Спросить
Войти

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Автор: Арсений Р.М.

УДК 378.14

Р.М. АРСЕНИЙ

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ЗАДАЧ

Представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного в туристском вузе с целью анализа готовности студентов к решению профессионально ориентированных задач. Эксперимент предусматривал изучение готовности студентов по трем критериям: когнитивному, деятельностному и мотивационному. Для исследования применялись такие диагностики, как тестирование, методы кейсов, ранжирование и эссе.

The article presents the results of an ascertaining experiment conducted in a tourist university to analyze students& readiness for solving professionally oriented tasks. The experiment involved the study of students& readiness according to three criteria: cognitive, activity and motivational. Such diagnostics as testing, case studies, ranking and essays were used for the study.

Анализ научной литературы [например, 1, 2, 3 и др.] демонстрирует, что выполняемые в ходе профессиональной деятельности функции специалистов сферы туризма можно рассматривать как решаемые ими профессиональные задачи. Вместе с тем, экспертное мнение топ-менеджеров (генеральных директоров, руководителей департаментов и служб) компаний сферы туризма (туроператор «Дельфин», туроператор «Anex tour», турагентство сети «Coral Travel», турагентство «Аркона», гостиница «Балтийская звезда» 5*, бутик-отель «Шелковый путь» 4*, парк-отель «Орловский» 5* и др.) свидетельствует о том, что деятельность специалистов

© Арсений Р.М., 2019

туристского и гостиничного бизнеса рассматривается ими как последовательный ряд профессиональных задач, решаемых специалистами в ходе реализации присущих им по должности профессиональных функций в области управления структурными подразделениями, разработки туристского продукта, продаж и т.п. Анализ различных нормативно-правовых и локальных актов, регламентирующих сферу туризма [например, 4, 5, 6 и др.], также свидетельствует о многообразии профессиональных задач, которые в соответствии с должностью необходимо решать специалисту. С целью систематизации профессиональных задач в сфере туризма и гостеприимства была

проведена работа по их группировке в три категории: управленческие, производственные и сервисные.

С позиции функционально-операционного подхода каждая профессиональная задача может быть представлена в учебном процессе как профессионально ориентированная задача с соответствующей совокупностью реализуемых специалистом профессиональных функций и конкретных операций.

Умение студентов выполнять профессиональные функции и операции - основа их будущей профессиональной деятельности. Однако в рамках учебного процесса выполнение профессиональных задач в полном объеме невозможно. В этой связи целесообразно использовать профессионально ориентированные задачи, которые моделируют ситуации профессиональной деятельности работника туристской сферы и содержат необходимые и достаточные данные для их представления при условном воспроизведении в процессе обучения. Решая подобные задачи, студенты получают профессионально необходимые для них знания, умения и навыки, развивают профессиональные компетенции. В свою очередь, при возникновении подобной ситуации в практической деятельности у выпускника уже будет опыт решения такой же или похожей профессиональной задачи.

В связи с этим, нами была выстроена программа констатирующего эксперимента, который проводился в 1 семестре 2017/2018 учебного года на базе Образовательного частного учреждения высшего образования «Российская международная академия туризма» среди 258 студентов 3-го курса очной и 4-го курса заочной форм обучения по

направлениям и профилям, связанным с туристской деятельностью (направления «Туризм» и «Менеджмент», профили «Менеджмент туризма», «Международный менеджмент в туризме», «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»).

Констатирующий эксперимент предусматривал выявление наиболее важных характеристик, позволяющих понять, насколько студенты готовы к выполнению профессиональных задач, решая профессионально ориентированные задачи, а преподаватели -к внедрению в процесс обучения профессионально ориентированных задач.

Изучение отношения студентов и их готовности к решению профессиональных задач на примере профессионально ориентированных задач рассматривалось нами по трем критериям: когнитивному, деятельностному и мотиваци-онному.

На основе когнитивного критерия нами выявлялось наличие у студентов знаний, необходимых для решения профессиональных задач. Показателями данного критерия являются: знание основных понятий профессиональной деятельности; знание основных технологий профессиональной деятельности; знание особенностей туристского рынка. Диагностировались данные показатели с помощью методов, предназначенных для изучения рациональной формы личностного проявления человека на основе такой диагностики, как тестирование. Тест включал 30 вопросов с вариантами ответов. В результате обработки полученных данных было установлено, что 42% опрошенных студентов дали верные ответы на вопросы об основных понятиях профессиональной деятельности. Менее половины опрошенных студентов владеют понятийным аппаратом в сфере туризма, тем не менее, знание основных понятий составляет основу профессиональной деятельности в любой сфере. Изучение базовых понятий туристской деятельности осуществляется в ходе обучения на 1-м курсе и расширяется на более старших курсах в процессе изучения профильных дисциплин. Выявленные результаты свидетельствуют о том, что на момент проведения констатирующего эксперимента студенты не совсем готовы к решению реальных профессиональных задач.

Результаты освоения технологий профессиональной деятельности по результатам диагностики оказались еще ниже - всего 31%. Безусловно, такой показатель является следствием слабого владения понятийным аппаратом. Технологии туристской деятельности изучаются студентами, начиная со 2-го курса, поэтому трудности у них возникать не должны. Стоит отметить,

что в исследовании приняли участие и студенты заочной формы обучения. Специфика самостоятельного изучения и контроля знаний два раза в год во время сессии может влиять на результаты, поскольку студенты, отвлекаясь после сессии на работу, к следующей сессии могут забыть некоторые изученные ранее тонкости. К тому же, некоторые студенты этой формы обучения работают не по профилю обучения и с технологиями туристской деятельности могли ознакомиться лишь во время прохождения практики.

В результате обработки данных относительно знаний особенностей туристского рынка были выявлены более высокие показатели по сравнению с двумя предыдущими. 64% респондентов показали, что ориентируются в общих принципах и особенностях туристского рынка. Это говорит о том, что студентам известна специфика деятельности разных участников рынка и общие прин70% 60%

64%
50% 46%
42%
40% 30% 20% 10% 0%
31%

знание основных знание основных знание особенностей среднее значение

понятий технологий туристского рынка когнитивного критерия

профессиональной профессиональной

деятельности деятельности

Рис. 1. Результаты диагностики студентов по когнитивному критерию на этапе констатирующего эксперимента

ципы их взаимодействия. Студенты показали знание фактов истории развития туризма, и они знают, какие правовые акты регулируют отрасль. При этом решение профессиональных задач в ходе реальной профессиональной деятельности для этих студентов пока еще преждевременно. Результаты диагностики студентов по когнитивному критерию представлены на рис. 1.

На основе деятельностного критерия мы выявляли наличие у студентов совокупности умений и навыков решения профессионально ориентированных задач. Главный вопрос - «Умеет ли студент решать профессиональные задачи?» - раскрывают такие показатели:

• умения и навыки управленческой деятельности;

• умения и навыки выполнения производственных функций;

• умения и навыки сервисной деятельности в туризме.

Для диагностики целесообразно было использовать методы изучения практическо-деятельностной формы личностного проявления человека на основе такой диагностики, как метод кейсов. Студентам были даны для решения кейсы, состоящие из профессионально ориентированных задач.

Анализ результатов решения кейсов в рамках констатирующего эксперимента показал, что студенты в своем большинстве слабо справились или не справились с представленными заданиями. Самые большие затруднения вызвали задачи, связанные с управленческими компетенциями: 92% студентов не смогли решить представленные задачи, и только 8% студентов показали хорошие практические умения в решении поставленных задач. Это может быть связано тем, что дисциплины управленческого характера согласно

учебному плану изучаются на более старших курсах.

С технологическими задачами справились 13% студентов, при этом 87% участников эксперимента показали слабые знания и умения либо вовсе не справились с задачами. При этом студенты очной формы обучения показали больше правильных решений, чем студенты заочной формы.

С задачами сервисного характера справилось большее число студентов -17%. Число не справившихся - также достаточно высоко и составляет 83%. Тем не менее, по мнению студентов, сервисные задачи для них оказались более понятными и жизненными, что позволяет решать их, применяя предыдущий личный опыт, полученный в подобных ситуациях, возникавших с ними или их близкими в повседневной жизни. Результаты решения кейса представлены на рис. 2.

Среди основных проблем, с которыми сталкивались студенты в ходе выполнения кейсов, отмечается неуверенность в своих силах и знаниях, поэтому для решения этой проблемы применялись технологии создания успеха, заключающиеся в снятии страха, авансировании успешного результата и др. [7].

Мотивационный критерий использовался нами для обнаружения ведущих мотивов студентов при получении ими профессионального образования и становления себя как профессионалов. Вариативный ряд показателей в данном критерии очень разнообразен и зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека, начиная от личных корыстных целей до социально-значимых и альтруистичных проявлений личности. Диагностировались показатели такого рода с помощью методов,

18% 16% 14% 12% 10% 8% 6% 4% 2% 0%
17%
1ЭО/.

и/о 13%

8%

кейсы, связанные с управленческими компетенциями

кейсы, связанные с производственными (технологическими) компетенциями

кейсы, связанные с сервисными компетенциями

среднее значение деятельностного критерия

Рис. 2. Результаты решения кейса в рамках констатирующего эксперимента

предназначенных для изучения эмоциональной формы личностного проявления человека - ранжирования и эссе. Целью проводимого ранжирования являлось выявление ведущего мотива студентов при получении ими профессионального образования и выбранной профессиональной деятельности. Студентам было предложено расставить причины выбора в порядке личной значимости - от наиболее важного для них в настоящий момент до наименее значимого. Среди причин выбора профессии:

• успех в учебе / карьере;

• похвала преподавателя или руководителя;

• саморазвитие и самосовершенствование;

• реализация своего творческого потенциала;

• материальная обеспеченность;

• интересная профессия;

• возможность путешествовать с рабочими целями;

• общественное признание (вклад в развитие отрасли, экономики, науки и др.);

• организация собственного дела;

• реализация коммуникативных потребностей (иностранные языки, общение и др.).

В результате проведенного ранжирования было выявлено, что важнейшим на момент проведения констатирующего эксперимента для студентов является финансовый показатель - большая часть (29%) опрошенных определила его на первое место. При этом мало кто из студентов связывал этот показатель с другими. Например, в рассуждениях обучающихся не рассматривался вопрос о том, что материальная обеспеченность может быть сформирована на базе успеха в профессиональной деятельности и достойную оплату труда необходимо заслужить по мере своего профессионального роста за определенные результаты в труде. Тем не менее, по мнению студентов, высокооплачиваемая работа позволяет реализовать большую часть потребностей человека и тем самым обеспечить комфортную жизнь.

На второй позиции - возможность путешествовать. 18% респондентов признались, что выбор вуза (а соответственно и профессии) во многом связан именно с возможностью совершения деловых поездок в ходе работы.

На третью позицию опрошенные поставили успех в учебе или карьере (14%). Хотя каждый студент при этом вкладывает в понятие успеха разное значение. Давая комментарии после выполнения ранжирования, студенты отмечали, что для них успех - это эмоциональная составляющая, приносящая радость, почет и уважение в результате выполняемой работы.

А вот последнюю, десятую, позицию в процессе ранжирования занял мотив «общественное признание» (2%). Такое его расположение студенты объяснили желанием внести особый вклад в развитие отрасли, повлиять на экономику в целом или совершить научное открытие, однако не в начале карьерного пути, а гораздо позже, с приобретением достаточного профессионального опыта. Стоит отметить, что у многих опрошенных студентов этот показатель остался невостребованным, поскольку они не понимают, насколько данная профессия будет значима в их жизни. Результаты проведенного ранжирования представлены в таблице.

Ранжирование приоритетов в профессиональной мотивации студентов

Лг шп Мотив чел. О/о

1 Материальная обеспеченность 75 29

Возможность путешествовать с рабочими целями 46 | 18

3 Усп« в 1"че6е/карьере 36 14
4 Реализация коммуникативных потребностей ¡&¡иостранные ягьгки. общение и др.) 26 10
5 Организация собственного дела 23 9
6 Попала от преподавателя или руководителя 18 7
7 Реализация своего творческого потенциала ■ 5

К Саморазвитие и самосовершенствование 3

9 Интересная профессия ■ 3
10 Общественное прнзнанпе (вклад в развитие отрасли, экономики, науки и др.) 5 ^

Итого 255 100

Чтобы исключить возможную неточность в выводах, студентам было предложено написать эссе о своей будущей профессиональной деятельности. В рамках констатирующего эксперимента было необходимо выявить, какие мотивы (личностно-значимые или социально-значимые) являются ведущими при выборе профессии, связанной с туризмом.

Анализу подверглось 258 работ, в которых студенты в кратком виде изложили свое отношение к будущей профессии. В эссе студенты рассказали о причинах поступления в туристский вуз; попытались назвать преимущества работы в туризме, которые им очевидны на сегодняшний момент; отметили, какие личностные качества необходимы работникам сферы туризма, поскольку эта работа связана с постоянным общением с людьми; а также немного пофантазировали над тем, кем они смогут стать по завершении обучения, каких смогут достичь высот.

Анализ представленных эссе показал, что большинство студентов видят себя успешными специалистами, не всегда рассматривая пути достижения этого результата и не вдаваясь в конкретику будущей деятельности. В 65% эссе отмечается подход к будущей профессиональной деятельности с позиции мечты, например, «я мечтаю быть стюардессой и работать в небе», «я обеспечу высококлассный отдых», «мой отель будет находиться на берегу моря» и так далее. Такое отношение к будущей профессии говорит о несформи-ровавшемся профессиональном подходе к технологическим особенностям работы в туризме, недопониманием всех сложностей профессиональной деятельности в области управления туристским предприятием и организацией обслуживания клиентов. Около 30% студентов в представленных эссе говорили о возможностях получать большие доходы и путешествовать.

Согласно содержащемуся в представленных эссе отношению к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма обучающиеся были разделены две группы:

• студенты, движимые личностно-значимыми мотивами (83%);

• студенты, движимые социально-значимыми мотивами (17%).

Таким образом, в целом по результатам констатирующего эксперимента с учетом данных, полученных в ходе диагностики когнитивной, деятель-ностной и мотивационной сфер проявления обучающихся, была определена готовность студентов к решению профессионально ориентированных задач.

Так, результаты диагностики когнитивного критерия свидетельствуют о том, что студенты 3-го курса очной формы и студенты 4-го курса заочной формы обучения обладают средним уровнем знаний особенностей туристского рынка (64%), при этом они показали слабые знания основных понятий (42%) и технологий профессиональной деятельности (31%) в области туризма. Таким образом, среднее значение когнитивного критерия составляет 46%.

В ходе диагностики деятельностно-го критерия всего лишь 8% студентов показали положительные результаты при решении кейсов управленческого характера. 13% справились с производственными кейсами. С кейсами, направленными на выявление знаний и умений в области сервиса, справились 17% обучающихся.

Таким образом, среднее значение деятельностного критерия составляет 13%, что говорит о слабой готовности студентов к решению профессиональных задач в ходе реальной практической деятельности.

Изучение мотивов показало, что большинство студентов слабо понимают специфику своей будущей профессиональной деятельности. В ходе диагностики мотивационного критерия лишь 17% студентов в своих эссе продемонстрировали понимание серьезности и социальной значимости своей будущей профессии.

В целом, по итогам констатирующего эксперимента было выявлено, что готовность студентов к решению реальных профессиональных задач туристской деятельности, а соответственно и профессионально ориентированных задач, составляет 25% (см. рис. 3).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Когнитивный нритерий

Деятельностный нритерий

Мотивационный нритерий

Готовность студентов н решению профессионально ориентированных задач

Рис. 3. Анализ готовности студентов туристского вуза к решению профессионально

ориентированных задач

Однако стоит отметить, что применение в ходе обучения будущих специалистов сферы туризма профессионально ориентированных задач позволит придать наглядность изучению особенностей туристского рынка и основных понятий.

Регулярное решение профессионально ориентированных задач на учебных занятиях позволит снять со студентов страх и другие психологические барьеры в процессе изучении технологий профессиональной деятельности.

Отмеченный интерес студентов к практико-ориентированным формам проведения занятий свидетельствует об их готовности к применению профессионально ориентированных задач в целях изучения и практического моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Подводя итоги, необходимо отметить, что применение профессионально ориентированных задач в процессе подготовки студентов туристского вуза является важным элементом профессионального обучения. Проведенный эксперимент показал невысокую готовность студентов младших курсов к решению реальных профессиональных задач, однако применение профессионально ориентированных задач в процессе обучения позволит студентам попробовать себя в процессе моделирования ситуаций, сформировать необходимые компетенции и в целом представления о будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

Литература

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. Зверева Н.М. Как активизировать обучение в вузе. Горький: Педагогическое общество РСФСР, 1989.
3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2009.
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 220н «Обутверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма"» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2012 № 23681).
5. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)"».
6. Приказ Минобрнауки от 08.06.2017 № 516 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм"».
7. Питюков В.Ю. Теория и методика обучения педагогической технологии в системе непрерывного профессионального образования учителя: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. М, 2004.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА ТУРИЗМ ГОСТЕПРИИМСТВО КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ ТЕСТИРОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты