УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
© 2009 А.Л.Плотникова
Самарский юридический институт ФСИН России
Статья поступила в редакцию 10.09.2009
Статья посвящена освещению проблемы разработки новой теоретической базы, позволяющей объединить разрозненные эмпирические данные по психологии младенческого возраста в единую систему, соответствующей требованиям социально-психологического подхода к общению.
В нашей стране наиболее авторитетной теорией, в рамках которой рассматривалось общение в младенческом возрасте, является теория Генезиса детского общения, разработанной в 60-х гг. XX века коллективом лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогический психологии АПН СССР под руководством М.И.Лисиной. С позиций деятельност-ного подхода эта теория рассматривает общение на первом году жизни как коммуникативную деятельность, структурными элементам которой являются средства, формы и мотивы общения, а также потребность в общении. Прослеживая формирование коммуникативной деятельности на первом году жизни, М.И.Лисина выделила три этапа развития общения на первом году жизни, которые вкратце можно охарактеризовать следующим образом1: 1) Этап новорож-денности (0 - 1 мес.). Характеризуется наличием врожденных предпосылок к общению и отсутствием коммуникативной деятельности. 2) Этап эмоционального общения (1 - 6 мес.). Характеризуется появлением коммуникативной активности младенца в виде комплекса оживления, свидетельствующем об оформлении у ребёнка потребности в доброжелательном внимании взрослого. 3) Этап делового общения (6 -12 мес.). Развитие коммуникативной деятельности младенца происходит в процессе осуществления совместных со взрослым предметных действий. В общении ребёнок стремится удовлетворить потребность в практическом сотрудничестве, а не только в доброжелательном внимании. Экспрессивно-мимические средства общения становятся богаче и разнообразнее, к ним добавляются локомоции и предметные действия.
Результаты многочисленных экспериментальных исследований, проведённых за последние десятилетия, преимущественно за рубежом, послужили изменению представлений о возможностях младенцев. Например, было выявлено, что новорожденные различают сходные фонемы (Р.Ектап, 1975; J.Werker R.Tees, 1984; J.Bertoncini, В.Вцекс-ВаЫс, PJusczyk, 1988); различают мимические выражения некоторых эмоций ф^аПг, 1974; D.Stem, 1985; Т^еЫ, 1990); отвечают на мимику взрослого соответствующей реакцией (P.Eimas, 1971); выделяют человеческое лицо и голос как особый сигнал из прочих сенсорных раздражителей Ш^аПг, 1963; G.Stechler, 1964; С.Оогеп et а1., 1975; A.DeCasper W.Fifer, 1980); соотносят ощущения разных модальностей (Е.Аго^оп, S.Rosenbloom, 1971; Е.Тшшск, 1978; А.Мек^ W.Borton, 1979); подражают лицевым движениям собеседника, таким как открытие рта, высовывание языка и поджатие губ (A.Meltzoff М.Мооге, 1975, 1983). Благодаря врождённым глазодвигательным, двигательным, мимическим, голосовым и вегетативным реакциям, дети с рождения вступают в диалогическое взаимодействие с матерью; каждая реакция является сигналом, формирующим ответное поведение собеседника Ф^ет, 1977; 1985; 1995 J.Osorsky, К.Сопдоге, 1979; Т.ВгаШеКюп, 1987 1992; R.Emde, 1987; Т^еЫ, 1987; 1990 M.Lewis, 1987; M.Ainsworth, J.Bowlby, 1991 1.ВгеШеЛоп, В.^ате^ 1991)2.
Р.Ж.Мухамедрахимов указывает, что «С современной точки зрения младенцы рассматриваются как активные, от рождения организованные, ищущие стимуляцию, в первую очередь социальную, направленные на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающиеся в
Плотникова Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики. E-mail: annaplot@rambler. ru
процессе этого взаимодействия, творчески участвующие в процессе своего становления. ... Опыт, приобретаемый во взаимодействии с окружающими людьми и миром, служит для модуляции уже существующего с рождения состояния внутренней организованности младенца, врожденных способностей установления социально-эмоциональных отношений»3. Это положение не укладывается в теорию Генезиса детского общения, поскольку рассмотрение общения как коммуникативной деятельности требует признания пассивности новорожденных в процессе социального взаимодействия.
Таким образом, на сегодняшний день в психологии сложилась такая ситуация, что данные, полученные эмпирическим путем, относительно особенностей психики и социального взаимодействия детей на первом году жизни, носят разрозненный характер и не объединены в единую теоретическую систему. Создание подобной системы актуально, поскольку позволит не только развивать социальную психологию детства как науку, но и разработать и использовать на практике методологию коммуникативного развития младенцев. Здесь следует добавить, что программы развития младенцев, используемые в нашей стране, носят в большей степени дефектологический и в меньшей степени психологический характер. Разработка новой теории - психологии общения в младенческом возрасте -позволит придать программам коммуникативного развития младенцев социально-психологический ракурс.
В качестве теоретического подхода к изучению общения на первом году жизни мы предлагаем использовать уровневую структуру общения (Г.В.Акопов, 2003), которая позволяет рассматривать диадическое взаимодействие в системе «мать - младенец» как процесс последовательного прохождения трех уровней: «контакт» - «коммуникация» - «общение», регулируемый по механизму обратной связи4. Подобный подход позволяет обойти проблему соотнесения общения и деятельности, традиционную для отечественной социально-психологической школы.
Уровень контакта характеризуется наличием связи между собеседниками. На уровне коммуникации происходит обмен информацией между собеседниками. Для первого года жизни характерно то, что коммуникация носит невербальный эмоциональный характер и осуществляется посредством компонентов невербального поведения. На уровне общения происходит формиро3 Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: диалогическое взаимодействие. - СПб.: 2003. - С. 37 - 38.
вание взаимоотношений в диаде и проявление межличностных отношений в ситуации взаимодействия.
Уровневая структура общения послужила теоретическим основанием для изучения коммуникативного поведения младенцев первого полугода жизни (А.Л.Плотникова)5 и коммуникативной активности младенцев (Ю.Л.Фомина)6.
Для изучения коммуникативных проявлений детей на первом году жизни была разработана схема невербального поведения младенцев (см. рис.1), основу, которой составили теоретические положения о невербальных коммуникациях В.А.Лабунской7. В основу эксперимента было положено предположение, что коммуникативные проявления младенцев в первом полугодии жизни различаются в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем. Для проверки этой гипотезы выборка младенцев (пятый и шестой месяцы жизни) была разделена на три группы; с каждым младенцем проводилась серия взаимодействий, в ходе которых одна и та же в смысловом содержании информация передавалась детям в различных модальностях: в первой группе - в трех модальностях (визуальной, аудиальной и тактильной), в двух других группах - в двух модальностях (визуальной и аудиальной; визуальной и тактильной). Чтобы взаимодействие имело характер коммуникации, в него, помимо «эмоционального общения», было включено указание на части тела - руки и ноги с использованием куклы. В ответных реакциях младенцев из разных групп были зафиксированы статистически значимые различия, что послужило доказательством нашей гипотезы.
В результате исследования были выделены показатели уровня коммуникации для младенцев первого полугода жизни, которые сводятся к следующим положениям. Во-первых, взаимодействие имеет характер диалога, в ходе которого наблюдается обмен компонентами невербального поведения. Во-вторых, младенец проявляет инициативу, демонстрируя не только ответные, но и инициативные реакции. В-третьих, коммуникативные проявления младенца различаются в зависимости от содержания сообщения взрослого.
Исследование позволило выделить и описать показатели уровней контакта и виды контакта: полный и частичный. Полный контакт характе5 Плотникова А.Л. Социально-психологическое исследование коммуникативного поведения детей.
ризуется постоянным сохранением связи между ливать контакт. В таких ситуациях младенец собеседниками. Частичный - прерыванием свя- входит в контакт и быстро из него выходит, не зи между собеседниками в ходе взаимодействия, демонстрируя явного отказа от общения. и взрослому приходится снова и снова устанавСтруктура невербального коммуникативного поведения младенца
Оптическая) [гактильно-кинестезическая] |ольфакторная|
-|кинесика|- -[такесика]-Система запахов!
¡контакт гам (с 3-5 недель)| 3
движения ишзиогномика
крик, плач (с рождения)]
кашель, вдох (с рождения)!
смех (с 5-9 недель^
гуканье (с рождения)!
гуление (с 3-х месяцев)!
движения (с рождения),
жест (с 7-10 месяцев)]
мимика (с рождения)!
положения рук (с рождения)]
интонация (с 2-3 месяцев)|
лепет (с 5-7 месяцев)!
первые слова (с 10-12 месяцев)!
прикосновения (с 7 месяцев)] [запах тела (с рождения) | 4
направление движения |
длительность контакта
*Примечание. 1 - ведущие системы отражения невербального поведения человека; 2 - структуры; 3 - подструктуры; 4 - элементы; 5 - компоненты.
Рис.1. Структура невербального коммуникативного поведения младенца
С позиции уровневой структуры общения коммуникативная активность младенца представляет собой свойство, обеспечивающее младенцу возможность осуществлять взаимодействие с матерью на уровнях контакта, коммуникации и общения, используя врожденные схемы взаимодействия. На основе врожденных схем взаимодействия формируется коммуникативное поведение младенца. Коммуникативная активность младенца проявляется в его коммуникативном поведении, в конкретных ответных или инициативных реакциях. Проведя эмпирическое исследование в пенитенциарных условиях Ю.Л.Фомина доказала, что опосредованное воздействие через формирование материнской установки на психику младенцев по «цепочке»: материнская установка^реакция матери в ситуации диадического взаимодействия^ответное поведение младенца^коммуникативная активность младенца эффективно.
Материнская установка по отношению к коммуникативной активности младенца - это осознанное или неосознанное отношение к активности младенца в общении, основанное на оценке его психофизиологических особенностей, и определяющее материнскую реакцию в ситуации диадического взаимодействия. Материнская установка на поддержку коммуникативной активности младенца включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Содержанием когнитивного являются знания, представления, суждения матери о коммуникативной активности младенца. Содержанием эмоционального компонента является эмоционально-оценочное отношение к коммуникативной активности младенца, к проявлению ребёнком своих желаний, потребностей. Содержанием поведенческого - готовность и намерение матери реагировать на активность младенца в конкретной ситуации общения.
С точки зрения социально-психологического подхода общение представлено в единстве трех компонентов: интеракции, коммуникации и межличностной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалёв, Л.П.Буева, М.С.Ка-ган, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, Е.В.Руденский, А.Л.Свенцицкий и др.)8. Соответственно, чтобы поведение младенца можно было назвать общением, в нем должны проявляться эти же три компонента. Изучение взаимодействия матери и младенца с позиции уровневой структуры общения ставит вопрос о сознательности младенца, его возможностях выступать в качестве субъекта общения.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга
партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания (Г.А.Андреева)9. Процесс межличностной перцепции включает: восприятие и оценку собеседника, формирование первого впечатления, механизмы взаимопонимания. Перцепцией называется «... процесс, благодаря которому внешние впечатления достигают сферы сознания» (В.М.Бехтерев)10. Вопрос о сознательности поведения младенца - спорный, но можно думать, что новорожденный обладает простейшей формой сознания, которой по В.М.Бехтереву является «неясное безотносительное чувствование собственного существова-ния»11. Доказательством этого может служить тот факт, что плод в утробе матери особым образом реагирует в ситуации начала медицинского аборта, предвосхищая угрозу своему сущест-вованию12. Исследования зрительного, слухового, фонематического и кроссмодального восприятия показали, что их уровень развития достаточен для того, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в социальном взаимодействии с первых дней жизни13.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «отношение». В.М.Мясищев определяет психологические отношения человека как «систему ... сознательных связей личности с различными сторонами объективной реальности»14. Согласно взгляду отечественных психологов, младенец личностью не является, а те эмоциональные отношения, которые проявляются в его поведении, носят название «проотношений»15. Какова степень сознательности младенца при формировании этих эмоциональных проотношений - вопрос, требующий изучения.
В заключение мы можем резюмировать, что уровневая структура общения может служить теоретической базой для развития психология общения в младенческом возрасте и позволяет объединить в единую научную систему данные многочисленных эмпирических исследований поведения младенцев в ситуации взаимодействия со взрослым. Также уровневый подход открывает богатую перспективу дальнейших исследований общения детей на первом году жизни.
PSYCHOLOGY OF INFANT&S COMMUNICATION: MODERN STATE
© 2009 A.L.Plotnikova° Samara Law Institute FSIN
The article highlights problems of development of new theoretical basis enabling to combine fractured empirical data on infant&s psychology into unified system that complies with requirements of social and psychological communicational approach.
Plotnikova Anna Leonidovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Psychology and Pedagogics Department. E-mail: annaplot@rambler. ru