Спросить
Войти

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

Автор: Рагожина О.А.

УДК 37.048.45

О.А. РАГОЖИНА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

Описывается совокупность подходов к организации профориентационной работы с учащимися в современной школе: диагностико-консультационного, активизирующего, развивающего, практико-ориентированного и информационного. Раскрываются направления профориентационной работы и формы реализации. Приводятся критерии и показатели профессионального самоопределения учащихся.

The article covers a set of approaches to organization of career guidance work with students in modern school, namely diagnostic and consulting, activating, developing, information and practice-oriented. The tips on how to carry out career guidance work and forms of its implementation are touched upon here. Criteria and indicators of professional self-determination of students are also presented in detail.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляют предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям, знаниям и навыкам человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, работоспособность и ответственность. В связи с этим уже со школьного возраста человек должен быть готов к вызовам будущих работодателей.

Профориентационная работа позволяет школьнику определить собственные психофизиологические особенности, профессиональные интересы и сопоставить их с оптимальными вариантами получения высшего профес© Рагожина О.А., 2019

сионального образования (бакалавриата, специалитета и магистратуры) и трудовой деятельностью по полученной специальности.

Задачи профориентационной работы включают в себя:

• получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для определения оптимального профиля обучения;

• обеспечение диапазона вариативности обучения за счет комплексных и дополнительных форм и методов образования;

• оказание помощи подросткам в проектировании своих жизненных и профессиональных планов.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников в гимназии применяется комплексная система подходов к профориентации.

1. Диагностико-консультационный подход

Цель: установление соответствия потенциала подростка тому или иному виду профессиональной деятельности через сопоставление его способностей и особенностей с требованиями профессий.

Направления реализации:

• интервью-собеседование и анкетирование;

• профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал учеников и их профессионально важные качества (компетенции);

• профориентационное и карьерное консультирование.

2. Активизирующий подход

Цель: формирование мотивации и внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.

Направления реализации:

• активизирующие карточные, настольные и социально-психологические игры;

• мотивационные упражнения;

• ролевые игры и профориентацион-ное моделирование;

• интерактивные системы принятия решений.

3. Развивающий подход

Цель: формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Направления реализации:

• тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции и надпредметные навыки, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации плана обучения;

• очные и компьютеризированные программы развития способностей;

• обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.

4. Практико-ориентированный подход

Цель: погружение в реальность профессий через комплекс проб или практических заданий, моделирующих элементы конкретных видов профессиональной деятельности и имеющих завершенный вид.

Направления реализации:

• творческие работы исследовательского характера (курсовой проект, практические рефераты и т.д.);

• решение серии деловых кейсов из реальной практики;

• прохождение практик на предприятиях и в организациях;

• профориентационные лагеря.

5. Информационный подход

Цель: обеспечение подростка разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Направления реализации:

• информирование об образовательных выставках, днях открытых дверей, ярмарках вакансий;

• встречи со специалистами - представителями профессий, экскурсии на предприятия, презентации и т. д.;

• ознакомление со справочниками, статьями в СМИ, видеоматериалами, сайтами, содержащими информацию об учебных заведениях, описаниями профессий, полезными статьями, рейтингами вузов и специальностей, обзорами рынка труда, интернет-форумами, л&оЬ-сайтами для соискателей и работодателей.

Решение задач профориентации необходимо осуществлять в различных видах деятельности учащихся (познавательной, коммуникативной, игровой, проектно-исследовательских и курсовых проектах) и формах реализации (см. табл. 1).

№ п/п Направление работы Формы реализации

1 Профпрос-вещение Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки технологии, организацию кружков, секций дополнительного образования (робототехника, scratch-программирование, анимация)
2 Профин-формирование Проведение классных часов для знакомства: • с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, трендов, перспективных и стагнирующих отраслей; • с характером работы по основным профессиям и специальностям (профориентационные групповые игры «Кто хочет стать профессионалом», «Придумай профессию», «Собеседование с супер-героем», «Карта талантов» и т. п., игры по методике к.п.н. Н. Пряжни-кова, Г. Резапкиной); • с образовательными учреждениями высшего профессионального образования и системой получения основного и дополнительного высшего образования в РФ (бакалавриат, специалитет, магистратура, МВА). Размещение тематических объявлений и статей на информационной доске профориентации и в специализированных закрытых группах для подростков и родителей в социальных сетях (группы Pro-Университет в Facebook и ВКонтакте). В т.ч. информирование в рамках проектов «Профессия недели», «История выбора». Регулярное пополнение библиотечного фонда бизнес-литературой и книгами, способствующими профессиональному самоопределению, а также справочниками о профессиях и образовательных учреждениях ВПО. Организация регулярных ознакомительных и практических экскурсий на предприятия различных отраслей экономики, встречи со специалистами, в т. ч. работа с реальными бизнес-кейсами. Организация лектория для родителей по вопросам профориентации. Взаимодействие с представителями вузов и привлечение школьников к участию в совместных программах для абитуриентов. Разработка и знакомство учеников с «Гидом по развитию компетенций»

Таблица 1

Направления профориентационной работы и формы реализации

Окончание табл. 1

№ п/п Направление работы Формы реализации

3 Профкон-сультация Индивидуальные консультации. Оказание помощи в выборе профессии. Регулярные (раз в неделю) встречи с целью изучения личностных особенностей и интересов подростка для выявления факторов, влияющих на выбор профессии, в том числе с применением профориен-тационных методик «Матрица профессий», «10 параметров выбора», «Состязание мотивов», «Портрет будущего», Стэндфордской методики «Профэссе», проективного карточного метода «Профессьянс» и др. Разъяснение особенностей различных профессиональных областей, требований, предъявляемых к специалистам. Помощь в определении оптимального высшего учебного заведения для освоения профессии. Совместное с подростком составление критериев выбора вуза, проектирование стратегии поступления. Помощь в определении профильного направления обучения в старших классах. Встречи с родителями для более глубокого и всестороннего профессионального самоопределения школьника. Информирование родителей о ситуации и тенденциях на рынке труда, рейтингах вузов и т.д. Организация по индивидуальному запросу консультаций со специалистами для более глубокого ознакомления с особенностями выбранной профессиональной области
4 Профдиаг-ностика Определение индивидуальных психофизиологических особенностей, важных для профессионального самоопределения с помощью специальных диагностических методик, таких как: • комплексные тестовые модули «Профшкола» и «Профориента-тор» Центра тестирования и развития МГУ им. М.В. Ломоносова (диагностика склонностей и способностей, соотнесение их с набором профессиональных областей и специальностей); • адаптированный диагностический тест на определение типа по MBTI; • экспресс-тест на определение профессиональных интересов «Профперспектива»; • «Карта интересов» А.Е. Голомштока; • методика диагностики ведущих мотивов «Мотивализ» А. Мар-жевского; • анкетирование по вопросам, касающимся профессионального самоопределения
5 Активные методы Организация участия школьников в деловых играх, имитирующих взаимодействие в рабочем контексте, развивающих компетенции (Осенняя школа). Организация практических занятий, мастер-классов и воркшопов для развития навыков в определенных профессиональных сферах («Создай свое событие», «Дизайн-мышление в предпринимательстве», «Разработка мобильных приложений и т.д.). Организация настольных бизнес-игр («Компасс профессий», «Профессионал будущего» (разработаны и рекомендованы Агентством стратегических инициатив), «Активити», «Начни свой бизнес» и т.п.) для развития навыков коммуникации, планирования и понимания основ бизнеса. Организация практики и стажировки на предприятиях

Ожидаемыми результатами работы щая совокупность критериев и показа-по профессиональному самоопределе- телей (см. табл. 2). нию учащихся должна стать следуюТаблица 2

Критерии и показатели профессионального самоопределения учащихся

Критерии Показатели

Когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Знание многообразия мира труда и профессий; осознание необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств. 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения

Мотивационно-ценностный 1. Заинтересованность в получении знаний в профессиональной области. 2. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие достижения поставленной цели, выбора желаемой профессиональной деятельности. 3. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями

Деятельностно-практический 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. 2. Проявление своего потенциала и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим профессионально значимым учебным дисциплинам. 3. Участие в дополнительных занятиях и мероприятиях, способствующих развитию профессионально важных навыков и знаний. 4. Осознанный выбор высшего учебного заведения и направления обучения.

Литература

1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. М.: Высшая школа, 2005. 157 с.
2. Панов А.И. Профориентация обучающихся: сборник материалов. Томск: ТОИПКРО, 2017. 200 с.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2005. 288 с.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2005. 208 с.
5. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус, 2006. 256 с.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧАЩИЕСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ career-oriented work students professional self-determination
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты