УДК 37.048.45
О.А. РАГОЖИНА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ
Описывается совокупность подходов к организации профориентационной работы с учащимися в современной школе: диагностико-консультационного, активизирующего, развивающего, практико-ориентированного и информационного. Раскрываются направления профориентационной работы и формы реализации. Приводятся критерии и показатели профессионального самоопределения учащихся.
The article covers a set of approaches to organization of career guidance work with students in modern school, namely diagnostic and consulting, activating, developing, information and practice-oriented. The tips on how to carry out career guidance work and forms of its implementation are touched upon here. Criteria and indicators of professional self-determination of students are also presented in detail.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляют предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям, знаниям и навыкам человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, работоспособность и ответственность. В связи с этим уже со школьного возраста человек должен быть готов к вызовам будущих работодателей.
Профориентационная работа позволяет школьнику определить собственные психофизиологические особенности, профессиональные интересы и сопоставить их с оптимальными вариантами получения высшего профес© Рагожина О.А., 2019
сионального образования (бакалавриата, специалитета и магистратуры) и трудовой деятельностью по полученной специальности.
Задачи профориентационной работы включают в себя:
• получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для определения оптимального профиля обучения;
• обеспечение диапазона вариативности обучения за счет комплексных и дополнительных форм и методов образования;
• оказание помощи подросткам в проектировании своих жизненных и профессиональных планов.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников в гимназии применяется комплексная система подходов к профориентации.
Цель: установление соответствия потенциала подростка тому или иному виду профессиональной деятельности через сопоставление его способностей и особенностей с требованиями профессий.
Направления реализации:
• интервью-собеседование и анкетирование;
• профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал учеников и их профессионально важные качества (компетенции);
• профориентационное и карьерное консультирование.
Цель: формирование мотивации и внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.
Направления реализации:
• активизирующие карточные, настольные и социально-психологические игры;
• мотивационные упражнения;
• ролевые игры и профориентацион-ное моделирование;
• интерактивные системы принятия решений.
Цель: формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.
Направления реализации:
• тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции и надпредметные навыки, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации плана обучения;
• очные и компьютеризированные программы развития способностей;
• обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.
Цель: погружение в реальность профессий через комплекс проб или практических заданий, моделирующих элементы конкретных видов профессиональной деятельности и имеющих завершенный вид.
Направления реализации:
• творческие работы исследовательского характера (курсовой проект, практические рефераты и т.д.);
• решение серии деловых кейсов из реальной практики;
• прохождение практик на предприятиях и в организациях;
• профориентационные лагеря.
Цель: обеспечение подростка разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
Направления реализации:
• информирование об образовательных выставках, днях открытых дверей, ярмарках вакансий;
• встречи со специалистами - представителями профессий, экскурсии на предприятия, презентации и т. д.;
• ознакомление со справочниками, статьями в СМИ, видеоматериалами, сайтами, содержащими информацию об учебных заведениях, описаниями профессий, полезными статьями, рейтингами вузов и специальностей, обзорами рынка труда, интернет-форумами, л&оЬ-сайтами для соискателей и работодателей.
Решение задач профориентации необходимо осуществлять в различных видах деятельности учащихся (познавательной, коммуникативной, игровой, проектно-исследовательских и курсовых проектах) и формах реализации (см. табл. 1).
№ п/п Направление работы Формы реализации
Таблица 1
Направления профориентационной работы и формы реализации
Окончание табл. 1
№ п/п Направление работы Формы реализации
Ожидаемыми результатами работы щая совокупность критериев и показа-по профессиональному самоопределе- телей (см. табл. 2). нию учащихся должна стать следуюТаблица 2
Критерии и показатели профессионального самоопределения учащихся
Критерии Показатели
Когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Знание многообразия мира труда и профессий; осознание необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств. 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения
Мотивационно-ценностный 1. Заинтересованность в получении знаний в профессиональной области. 2. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие достижения поставленной цели, выбора желаемой профессиональной деятельности. 3. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями
Деятельностно-практический 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. 2. Проявление своего потенциала и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим профессионально значимым учебным дисциплинам. 3. Участие в дополнительных занятиях и мероприятиях, способствующих развитию профессионально важных навыков и знаний. 4. Осознанный выбор высшего учебного заведения и направления обучения.