российской науки. Именно в эти годы в вуз приходит плеяда молодых преподавателей, из которых позднее сформировался новый профессорско-преподавательский состав.

В годы Великой Отечественной войны Куйбышевский педагогический институт прошёл многие испытания. Только за первые две недели войны добровольно ушли на фронт 80 студентов и 39 преподавателей. Преподаватели и студенты вуза мужественно сражались на фронтах войны, многие из них были награждены орденами и медалями, а студент П. Ганюшин стал Героем Советского Союза. М.И. Рунт (ставшая в мирное время доцентом кафедры литературы) была парторгом Таманского женского авиационного полка, а студентка Татьяна Гово-ряко - комиссаром авиационного бомбардировочного полка Марины Расковой.

В годы военного лихолетья занятия в вузе не прекращались. Изменился состав студентов, осуществлялись ускоренные выпуски специалистов. Преподаватели и студенты участвовали в полевых работах, трудились на военных заводах, перевыполняя нормы в 2-2,5 раза, разгружали

баржи с дровами, расчищали от снега военные аэродромы, ухаживали за раненными в госпиталях. Почти все здания института были переданы под военные нужды, занятия проводились в зданиях двух общежитий и химической лаборатории.

Сотрудников института, как и весь советский народ, объединяла беззаветная преданность отчизне и ненависть к ее врагам. В годы войны в институте была открыта и первая аспирантура - по специальности «Русский язык».

В годы войны активизировались научные изыскания. В состав преподавателей вошли известные учёные, эвакуированные в г. Куйбышев из различных научных центров страны. Руководствуясь заданиями Государственного комитента обороны, они проводили геологоразведочные работы, осуществляли анализ нефтяных месторождений, изыскивали новые виды лечебных препаратов и пищевого сырья, доказали благотворное влияние электрического тока на заживление пересаженной кожи. Особое значение имела организация лаборатории по выработке желудочного сока и пепсина, необходимых для медицинских нужд, во главе с профессором Р.И. Файтельнбергом.

В послевоенные годы поступательное развитие вуза продолжалось. Институт был кузницей педагогических кадров не только для Поволжья, но и для всей страны. Вуз продолжал расти: в 1956 году в него влился Сызранский учительский институт, в 1960 году был открыт музыкально-педагогический факультет.

Вуз становится и одним из научных центров Поволжья. В институте работали ученые, известные своими достижениями в различных областях знания: филологи В.А. Малаховский, А.Н. Гвоздев, В.А. Боч-карёв, Я.А. Роткович, И.М. Машбиц-Ве-ров, ИВ. Попов, С.Ф. Фролова, А.А. Дементьев, Е.И. Волгина; историки С.Г. Ба-син, Н.Н. Яковлев, А.С. Силин, В.А. Сталь-ный, А.Г. Каревская; биологи Л.В. Ворже-ва, Д.Н. Фролов, В.И. Матвеев, К.П. Ланге; математики Б.М. Бредихин, В.Ф. Волкодавов, С.П. Пулькин; физики Л.И. Кошкин, В.А. Бетев, Г.А. Зданчук и др.

Ученые института поддерживали научные связи с ведущими научными учреждениями страны. Работы проводились по 31 научной проблеме. Комплексные научные исследования велись по археологии, физике плазмы, зоологии, ботанике, математике. Они входили в планы различных институтов и подразделений Академии наук СССР: Физического института им. А.Н. Лебедева, Института общей генетики, НИИ экологии, Института общей физики, Института космических исследований, а также Московского государственного университета, Воронежского государственного университета, НИИ автоматических систем Министерства авиационной промышленности СССР и других ведущих научными учреждений страны.

Многие исследования работавших в вузе ученых стали классикой науки. Так, в золотой фонд отечественного литературоведения вошли работы профессора В.А. Бочкарева «Стихотворная трагедия конца XVIII - начала XIX веков» и «Русская историческая драматургия в период подготовки восстания декабристов (18151825)» в двух томах, статьи профессора Б.М. Бредихина были включены в «Математическую энциклопедию».

Преподаватели института стали авторами учебников, по которым учились студенты всех вузов страны. Широкую известность получили учебник член-корреспондента АПН, профессора А.Н. Гвоздева «Современный русский литературный язык», «Сборник задач и упражнений по курсу "Введения в языкознание"» профессора В.А. Малаховского, «Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка» профессора А.А. Дементьева. Доцент К.П. Ланге стал составителем первых программ по сельскохозяйственным дисциплинам для агробиологических факультетов педагогических институтов. Профессор Л.М. Кузнецова создала программу спецкурса для педагогических институтов «Основы методики стилистики в средней школе», одобренную Министерством просвещения СССР.

С 1974 года институт вел подготовку учителей русского языка для школ Таджикистана. Более 400 выпускников вуза трудились в школах республики.

Как и любое образовательное учреждение, наш вуз гордится своими выпускниками, внесшими большой вклад в отечественную науку. Особую гордость вызывает тот факт, что выпускники, достигшие больших высот в науке, никогда не порывали связи со своей альма-матер. Можно назвать выпускника физико-математического факультета, выдающегося астронома, академика РАН, лауреата престижных российских и международных премий, вице-президента Европейского астрономического общества А.М. Черепа-щука; одного из основателей российской школы изучения творчества М. Горького доктора филологических наук, профессора В.П. Скобелева; выпускника факультета иностранных языков доктора педагогических наук, академика РАО В.В. Краев-ского; народного артиста Российской Федерации, композитора М.Г. Левянта и др.

С конца 1980-х годов наш вуз был одним из ведущих педагогических вузов страны. На восьми факультетах обучалось свыше 6000 студентов. В конце 1980-х -начале 1990-х были открыты новые факультеты: дефектологический, валеологи-ческий, психологический, экономический, факультет информатики, факультет управления социальной сферой; было создано тренерское отделение на факультете физической культуры. В это же время начался набор и на новые специальности: «География», «Журналистика», «Театр и мировая художественная культура», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», «Хореография». Новые специальности вызвали большой интерес абитуриентов и их родителей.

На рубеже 1980-1990-х годов наметилась ещё одна тенденция - увеличение численности абитуриентов из других регионов страны, причем не только из сопредельных областей, но и из отдаленных районов.

В эти же годы в институте проходит реорганизация факультета повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. В работе со слушателями факультета применялись новейшие технологии и педагогические разработки ученых вуза.

В 1994 году приказом Министерства образования и науки РФ Самарский пединститут был переименован в Самарский государственный педагогический университет (СГПУ). Впервые у учебного заведения появляются гимн и логотип.

1990-е годы больно ударили по развитию отечественной науки, в том числе и научной работы преподавателей высшей школы. Прекратил работу ряд научно-исследовательских лабораторий, были свернуты перспективные научные исследования. Ситуация изменилась в начале 2000-х годов. Прошла перерегистрация научных школ, возобновилась деятельность археологической лаборатории, активизировалась научно-издательская деятельность.

В 2002 году СГПУ имел право на ведение образовательной деятельности по 29 специальностям высшего профессионального образования, 19 специальностям послевузовского профессионального образования (аспирантура) и по 3 программам дополнительного профессионального образования.

В 2007 году с целью совершенствования качества подготовки специалистов, развития системы менеджмента качества подготовки выпускников в вузе была утверждена формулировка Миссии и Политики в области качества: «На основе интеграции лучших традиций отечественного образования и инновационных подходов формировать социально активного и мобильного гражданина, компетентного специалиста, творческую личность, обладающую осознанной гражданской позицией, готовую к самореализации в условиях информационного общества и способную к самосовершенствованию в течение всей активной профессиональной деятельности».

В 2009 году на основе анализа направлений подготовки специалистов учредителем было принято решение о придании вузу специализированной профильной формы академии. С этого момента до настоящего времени вуз именовался Поволжской государственной социально-гуманитарной академией.

Здание корпуса вуза на ул. Антонова-Овсеенко

Необходимое качество подготовки специалистов обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, в котором два член-корреспондента Российской Академии образования, один заслуженный деятель науки Российской Федерации, 18 академиков и членов-корреспондентов общественных академий, 16 преподавателей, награжденных государственными наградами.

В вузе действует большое число научных школ. Объектами их интереса являются методика преподавания литературы, русская драматургия, история зарубежной литературы, дифференциальные уравнения и математическая физика, методика преподавания русского языка в средней школе, язык как функционирующая система.

Деятельность научных школ вуза осуществляется более чем по ста направлениям. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно осветить достижения научных школ вуза.

В 2015 году Минобрнауки РФ приняло решение о приостановлении финансового обеспечения государственного задания образовательным организациям, имеющим отрицательную динамику результативности научной деятельности за последние три года. Однако, благодаря высоким показателям научной деятельности, наш вуз сохранил государственное задание в области науки. Особую актуальность в свете последних событий в мире приобретают темы, над которыми работаю научные коллективы под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Г.В. Акопова -«Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национально-го, правового и регуляционно-управленче-ского сознания в современной России»; доктора исторических наук, профессора А.А. Выборнова - «Исторические истоки взаимодействия и толерантности народов Поволжья».

За прошедший учебный год приобрели научную известность издаваемые вузом журналы. Журнал «Самарский научный вестник» решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций, представленных на соискание ученой степени

кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по трем направлениям: 03.02.00 - Общая биология, 07.00.00 - Исторические науки и археология, 13.00.00 -Педагогические науки. Это достижение свидетельствует о том, что Самарский государственный социально-гуманитарный университет остаётся одним из ведущих центров вузовской науки. Номера журнала «Поволжский педагогический вестник», выложенные в РИНЦ, позволили ему выйти на российский уровень, что увеличило цитируемость его авторов, а это, в свою очередь, расширило географию распространения журнала.

2015/2016 учебный год - юбилейный год в истории нашего вуза, и очень отрадно, что он отмечен многими знаковыми событиями, главным из которых, несомненно, является возвращение нашему вузу статуса университета, возвращение в его название слова «педагогический». Однако учебный год еще не окончился, и мы надеемся, что он принесет нам новые победы и свершения!

И.В. Вершинин

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты