Спросить
Войти

Основы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: социально-экологическая готовность

Автор: Толмачева Вера Владимировна

УДК 378.147:373.211.24 ББК Ч448.981

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Толмачева Вера Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Артема, д. 9, к. 3-210; e-mail: vvtolmacheva@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция; система; модель; социально-экологическая готовность; этапы;

АННОТАЦИЯ. В представленной статье отражены основные подходы к проектированию системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога дошкольной образовательной организации в работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Особое внимание отводится рассмотрению сущности понятий «система», «модель», «моделирование». Отражены основания создания концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога дошкольной образовательной организации. Особый акцент делается на рассмотрении общепедагогических и специфических закономерностей концептуальной разработки и функционирования системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов дошкольной образовательной организации к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Значимым является рассмотрение общих и специфических принципов формирования социально-экологической готовности будущего педагога дошкольной образовательной организации: профессиональной направленности процесса образования в вузе, гуманно-личностной направленности профессиональной подготовки, природосообразности, культуросообразности, целостности, гуманизации социально-экологической подготовки, научности, прогностичности, непрерывности, систематичности, регионализации, вариативности социально-экологической подготовки. Основные подходы, которые лежат в основе концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога дошкольной образовательной организации к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, рассмотрены с позиций системности, педагогической деятельности, процесса и компонента профессионально-педагогической подготовки.

Tolmacheva Vera Vladimirovna,

Сandidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theiry and Methods of Preschool anr Primary Education, Surgut

State Pedagogical University, Surgut

ABSTRACT. Main approaches to the creation of conceptual model of formation of social-and-ecological readiness of future teachers to work with a family on health improvement of preschool children are described in the article. Special attention is paid to the discussion of the essence of the concepts «system», «model» and «modeling». The grounds for creation of the concept of formation of social-and-ecological readiness of future teachers of preschool educational establishment are analyzed. The main attention is paid to the consideration of all-pedagogical and specific regularities of conceptual development and functioning of the system of formation of social-and-ecological readiness of future teachers to work with a family on health improvement of preschool age children. Consideration of the general and specific principles of formation of social-and-ecological readiness is significant: professional orientation of educational process at the university, humane and personal orientation of vocational training, nature conformity, cultural conformity, integrity, humanization of social-and-ecological training, scientific character, scalability, continuity, systematic character, regionalization and variability of social-and-ecological training. The key approaches which underlie the design of the concept of formation of social-and-ecological readiness of future teachers of children&s non-governmental organization to the work with a family on health improvement of children of preschool age, are studied from the point of view of its systemic character, pedagogical activity, process and as a component of professional and pedagogical training.

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

условия.

BASES OF VOCATIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS: SOCIAL AND ECOLOGICAL READINESS

туру системы образования РФ (дошкольное образование становится первой ступенью системы образования), так и ее нормативное обеспечение (появление ФГОС для каждой ступени образования). Все эти перемены не могли не сказаться на подготовке будущих педагогов для каждой ступени образования.

ческие условия, ориентация на модернизацию и достижение целей, созвучных требованиям времени, не могли не сказаться на образовательной политике и всей системе образования России. За достаточно короткий промежуток времени был предпринят ряд шагов, изменивших как струкОднако, несмотря на достаточно дина© Толмачева В. В., 2016

мичный процесс модернизация системы образования РФ и целей, обозначенных перед высшей школой, неизменной остается задача подготовки педагога, способного решать вопросы здоровьесбережения и оздоровления детей в условиях образовательной организации. Если проанализировать нормативные документы, определяющие всю образовательную деятельность на каждой степени образования, то можно отметить следующие аспекты. Так, закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.«Об образовании в РФ» в качестве ключевых принципов образования отмечает гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека (ст. 3, пункт 1) [3].

Анализируя ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 4 декабря 2015 г. N 1426, можно отметить, что в качестве одного из ключевых направлений педагогической деятельности будущего педагога (уровень бакалавриата) отмечается «обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» [14].

Текст Профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н в рамках воспитательной и развивающей деятельности также включает требование к педагогу, способному формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. [7]

В рамках данной статьи мы предприняли попытку спроектировать педагогическую концепцию формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Основаниями создания концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОУ к работе с семьей по оздоровлению дошкольника являются:

• социальный заказ общества в высококвалифицированных специалистах, осознающих значимость здоровьесберегающей среды образовательных учреждений и готовых к оздоровлению детей;

• зарубежный и отечественный педагогический опыт в формировании социально-экологической готовности будущего педагога ДОУ к работе с семьей по оздоровлению дошкольника, тенденции его развития;

• изменяющиеся требования к компетентности педагога, в частности, к уровню сформированности социально-экологической готовности педагога, признание системы способностей и умений педагога ДОУ взаимодействовать с семьей ребенка дошкольного возраста в аспекте оздоровления.

В рамках изучаемой темы мы выделили специфические закономерности формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников:

- педагог будущего должен быть компетентен в вопросах целенаправленного и эффективного развития благополучного, здорового ребенка средствами развивающейся среды в детском саду, в семье и микросоциуме;

- научное обеспечение процесса формирования социально-экологической готовности к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста и лично-стно-возрастного развития детей дошкольного возраста обусловливается этапностью их психофизиологического развития, национальными особенностями, а также самой образовательной средой, применяемыми методами обучения, воспитания и развития ребенка;

- отношения человека и природы, построенные на принципах коэволюции, обусловливают взаимоотношения будущего педагога с другим человеком, коллегами, с ребенком и его семьей;

- интегрированность и дифференциро-ванность процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста являются обязательным условием формирования общей профессионально-педагогической подготовки;

- разноплановость и системность организации процесса формирования социально-экологической готовности к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста опираются на возможности федерального учебного плана и предусматривает эколого-валеологизацию ключевых базовых и вариативных курсов, включая факультативы, с обязательным активным практическим оздоровлением;

- культура любви к природе, ответственное отношение к ней и своему здоровью - основа формирования социально-экологической готовности будущего педагога;

- эколого-валеология выступает в качестве ведущей фундаментальной идеи и особого мировоззренческого фактора процесса формирования социально-экологической готовности педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Кроме того, нами были определены специфические принципы формирования социально-экологической готовности педагогов дошкольного образования: принцип гуманизации социально-экологической подготовки, принцип научности, принцип прогностичности, принцип непрерывности,

принцип систематичности, принцип регионализации и принцип вариативности социально-экологической подготовки.

Обращаясь к такому педагогическому феномену, как формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО, можно говорить о возможности рассмотрения его с позиций системности, педагогической деятельности, процессуаль-ности и как компонент профессионально-педагогической подготовки [10].

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как система

Прежде чем определить сущностные черты системности формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО, следует отметить, что трактовка термина «система» весьма многогранна. Так, анализ справочной литературы показал, что под системой следует понимать множество определенных компонентов, взаимодействие которых способствует появлению новых характеристик и качеств, не присущих отдельно взятым компонентам. Исходя из этого можно говорить о том, что система не может быть рассмотрена изолированно от таких понятий, как структура, организация, связи, отношения, элементы, управление.

Если рассматривать формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как систему (причем искусственную систему), то вполне логичной ее основой выступит системный подход.

Мы разделяем позицию З. И. Тюма-севой о том, что при изучении сложных явлений системных подход не может всецело заменить специальных методов исследования, поскольку не является дедуктивным по своей сути, реализуя эвристическую функцию, назначение которой - в поиске ориентации конкретных исследований. [11]

Нельзя не сказать о том, что кажущаяся нам традиционной идея системности получила свое воплощение в XX веке и проникла во все сферы жизни общества. Но в то же время, обращаясь к системе образования, можно говорить лишь о закладывающихся его системологических основах (З. И. Тю-масева). Стремление к созданию искусственных систем в сфере образования дало толчок к развитию такой области знания, как педагогическая инженерия.

Как отмечает в своих исследованиях З. И. Тюмасева, выделение педагогической инженерии как области знания представляет собой не просто некоторое заимствование термина. Это гораздо более глубокое явление, предполагающее применение методологических подходов инженерной сферы в области педагогики. Искусственные образовательные

системы должны подчиняться объективным законам гносеологии педагогических систем и технологизацией процесса реформирования педагогических систем [13].

З. И. Тюмасева отмечает, что предметная область педагогической инженерии может характеризоваться ориентацией на изучение и изменение искусственных систем; установкой на применение комплексных методов, средств разработки, конструирования, обеспечения и обслуживания педагогических систем, а также их внутренней дифференциацией в соответствии с типом.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как педагогическая деятельность

Рассматривая формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как педагогическую деятельность, мы опирались прежде всего на такие составные компоненты, как цель, процесс, средства, результат.

Целью формирования социально-экологической готовности будущего педагога будет выступать определенный уровень профессиональной подготовки, проявляющийся в наличии мотивированного желания реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями, с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста, повышения его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.

В качестве мотивов выступит стремление будущего педагога ДОО вести целенаправленную работу по формированию благоприятной обстановки для становления благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи.

В качестве действий по формированию исследуемого качества мы выделили действия, способствующие реализации социально-экологического образования в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, а также действия, ориентированные на становление благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как процесс

Первоначально следует отметить, что в обобщенном виде процесс может быть определен как некоторая смена состояний, явлений в развитии чего-либо. Среди структурных компонентов любого процесса следует выделить стадии, этапы и последовательные состояния.

Говоря о процессе формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей, мы выделили следующие взаимосвязанные этапы.

I. Мотивационно-ценностный.

II. Содержательно-операционный.

III. Оценочно-корректировочный.

Целью мотивационно-ценностного этапа выступает формирование у будущего педагога ДОО метивов вести разноплановую работу с семьей ребенка дошкольного возраста, стремление реализовывать содержание и принципы социально-экологического образования, в процессе чего - осуществлять целенаправленную деятельность по развитию благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи. Реализация данного этапа будет способствовать формированию потребностно-мотивационного компонента социально-экологической готовности педагога.

В рамках второго этапа ключевое внимание уделяется формированию когнитив-но-ориентровочной и практико-деятель-ностной составляющих социально-экологической готовности будущих педагогов. Ключевыми направлениями познания будут выступать взаимообусловленность и взаимозависимость состояния окружающей среды и здоровья человека, процессы здо-ровьесбережения и оздоровления с позиций социальной экологии и эколого-валеоло-гии, специфические воспитательные особенности и оздоровительные возможности семьи ребенка дошкольного возраста, особенности эколого-валеологического воспитания ребенка дошкольного возраста в семье, инновационные педагогические технологии и методики оздоровления ребенка дошкольного возраста в ДОО и в условиях семьи, нетрадиционные методы оздоровления ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи.

Оценочно-корректировочный этап предполагает проведение мониторинговой деятельности преподавателя по определению уровня сформированности социально -экологической готовности будущего педагога ДОО по работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

В рамках данного этапа должны быть определены критерии, показатели и уровни сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, дана адекватная оценка полученному результату, а также намечены пути корректировки процесса формирования, определены пути повышения эффективности данного процесса.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как компонент профессионально-педагогической подготовки

Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов достаточно хорошо изучена с позиции психологии и педагогики. Среди наиболее значимых для нас работа следует отметить труды И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова и др. Анализ научной литературы показал, что одним из ключевых требований к уровню подготовки будущего педагога является четкость его социальной и профессиональной позиции. Причем под позицией педагога, согласно В. А. Сластенину, следует понимать систему отношений к миру и педагогической действительности [8].

Как подчеркивают в своих исследованиях И. Ф. Исаев, Л. С. Колмогорова, Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин и др., современную действительность можно характеризовать наличием глубокого противоречия между ожиданиями общества от педагога и реально существующим уровнем готовности к профессиональной деятельности выпускника вуза. Как отмечают авторы, имеет место определенная шаблонность, заданная штамповка подготовки будущих педагогов, что вступает в противоречие с необходимой сегодня ориентацией на индивидуализацию, творческую направленность личности педагога [8].

В структуре профессионально-педагогической подготовки как системы выделяются различные компоненты. Наибольший интерес с позиций нашего исследования представляет экологический компонент профессионально-педагогической подготовки, представленный нами в двух сферах: социально-экологической и валеологиче-ской. Реализация данного компонента предполагает формирование у будущих педагогов основных групп социально-экологических и валеологических компетенций.

Таким образом, формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как компонент профессионально-педагогической подготовки, детерминирующий ее прак-тико-ориентированный характер, обеспечивающий становление функциональной образованности будущего педагога.

Литература

1. Дурай-Новакова К. М. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя // Формирование личности учителя в педагогическом институте. М. : МГПИ, 1980.
2. Ерохина Н. А. Синергетика как методологическая основа исторического исследования (Историографический анализ) : дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2004. 311 с.
3. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013.
4. Кулюткин Ю. Н. Моделирование педагогических систем. М. : Педагогика, 1981. 118 с.
5. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / В современной орфографии. СПб. : Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон, 1907-1909.
6. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2009. 464 с.
7. Профессиональный стандарт педагога. URL: http:// М1р://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с.
9. Старикова Т. М.. Формирование экологической готовности студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды : дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2005. 235 с.
10. Суворова С. Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей : дис. ... д-ра пед. наук . Челябинск, 2005. 380 с.
11. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н. Образовательные системы и системное образование. Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. 316 с.
12. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : монография. Челябинск : ЧГПУ, 2006. 322 с.
13. Тюмасева З. И., Стариков В. П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования : словарь-справочник. Сургут : СГУ, 2004. 312 с.
14. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http://http://fgosvo.ru/news/2/1583.
15. Шилова В. С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 1999.

REFERENCES

1. Duray-Novakova K. M. Professional&naya gotovnost& kak podstruktura lichnosti budushchego uchitelya / / Formirovanie lichnosti uchitelya v pedagogicheskom institute. M. : MGPI, 1980.
2. Erokhina N. A. Sinergetika kak metodologicheskaya osnova istoricheskogo issledovaniya (Istorio-graficheskiy analiz) : dis. ... kand. ist. nauk. Ekaterinburg, 2004. 311 c.
3. Zakon 273-FZ «Ob obrazovanii v RF». URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013.
4. Kulyutkin Yu. N. Modelirovanie pedagogicheskikh sistem. M. : Pedagogika, 1981. 118 s.
5. Malyy entsiklopedicheskiy slovar& Brokgauza i Efrona / V sovremennoy orfografii. SPb. : F. A. Brokgauz -I. A. Efron, 1907-1909.
6. Ponomareva L. I. Metodologiya formirovaniya ekologo-valeologicheskoy gotovnosti budushchikh pe-dagogov v usloviyakh modernizatsii estestvennonauchnogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 2009. 464 s.
7. Professional&nyy standart pedagoga. URL: http:// http://profstandartpedagoga.rf/profstandart-pedagoga.
8. Slastenin V. A. i dr. Pedagogika. M. : Shkola-Press, 1997. 512 s.
9. Starikova T. M.. Formirovanie ekologicheskoy gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov k sozdaniyu obrazovatel&noy sredy : dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 2005. 235 c.
10. Suvorova S. L. Formirovanie kommunikativno-diskursivnoy kul&tury budushchikh uchiteley : dis. ... d-ra ped. nauk . Chelyabinsk, 2005. 380 s.
11. Tyumaseva Z. I., Bogdanov E. N. Obrazovatel&nye sistemy i sistemnoe obrazovanie. Kaluga : KGPU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2003. 316 s.
12. Tyumaseva Z. I. Ekologiya, obrazovatel&naya sreda i modernizatsiya obrazovaniya : monografiya. Chelyabinsk : ChGPU, 2006. 322 s.
13. Tyumaseva Z. I., Starikov V. P. Ekologo-valeologicheskie tayny modernizatsii sovremennogo obrazovaniya : slovar&-spravochnik. Surgut : SGU, 2004. 312 s.
14. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. URL: http://http://fgosvo.ru/news/2/158,3.
15. Shilova V. S. Teoreticheskie osnovy sotsial&no-ekologicheskogo obrazovaniya shkol&nikov : dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 1999.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМА МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЭТАПЫ УСЛОВИЯ concept system model social-and-ecological readiness
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты