Спросить
Войти

Социально-педагогический мониторинг эффективности подготовки специалистов здравоохранения

Автор: Огородникова Эмма Юрьевна

УДК 316.444.52

Огородникова Эмма Юрьевна

старший преподаватель кафедры иностранных языков Тихоокеанского государственного медицинского университета

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация:

Профессиональное образование как важнейший социальный институт в условиях модернизации призвано реагировать на формирующиеся потребности здравоохранения и общества в целом. Эффективность социализации, личностного и профессионального становления будущего специалиста в вузе определяется его профессиональной и общекультурной компетентностью. В статье рассматривается опыт применения социально-педагогического мониторинга в определении эффективности блочно-модульной системы подготовки будущих специалистов.

профессиональное образование, социализация, междисциплинарная интеграция, блочно-модульная система, лингвистический модуль, компетенция, внутренний мониторинг, образовательные услуги.

Ogorodnikova Emma Yurevna

Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Pacific State Medical University

SOCIO-PEDAGOGIC MONITORING OF THE EFFICIENCY OF MEDICAL SPECIALISTS& TRAINING

Summary:

In the context of modernization, vocational education as the most important social institution is intended to respond to emerging needs of healthcare system and society as a whole. Effectiveness of future experts& socialization, personal and professional development in higher school is determined by their professional and cultural competence. The article discusses the experience of socio-pedagogical monitoring in the assessment of effectiveness of modular system of training.

vocational education, socialization, interdisciplinary integration, modular system, linguistic module, competence, internal monitoring, educational services.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования (ВПО) являются субъектами рыночной экономики, а эффективность функционирования системы образовательных услуг является неотъемлемым условием конкурентоспособности [1, с. 15]. Несоответствие спроса и предложения на рынке труда, изменение структуры занятости населения обусловили необходимость введения инновационных технологий профессиональной подготовки.

В Перечне поручений президента по вопросам качества образования от 22 мая 2014 г. отмечается необходимость введения системы для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений ВПО [2].

Успешность модернизации здравоохранения зависит от внедрения эффективных управленческих технологий, позволяющих не только учитывать вызовы внешней среды и специфику отрасли, но и развивать профессиональные и личностные компетенции медицинских работников [3, с. 5].

Наряду с этим Федеральный закон об образовании относит к компетенции образовательного учреждения применение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса [4, с. 33]. Организация инновационной интегрированной образовательной среды в вузе с учетом широкого круга социально-экономических, научных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся является одним из векторов процесса социальной стратификации. Модуль, таким образом, рассматривается как междисциплинарная и организационно-методическая единица профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов.

Понятие «эффективность» по ГОСТ Р ИСО 9000-2008 трактуется как связь между достигнутым результатом и используемыми ресурсами. Результат и цель профессиональной подготовки - интегрированная характеристика личности, способность и готовность осуществлять определенную деятельность.

Итак, для оценки эффективности применяется целевая концептуальная модель (рис. 1) (с иерархией от обобщенных до конкретизированных целей).

Предмет исследования - эффективность подготовки по программе специалитета при внедрении блочно-модульной технологии (БМТ), цель - оценка технологического аспекта эффективности подготовки, задача - определить значения социально-педагогических показателей и провести их сравнение с эталонными показателями.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 2)

Рисунок 1 - Модель подготовки специалиста

Репрезентативная группа пилотного проекта, проходившая подготовку по БМТ в 2015-2016 учебном году, направленной на повышение междисциплинарной интеграции блоков клинических и гуманитарных дисциплин, составила 89 человек (шесть групп, из них 88 % - девушки, 12 % -юноши). В программе специалитета общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции (конкретизированные цели общей подготовки первой ступени) соответствуют различным видам профессиональной деятельности (медицинской, организационно-управленческой, научно-исследовательской) и входят в набор результатов освоения образовательных программ (конкретизированные цели предметной подготовки второй ступени). Конкретизация целей с последующим социально-педагогическим мониторингом (табл. 1) проводилась по дисциплинарному (лингвистический модуль) и социализирующему показателям.

Таблица 1 - Социально-педагогический мониторинг эффективности (СПМ)_

Этап Индикаторы Измерительные средства

Подготовительный Сформированность универсальных компетенций Тесты

Диагностический Значения балльно-рейтинговой системы (БРС), удовлетворенность производителей образовательными услугами, самооценка применяемости знаний, удовлетворенность программой, качеством, структурой образовательного процесса, социальный портрет БРС, анкетирование, интервьюирование

Оценочный Уровни сформированности общекультурных, профессиональных, общепрофессиональных компетенций Требования ФГОС, нормативы результативности бизнес-проекта ВПО Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ), оценочные средства (УМКД)

Эффективность структуры модуля определялась структурным взаимодействием компонентов его пакета: информационным, исполнительным, контролирующим, методическим. Прохождение каждого интеграционного информационного и исполнительского пакета имело педагогическое, методическое и контролирующее сопровождение.

Интеграция БМТ оценивалась по качественным критериям М.В. Крылова [5, с. 15]: мотиваци-онному, познавательному, результативному. Индикаторы самореализации коррелировали с социологическими показателями: персональными результатами (Б1) и качеством освоения (Э2), объемом знаний (Бэ, Э4), способностью и готовностью к оперированию межпредметными понятиями (Э5, Бб).

Следующие параметры критериев эффективности бизнес-проекта ВПО были приняты за эталонные:

- утвержденные в ТГМУ: успеваемость (не менее 95 %), показатель результативности подготовки (БРС не менее 65 %), средний балл (не менее 65 %);

- интегральный показатель (ИП) (по модели М.Л. Чернышевой): 0.7-1.0 [6, с. 2008];

- результаты экспериментальных исследований БМТ: 0.7-1.0 [7, с. 21; 8, с. 85].

Социологический инструментарий выявил итоги пилотного проекта. Потребители образовательных услуг высоко отметили персональные результаты и качество освоения (значения социологических показателей Б1 = 1, Э2 = 1). Такую же высокую оценку респондентов получили процесс

обучения и профессорско-преподавательский коллектив (Бэ = 1, S4 = 1). Показатели образовательной программы и структуры - S5 = 0,8, Бб = 0,8. ИП рассчитывался с учетом внутренних индикаторов структуры, процесса и результата. Значения внешних индикаторов на стадии пилотного проекта были нулевыми и будут учтены в долгосрочной перспективе. ИП2015-2016 составил 0.79.

Педагогический инструментарий включал показатели БРС (индикаторы сформированности компетенций) осеннего семестра 2015-2016 учебного года. БРС рассчитывалась по учебным неделям. Каждое занятие оценивалось в 3-5 баллов и включало следующие параметры: выполнение теста - 1-2 балла, самостоятельная внеурочная деятельность - 1 балл, управляемая самостоятельная деятельность - 1 -2 балла. Баллы БРС суммировались по учебным занятиям, выводился показатель группы за блок (Б|). Затем определялось значение среднего показателя по группам (Бср). Устойчивый, средний и высокий показатели были зафиксированы у 81 % субъектов, что согласуется с экспериментальными данными других исследований [9; 10].

В целом сравнение показателей эффективности с эталонными продемонстрировало эффективность БМТ в освоении общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций и позволило наметить основные организационно-педагогические направления совершенствования подготовки профессиональных кадров в области медицины.

Результаты, полученные в ходе исследования, дают представление о параметрах эффективности профессиональной подготовки. Анализ особенностей применения МБТ позволяет сделать следующие выводы:

- Опыт применения МБТ подтверждает эффект ее внедрения в профессиональную подготовку с целью интеграции дисциплин клинического и гуманитарного цикла.

- Реализация МБТ позволяет динамично реагировать на образовательные потребности социальных субъектов.

- МБТ как инновационный метод профессиональной подготовки имеет все необходимые предпосылки для использования в образовательной системе с целью достижения результатов модернизации.

Положительные результаты демонстрируют, что социальное взаимодействие в вузе, организованное в соответствии с вышеперечисленными организационно-педагогическими условиями, способствует достижению достаточно высокого уровня компетенций субъектов образования и является важным условием социализации будущих кадров.

Ссылки:

1. Гайдукова Г.Н. Социологический мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=8422 (дата обращения: 09.01.2016).
2. Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования [Электронный ресурс]. 2014. 22 мая. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/21112 (дата обращения: 10.01.2016).
3. Развитие сервисного менеджмента как условие успешной модернизации сферы здравоохранения / В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, И.П. Черная, В.В. Кузнецов, Л.В. Транковская // Тихоокеанский медицинский журнал. 2015. № 1 (59). С. 5-10.
4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1. 31 дек. Ст. 7598.
5. Крылов М.В. Формирование межпредметных понятий при модульном обучении педагогике курсантов вузов внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.
6. Чернышева М.Л. Система менеджмента качества в непрерывном профессиональном медицинском последипломном образовании // Вестник ТГУ. 2014. Т. 19, вып. 6. С. 2006-2009.
7. Крылов М.В. Указ соч. С. 21.
8. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения : дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2014.
9. Крылов М.В. Указ соч.
10. Дулепова Ю.В. Указ соч.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ vocational education СОЦИАЛИЗАЦИЯ socialization МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ interdisciplinary integration БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА modular system ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ linguistic module
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты