Спросить
Войти

Современные педагогические технологии как объективная потребность

Автор: Егорова Елена Николаевна

УДК 378 Егорова Елена Николаевна

преподаватель кафедры туризма Краснодарского государственного института культуры

Бахметова Юлия Николаевна

соискатель кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного института культуры

СОВРЕМЕННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Аннотация:

Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий, их роли в подготовке компетентных специалистов в профессиональном образовании. Авторами рассмотрены современные технологии в образовательном процессе вуза, показана значимость педагогических технологий в улучшении качества подготовки будущих специалистов.

педагогические технологии, вуз, образовательный процесс, потребность, компетенции.

Egorova Elena Nikolayevna

Lecturer, Tourism Department, Krasnodar State Institute of Culture

Bakhmetova Yulia Nikolayevna

PhD applicant,

Education Science and Psychology Department, Krasnodar State Institute of Culture

THE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS AN OBJECTIVE NEED

Summary:

The article studies the application of modern pedagogical technologies, their role in training of competent professionals of vocational education. The authors consider the modern technologies in the educational process of the university, show the importance of the pedagogical technologies in improvement of the quality of preparation of future specialists.

educational technology, higher school, educational process, need, competence.

В настоящее время в системе российского образования, нацеленного на вступление в мировое образовательное пространство, происходит становление новой системы высшего образования. Данный процесс сопровождается глобальными модификациями в педагогической теории и практике. Происходит перемена образовательных парадигм: начинает внедряться инновационное содержание обучения, применяются новые методы, подходы, взгляды, технологии, совершенствуется педагогическое мастерство. Содержание образования наполняется новыми процессами, умениями, формируются способности оперирования необходимой информацией, креативной постановки и решения вопросов науки и практики, что влияет на индивидуализацию образовательной системы и программ.

Существенной частью педагогического процесса является практико-ориентированное взаимодействие педагога со студентами. Усиливается значение науки в разработке педагогических технологий, сопутствующих уровню общественного знания. Важнейшие изменения в социальном устройстве в настоящее время касаются и образования, которое модифицируется в целях соответствия инновационным требованиям социума. Глобальные изменения в многообразных сферах современного общества: информационной, коммуникационной, профессиональной - обусловливают необходимость изменения методических, технологических и содержательных аспектов образования, пересмотра давних ценностных приоритетов, педагогических средств и целевых установок.

В настоящее время в профессиональном образовании активно используется принцип вариативности, предоставляющий педагогам учебных заведений возможность разрабатывать, проводить учебный процесс по разным моделям, в том числе и авторским. В данном направлении наблюдается и прогресс высшего образования: разработка всевозможных вариантов его содержания, применение потенциалов современной педагогики для увеличения результативности образовательных структур, научная разработка и внедрение на практике современных методов и технологий.

В данных условиях педагогам нужно уметь ориентироваться в обширном спектре современных педагогических технологий, методов, направлений высших школ. Сейчас невозможно быть педагогически грамотным педагогом без усвоения широкого арсенала всех существующих педагогических технологий. Разработка и апробация технологий, немалый потенциал педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов неизменно нуждаются в обобщении и систематизации. Отсюда следует, что педагоги современных вузов должны разрабатывать инновационные обучающие системы для проведения лекционных, семинарских и практических занятий, способствующих повышению результативности обучения учащихся. Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в вузе обусловливает появление совершенно новых возможностей осуществления дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, что значительно влияет на характер познавательной деятельности студентов, их творчества, на их сознательность, компетентность и реализует ситуацию перехода от обучения к самообразованию.

Инновационные требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными технологиями обучения. В связи с этим происходят изменение традиционного процесса образования и реализация инновационных подходов к обучению. Суть современного образовательного процесса заключается в обновлении структуры и содержания обучения, основании образовательного пространства, содействующего формированию у студентов творческого мышления, опыта научно-исследовательской деятельности, самообразованию, самосовершенствованию, ориентации в быстром потоке информационных технологий. Вследствие этого огромное значение для учебной деятельности учреждений высшего образования в условиях реализации новых ФГОС 3+ имеют инновационные педагогические технологии.

На современном этапе развития высшего образования повышаются требования к теоретическому обоснованию педагогических технологий, обусловливающих эффективность процесса обучения, и профессиональные требования к участникам высшего образования, которые должны уметь действовать и мыслить творчески и развивать такие же качества у учащихся. Способность к инновационной работе становится существенным признаком профессиональной компетентности, педагогической и методической культуры. В инновационных условиях кардинально изменяется роль педагога, где он становится модератором процесса образования, при котором образовательные цели и задачи решаются при помощи современных технологий на основе практико-ориентированного и компетентностного подходов.

Переход системы высшего профессионального образования от традиционной к инновационной подразумевает два последовательно реализуемых этапа: первый этап - это внедрение практико-ориентированных технологий в процесс обучения, обеспечивающих образовательные потребности всех обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями; второй этап - переход обучения на субъективную основу с установкой на самообразование и самосовершенствование личности учащегося. Потребность применения современных педагогических технологий в учебном процессе вуза стала объективной необходимостью. Систематическое применение педагогических технологий в образовании оказывает существенное влияние на развитие учащихся. От применения современных педагогических технологий во многом зависит, насколько будущие специалисты будут готовы к реализации тех задач, которые возникнут в процессе их профессиональной деятельности [1].

Существует много определений понятия «педагогическая технология». По нашему мнению, технология - совокупность методов, составная процессуальная часть педагогической системы, процесс достижения предполагаемых результатов обучения.

Понятие «технология» может рассматриваться в трех аспектах: научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, моделирующая педагогические процессы; процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном - как осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование методологических, педагогических и личностных средств [2].

Новая парадигма образования, ставящая на первое место развитие профессиональной компетентности обучаемого, нацеливает на современные технологии обучения. Современные педагогические технологии понимаются как отличающиеся от привычных, традиционных. Бесспорно, в инновационных педагогических технологиях стараются учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс образования, и в данных условиях глобально изменяются место и роль педагога во всем учебном процессе. Отсюда следует, что педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее эффективные методы обучения, и в качестве системы способов, принципов, используемых в обучении. Педагогические технологии функционируют в конкурентных условиях и должны быть результативными по итогам, гарантировать достижение определенных стандартов в системе образования.

Важная задача технологий - найти наилучший способ достижения целей обучения, управления данным процессом. Технологии нацелены на постепенное внедрение на практике заранее спроектированного процесса обучения. Они призывают изучать индивидуальные особенности личности студентов, различные виды деятельности, адекватные возрастному периоду развития учащихся и уровню их подготовки. Задачи инновационных педагогических технологий акцентированы на формировании профессиональной личности, развитии у учащихся способности самостоятельно мыслить, искать и использовать знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и отчетливо планировать действия, активно взаимодействовать с сотрудниками, быть открытыми для новых действий и культурной коммуникации. Это требует активного внедрения в учебный процесс альтернативных форм, способов, технологий ведения образовательной деятельности.

Педагогические технологии в системе высшего образования воспроизводят структуру и динамику всей учебной деятельности и ее результаты: что студент должен уметь и знать, какими навыками, умениями и компетенциями должен владеть. Использование педагогических технологий в образовательной системе наряду с традиционными будет содействовать повышению эффективности обучения, что повлечет за собой наиболее качественную подготовку.

Существуют три взаимосвязанных компонента в современных педагогических технологиях:

1. Инновационное содержание, способствующее развитию компетенций, общей и профессиональной культуры всех субъектов образования.
2. Активные и интерактивные методы, формы, средства обучения, направленные на формирование компетенций.
3. Способы внедрения инновационных технологий в учебный процесс на основе организационной, технологической и коммуникационной составляющих [3].

Данные компоненты наполняют педагогические технологии новым содержанием, что предполагает повышение качества образования в современных условиях. Главной особенностью педагогических технологий является то, что их применение требует высокой активности от педагога. Вследствие этого современные педагогические технологии содержат фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм. Применение в обучении инновационных педагогических технологий обеспечивает усиление интереса к обучению у студентов и быстроту достижения запланированных результатов. Сегодня от специалистов требуется проявление новых личных и профессиональных качеств, среди которых можно выделить творческую активность, самостоятельность, инициативность, ответственность за выполненную работу, методическую культуру, педагогическое мастерство. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что образование в своем традиционном виде дополняется инновационными технологиями.

Современные педагогические технологии по-новому представляют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебного процесса, расширяют диапазон предоставляемых студентам образовательных услуг, изменяют и предлагают новые формы, методы и средства обучения. Применение современных педагогических технологий - одна из самых перспективных потребностей развития высшего образования, способствующая большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста [4].

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что педагогические технологии в учебном процессе вуза содействуют повышению мотивации учащихся, поиску новых подходов для достижения профессиональных целей и решения задач, приобретению нужных знаний, формированию профессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Ссылки:

1. Бахметова Ю.Н., Егорова Е.Н. Интерактивные методы обучения студентов как часть практико-ориентированного подхода в образовании // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3 (54). С. 61-63.
2. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
3. Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. Ростов н/Д., 1994.
4. Митина Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 345-349.

References:

1. Bahmetova, YN Egorova, EN 2014, &Interactive methods of training of students as part of a practice-oriented approach to education&, The cultural life of the South of Russia, no. 3 (54), p. 61-63.
2. Atutov, PR 1996, &Technology and modern education&, Pedagogy, no. 2.
3. Fomenko, VT 1994, Alternative system of educational process, Rostov-on-Don.
4. Mitina, NA 2013, &Modern educational technology in the educational process of higher education&, The young scientist, no. 1, p. 345-349.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ educational technology ВУЗ higher school ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС educational process ПОТРЕБНОСТЬ need КОМПЕТЕНЦИИ competence
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты