Спросить
Войти

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Вобликов В.М.

УДК 378.14

В.М. ВОБЛИКОВ

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обосновывается необходимость формирования управленческой компетенции менеджера по безопасности жизнедеятельности. Сформулированы общекультурная и общепрофессиональная компетенции для образовательного стандарта высшего образования по направлению «Менеджмент».

The article substantiates the necessity to form the managerial competence of a life safety manager. It also articulates the general cultural and professional competence for the educational standard of higher education in management.

Обеспечение безопасности функционирования современной организации является одним из необходимых условий ее жизнеспособности и конкурентности. Указанная задача решается, прежде всего, деятельностью управленческого персонала предприятия. Следовательно, в подготовке менеджера в сфере высшего образования должно уделяться достаточно внимания формированию управленческой компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

В чем же сущность управленческой деятельности современного менеджера, в том числе в данной сфере? Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Этот специалист, занимая определенную должность на предприятии, наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной предметной области деятельности.

© Вобликов В.М., 2019

Специфика производственных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах, требующих немедленного решения.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать внешние и внутренние критические факторы, а также учитывать влияние организации на общество [4].

Содержание и масштабность задач, решаемых менеджером в современных условиях, требует от него высокого уровня компетентности в различных областях. Компетенция - это владение кругом вопросов, определяющих возможности, способности человека в какой-либо деятельности. Одной из важнейших компетенций современного менеджера является способность учитывать специфические риски при принятии управленческих решений. Необходимость формирования указанных компетенций определяется современными условиями профессиональной деятельности.

Совершенно справедливо, что эти требования нашли отражение в образовательных стандартах высшего образования по направлению «Менеджмент». Стандартом предусмотрена также обязательная реализация дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата, объем, содержание и порядок реализации которой определяются организацией самостоятельно [1].

К рискам, определяющим условия управленческой деятельности современного менеджера, относятся не только риски, связанные с экономическим состоянием предприятия, но и риски самого трудового процесса, риски и опасности чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, экологические риски. В данных условиях менеджер должен быть готов принимать решения о защите персонала от вредных и опасных факторов производственного процесса и опасных факторов чрезвычайных ситуаций.

Принятие решений в подобных ситуациях требует от менеджера необходимых знаний и умений в принятии решений и психологической готовности действовать в сложных быстро меняющихся условиях.

Конечно, на предприятии могут быть предусмотрены должности специалистов в области безопасности - инженер по охране труда и руководитель службы безопасности. Но следует отметить, что наличие подобных специалистов определяется решением руководства организации, за исключением отдельных сфер деятельности. И поэтому в структуре организации подобных специалистов может и не быть. А во-вторых, окончательное решение по применению методов и средств защиты, как правило, будет в компетенции руководителя. Такова современная отечественная практика. Следовательно, современный менеджер должен обладать необходимой управленческой компетентностью в области безопасности жизнедеятельности.

Что же нам предлагает современный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Менеджмент»? Анализ ФГОС по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат), введенный в действие приказом Министерства образования и науки от 12 января 2016 г. № 7, показывает, что формирование профессиональных управленческих компетенций по безопасности жизнедеятельности в качестве требований к результатам освоения программы не предусматривается.

Компетенция ОК-8, относящаяся к безопасности жизнедеятельности, принадлежит к общекультурным компетенциям и формулируется следующим образом: «Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций». Таким образом, речь идет только об оказании первой помощи и методах защиты в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, содержание обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» определяется образовательной организацией самостоятельно. Подобные требования к формированию компетенций предусмотрены в образовательных стандартах среднего общего и среднего профессионального образования в качестве отдельных компонентов требований к подготовке (см. табл.).

Содержание компетенций по безопасности жизнедеятельности в образовательных

стандартах различных уровней

Образовательный стандарт Содержание компетенции

ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобра от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. от 29.12.2014 № 1645) Предметные результаты освоения основной образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»: • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике

ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» (Приказ Минобра от 07.05.2014 № 475) ОП 08 Безопасность жизнедеятельности: • знать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; • уметь оказывать первую помощь пострадавшим

ФГОС высшего образования по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) (Приказ Минобра от 12.01.2016 № 7) Обладать способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК8)

В результате образовательные организации реализуют одни и те же компоненты на разных уровнях образования. Указанные требования не отвечают содержанию деятельности менеджера, специалиста с высшим образованием.

Вместе с тем понятие «безопасность жизнедеятельности» более широкое, включающее и производственную безопасность персонала, и экологическую безопасность деятельности предприятия, и безопасность в чрезвычайных ситуациях. В описании компетенции

не конкретизируется, о каком уровне безопасности идет речь, это методы защиты личности или же защиты производственных коллективов.

На уровне магистратуры по указанному направлению формирование компетенции по безопасности жизнедеятельности также не предусматривается [2]. В подобных условиях требований образовательных стандартов сложно рассчитывать, что руководители предприятия различных уровней обладают необходимой подготовкой

в области принятия рациональных управленческих решений по защите производственного персонала от профессиональных рисков и опасностей чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что в формулировке компетенции по безопасности жизнедеятельности в стандартах предыдущего поколения данная компетенция, на наш взгляд, более соответствовала требованиям управленческой деятельности менеджера и определялась как: «Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий». Почему разработчиками указанного образовательного стандарта была исключена управленческая составляющая указанной компетенции, остается только догадываться.

Конечно, ФГОС по направлению 38.03.02 «Менеджмент» предусматривает при разработке программы бакалавриата право образовательной организации дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности [2]. Следовательно, образовательная организация вправе решить дополнить ли существующие требования в подготовке бакалавра управленческой компетенцией по безопасности жизнедеятельности или нет.

Но подобная постановка вопроса в связи с принципиальной значимостью безопасности для жизнеспособности предприятия, сохранения здоровья и жизни человека, окружающей природной среды не может быть обоснованной. Задачи сохранения здоровья и жизни российских граждан в значительной мере решаются путем

формирования компетенций по безопасности жизнедеятельности у будущих специалистов в области управления. Это должно быть государственной и общественной задачей, а не выбором отдельной образовательной организации.

В связи со всем вышеизложенным, представляется важным конкретизировать и унифицировать определение необходимых компетенций по безопасности жизнедеятельности для направления «Менеджмент», определив компетенции по двум группам: общекультурным и общепрофессиональным.

Формулирование компетенции в рамках общекультурных компетенций образовательного стандарта связано с необходимостью формирования у современного менеджера культуры безопасности жизнедеятельности как совокупности норм, взглядов, установок, характеризующих отношение современного руководителя к ценности жизни и здоровья человека, окружающей природной среде. Культура безопасности жизнедеятельности выступает структурным компонентом базовой культуры личности и является неотъемлемой частью профессиональной культуры каждого специалиста [3].

С целью обеспечения данного условия предлагается следующее определение общекультурной компетенции по безопасности жизнедеятельности: «Владеет культурой безопасности и экологическим сознанием, как условиями обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития бизнеса».

Для формирования управленческой компетенции в области безопасности жизнедеятельности следует включить требование формирования общепрофессиональной компетенции в следующей трактовке: «Способен идентифицировать опасности и оценивать риски в профессиональной среде и чрезвычайных ситуациях, принимать решения и организовывать защиту персонала и природной среды». Предлагаемые формулировки могут быть конкретизированы в соответствии с направленностью программы бакалавриата.

При этом содержание компетенции в рамках формирования необходимых знаний, умений и навыков при разработке образовательных программ следует определить следующим образом:

• знать вредные и опасные факторы производственной среды и чрезвычайных ситуаций, методы и средства защиты от них;

• уметь идентифицировать вредные и опасные факторы производственной среды и чрезвычайных ситуаций, определять методы и средства защиты персонала и природной среды;

• владеть способами и технологиями защиты персонала и природной

среды от производственных рисков и опасностей чрезвычайных ситуаций.

Для уровня магистратуры по направлению «Менеджмент» предлагается определить формирование общепрофессиональной компетенции следующего содержания: «Способен осознавать, оценивать и анализировать вклад своей предметной области в решение проблем безопасности и экологических проблем, обоснование принимаемых решений с точки зрения безопасности».

Таким образом, предлагаемая формулировка управленческих компетенций по безопасности жизнедеятельности по направлению «Менеджмент» будет отвечать современным условиям деятельности менеджера, создаст необходимые предпосылки для конкретизации требований к его подготовке в указанной области в образовательных организациях и будет способствовать подготовке менеджера к деятельности в данной предметной области.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) "Бакалавр")». Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2016 № 41028.
2. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 322 (ред. от 13.07.2017) «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (квалификация (степень) "Магистр")». Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2015 № 36854.
3. Шарапов А.А. Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования//Педагогика высшей школы. 2016. № 3. С. 208-210.
4. Textbook. News. Менеджмент. URL: https://all-sci.net (дата обращения: 14.05.2019).
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ field of study management higher education managerial competence life safety
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты