УДК 37.036
ПРИМЕНЕНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MODERN TEACHING METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES IN TEACHING HISTORY OF ART IN TERMS OF EXTENDED EDUCATION
Т.А. Самсонова Школа изобразительного творчества и дизайна «Радуга», МБОУ ДОД ЦВР «Парус» (Россия, Самара)
T.A. Samsonova School of Art and Design «Raduga», MBEI CEW «Parus» (Russia, Samara)
В статье рассматриваются возможности применения современных педагогических технологий на уроках истории искусств в художественных школах и детских школах искусств.
The article discusses the possibilities of application of modern pedagogical technologies at the lessons of art history in art schools and children&s schools of arts.
Курс «История искусств» является обязательным звеном всех обучающих программ в художественных школах, школах изобразительного творчества, входящих в государственную структуру дополнительного образования детей. Цель курса - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. Преподавание истории искусств, предполагающее не только трансляцию, но и сохранение, и воссоздание духовных ценностей, является способом развития личности ребенка.
Педагогическая проблема становления целостной личности, способной к пониманию смыслов, взаимосвязей и обобщению явлений действительности в гуманитарно-эстетическом познании, становится все более актуальной. Современные исследователи-методисты считают, что не только в условиях современной системы обязательного образования, но и в учреждениях дополнительного образования при реализации специализированных программ художественно-эстетического цикла необходимо «осмысление инновационных технологий преподавания, поскольку для самореализации личности усиливается значение образования в качестве основного способа воспроизводства, приращения культуры» [1, с. 20].
Современное состояние системы дополнительного образования диктует необходимость искать такие формы организации деятельности учащихся, «которые позволяют им осознавать ценность художественной культуры и приобретать опыт общения с произведениями художественной культуры» [2, с. 102]. Внедрение современных педагогических технологий в практику преподавания курса «История искусств» помогает уйти от восприятия культуры как «лавки древностей», где хранится красивый, но давно отработанный материал, создает условия для включения молодого человека в контекст культуры, прежде всего благодаря применению методов развития критического мышления (методы РКМ).
Практически все методы и приемы развития критического мышления и другие инновационные педагогические технологии можно использовать в рамках курса «История искусств». Рассмотрим некоторые из них.
Лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации. Задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения в новый раздел, тему. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения. Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.
К подобной работе можно привлечь и учащихся, у которых в связи с этим формируются соответствующие умения (по поиску, переработке информации, по структурированию текста и др.), развивается высокий уровень активности, воспитывается личностное отношение к содержанию обучения, совершенствуется речь. Ученики подобную работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию [3].
Игра «Верите ли вы?» или «Да-нетка». Педагог задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да» или «нет». На партах и на доске таблица: две строки и колонки с номерами вопросов. Педагог читает вопросы, а ученики ставят в первой строке таблицы плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы / неправы. В конце урока учащимся предлагается во второй строке еще раз проставить плюсы и минусы с учетом того, о чем они узнали на
уроке. Затем педагог может предложить учащимся проанализировать полученные результаты.
Прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую будут собраны знания по изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синк-вейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синк-вейна требует от ученика умения в кратких выражениях резюмировать информацию, что требует рефлексии.
Правила написания синквейна: на первой строчке записывается одно слово -существительное - тема синквейна; на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквей-на; на третьей строчке записываются три
Т.А. Самсонова
глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; на четвертой строчке размещается целое предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы); последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Приведем пример синквейна, составленного учащимся после экскурсии по Эрмитажу:
Эрмитаж.
Потрясающий, необъятный.
Увлекает, удивляет, развивает.
Эрмитаж - это наше все!
Сокровищница искусств.
Написание синквейнов, по мнению Л. Забары, «фиксирует эмоциональные оценки, свидетельствует о качестве понимания, оценочных суждений, ценностных ориентаций учащихся» [1, с. 23].
Прием «Толстый и тонкий вопросы». Сущность данного приема состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы двух видов: «толстые» - которые предполагают развернутый, «долгий» обстоятельный ответ; «тонкие» - которые предполагают однозначный, «фактический» ответ.
Данный прием целесообразно использовать в следующих ситуациях:
Прием «6 W». «W» - первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.
Преподаватель после изучения темы просит учащихся разделиться на пары. Между учащимися должен состояться следующий диалог. Первый спрашивает: «Зачем изучать тему?» Второй отвечает: «Чтобы знать...». Первый не унимается: «А почему тебе нужно знать?» Второй «выкручивается»: «Для того, чтобы я мог больше рассказать.». «А что конкретно ты хочешь рассказать?» И так далее.
Благодаря использованию этого приема учащиеся имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы, осознают более глубокие причины изучения данного явления и определяют для себя личностный смысл его изучения. По мнению И. Загашева, учащиеся «словно «заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический, уровень. В результате - «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе» [4].
Прием «6 W» позволяет научиться так формулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках вроде бы уже полностью изученной темы. Все вопросы и ответы следует записывать. Обязательное условие - ответы не должны повторяться.
Прием «Написание эссе». Эссе -жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание в конце урока на стадии рефлексии. Часто бывает, что ученики в силу возрастных психологических особенностей не могут проявить сдержанность, поэтому на уроке может возникнуть ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным времени сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Обычно на написание эссе дается не более 5 минут. Для учащихся это замечательная возможность подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить следующие обязательные пункты: сообщить, что они узнали по новой теме; задать вопрос, на который они так и не получили ответа [5].
Применение инновационных педагогических технологий и стратегий в преподавании курса «История искусств» не только является непременным условием развития художественного вкуса и культурологической компетенции у учащихся, но и позволяет оптимизировать процесс изучения художественной культуры путем усиления «смыслового личностного и мировоззренческого аспектов обучения» [1, с. 24], активизировать творческий потенциал личности ученика, сориентировать его на поиск эффективных способов реализации творческих идей.
•к к к