Спросить
Войти

Дидактические возможности практикумов в высшем гуманитарном образовании: отечественный и зарубежный опыт

Автор: Морохова Ольга Александровна

УДК 37.02:378.147

Морохова Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессиональной языковой подготовки Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИКУМОВ В ВЫСШЕМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Morokhova Olga Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of Professional Language Training Department, Vladimir Institute of Law of the Federal Penitentiary Service

DIDACTIC RESOURCES OF PRACTICAL COURSES IN THE HIGHER LIBERAL ARTS EDUCATION: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация:

Статья посвящена анализу особенностей организации, содержания и проведения практикумов в отечественном и зарубежном высшем гуманитарном образовании. Особое внимание уделяется дидактическим возможностям практикумов в гуманитарном образовании при формировании ключевых компетенций обучающихся.

дидактические возможности, высшее образование, компетентностный подход, культура мышления, культура поведения, культура речи, практикум, гуманитарное образование, учебный практикум, этический практикум.

Summary:

The article analyses specific features of organization, content and management of practical courses in the domestic and foreign higher liberal arts education. Particular attention is paid to the didactic resources of the practical courses in the liberal arts education when developing students& key competences.

didactic resources, higher education, competence-based approach, culture of thinking, culture of behaviour, culture of speech, practical course, liberal arts education, training workshop, ethics workshop.

В настоящее время практикумы применяются как в технических, так и в гуманитарных науках и получают широкое развитие и в содержательном, и в методическом аспектах. Цель настоящей работы - на основе анализа отечественного и зарубежного опыта определить дидактические возможности практикумов при формировании ключевых компетенций обучающихся. Актуальность статьи состоит в том, что необходимо детально рассмотреть дидактические возможности практикумов и изучить положительный опыт их применения с точки зрения реализации компетентностного подхода. В работе реализованы следующие задачи. Во-первых, проанализированы виды практикумов в гуманитарных науках в отечественном высшем образовании. Во-вторых, на основе анализа учебных изданий в форме практикумов раскрываются дидактические возможности практикума как одного из способов формирования компетенций обучающихся. В-третьих, проанализированы и сформулированы особенности практикумов в зарубежной практике.

Слово «практикум» происходит от греческого слова praktikos и означает «деятельност-ный». В отечественной научной литературе практикум понимается как особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-либо предмета [1, с. 186]. Практикумы являются традиционными в естественно-техническом образовании, где выделяют виртуальный лабораторный, учебно-технологический, компьютерный/дистанционный практикумы, которые связаны с проведением опытно-экспериментальной работы. Практикумы применяются как в очной, так и в дистанционной формах взаимодействия. Цель практикума -применение полученных теоретических знаний для решения практических задач, отработка необходимых практических умений и навыков, формирование компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами.

В исследовании рассмотрим особенности практикумов в гуманитарном образовании. В научной литературе выделяют педагогический рефлексивный практикум (И.Ю. Гутник), этический практикум (Е.М. Викторук), практикум по профессиональной коммуникации (О.В. Перлова), внеаудиторный практикум (О.А. Калашникова), рецензентский практикум (Н.Д. Пискун).

В гуманитарном образовании выделим два уровня практикумов. Первый уровень построен на основе выполнения заданий и обсуждения тем, идей, взглядов. Задания первого уровня практикумов связаны с отработкой у обучающихся имеющихся знаний и умений.

Анализ учебных изданий в форме практикумов показывает, что в практикум включаются следующие разделы: 1) вопросы для обсуждения [2]; 2) типовые задачи; 3) деловые/дидактические игры; 4) тесты; 5) ситуационные задачи [3]. Практикум может быть представлен и в форме рабочей тетради [4].

Все элементы учебного практикума отбираются по ряду критериев. Во-первых, задания выстраиваются по принципу «от простого к сложному». Этот принцип позволяет использовать задания разного уровня сложности для обучающихся и проследить, до какого уровня сложности может продвинуться обучающийся. Задания, которые отбирает преподаватель для практикума, постепенно усложняются от занятия к занятию, но на каждом занятии прослеживается означенный выше принцип. Во-вторых, следует определить объем заданий, которые можно выполнить в течение одного практикума. В-третьих, комплексный характер практикума позволяет преподавателю вернуться в следующем практикуме к определенному типу заданий, которые вызывают сложность у обучающихся.

В задачи практикумов первого уровня входит также применение полученных знаний в искусственно смоделированных ситуациях профессионального общения. Задания таких практикумов основаны на выполнении кейсов и участии в ролевых и деловых играх. В практикумах первого уровня могут использоваться элементы эвристической беседы, которые помогают обучающимся в развитии их аналитико-синтетического мышления. Такие практикумы имеют интегративный характер и нацелены на стимулирование мыслительной деятельности обучающихся, умение видеть проблему и пути ее решения, осмысление своей позиции. В ходе выполнения практикумов обучающиеся формируют систему четких ценностных ориентиров, получают навыки критического мышления.

В отечественном гуманитарном образовании сценарии проведения учебного практикума предполагают обсуждение проблемных вопросов и выполнение заданий, не предполагающих однозначного решения. Так, в структуру рефлексивного педагогического практикума И.Ю. Гутник включает следующие этапы: проблемный, теоретический, эмоциональный, практически-деятель-ностный, рефлексивный [5, с. 187]. В практикуме по философии ставится задача «стимулировать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности и научить свой разум свободно ориентироваться в этом мире идей и постоянно рождающихся проблем» [6, с. 108]. В научной литературе подчеркивается ценность этического практикума, который «теснит традиционную лекци-онно-семинарскую модель» и рассматривается как ценный опыт формирования профессионально-этических компетенций при подготовке конкурентоспособных кадров [7, с. 183]. Эту же важную традицию гуманитарного образования поддерживает Т.В. Гончарова, указывая, что «именно лингвистическое образование как высшее проявление гуманизации и гуманитаризации обучения может сформировать в человеке целую систему ценных личностных качеств: культуру мышления, речи, поведения» [8, с. 6].

Форма представления практикумов включает решение задач, преобразование текста в таблицы, графики, диаграммы, решение ситуационных задач, устное/письменное представление своей позиции, видеозапись, онлайн-информацию.

Второй уровень практикумов связан непосредственно с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. В ходе выполнения такого практикума формируются такие умения, как обоснование и мотивация принятия решений, умение работать с информацией. В организациях высшего юридического образования такие практикумы реализуются в форме «юридической клиники», которая создается с целью оказания правовой помощи и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Первый отечественный опыт работы юридической клиники описан в работе профессора Д.И. Мейера «О значении практики в системе современного юридического образования» [9].

Далее обратимся к зарубежному опыту применения практикумов второго уровня на примере высшего юридического образования. Анализ показывает, что в зарубежной практике практикумы принимают одну из двух форм. Так, в школе права Университета Джорджтаун (США) они могут проходить в виде практической работы над основной темой учебного курса или работы студента над своим собственным проектом совместно с практикующим юристом в данной области [10]. Заключительным этапом практикума является семинар, на котором студенты представляют результаты своей работы. Семинар формирует как юридические, так и неюридические навыки обучающихся, которые они будут использовать в своей работе. Так, студенты имеют возможность изучить медиацию и применить свои знания в качестве медиаторов. В праве это посредническая деятельность, в задачи которой входит необходимость выступать в качестве посредника с целью предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Другой вид практикумов представляет проведение обучающимся научного исследования в качестве члена ООН по конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Студенты работают в различных офисах Конгресса на Капитолийском холме и изучают, как создаются законы на соответствующем семинаре.

В школе права Университета Питтсбурга практикум включает в себя выполнение комплекса всех видов юридической деятельности: ведение бесед, переговоров, консультирование, подготовка документов и представление документов в суде. При изучении практических аспектов применения закона студентам предоставляется возможность работать над проектами под руководством практикующего юриста. Цель практикумов заключается в том, что студенты должны стать, по существу, экспертами в рамках определенной темы и развить целый ряд профессиональных навыков. Такие практикумы служат мостом между знаниями, полученными в учебной аудитории, и юридической профессией. Практикумы помогают развить у студентов уверенность в себе и осознать правильность выбора профессии, позволяют установить необходимые связи для прохождения стажировок и поиска рабочих мест.

Одна из важных задач практикумов в сфере высшего образования США - установление связей с различными организациями. Так, в школе права Бисли Университета Темпл (США) практикумы включают работу с такими организациями, как «Корпорация управления общественного здравоохранения», «Международное бюро по вопросам миграции», «Агентство по защите окружающей среды», «Федеральный судебный центр», «Министерство образования США», «Генеральная прокуратура Пенсильвании», «Юридические службы», «Правовой центр по делам несовершеннолетних» и др. [11].

Практикумы широко применяются в клинической практике в Канаде, в частности в Университете Торонто [12]. Студентам предоставляются возможности принимать участие в судебных разбирательствах и выполнении адвокатской работы, работать вместе с практиками и преподавателями по формулированию письменных и устных аргументов. Ежедневная работа по судебным делам может включать в себя формулировку теории в рамках конституционно-правового исследования, предоставление информации в письменной форме и участие в устной аргументации.

Практикумы второго уровня имеют ряд отличительных особенностей в системе зарубежного гуманитарного образования. Во-первых, в основе практикумов в высшем юридическом образовании лежит опыт проектной деятельности. Во-вторых, практикумы, как правило, проводятся при участии и под руководством практикующих юристов. В-третьих, в задачи практикумов входит установление связей с различными организациями по профилю подготовки студентов. В-четвертых, практикумы рассматриваются как способ установления необходимых связей для прохождения стажировок и поиска рабочих мест.

Внедрение компетентностного подхода влечет за собой изменения в отборе содержания и форм проведения практикумов. Практикумы приобретают комплексный, интегративный характер и направлены как на применение полученных знаний, так и на выработку метапредметных знаний и умений. Полагаем, что практикумы должны служить важным инструментом формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, а изучение зарубежного опыта позволит полнее использовать дидактические возможности практикумов в отечественном гуманитарном образовании.

Ссылки:

1. Гутник И.Ю. Педагогические рефлексивные практикумы: опыт проектирования и внедрения // Science Time. 2015. № 12. C. 185-188.
2. Гончарова Т.В., Плеханова Л.П. Речевая культура личности : практикум. М., 2012. 239 с.
3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации : практикум / отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2013. 169 с.
4. Дроняева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка : практикум. М., 2010. 184 с.
5. Гутник И.Ю. Указ. соч. С. 187.
6. Дотоль И.В. Практикум по философии // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 10. С. 108-110.
7. Ардюкова О.С., Довыденко Л.В. Формирование этических компетенций: этический практикум // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. C. 183-186.
8. Гончарова Т.В., Плеханова Л.П. Указ. соч. С. 6.
9. Что такое юридическая клиника СПбГУ? [Электронный ресурс]. URL: http: law.spbu.ru/structure/jurclinic/aboutclinic.aspx (дата обращения: 02.04.2016).
10. Practicum Courses [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.georgetown.edu/academics/academic-programs/clinical-programs/practicum/upload/Practicum-Section-2014-2.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
11. Practicum Courses [Электронный ресурс] // Northwestern University. URL: http://www.law.northwestern.edu/legalclinic/ex-ternships/studentopps/courses/ (дата обращения: 05.04.2016).
12. Clinical Legal Education David Asper Centre Clinic Practicum [Электронный ресурс]. URL: http://www.law.utoronto.ca/course/clinical-legal-education-david-asper-centre-clinic-practicum-3 (дата обращения: 05.04.2016).

References:

1. 2.

Gutnik, IY 2015, &Pedagogical reflexive workshops: experience in the design and implementation&, Science Time, no. 12, p. 185-188.

Goncharova, TV Plekhanova, LP 2012, Voice culture of personality: Workshop, Moscow, 239 p.

3. Lupinskaya, PA (ed.) 2013, Criminal Procedural Law of the Russian Federation: Workshop, Moscow, 169 p.
4. Dronyaeva, TS, Klushina, NI Biryukova, IV 2010, The style of the modern Russian language: a workshop, Moscow, 184 p.
5. Gutnik, IY 2015, &Pedagogical reflexive workshops: experience in the design and implementation&, Science Time, no. 12, p. 185-188.
6. Dotol, IV 2010, &Workshop on philosophy of experiential education&, International Journal, no. 10, p. 108-110.
7. Ardyukova, OS Dovydenko, LV 2014, &Formation of ethical competence: ethics workshop&, Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University, no. 3, p. 183-186.
8. Goncharova, TV Plekhanova, LP 2012, Voice culture of personality: Workshop, Moscow, 239 p.
9. What is the St. Petersburg State University legal clinic? 2016, retrieved 02 April 2016, <law.spbu.ru/struc-ture/jurclinic/aboutclinic.aspx>.
10. Practicum Courses 2014, retrieved 05 April 2016, <https://www.law.georgetown.edu/academics/academic-programs/clinical-programs/practicum/upload/Practicum-Section-2014-2.pdf>.
11. &Practicum Courses& 2016, Northwestern University, retrieved 05 April 2016, <http://www.law.northwestern.edu/legalclinic/ex-ternships/studentopps/courses/>.
12. Clinical Legal Education David Asper Centre Clinic Practicum 2016, retrieved 05 April 2016, <http://www.law.utoronto.ca/course/clinical-legal-education-david-asper-centre-clinic-practicum-3>.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРАКТИКУМ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ЭТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты