Спросить
Войти
Категория: Психология

Музыкальный исполнительский конкурс как условие самореализации личности школьника

Автор: Наумов Михаил Вячеславович

УДК 37.018

МУЗЫКАЛЬНЫЙ исполнительским конкурс

КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКА

© 2012 Наумов М.В.

Вологодский государственный педагогическийуниверситет

В статье исследуются психолого-педагогические аспекты процесса самореализации личности школьника средствами музыкального исполнительского конкурса: качества характера, необходимые для участия в конкурсе; комплекс целей и мотивов; психологические особенности действенной и рефлексивной фазы участия в конкурсах. Статья базируется на данных анкетирования и представляет процесс самореализации средствами музыкального исполнительского конкурса глазамиучащихся.

The author of the article analyses psychological and pedagogical aspects of the selfrealization process of a schoolchild’s personality, such as character: character traits necessary for participation in the contest; a set of aims and motives; psychological peculiarities of the effective and reflective phase of the participation in the contest. The article is based on the questionnaire data and represents the self-realization process by means of the musical performing contest from schoolchildren’s view-points.

По нашему мнению, самореализация личности школьника средствами музыкального исполнительского конкурса - это организуемый и грамотно

направляемый процесс раскрытия творческого потенциала школьника, обусловленный комплексом внутренних мотивов и внешних побуждений, способствующих активному включению его в социально и личностно значимую музыкальную исполнительскую

деятельность. Одним из условий

самореализации личности является

адекватная самооценка, отражающая «отношение человека к себе, понимание своей роли в деятельности, оценку собственных потенций и принятие

оценивания его другими, способствующее умению намечать путь дальнейшего движения от наличного уровня к уровню прогнозируемому, ожидаемому с учетом собственных способностей» [1. С. 5].

Для того чтобы построить с наибольшей отдачей процесс

самореализации школьников средствами музыкального исполнительского

конкурса, который проходил бы максимально результативно, нами до начала конкурса было проведено анкетирование его участников (нулевой срез). Смысл анкетирования заключался в исследовании особенностей самооценки школьников в период их подготовки к конкурсам, непосредственно после участия в них и через 3 месяца после конкурсов. Анкетирование проводилось в ДМШ №5 г. Вологды и в Специальной детской музыкальной школе при Вологодском областном музыкальном колледже. В общей сложности было обследовано 80 школьников и 20 студентов музыкально-педагогичес-кого факультета Вологодского

педагогического университета. Анкета включала следующие вопросы:

1. Какими качествами нужно обладать, чтобы побеждать в

музыкальных исполнительских

конкурсах?

2. Какие цели ты ставишь, участвуя в конкурсах?
3. Опиши свои чувства

непоредственно после объявления

результатов конкурса и по прошествии нескольких дней, если ты стал победителем.

4. Опиши свои чувства

непоредственно после объявления

результатов конкурса, если ты не оказался в числе победителей.

5. Каковы причины твоего

недостаточно удачного выступления на конкурсе?

6. Какие цели ты ставишь перед собой после конкурса?

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ 5

5
10
50
15

« Уверенность в себе

■ Соответствующий уровень подготовки 5 Желание победить

■ Упорство вдостижении цепи и Талант

Правильная оценкасвоих возможностей

Рис. 1. Распределение ответов по степени значимости качеств, необходимых для победы в конкурсе

На рисунке 1 отражены те качества, которые отмечались детьми как самые значимые. Обращает на себя внимание то, что самым важным качеством оказалась уверенность в себе. Чаще всего дети называли несколько качеств. Поскольку форма ответа была свободной, то формулировки оказались различными. Приведём наиболее характерные.

Чтобы победить, нужно: «быть

уверенным в себе, не бояться и

сосредоточиться на своей цели» (Семен К., 11 лет); «иметь упорство, смелость, желание» (Оля К., 12 лет); «не

сомневаться в себе» (Лиза В., 12 лет); «иметь стальные нервы, хорошую подготовку, желание победить» (Миша К., 13 лет).

При этом в устной беседе по итогам анкетирования школьники подчеркивали, что для них важно иметь собственное желание стать участником конкурса. В случае, если на участии настаивает педагог, эмоциональный фон,

сопровождающий подготовку и непосредственное участие в конкурсе, даёт результат значительно ниже. Один из самых интересных ответов был дан Ксенией Ш., 12 лет: «Чтобы победить в конкуре, нужно: правильно оценивать свои возможности для того, чтобы не переоценить себя и в дальнейшем не разочароваться в результате и в себе; прилагать много усилий для достижения цели, затрачивать время». В последнем ответе особое внимание привлекает осознаваемая школьницей проблема самооценки, которая в связи с участием в конкурсах чрезвычайно актуальна.

Второй вопрос связан с комплексом целей и мотивов, которые побуждают школьников участвовать в конкурсах (рис. 2).

МОЯ ЦЕЛЬУЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ

= Самоутвердиться

^Доказать другим, что я способен победить Узнать новое, развиваться

■ Получить удовольствие, развлечься

■ П роверить свои силы

Рис. 2. Распределение ответов по

степени значимости целейучастия в конкурах

Для школьников одним из важнейших побудительных мотивов является желание показать другим, чего ты стоишь. В младшем и среднем школьном возрасте дети наиболее чувствительны к оценке окружающих, именно она часто оказывается основой самооценки школьника. Не случайно формулировка ответа на этот вопрос у большинства детей единообразна: «Я участвую в

конкурсе, чтобы показать себя», то есть показать себя другим людям, чтобы их высокая оценка подтвердила (повысила) мою собственную оценку моих способностей и возможностей. Самоутвердиться в собственных глазах -также один из ключевых мотивов: желание «самоутвердиться за счет победы над конкурентами» (Лиза В., 14 лет), «доказать себе, что я на что-то способен» (Миша К., 13 лет) свойственно 25% школьников. 10% опрошенных

участвуют в конкурсах, чтобы проверить свои силы. Уровень их притязаний, таким образом, менее высок.

Третий вопрос анкеты был нацелен на выявление тех эмоций и чувств, которые вызывает победа в конкурсе (рис. 3). При этом сначала дети должны были описать те эмоции, которые возникают сразу после объявления результатов, то есть свою спонтанную эмоциональную реакцию.

по частоте испытываемых эмоций после победы в конкурсе

Чувство непосредственной радости -наиболее часто встречающийся вариант. Судя по ответам детей, им удалось ретроспективно воссоздать это ощущение, что свидетельствует о его необычайной яркости. «Неимоверная

радость, хочется улыбаться, но приходится сдерживать улыбку», - пишет Ульяна К., 12 лет. «Когда ты победил, ты ощущаешь такую радость, что не можешь скрыть свои эмоции» (Саша А., 10 лет). В приведенных ответах обращает на себя внимание тот факт, что возникающие положительные эмоции не поддаются или с трудом поддаются контролю, это еще раз говорит об их интенсивности. Одним из эмоциональных проявлений у некоторых детей оказался шок. Таким образом, можно утверждать, что непосредственно после победы в конкурсе ребенок находится в состоянии аффекта, который представляет собой психофизиологический процесс

внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Смущение как эмоциональная реакция свойственна именно тем школьникам, цель которых заключалась в том, чтобы проверить свои силы. Как уже говорилось, для них характерен меньший уровень притязаний, а потому и столь особенная эмоциональная реакция на победу. Многие школьники участвуют в конкурсе «ради процесса». Для них важно получить новые эмоции, «отвлечься», «получить удовольствие»,

«почувствовать дух соревнования».

По прошествии некоторого времени эмоциональный план меняется под воздействием осмысления сложившейся ситуации (рис. 4):

ЭМОЦИИ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ

и Радость, счастье ■ Гордостьзасвой результат г’ Облегчение Шок &■> Смущение

Рис. 3. Распределение ответов

ЭМОЦИИ ПО ПРОШЕСТВИИ НЕСКОЛЬКИХДНЕЙ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

10

Спокойствие Уверенность в себе = Стремлениек победам вдапьнейшем ■ Упадок сил

Рис. 4. Распределение ответов по частоте эмоций, испытываемых по прошествии нескольких дней

Спокойствие - наиболее часто встречающийся ответ. В данном случае спокойствие является естественной психологической реакцией на сильные эмоции. Повышение уверенности в себе и стремление к дальнейшим победам также представляется закономерным итогом удачного выступления. Достаточно большое количество детей отметили упадок сил. Особенно часто этот фактор встречается в ответах наиболее эмоциональных детей, для которых уровень психологического напряжения в конкурсной ситуации оказался слишком высок.

Особого внимания, с точки зрения выработки дальнейшей стратегии, в работе с участниками конкурса заслуживает исследование эмоций, которые они испытывают после поражения (рис.5):

ЭМОЦИИ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ В КОНКУРСЕ

15
25

= Отчаянье, слезы, разочарование

■ Ненависть и зависть по отношению к соперникам

і Стремление победить в дальнейшем

Радость участия

Рис. 5. Распределение ответов по частоте эмоций, испытываемых после поражения в конкурсе

Сразу же после поражения школьник (как и после победы) находится в состоянии аффекта. Именно ответы на этот вопрос отличались наибольшей эмоциональностью, особенно у

школьников, испытывающих резко негативные эмоции: «После поражения я испытал ужасные чувства» (Игорь В., 11 лет); «когда ты проигрываешь, ты

расстраиваешься и ни о чем не думаешь» (Ксения Ф., 11 лет); «после поражения я испытал отчаянье» (Миша К., 14 лет); «я испытала отчаянье, которое затянулось надолго, и желание участвовать в конкурсах пропало» (Оля Н., 12 лет); «после поражения наступило полное разочарование в себе» (Наташа О., 14 лет).

Значительно более спокойные высказывания характерны для тех детей, которые были рады самому факту участия в конкурсе:

«Я не всегда получаю первые места, но не опускаю руки и больше занимаюсь, переходя на следующие уровни мастерства» (Юля К., 13 лет); «после

поражения хочется, во что бы то ни стало на другом конкурсе показать, что ты можешь, что ты намного лучше других; доказать это в первую очередь себе и,

конечно, другим» (Иляна К., 12 лет); «даже если ты проиграл, хочется сыграть в другом конкурсе и победить» (Коля А., 10 лет); «я был расстроен, но самое главное - это участие» (Марк К., 10 лет).

25% школьников ответили, что испытывали «ненависть к тому, кто победил, желание уединиться и замкнуться в своих мыслях» (Данил Ш., 12 лет), «злость и обиду на соперников» (Маша X., 13 лет), «зависть к

победителю» (Вика Л., 12 лет).

Поскольку данный показатель оказался неожиданно высоким, мы провели дополнительное исследование. Среди школьников был проведен опрос, имеющий цель выяснить, насколько негативные чувства по отношению к соперникам связаны с наличием или отсутствием непосредственного общения с ним. Выяснилось, что школьники испытывают зависть и даже ненависть в большей степени к тем соперникам, с которыми они вместе учатся и много общаются. Это закономерно, поскольку при совместном обучении и общении дети чувствуют себя на равных, в ситуации же конкурса возникает не свойственный учебному процессу фактор соперничества. Это тем более ощутимо, поскольку в классе музыкального инструмента дети занимаются индивидуально. Для большинства школьников победа соученика становится неожиданностью, отрицательно влияет на дальнейшее общение. При этом соперники, с которыми школьник незнаком, также вызывают негативные эмоции, но в значительно меньшей степени (подобная картина

вырисовывается лишь по прошествии некоторого времени после конкурса, когда школьник уже способен осмыслить свои эмоции).

Кроме того, мы выяснили, насколько резко негативное отношение к победившим соперникам свойственно более старшему возрасту. Был проведен опрос студентов музыкальнопедагогического факультета

Вологодского педагогического

университета, которые переживали ситуацию поражения в конкурсах (20 человек). Ни один из студентов не

испытывал ярко выраженных негативных эмоций по отношению к незнакомым соперникам. Однако в случае общения соперников победа одного из них отрицательно сказывалась на

взаимоотношениях. В целом же у студентов негативные

персонифицированные эмоции после неудачного выступления выражены значительно меньше, чем у школьников (5% и 40%, соответственно).

Высокий уровень стресса при

поражении (вплоть до полного нежелания участвовать в конкурсах в дальнейшем, ненависти к незнакомым соперникам и даже друзьям) - самый негативный

фактор музыкальных исполнительских конкурсов. Школьник младшего и среднего возраста отождествляет себя со своими достижениями (если я сделал что-то плохо, значит я плохой). Эта особенность детской психологии

чрезвычайно важна, поскольку

отрицательные эмоции, закрепленные

аффектом, играют ярко выраженную отрицательную роль не только в дальнейшем музыкальном, но и личностном развитии ребенка.

Среди причин неудачного исполнения школьники называют следующие (рис. 6):

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧНОГО ВЫСТУПЛЕН ИЯ НА КОН КУРСЕ

10

г Сценическое волнение

■ Недостаточный уровень подготовки ^Сильныесоперники

■ Н есп раведл ивость ж юри

Рис. 6. Распределение ответов по частоте указываемых причин поражения в конкурсе

Подавляющее большинство детей отмечают в числе самых значимых причин неудачи сценическое волнение.

Характерно, что 10% школьников считают, что жюри может предвзято оценить их выступление. «Меня

недооценили», - пишет Света С., 13 лет. Некоторые дети полагают, что результаты конкурсов могут быть предопределены заранее и обусловлены взаимоотношениями конкурсантов и членов жюри. «Победить проще, если есть друзья в жюри» - такой несколько наивный, но показательный ответ дает Ира Б., 10 лет.

Нами был исследован уровень самооценки школьников в процессе подготовки и участия в конкурсах, а также по прошествии трех месяцев после конкурсов по методике «Лесенка» Т.

Дембо-С. Рубинштейна, адаптированной для данного исследования. Испытуемым предлагался бланк с нарисованными лесенками и давалась инструкция: «Перед тобой лесенка с различными качествами. Верхняя ступенька

обозначает наивысшее развитие этого качества, а нижняя - самое низкое. Поставь букву Я на той ступеньке, которая обозначит развитие

предлагаемого качества у тебя». Предложенные нами параметры

включали как профессиональные, так и психологические качества школьников (уверенность в себе, музыкальная

одаренность, привлекательность для окружающих, исполнительская

стабильность, эмоциональная

уравновешенность). Полученные

результаты свидетельствуют о

значительном разбросе уровня стабильной ситуативной самооценки (рис. 7):

конкурса

■ Самооценка победителей конкурса

■ Самооценка проигравших

Рис. 7. Распределение ответов поуровню самооценки победителей и проигравших

Полученные результаты во многом свидетельствуют о негативном влиянии конкурсной ситуации на самооценку школьников. При небольшом ее различии на этапе подготовки (у обоих групп -выше среднего), показатели самооценки резко расходятся у победителей и проигравших непосредственно после конкурса. Если у победителей она радикально повышается, то у

проигравших - понижается до

критического минимума. Более того, по прошествии трех месяцев у победителей конкурсов она оказывается выше, нежели изначально, у изменения же не достигает средней величины. Подобная ситуация требует корректировки, поскольку стресс, вызванный поражением, может крайне негативно сказаться на дальнейшей траектории развития личности

школьника.

Исходя из результатов анкетирования, постановка дальнейших целей во многом зависит от того, какие смыслы вкладывал школьник в свое участие в конкурсах (рис. 8):

ДАЛЬНЕЙШИЕЦЕЛИ

10

■ Добиться лучших результатов

= Профессиональная ориентация

пі Отсутствие цепей вданном виде деятельности

Рис. 8. Распределение ответов в соответствии с дальнейшими целями Независимо от того, победил школьник в конкурсе или нет, он ставит дальнейшей целью добиться лучших результатов. Однако, если победившие формулируют это как желание «больше заниматься», «вырасти в

профессиональном мастерстве», то проигравшие отвечают более

эмоционально: «во что бы то ни стало», «я не сдамся». Подобные формулировки свидетельствуют о том, что школьник

Примечания

получил сильный стресс и его дальнейшие усилия в силу эмоционального напряжения могут не оправдаться.

В результате проведенных

исследований выявлены следующие проблемы, требующие решения в

процессе подготовки школьника к конкурсу в целях наиболее полной самореализации его личности:

Среди качеств, необходимых для победы, школьники называют, в первую очередь, уверенность в себе.

Следовательно, педагог должен выработать методы психологической подготовки школьников к конкурсу,

поскольку и среди причин, вызывающих неудачи, также названо психологическое состояние - сценическое волнение.

Цели и мотивы, которые побуждают школьников участвовать в конкурсах,

носят, в основном, не предметно-деятельностный или социально-коммуникативный, а субъектно-личностный характер.

Уровень негативных эмоций и стресса от поражения может негативно сказаться на дальнейшей траектории

самореализации личности школьника.

Особого внимания заслуживает

указание шока как реакции на победу в конкурсе.

1. Чупина В. Б. Влияние социокультурного фактора на самооценку и потенциал самореализации молодых преподавателей вуза. Дисс. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004.

Статья поступила в редакцию 03.03.2012 г.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИЯ РЕФЛЕКСИЯ СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты