Спросить
Войти
Категория: Психология

Уровни конфликтности старшеклассников

Автор: Почекаева Ирина Сергеевна

И.С. ПОЧЕКАЕВА (Пермь)

УРОВНИ КОНФЛИКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Анализируются различные трактовки явления конфликтности, которая рассматривается в динамике. Выделены уровни развития изучаемого качества у старшеклассников, даны описательные характеристики уровней. Уровневая иерархия сформированности конфликтности у школьников рассматривается как база для развития умений предупреждать и разрешать конфликты.

Современная педагогика накопила большой объем знаний по проблеме конфликта, однако педагогическая конфликтология - относительно новая отрасль в науке и многие её аспекты требуют дальнейшего изучения и разработки. В частности, недостаточное внимание уделяется межличностным и групповым конфликтам в системе «ученик - ученик», мало изучены особенности конфликтного взаимодействия старших школьников.

Ранний юношеский возраст является конфликтным периодом в жизни человека вследствие многообразия задач, стоящих перед старшеклассниками. В то же самое время в связи с совершенствованием когнитивных способностей юношей и девушек, развитием их эмоциональной восприимчивости и расширением связей с различными социальными группами старший школьный возраст благоприятен для обучения навыкам конструктивного взаимодействия в конфликте.

Отечественный исследователь А.Я. Анцупов (2005) отмечает, что индивидуальные особенности основных участников конфликта играют ключевую роль в его возникновении, развитии и завершении. Следовательно, высокий уровень культуры поведения личности в конфликте позволит субъектам противоречия эффективно взаимодействовать в процессе разрешения сложных межличностных ситуаций. Особое значение для конструктивного разрешения сложных межличностных ситуаций имеет такое качество личности, как конфликтность.

Мнения исследователей относительно понятия «конфликтность» неоднозначны и противоречивы. В современной педагогической, психологической и социологи ческой литературе по проблеме конфликта встречаются различные, порой взаимоисключающие толкования данного качества личности. Изучением этого понятия занимаются И.Ю. Воронин, Г.Е. Григорьева, Д.В. Колесов, Э.З. Халимов, Л.Н. Цой и др. Э.З.Халимов (1993) и И.Ю.Воронин (2000) напрямую связывают конфликтность с частотой участия в конфликтах. Именно эта частота, с точки зрения авторов, является основным критерием для выделения уровней конфликтности личности: от очень низкого, характерного для людей, практически не принимающих участия в конфликтах, до очень высокого у тех, кто постоянно вступает в противоречия с окружающими.

Подобного рода трактовки, на наш взгляд, не отражают всей глубины исследуемого понятия. Человек, не конфликтующий вообще или крайне редко, может сознательно использовать деструктивную тактику «избегания» конфликта или же, решаясь вступить в конфликт, полностью разрывает отношения с оппонентом. Существует также предположение, что человек редко вступает в конфликты не только в том случае, когда он обладает умением видеть конфликт на ранней ступени его развития и своевременно снимает его. Так, О.Н. Лукашонок и Н.Е. Щуркова (1998) считают, что бесконфликтные люди - это те, у которых или отсутствует свое Я, или субъект не желает решать проблему, или он бежит от свободы выбора. Следовательно, низкая частота участия в конфликтах может быть следствием неуверенности в себе и излишнего конформизма. Напротив, человек, конфликтующий часто, может делать это по внутреннему убеждению с целью гармонизации межличностных отношений с оппонентами и при этом грамотно использовать конструктивные тактики поведения в конфликте.

Д.В. Колесов (2005) дает определение конфликтности через склонность личности инициировать конфликты, а также ввязываться в них. Автор рассматривает понятия «конфликтность», «конфликто -провоцирующее поведение» и «конфликтообразующая инициатива» в тесной взаимосвязи. Конфликтность трактуется Д.В. Колесовым как исключительно от© Почекаева И.С., 2008

рицательное качество личности, оказывающее резко негативное влияние на его отношения с окружающими. Подобное толкование приводит к заключению о том, что конфликт есть прямое проявление конфликтности, он не может выполнять конструктивных функций и являться средством развития межличностных отношений.

Выдвинутые трактовки сущности конфликтности противоречат общепринятым в конфликтологии положениям, согласно которым:

• развитие какой-либо системы по бесконфликтной модели невозможно;

• любой конфликт имеет, по крайней мере, одно устраивающее все стороны решение, что фактически означает отсутствие неразрешимых конфликтов;

• конфликты при определенных условиях могут способствовать стабильному развитию системы (стабилизирующие конфликты), и, наоборот, отсутствие конфликтов (синергизм и антагонизм системы, достигшие определенного критического уровня) при определенных условиях также приводит к разрушению системы (Цой 2005).

Более того, многократно доказано, что проявление агрессии (в определенных пределах и применительно к конкретной ситуации), способность вступать в противоборство - качества, присущие и необходимые человеку в его активных отношениях с другими. В основу представления о том, что существуют конфликтные и неконфликтные люди, легло противопоставление «конфликтность - бесконфликтность». Распространено мнение, что неконфликтный человек мирно сосуществует со своим окружением, его характерными чертами являются внутреннее спокойствие и благополучие. Такие люди, безусловно, существуют. Тем не менее абсолютно неконфликтных людей нет, т.к. любой психически здоровый человек в течение жизни принимает участие в межличностных и групповых столкновениях разного рода и проявляет конфликтность в поведенческом плане.

Точно так же, как и любая другая система, личность не может развиваться по бесконфликтной модели. Подтверждение этой мысли встречается в трудах Е.С.Кузь-мина (1974). Он убежден, что конфликтность является свойством любой личности, поскольку личность не может существовать в постоянной гармонии с обществом, ближайшим окружением и сама с собой. Подобное равновесие существует лишь в идеальном социально-психологическом смысле. Таким образом, конфликтность - это интегральное образование, неотъемлемое качество личности. Проявление этого качества обусловлено внешними условиями (социально-политической и экономической ситуацией в обществе, психологическим климатом в коллективе, конкретными обстоятельствами проявления конфликтной ситуации) и внутренними условиями (особенностями темперамента и характера, мотивацией поступков, опытом, полученным в предыдущих конфликтах и т. д.).

Г.Е. Григорьева (2003: 76) считает, что «конфликтность - интегральное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов». Данное определение конфликтности представляется нам наиболее полным, поскольку оно утверждает главенствующую роль личности в конфликте и позволяет организовывать целенаправленное воздействие на нее с целью формирования оптимального уровня конфликтности. Являясь личностным качеством, изменяется конфликтность и в процессе воспитания и развития личности. Это изменение происходит поэтапно, что позволяет выделить уровни конфликтности. При переходе на новый уровень это качество теряет некоторые признаки и приобретает новые.

В ходе проведенного нами исследования было выделено шесть уровней конфликтности старших школьников: 1) элементарный; 2) формальный; 3) конформный; 4) уровень соблюдения нейтралитета; 5) достаточный и 6) оптимальный. Основным критерием, показатели которого дали характеристику качеству конфликтности на определенном уровне, выступила сформи-рованность структуры отношения. Отношение как интегральное образование имеет три структурных компонента: 1) рациональный -объем теоретических знаний о психологопедагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения; 2) эмоциональный - динамика состояния личности и его характер саморегуляции в ситуации взаимодействия в конфликте; 3) поведенческий - наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и разрешению конфликтов.

Элементарный уровень конфликтности характеризуется отсутствием у старшеклассника каких-либо знаний о конфликте и способах взаимодействия в нем. Конфликт он отождествляет исключительно со ссорой, порождающей отчуждение, противоборство и во многих случаях - полный разрыв отношений и вражду между сторонами - участниками конфликта. Старшеклассник не считает нужным анализировать причины конфликта и его последствия. Эмоциональное состояние школьника не всегда подвластно ему. Он намеренно демонстрирует подчеркнуто ироничное отношение к оппоненту, не проявляет сочувствия к нему. Подавленное состояние оппонента вызывает чувство удовлетворенности. Ученик не дифференцирует сферу возникновения конфликта. Противостояние, возникшее в одной сфере отношений, переносит на все остальные. Психологически подавляет партнера, снижает его социальный статус. В конфликте поведение старшеклассника становится подчеркнуто однообразным. Он не способен рефлексировать собственные поступки, самоконтроль и самокритичность отсутствуют. Школьник не желает и не умеет переоценивать свою систему ценностей.

Формальный уровень конфликтности указывает на наличие у старшеклассника некоторых знаний о природе конфликта, его видах, возможных причинах и способах разрешения, но они носят формальный характер. Возможность сохранения отношений после конфликта представляется ему маловероятной. Состояние психического напряжения и агрессия в отношении оппонента являются непременными спутниками конфликтного взаимодействия. Вместе с тем школьник испытывает желание быть признанным и оцененным окружающими. Ученику присущи излишняя критичность и насмешливость в отношении оппонента. Способность рефлексировать собственные действия слабо развита. Старшеклассник способствует разрастанию конфликта, т.к. пытается вовлечь в орбиту конфликта других учеников.

Конформный уровень конфликтности предполагает наличие у старшеклассника системных знаний о природе конфликта, его возможных причинах и способах разрешения, но они не применяются им на практике. Он сознательно отдает предпочтение безоговорочным уступкам или компромиссу. Школьник не пытается критически осмыслить сложившуюся ситуацию в конфликтном взаимодействии. Страх и неуверенность в себе сопутствуют конфликту, вызывая чувство психологического дискомфорта. Ученик осознанно отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению и избегает риска, связанного с принятием решений. Потребность в достижении результата не развита.

Уровень соблюдения нейтралитета указывает на то, что старшеклассник имеет систему представлений о природе конфликта, его возможных причинах и способах конструктивного разрешения. Однако эти знания не побуждают его к позитивному разрешению конфликтов, он предпочитает нейтралитет. Находясь в конфликтном взаимодействии, испытывает неуверенность в себе, страх и, как следствие, желание во что бы то ни стало выйти из конфликта. Школьник пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Он стремится к достижению личностной автономии даже в ущерб собственным интересам, не использует приобретенный в конфликте опыт.

Достаточный уровень конфликтности характерен для старшеклассника, обладающего целостной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах его разрешения. Он осознает необходимость умения находить и применять конструктивные способы разрешения конфликта. Ученика отличает развитая эмпатия, он ориентирован на установление позитивных эмоциональных связей. При благоприятном разрешении конфликта испытывает положительные эмоции. Школьник использует имеющиеся знания для прогнозирования, предупреждения и успешного разрешения конфликтов. В поиске конструктивных решений он занимает активную позицию. Рефлексируя чувства и установки оппонента, страшеклассник старается не допускать эскалации напряженности и пост-конфликтного противостояния.

Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой старшеклассника со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Система конфликтологических знаний позволяет школьнику прогнозировать, предупреждать, успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия. Ученик осознает невозможность бесконфликтного существования, признает значимость умения находить оптимальные способы разрешения конфликта. Он

расценивает конфликт как возможность саморазвития и развития коллектива. Развитое чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают ему благоприятное эмоциональное самочувствие во время конструктивного разрешения конфликта. Школьник стремится к цивилизованному взаимодействию в конфликте. Он создает и поддерживает атмосферу партнерства, рефлексируя установки и чувства оппонента. Старшеклассник способен противостоять чужому влиянию, отстаивает свои интересы, не унижая оппонента, сознательно избегает постконфликтного противостояния. При переходе на оптимальный уровень конфликтность приобретает новую характеристику - конфликтную компетентность. Конфликтная компетентность позволяет человеку своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями. Человек, достигший оптимального уровня конфликтности, воспринимает конфликт в качестве неотъемлемой и естественной части жизни людей, предоставляющей возможности для саморазвития и гармонизации межличностных отношений.

Задача воспитания конфликтной компетентности у старших школьников - одна из важнейших для современной школы, поскольку школа является определяющим социальным институтом и обеспечивает стабильность и благополучие общества.

Литература

Анцупов, А.Я. Системная концепция конфликтов / А.Я. Анцупов // Мир психологии. 2005. №2. С. 24 - 34

Воронин, И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Воронин. Белгород, 2000

Григорьева, Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук / Г.Е. Григорьева. Пермь, 2003. 204 с.

Колесов, Д.В. Общественная роль деления и проблема конфликтов / Д.В. Колесов // Мир психологии. 2005. №2. С.35 - 46

Кузьмин, Е.С. Социально-психологические особенности личности / Е.С. Кузьмин // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 8 - 12

Лукашонок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя / О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щур-кова. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998. 80 с.

Халимов, Э.З. Психологические особенности конфликтности младших школьников: дис. ... канд. психол. наук / Э.З. Халимов. М., 1993. 123 с.

Цой, Л.Н. Конфликтология: от теории к практике / Л.Н. Цой // Мир психологии. 2005. №2. С.47 - 63.

О.А. БЕГЛОВА (Москва)

УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВОЙ И НЕРЕЧЕВОЙ СИМПТОМАТИКИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК

Представлены результаты изучения речевых и психофизиологических особенностей заикающихся подростков и взрослых. Обоснованы возможности применения танцевальнодвигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся.

Заикание имеет коммуникативную природу. По данным многих авторов классического и современного периодов изучения проблемы заикания (Л.И. Белякова, Г.Д. Нетка-чев, В.И. Селиверстов, М.Е. Хватцев, Н.А.Че-велева и др.), известно, что в структуре этого недуга имеются как собственно речевые проявления, так и неречевые.

Речевые проявления связаны с моторной дискоординацией произношения по причине спазмов дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевой мускулатуры. Неречевые аспекты (психомоторные и физиологические симптомы заикания, возникающие до, во время и после речи) проявляются в телесных ощущениях (напряжения, скованности, дрожания, повышенном потоотделении, жаре и ознобе). Психологические проявления заикания на эмоциональном уровне - это логофобия, на когнитивном - искажение

© Беглова О.А., 2008

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты