Спросить
Войти
Категория: Психология

Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования

Автор: Журавлев Анатолий Лактионович

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования

А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко (Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет)

В статье дается авторское понимание психологического и социально-психологического пространства личности как феномена и понятия. Выделены наиболее общие характеристики пространства, в качестве которых представлены его элементы (люди, группы, различные материальные и нематериальные объекты) и «координатные оси».

ВВЕДЕНИЕ

Конкретные исследования последних лет позволили выявить особые типы взаимодействия личности и группы с изменяющейся социальной средой. В качестве примеров можно привести сознательный отказ личности от адаптации к новым экономическим условиям, а также стремление изменить окружающую среду в соответствии со своими социальными представлениями, жизненными принципами и ценностями. Такой тип взаимодействия возникает в результате «миропреобразователь-ной», «миросозидательной» или «миротворческой» активности субъекта. Кроме того, у представителей некоторых социальных групп, например «аутадаптантов», отмечено отсутствие потребности в адаптации, поскольку происходящие в обществе изменения не затрагивают ни основную сферу их жизнедеятельности, ни основные их жизненные смыслы, ценности, идеалы и т. п. Нередко отмечается также временный и противоречивый характер адаптации, например «вынужденное предпринимательство» и др.

Закономерное следствие изучения описанных явлений — рост интереса исследователей к феномену самоопределения, который во многом детерминирует эти явления, их социально-психологическую структуру, динамику и т. п. Под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний. В соответствии с таким пониманием содержательными составляющими (компонентами) самоопределения являются основные ценности и идеалы субъекта, его жизненные принципы и смыслы, цели и мотивы; базовые отношения к миру, другим людям (например, общая установка на доверие или недоверие); оценка своих способностей и возможностей; ожидания, притязания

и мечты; представления о жизненной перспективе и о возможных изменениях системы ценностей и смыслов на жизненном пути и др.

Характер взаимодействия самоопределяющегося субъекта с окружающим миром в большой степени определяется тем, как субъект воспринимает и оценивает окружающую среду, т. е. какие объекты для него значимы, к каким он относится нейтрально, какие им отвергаются, осознанно игнорируются, а какие из них и совсем не замечаются. Вышесказанное можно отнести и к анализу внутреннего мира субъекта. Человек может также принимать, отвергать или не замечать отдельные собственные потребности и интересы, ценности и идеалы, личностные качества и т. д.

Подобное в высокой степени избирательное и в то же время преобразующее отношение субъекта к внутренним и внешним условиям своей жизнедеятельности побуждает исследователей к использованию других терминов, более уместных, нежели «среда», «условия», «действительность» и т. п., — а именно таких, как «психологическое» и «социально-психологическое пространство». Таким образом, современным тенденциям развития психологической науки в полной мере соответствуют актуальные и выполняемые в последние годы исследования психологических пространств существования человека, причем как общих, универсальных, базовых (витального, жизненного, бытийного, самоактуализационного, духовного, ментального и др.), так и частных, специализированных видов пространства, выделяемых в результате анализа взаимодействия субъекта с конкретными сферами жизнедеятельности человека (делового и трудового, коммуникативного и отношенческого, образовательного и воспитательного, социального и правового, экономического и организационного и др.).

Целью данной статьи является изложение авторского понимания термина «психологическое пространство», включая социальнопсихологическое, а также представлений об основаниях (или критериях) их возможного структурирования. В статье дается краткое описание ключевых характеристик психологического пространства личности и группы.

ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Использование термина «психологическое пространство» в социологических и психологических работах имеет давнюю традицию. Теоретические основы изучения этого феномена, а также широко используемых примерных аналогов — «миров», «сфер», «полей», «зон» и т. д. заложены в классических работах

A. Адлера, Э. Богардуса, Г. Зиммеля, К. Левина, П. Сорокина, С. Л. Рубинштейна, Т. Ши-бутани и др. Жизненный, метаиндивидуаль-ный, внутренний и другие «миры» личности изучались Ф. Е. Василюком, Л. Я. Дорфман-ом, Д. А. Леонтьевым, В. И. Слободчиковым,

B. Д. Шадриковым и др. Термин «топология субъекта» используется А. Ш. Тхостовым. Понимание различных видов психологического пространства (бытийного, ментального, коммуникативного, личностного, группового и др.), а также научные представления о его отдельных измерениях продолжают активно развиваться в настоящее время в ряде работ (Бурмистрова-Савенкова, 2006; Журавлев, Купрейченко, 2006; Забродин, 2005a, 2005Ь; Клочко, 2002, 2004; Муравьева, 2004; Нартова-Бочавер, 2005; Панина, 2006; Рябикина, 2005; Салихова, 2006; Соина, 2006; Таранов, Грачев, Гюппенен, 1981; Фельдштейн, 1996 и др.).

Среди эмпирических исследований последних лет следует отметить близкие по свой проблематике работы А. В. Бурмистровой-Савенковой, С. К. Нартовой-Бочавер и В. А. Потаповой, Е. Н. Паниной и некоторых других авторов (Бурмистрова-Савенкова, 2006; Нартова-Бочавер, 2005; Нартова-Бочавер, Потапова, 2005; Панина, 2006). Так, С. К. Нартовой-Бо-чавер психологическое пространство понимается как «субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека». Она пишет: «Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки)» (Нартова-Бочавер, 2005: 98). При таком подходе ключевое место в феноменологии

психологического пространства занимают его границы (там же: 99). Изучение индивидуальных паттернов средового поведения, направленного на регуляцию границ бытийного пространства личности, или прайваси, является целью исследования А. В. Бурмистровой-Савенковой (Бурмистрова-Савенкова, 2006: 11).

Следует отметить, что для социальной психологии интерес представляет более широкое понимание психологического пространства как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Во-первых, для исследователей социально-психологического пространства одновременно характерен интерес к объектам, находящимся за границами пространства личной жизни изучаемого субъекта, но оказывающим существенное влияние на его жизнедеятельность в целом. Последнее обстоятельство усиливает актуальность изучения разнообразия и многосторонности отношений субъекта не только со «своими», «близкими» или «привлекательными» объектами, но и с представителями принципиально других социальных категорий — «далекими» и «безразличными», «чужими» и «отвергаемыми», «чуждыми» и «враждебными», «притягательными, но недоступными» и т. д.

Во-вторых, значимые объекты имеют довольно сложные связи с субъектом и между собой, которые, помимо упомянутых выше форм идентификации и принадлежности, могут быть основаны на целом спектре различных отношений, таких, например, как уважение, авторитетность, ответственность, зависимость, полезность и др.

В-третьих, что особенно важно, элементы социально-психологического пространства (отдельные люди и группы, различные социальные объекты и явления) характеризуются собственной активностью, в большой степени не зависящей от активности субъекта формирования пространства. Поэтому связи, существующие между субъектом и элементами такого пространства, а также между отдельными его элементами, должны рассматриваться как взаимные, т. е. как взаимосвязи и взаимоотношения. Это вызывает необходимость анализа нескольких уровней взаимной рефлексии отношений (представление субъекта

об отношении партнера; представление о том, как партнер представляет себе отношение субъекта и т. д.), изучение взаимных ожиданий и готовности обеих сторон реагировать определенным образом на поведение, соответствующее или не соответствующее этим ожиданиям. В этой связи особую актуальность приобретает изучение динамично развивающихся процессов формирования и изменения, сохранения и воспроизводства пространства, а также психологических механизмов, регулирующих эти процессы. Например, активность отдельного элемента социально-психологического пространства, противоречащая ожиданиям субъекта, может приводить как к снижению или, наоборот, возрастанию его значимости, так и к игнорированию, отрицанию или рационализации данного поведения с целью сохранения его статуса и установившегося положения в пространстве.

Таким образом, перспективными направлениями исследований являются анализ оснований, критериев группирования элементов (объектов) социально-психологического пространства, закономерностей и факторов его становления, функционирования и развития, а также изучение взаимодействия различных видов пространств одного и того же субъекта и той роли, которую они выполняют в регуляции его жизнедеятельности. Решению этих задач посвящены работы, выполняемые в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН. Так, авторами данной работы начиная с 1998 г. ведутся эмпирические исследования ключевых измерений («координатных осей») социально-психологического пространства, в частности психологической дистанции, доверия и уважения, а также особенностей регуляции нравственных отношений личности со стороны таких факторов, как собственные и рефлексируемые доверие и недоверие и др. (Журавлев, Купрейченко, 2003, 2007). И. А. Соиной в той же лаборатории изучаются основания формирования социальнопсихологического пространства отношений личности со значимыми и психологически близкими людьми (Соина, 2006).

Не пытаясь рассмотреть все многообразие видов «пространств» личности и группы,

а также разные подходы к их анализу, отметим только наиболее значимые в контексте данной работы содержательные признаки психологического феномена и понятия «пространство». Как отмечает В. Е. Клочко, ментальное пространство отличается от «среды», от всей окружающей человека «действительности», «объективной реальности» и т. п. тем, что включает в себя субъективные координаты — значение, смысл, ценность. Оно пронизано эмоциями, посредством которых предметы, носители этих сверхчувственных качеств, становятся доступными нашему сознанию (Клоч-ко, 2004: 34). Тому, кто берется исследовать элементы окружающего мира вне системы «субъект-среда», не удастся выявить в них те характеристики (свойства, качества, функции и т. д.), которые открываются субъекту или создаются им в процессе взаимодействия со средой. Эти характеристики элементов среды, доступные для восприятия и значимые для конкретного человека или группы, определяются неповторимостью ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер индивидуального или группового субъекта (там же).

В. Е. Клочко пишет: «...за понятием «ментальное пространство» стоит не комплекс завязанных в систему элементов объективной действительности, но и не произвол системообразо-вания, осуществляемый человеком. Это то, что происходит между человеком и средой, пространство, в котором снимаются как объективная логика среды, так и субъективная логика человека, подчиняясь одной логике — логике самоорганизации человека как открытой системы» (там же: 33-34). С целью дополнения и конкретизации можно сказать — логике не только самоорганизующегося, но и самоопределяющегося в социальной среде субъекта.

В наиболее кратко изложенной формулировке психологическое пространство — это «субъ-ективизированная» среда, т. е. избирательно воспринятая и оцененная, представленная в сознании и освоенная субъектом, дополненная и преобразованная, а точнее сказать — «порожденная», созданная, сформированная и поддерживаемая самим субъектом в соответствии с его жизненными принципами и смыслами, ценностями и целями и т. д. Индивидуальный или групповой субъект при этом является неотделимой частью (или элементом) своего психологического пространства.

В более общем виде психологическое пространство человека есть сформированная субъектом система позитивно, нейтрально или негативно значимых объектов или явлений (включая его самого), занимающих конкретные позиции в структуре, находящихся в специфических связях и отношениях друг с другом и выполняющих некоторые функции или роли в соответствии с определенными нормами и правилами, стандартами и эталонами, закономерностями и т. д. Значимые объекты или явления могут как существовать, так и не существовать в реальном окружающем мире, могут восприниматься разными людьми принципиально различным образом и выполнять в их жизни совершенно особые функции.

Социально-психологическое пространство является частным случаем психологического, и оно образовано объектами, обязательно имеющими социальную природу. Социальнопсихологическое пространство необходимо также разграничить с социальным, т. е. с пространством объективно существующих социальных объектов, окружающих субъекта и связанных с ним социальными связями, не зависящими от его психологического отношения или даже осведомленности о них. Следует также отметить, что социально-психологическое пространство существует и как система реальных психологических отношений субъекта, однако в социально-психологических исследованиях последнего времени преимущественно изучается лишь их ментальная модель. Для разграничения реально существующего социально-психологического пространства от пространства, недоступного для стороннего наблюдателя, вероятно, целесообразно использовать и разные термины: для обозначения первого — «реальное» или «объективное», а для второго — «ментальное» или «субъективное».

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Можно выделить ряд характеристик, позволяющих описывать и оценивать конкретные виды и формы психологического пространства.

Наиболее общими характеристиками пространства являются его элементы (люди, группы, различные материальные и нематериальные объекты и явления), а также «координатные оси» — некоторые характеристики, степень выраженности которых в представлении субъекта определяет положение отдельных элементов в его психологическом пространстве. Для различных видов пространства такими характеристиками могут выступать самые разные феномены: смыслы и ценности, цели и функции, а также виды связей и отношений, например уважение, доверие, ответственность, принадлежность, зависимость, родство и т. д. Кроме того, общими характеристиками пространства являются основные связи и отношения между элементами, а также закономерности, которым подчиняется пространство, и тенденции его изменения. Такой закономерностью может выступать, например, периодическое «обновление» пространства методом проб и ошибок или каким-то другим способом как особая стратегия наиболее полного удовлетворения потребностей субъекта. При этом объекты, ранее включенные в психологическое пространство, подвергаются постоянной оценке и переоценке, отбору и ротации, отсеву и т. д. Возможны и прямо противоположные по содержанию закономерности, в частности поддержание неизменного состава и структуры психологического, особенно социально-психологического пространства.

Общую количественную оценку социальнопсихологического пространства можно произвести, используя, например, следующие формально-динамические характеристики: сформированность и структурированность пространства (наличие и тип структуры), его реалистичность, а также плотность или разреженность, внутренняя динамичность, прочность и устойчивость к внешним воздействиям, открытость и проницаемость границ и т. п. Интерес могут представлять и такие показатели, как однородность/разнородность пространства, наличие и количество особых зон, подпространств, «искривлений», а также ограничивающих их порогов, барьеров и т. д. Можно оценить количество элементов и «координатных осей» — ^мерность пространства.

Созидателем психологического пространства является сам субъект (личность, малая или большая группа), поэтому анализ пространства должен учитывать специфические качества этого субъекта. Содержательными характеристиками субъекта пространства, оказывающими существенное влияние на содержание, структуру и само существование пространства, являются в первую очередь отношения субъекта к данному пространству в целом, к своему месту, роли и функциям в нем, а также к отдельным его элементам. Ключевыми видами таких отношений выступают ожидания, надежды и опасения, смыслы и намерения и т. д. Они также могут быть количественно оценены по показателям степени осознанности и осмысленности отношений. Поскольку пространство далеко не всегда центрировано на субъекте, значимыми показателями являются положение субъекта в пространстве, устойчивость/изменчивость его позиции, занимаемый объем, интенсивность и скорость протекающих процессов, а также градиент и вектор перемещения в пространстве. Важными показателями являются субъективная значимость отдельных «координатных осей» пространства, типы шкал для оценки отношения, пороговые значения по отдельным шкалам, степень выраженности отношений и др.

Особую группу образуют характеристики элем.ентов пространства. Объекты, включенные в социально-психологическое пространство, естественно, связаны с его субъектом, другими элементами и группами элементов особыми связями и отношениями, которые регулируются определенными правилами и подчиняются, в представлении субъекта, специфическим закономерностям. Конкретные элементы пространства занимают в нем определенный «объем», образуют зоны или различные сферы отношений, которые отличаются не только психологической близостью или удаленностью от субъекта, своим положением по различным направлениям (ориентацией по разным «координатным осям» пространства), но и характеризуются вектором перемещения в пространстве. Все элементы психологического пространства могут быть иерархически организованы и оказывать друг на друга влияние (стимулировать, сдерживать, тормозить, дополнять, нейтрализовы-вать, разрушать и т. п.). Например, профессиональная сфера может мешать, противоречить реализации личности в сфере семейных отношений и т. п. Нередко именно взаимодействие объектов может приводить к изменению психологического пространства субъекта. Так, один из элементов пространства может быть включен или исключен из него под влиянием другого элемента.

Наряду с «внутренними», существует еще целый ряд условно называемых «внешних» характеристик, позволяющих описывать и количественно оценивать характеристики меж-пространственных отношений, например между различными психологическими пространствами одного и того же субъекта или психологическими пространствами других субъектов. В анализ могут быть включены как содержательные стороны этих отношений и закономерности их изменения, так и формально-динамические характеристики. К последним относятся степень соответствия пространств, тождественности, конфликтности, удаленности, суверенности и т. д. Для анализа межпространственных отношений значимы также иерархия и структура пространств, градиент их перемещений и интенсивность взаимовлияний (сближения и удаления, вытеснения и поглощения, слияния и дробления).

Для анализа психологического пространства в контексте изучения самоопределяющегося субъекта может быть важна еще одна группа характеристик. Так, психологическое пространство может получить общую оценку по критерию его влияния на успешность самоопределения или эффективность жизнедеятельности, с точки зрения самого субъекта. Такими характеристиками эффективности психологического пространства выступают его комфортность-некомфортность, гармоничность-негармоничность, оценка этого пространства субъектом как стимулирующего, развивающего, сдерживающего, нейтрализующего активность и жизнедеятельность. Психологическое пространство может также восприниматься как защищающее или делающее субъекта уязвимым. Возможно выделить и другие характеристики эффективности психологического пространства, а их значимость будет зависеть от целей самоопределения субъекта на конкретном этапе его жизни.

МЕСТО «ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА» В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ

Выше было отмечено, что в психологии существует целый ряд феноменов, близких по содержанию к психологическому пространству. Можно предположить, что, наряду с рассмотренными выше более частными феноменами (составляющими психологического пространства или его конкретными формами), должны также существовать более общие феномены, включающие психологическое пространство в качестве одного из своих элементов, а также феномены рядоположные, выступающие независимыми составляющими более общих феноменов, наряду с психологическим пространством.

Пространство и время есть формы существования материи или сущего (по С. Л. Рубинштейну). Следовательно, «психологическое время» выступает категорией, рядоположной «психологическому пространству», и его можно описать с помощью сходных формально-динамических характеристик (однородность, цикличность, продолжительность и т. д.). В качестве феноменов более общих по отношению к психологическим времени и пространству могут рассматриваться психологический мир, психологическая реальность или бытие субъекта. Перечисленные феномены необходимо разграничивать с объективной реальностью, окружающей действительностью, т. е. с объективными условиями существования субъекта.

Анализируя соотношение и специфику применения в психологическом лексиконе этих и других понятий, С. Л. Рубинштейн отмечал: «Бытие выступает как «мир», если рассматривается «общающаяся» друг с другом совокупность, система людей и вещей, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми. Говоря иными словами, мир — это совокупность

вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» (Рубинштейн, 2003: 314). В наиболее краткой формулировке он определял «мир как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя человека и всю совокупность отношений, с ним связанных» (там же: 404). К. А. Абульханова и А. Н. Славская отмечают, что С. Л. Рубинштейн понимает «мир» как действительность, которая «не субъективна, но является новым качеством природы, действительности в ее единстве с человеком, в своей преобразован-ности, сотворенности им» (Абульханова, Слав-ская, 2003: 32). И далее: «Человек как субъект объективирует в мире свою человеческую творческую сущность и вместе с тем на каждом шагу вступает в противоречие с этой — уже обособившейся от него — действительностью — и так становится субъектом жизни как процесса непрерывного изменения и сохранения, отрицания и развития, добра и зла, жизни и смерти. Включение в этот процесс человека как субъекта не отменяет его объективного характера: субъект вносит объективные изменения в процесс жизни» (там же: 32-33).

При таком понимании реального мира вполне уместным становится использование понятия «психологический мир» субъекта. Психологический мир является результатом освоения, осознания и осмысления той объективной реальности, что возникает в ходе взаимодействия человека с окружающей действительностью. Основное отличие психологического мира от реального заключается в его субъекти-визации, что означает преобразование как самого мира, так и его образа, наделение его свойствами и закономерностями, соответствующими субъективно значимым жизненным принципам и смыслам, ценностям и идеалам, потребностям и интересам, целям и притязаниям, опасениям и ожиданиям и т. п., которые сами также формируются и изменяются во взаимодействии субъекта с действительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современным тенденциям в исследовании психологии человека в полной мере соответствует возрастающий в последние годы интерес к изучению психологического и социально-психологического пространства самоопределяющегося субъекта. Не случайно в концептуальных моделях и программах эмпирических исследований многих современных авторов можно отметить явный рост внимания к ценностно-смысловым и духовнонравственным компонентам личности и группы, усиление роли их субъектных свойств (самостоятельности, активности, ответственности, рефлексивности и т. д.), а также возрастание значимости самодетерминации социального поведения по сравнению с влияниями окружающей среды и др. Последнее определяет особую актуальность исследования закономерностей формирования, функционирования и развития психологического, в частности социально-психологического, пространства личности и группы.

На основании выполненного анализа можно сделать вывод, что в исследованиях социального самоопределения индивидуального и группового субъекта, а также близких ему феноменов и понятий более уместным является использование феномена и понятия «пространство» по сравнению со «средой» и ее аналогами. В качестве нежесткого следствия, полезного современным исследователям процессов социализации и адаптации, идентификации и совладания, самоопределения и т. п. человека в социальной и экономической среде, целесообразно высказать следующее. Прежде чем сделать вывод о влиянии факторов социальной среды на сознание и поведение личности или группы — объектов психологического исследования, необходимо к ним подходить дифференцированно и выделять категории респондентов, по-разному воспринимающих и оценивающих значимость соответствующих факторов для своей жизнедеятельности. Важно установить, какое место различные элементы (компоненты) и факторы окружающего мира занимают в структуре уже сформированного социально-психологического пространства типичного представителя изучаемых групп, поскольку в сознании субъекта воспринимаемые компоненты среды опосредуются, трансформируются, преломляются через

собственную систему жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, принимаемых норм и правил, ожиданий и притязаний и т. д. Кроме того, необходимо выделять группы факторов и значимых объектов, нередко незаметных стороннему наблюдателю, уже или пока не существующих в действительности, а возможно, и совершенно нереальных, виртуальных, но занимающих важное место в психологическом пространстве субъекта и оказывающих существенное влияние на его жизнедеятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова, К. А., Славская, А. Н. (2003) Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер. С. 6-33.

Бурмистрова-Савенкова, А. В. (2006) Личность и среда: регуляция границ бытийного пространства. Краснодар : Кубанский гос. ун-т.

Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2006) Некоторые виды социально-психологических пространств самоопределяющегося субъекта // Психология образования: Культурно-исторические и социально-правовые аспекты : материалы III Нац. науч.-практ. конф. М. Т. 1. С. 180-181.

Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2003) Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М. : Ин-т психологии РАН.

Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2007) Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М. : Ин-т психологии РАН.

Забродин, Ю. М. (2005a) Социальное пространство в исследованиях личности // Социальнопсихологические аспекты адаптации и защищенности личности : материалы междунар. науч. семинара. Воронеж : Изд-во ВГУ. С. 15-18.

Забродин, Ю. М. (2005b) Психологический анализ структуры отношений и динамики личности в социально-психологическом пространстве // Поликультурное пространство образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О. Я. Емельянова. Воронеж : Новый взгляд. С. 20-29.

Клочко, В. Е. (2004) Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В. И. Каб-рина, О. И. Муравьевой. Томск : Томский гос. ун-т. С. 30-44.

Клочко, В. Е. (2002) Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность / под ред. В. И. Кабрина. Томск : Томский гос. ун-т. С. 30-44.

Муравьева, О. И. (2004) Особенности ментальности в базовых психологических пространствах личности // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред.

B. И. Кабрина, О. И. Муравьевой. Томск : Томский гос. ун-т. С. 56-76.

Нартова-Бочавер, С. К. (2005) Психологическое пространство личности. М. : Прометей.

Нартова-Бочавер, С. К., Потапова, А. В. (2005) Введение в психологию развития : учеб. пособие. М. : Флинта ; МПСИ.

Панина, Е. Н. (2006) Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности : дис. ... канд. пси-хол. наук. Красноярск.

Рябикина, З. И. (2005) Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М. : Ин-т психологии РАН. С. 45-57.

Рубинштейн, С. Л. (2003) Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер.

Салихова, Н. Р. (2006) Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского гос. ун-та. Сер. Психология. Вып. 6. Тула : ТулГУ.

C. 149-165.

Соина, И. А. (2006) Критерии значимости других в социально-психологическом пространстве самоопределяющейся личности // Психология образования: Культурно-исторические и социально-правовые аспекты : материалы III Нац. науч.-практ. конф. М. Т. 1. С. 228-230.

Таранов, Е. В., Грачев, А. А., Гюппенен, В. Н. (1981) Человек в производственной организации. Курган : Советское Зауралье.

Фельдштейн, Д. И. (1996) Социально-психологическое пространство отношений и самоопределение субъекта в них // Мир психологии. № 3.

С. 56-76.

THE PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE PERSON: THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE RESEARCH A. L. Zhuravlev, A. B. Kupreichenko (The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow University for the Humanities)

In the article the authors’ notion of the psychological and socio-psychological space of the person as a phenomenon and concept is presented. The most general characteristics of space are distinguished.

Among them there are its elements (people, groups, various material and immaterial objects) and «coordinate axes».

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Abul’khanova, K. A., Slavskaia, A. N. (2003) Predislovie // Rubinshtein S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. SPb. : Piter. S. 6-33.

Burmistrova-Savenkova, A. V. (2006) Lichnost’ i sreda: reguliatsiia granits bytiinogo prostranstva. Krasnodar : Kubanskii gos. un-t.

Zhuravlev, A. L., Kupreichenko, A. B. (2006) Nekotorye vidy sotsial’no-psikhologicheskikh pros-transtv samoopredeliaiushchegosia sub»ekta // Psikhologiia obrazovaniia: Kul’turno-istoricheskie i sotsial’no-pravovye aspekty : materialy III Nats. nauch.-prakt. konf. M. T. 1. S. 180-181.

Zhuravlev, A. L., Kupreichenko, A. B. (2003) Nravstvenno-psikhologicheskaia reguliatsiia eko-nomicheskoi aktivnosti. M. : In-t psikhologii RAN.

Zhuravlev, A. L., Kupreichenko, A. B. (2007) Eko-nomicheskoe samoopredelenie: teoriia i empirich-eskie issledovaniia. M. : In-t psikhologii RAN.

Zabrodin, Iu. M. (2005 a) Sotsial’noe prostranstvo v issledovaniiakh lichnosti // Sotsial’no-psikho-logicheskie aspekty adaptatsii i zashchishchennosti lichnosti : materialy mezhdunar. nauch. seminara. Voronezh : Izd-vo VGU. S. 15-18.

Zabrodin, Iu. M. (2005b) Psikhologicheskii anal-iz struktury otnoshenii i dinamiki lichnosti v sot-sial’no-psikhologicheskom prostranstve // Polikul’-turnoe prostranstvo obrazovaniia : materialy mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. O. Ia. Emel’ia-nova. Voronezh : Novyi vzgliad. S. 20-29.

Klochko, V. E. (2004) Kommunikativnaia sreda kak faktor stanovleniia mental’nogo prostranstva che-loveka // Mentalitet i kommunikativnaia sreda v tran-zitivnom obshchestve / pod red. V. I. Kabrina, O. I. Mu-rav’evoi. Tomsk : Tomskii gos. un-t. S. 30-44.

Klochko, V. E. (2002) Mental’noe prostranstvo lichnosti kak predmet professional’no-psikhologicheskogo osmysleniia // Lichnost’ v paradigmakh i metaforakh: mental’nost’ — kommunikatsiia — tolerantnost’ / pod red. V. I. Kabrina. Tomsk : Tom-skii gos. un-t. S. 30-44.

Murav’eva, O. I. (2004) Osobennosti mental’nos-ti v bazovykh psikhologicheskikh prostranstvakh lichnosti // Mentalitet i kommunikativnaia sreda v tranzitivnom obshchestve / pod red. V. I. Kabri-na, O. I. Murav’evoi. Tomsk : Tomskii gos. un-t. S. 56-76.

Nartova-Bochaver, S. K. (2005) Psikhologi-cheskoe prostranstvo lichnosti. M. : Prometei.

Nartova-Bochaver, S. K., Potapova, A. V. (2005) Vvedenie v psikhologiiu razvitiia : ucheb. posobie. M. : Flinta ; MPSI.

Panina, E. N. (2006) Vzaimosviaz’ suverennosti psikhologicheskogo prostranstva i sub’ektivnogo blagopoluchiia lichnosti : dis. ... kand. psikhol. nauk. Krasnoiarsk.

Riabikina, Z. I. (2005) Lichnost’ kak sub»ekt formirovaniia bytiinykh prostranstv // Sub’ekt, lichnost’ i psikhologiia chelovecheskogo bytiia / pod red. V. V. Znakova, Z. I. Riabikinoi. M. : In-t psikhologii RAN. S. 45-57.

Rubinshtein, S. L. (2003) Bytie i soznanie. Chelovek i mir. SPb. : Piter.

Salikhova, N. R. (2006) Zhiznennoe prostran-stvo lichnosti v zavisimosti ot bar’ernosti ili reali-zuemosti tsennostei // Izvestiia Tul’skogo gos. un-ta. Ser. Psikhologiia. Vyp. 6. Tula : TulGU. S. 149-165.

Soina, I. A. (2006) Kriterii znachimosti drugikh v sotsial’no-psikhologicheskom prostranstve samo-opredeliaiushcheisia lichnosti // Psikhologiia obra-zovaniia: Kul’turno-istoricheskie i sotsial’no-pra-vovye aspekty : materialy III Nats. nauch.-prakt. konf. M. T. 1. S. 228-230.

Taranov, E. V., Grachev, A. A., Giuppenen, V. N. (1981) Chelovek v proizvodstvennoi organizatsii. Kurgan : Sovetskoe Zaural’e.

Fel’dshtein, D. I. (1996) Sotsial’no-psikhologich-eskoe prostranstvo otnoshenii i samoopredelenie sub’ekta v nikh // Mir psikhologii. № 3. S. 56-76.

СУБЪЕКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТРАНСТВА subject personal identity social setting psychological space
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты