Спросить
Войти

Концептуализация как методологический регулятив формирования духовно-нравственной культуры учащихся

Автор: Синицын Юрий Николаевич

УДК 37.01

Синицын Юрий Николаевич

доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета

Гончаренко Екатерина Геннадьевна

аспирант кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, учитель средней образовательной школы № 61 г. Краснодара

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Sinitsyn Yuri Nikolayevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Kuban State University

Goncharenko Ekaterina Gennadyevna

PhD student, Education Science and Psychology Department, Kuban State University, Teacher, Secondary School № 61, Krasnodar

CONCEPTUALIZATION AS A METHODOLOGICAL REGULATOR OF STUDENTS& SPIRITUAL AND MORAL CULTURE DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассмотрены сущность и функции концептуализации как основания построения методологического регулятива педагогических действий, направленных на формирование духовно-нравственной культуры учащихся. Показано, что методологические регулятивы в виде методологического «свода правил и запретов» задают гибкие векторы разработки концептов формирования духовно-нравственной культуры школьников. Представления о методологическом регулятиве необходимы для научного обоснования современной теории и технологии проектирования процесса формирования духовно-нравственной культуры учащихся.

методологический регулятив, духовно-нравственная культура учащихся, концептуализация, гуманизация образования, личностно ориентированная педагогика.

Summary:

The article examines the nature and functions of conceptualization as a foundation of the methodological regulator of teacher&s actions aimed at the development of students& spiritual and moral culture. It is shown that the methodological regulators in the form of methodological "set of rules and prohibitions" preset flexible vectors for development of concepts of students& spiritual and moral culture. Ideas about methodological regulators are necessary for scientific substantiation of the modern theory and technology of designing of students& spiritual and moral culture development.

methodological regulator, spiritual and moral culture of students, conceptualization, humanization of education, learner-oriented pedagogy.

Новые цели образования (развитие духовно-нравственных основ личности, ответственности за происходящее, компетентности, стремления и способности к саморазвитию и т. д.) не могут быть достигнуты в дискретной системе отдельными периодами, формами, институтами обучения и воспитания, многие исследователи предлагают либо организационно-педагогические (институциональные, структурно-творческие), либо технологические (процессуальные) подходы к преобразованию педагогической действительности [1]. В связи с этим в качестве комплексного регулятива преобразования педагогических подходов, направленных на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, выступает определенный набор методологических операций [2].

Рассматривая формирование духовно-нравственной культуры учащихся через призму методологии познания и обобщая наиболее адекватные ее требованиям описания составляющих ее частей, выделим значимые для образования методологические операции, составляющие основу регулятивов.

Особенное регулятивное значение для нашего исследования имеет концептуализация. Концептуализация как своего рода выход от абстрактного теоретизирования на уровень конкретных прикладных решений рассматривается также как способ выделения ведущей (основополагающей) идеи, замысла, концепта. От всех других методологических операций концептуализация отличается направленностью на глубинное понимание смысла идей, проникновение в существо предлагаемых принципов реализации научных замыслов [3]. В такой трактовке она требует от исследователя умения оперировать смысловым значением знаний - концептами, содержащимися в той или иной педагогической концепции. Критерием концептуальности является наличие оснований для глубинного понимания смысла идеи, проникновения в существо предлагаемых

замыслов. Такое исследовательское умение необходимо как для преодоления отмеченных ранее недостатков, так и для соблюдения требований той или иной научной парадигмы.

Как отмечает В.П. Борисенков, культурологическая концепция образования выступает в качестве несущей конструкции всей работы по модернизации содержания образования в школе [4]. Регулятивы культурологической концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бон-даревская) вводят нормы для становления содержательных убеждений, базирующихся на порожденном лично человеком смысле; опыта, приобретаемого в процессе самоактуализации и самореализации собственных сил; субъектности как внутренней, смысловой, то есть содержательной активности личности [5].

В качестве регулятивов, означающих возможные пути выхода из кризисных ситуаций и построения концепции, Е.В. Бондаревская предлагает совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе [6, с. 11]. Таким образом, назначение концепции переориентируется от предписаний видов деятельности к описанию кризисных явлений понятиями «социально-педагогическая ситуация», «ценности», «личностный смысл» для обозначения возможных путей выхода из кризиса. Схема разработки концепции определяется движением от анализа современной социально-педагогической ситуации к критическому переосмыслению идеологии современного образования, его целей, функций и задач. Схема разработки завершается определением базового компонента содержания образования, обоснованием концептуального подхода к методам и технологиям и выявлением критериев, обеспечивающих личностный смысл и эффект образования в современных условиях [7].

Базовые компоненты разработанной Е.В. Бондаревской общей цели воспитания как воспитания человека культуры могут быть рассмотрены в качестве общих принципов, задающих направленность воспитательным отношениям: принципа свободы, гуманизма, духовности, творчества, практичности [8]. В таком представлении принципы приобретают характер регуляторов, нормируя процесс формирования духовно-нравственной культуры учащихся в образовательном поле современной школы с позиций гуманизации образования.

Приведенные ориентиры требуют дальнейшей конкретизации и детализации в связи с необходимостью наполнения их содержанием, которое могло бы регулировать построение системы, решающей проблемы формирования духовно-нравственной культуры учащихся наиболее актуальными смыслами цели, содержания, принципов и т. д.

Педагогически организованный процесс формирования духовно-нравственной культуры учащихся основан на двух видах деятельности - информировании (обучении) и духовно-нравственном воспитании, в наибольшей мере способствующих самоорганизации личности ученика.

По мнению Е.В. Бондаревской, существующее содержание образования в целом ориентировано на знания, а не на активность личности обучающегося. Поэтому оно отчуждено от обучаемых, которые в связи с этим не могут проникнуться его ценностью. «Задача состоит в том, чтобы содержание с уровня значений перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как социальная, нравственная, эстетическая или другая какая-либо ценность» [9, с. 103]. Для этого ценности должны быть отражены в таком содержании учебного материала, который «предлагает в качестве предметов познания размышление, критичное отношение, мотивирование, рефлексию, переживания, преодоления, достижения» [10, с. 12].

Регулирующее воспитательную практику содержание учебного материала, отмеченное в работе [11], позволяет рассматривать его не как источник информации, а как посредника между культурой и учеником. Содержание учебного материала предстает не как строительный материал культуры, а как сама культура, как элемент ноосферы. В связи с этим оно должно стать предметом интереса всех, изучающих его, независимо от индивидуальных предпочтений, присутствовать в сознании не синкретным собранием сведений, но как некая целостность, овладение которой имеет для каждого положительный личностный смысл [12]. В качестве личностных знаков, интегрирующих сумму учебной информации и увязывающих содержание с культурой, выступают понятия «интеллигентность», «личность», «самодостаточность личности», «духовная суверенность в условиях жизненных противоречий». Данные понятия составляют меру мировоззренческого содержания, его осмысление учащимся относится к творческой учебной деятельности, требующей определенного уровня мировоззренческого мышления [13].

Опираясь на принятое в личностно ориентированной педагогике положение о мировоззренческом содержании знаний и необходимость «востребовать» процессы самоорганизации личностного мотивирования, рефлексии и порождения смыслов деятельности [14], представим необходимые для формирования духовно-нравственной культуры школьников регулятивы в виде методологического «свода правил и запретов» [15].

Обобщая разработанные способы применения действий по выяснению сущности необходимых для развития человеческих качеств и организации для этого достаточно продуктивных образовательных действий, обеспечивающих формирование духовно-нравственной культуры школьников, выделим следующие методологические регулятивы нашего педагогического исследования: 1) направление внимания на уточнение сущности объектов, нуждающихся в преобразовании; 2) уточнение смысла характеристик подлежащих изменению объектов; 3) учет зависимости образования создаваемого опыта не только от выполняемых образовательных действий, но и от состояния необходимых для изменения компонентов формируемой личности; 4) обеспечение соответствия, адекватности образовательного действия, направленного на формирование или развитие нового качества; 5) обеспечение педагогического влияния на ближайшую социальную среду с целью поддержки ею самопроизвольного выполнения учащимися действий, развивающих необходимые качества.

Наложение выведенных авторами регулятивов на привычные трактовки проектирования содержания знаний позволяет взглянуть на категорию «педагогическое обеспечение формирования духовно-нравственной культуры школьников» через комплекс принципов, регулирующих этот процесс.

Необходимо отметить, что как представленные принципы, так и методологические регуля-тивы задают гибкие векторы разработки концептуальных основ формирования духовно-нравственной культуры школьников. Гибкость векторов не гарантирует жесткого совпадения целей и результатов, но обеспечивает практическую реализацию теоретических установок, адекватных научным требованиям, разработанным в постнеклассической парадигме познания.

Ссылки:

1. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12 (2). С. 280-283.
2. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994.
3. Петьков В.А., Реутова Л.П. Концептуальные основы развития универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 52-58.
4. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. № 1.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10.
6. Там же. С. 11.
7. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С. 8-10.
8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Указ. соч.
9. Там же. С. 13.
10. Там же. С. 12.
11. Синицын Ю.Н. Методологические регулятивы педагогической деятельности // Концепт : науч.-метод. журн. 2015. Т. 9. С. 56-60.
12. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.
13. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Там же. 2015. № 1 (157). С. 82-87.
14. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Там же. 2013. № 3. С. 82-88.
15. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Там же. 2011. № 4. С. 53-58.

References:

1. Sinitsin, YN Henton, AG 2013, &Methodological regulatives educational activities&, Actual problems of the humanities and the natural sciences, no. 12 (2), p. 280-283.
2. Krajewski, VV 1994, Key features and logic of pedagogical research, Volgograd.
3. Petkov, VA Reutova, LP 2014, &The conceptual basis for the development of universal education actions of younger schoolboys&, Herald of Adygeya State University. Series: Pedagogy and Psychology, no. 2, p. 52-58.
4. Borisenkov, VP 2004, &The challenges of the modern era and priorities pedagogy&, Pedagogy, no. 1.
5. Bondarevskaya, EV Kulnevich, SV 2004, &Paradigmatic approach to developing the content of pedagogical skills&, Education, no. 10.
6. Bondarevskaya, EV Kulnevich, SV 2004, &Paradigmatic approach to developing the content of pedagogical skills&, Education, no. 10, p. 11.
7. Petkov, VA Romanov, DA 2015, &The method of formation of indicators for monitoring the functioning of social systems&, Society: sociology, psychology, pedagogics, no. 5 (123), p. 8-10.
8. Bondarevskaya, EV Kulnevich, SV 2004, &Paradigmatic approach to developing the content of pedagogical skills&, Education, no. 10, p. 111.
9. Bondarevskaya, EV Kulnevich, SV 2004, &Paradigmatic approach to developing the content of pedagogical skills&, Education, no. 10, p. 13.
10. Bondarevskaya, EV Kulnevich, SV 2004, &Paradigmatic approach to developing the content of pedagogical skills&, Education, no. 10, p. 12.
11. Sinitsin, YN 2015, &Methodological regulatives educational activities&, Concept, vol. 9, p. 56-60.
12. Andryushchenko, SI Petkov, VA 2012, &Organization of innovation among educational institutions&, Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1. S. 145.
13. Petkov, VA, Pokhilko, AD Gubanov, MA 2015, &Dialogue as a means of development of pedagogical culture of subjects of educational process of the university&, Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1 (157), p. 82-87.
14. Filonenko, VA Petkov, VA 2013, &Self-organization in the professional formation of the person of the future teacher&, Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 82-88.
15. Petkov, VA 2011, &Formation of a subject position of the senior pupil in professional self-determination&, Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 4, p. 53-58.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ methodological regulator ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ spiritual and moral culture of students КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ conceptualization ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ humanization of education ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА learner-oriented pedagogy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты