Спросить
Войти
Категория: Психология

Концепция социального интеллекта личности

Автор: Лунева Ольга Викторовна

Концепция социального интеллекта личности

О. В. Лунева (Московский гуманитарный университет)

В статье представлено содержание авторской концепции социального интеллекта личности; раскрываются детерминанты социального поведения личности в коммуникативном пространстве. Показаны теоретические основания концепции; роль структурно-функционального подхода; выделены три подструктуры социального интеллекта и его функции.

Достоверность предсказания поведения людей в различных ситуациях и его оценка зависят от многих факторов (культура, информированность, субъект оценки и т. п.), но определяются в основном либо влиянием ситуации, либо личностными диспозициями. Под диспозициями в данном случае понимается набор личностных черт, установок, целей, ценностей, значимость ситуации и т. п.

Некоторые авторы признают, что путь, ориентированный на поиск детерминант поведения человека среди личностных черт (диспозиций), оказался непродуктивным (Росс, Нисбетт, 2000 и др.). Такой же вывод в полной мере относится и к поиску детерминант поведения внутри характеристик самой ситуации. Методологический тупик был преодолен как через принятие идей символического интерак-ционизма, так и через разработку иных подходов, исследующих различные типы ситуаций и восприятие их человеком, личностное переживание ситуации. Однако на сегодняшний день многие аспекты изучения этой проблемы остаются незавершенными.

Тем не менее наметились новые линии исследования поведения человека в социальных ситуациях. Так, Ю. Н. Емельянов отмечал доказанный многочисленными исследованиями факт, что знание личностных особенностей человека дает диагностический и прогностический эффект лишь при учете ситуационных переменных. Он полагал, что такой подход сместил акценты в исследовании личности: «Вместо исследования отдельных личностных черт психологи сосредоточивают усилия на поиске интегрального качества (курсив наш. — О. А.), которое позволяет индивиду

дифференцированно реагировать на ситуации и находить оптимальный режим своего участия в них» (Емельянов, 2001: 140).

Результатом работы автора по поиску такого интегрального качества стала разработка социально-психологической концепции социального интеллекта личности. Она рассматривает поведение личности в коммуникативном взаимодействии и призвана ответить на вопрос, какое психическое образование управляет процессом поведения личности в этих социальных взаимодействиях, активируя определенные ресурсы личности, востребованные в этом взаимодействии.

Автор полагает, что все вышесказанное позволяет сформулировать собственный подход к рассмотрению социального интеллекта и предложить его понимание как интегрального сложного конструкта, обеспечивающего поведение личности в коммуникативном взаимодействии.

Разработка концепции социального интеллекта требует определения онтологического статуса этого феномена и раскрытия теоретических оснований концепции. К теоретическим основаниям концепции относятся научные результаты, полученные в следующих областях и направлениях психологии:

1. Психологические пространства личности:

— социально-психологическое пространство личности и группы;

— коммуникативное пространство взаимодействия.

2. Психология интеллекта.
3. Психология взаимодействия.
4. Психология способностей:

— социальные способности.

5. Представления и образ реальности:

— теория социальных представлений;

—социальное познание (социальная перцепция);

— межличностное восприятие;

— конструирование реальности.

6. Социальная психология личности:

— влияние личностных характеристик на восприятие других;

— детерминанты поведения личности, включающие систему ценностей личности, культуру, мотивацию и др.;

— влияние личностных характеристик на восприятие социальных объектов;

— система отношений личности;

— психология воздействия, влияния;

— саморегуляция поведения;

— социально-психологическая адаптация.

8. Психология групп.
9. Результаты исследования социального и эмоционального интеллектов личности.

Социальный интеллект рассматривается автором как самостоятельный вид интеллекта, имеющий с ним родовидовые отношения. Родовым, базовым, компонентом в социальном интеллекте можно считать способность к ментальной деятельности, включаемую в обеспечение конструирования образа реальности и разумности социального поведения, а также адаптационные механизмы этого поведения. Теоретические основания концепции изложены в статье, опубликованной в данном издании в 2011 г. (Лунева, 2011).

Социальный интеллект личности, будучи сложной общей способностью, выполняет функции активации личностных свойств, их презентацию участникам взаимодействия и управляет их проявлением в процессе взаимодействия. Свойства личности при таком понимании являются ресурсами, управляемыми социальным интеллектом. А сам социальный интеллект имеет онтологический статус сложной способности, включающей в свою структуру несколько видов способностей, релевантных целям и формату коммуникативного взаимодействия. Социальный интеллект как предмет исследования имеет внутреннюю и внешнюю междисциплинарность.

Стоит отметить, что в предлагаемой автором концепции речь идет именно о коммуникативном взаимодействии, а не о деятельности. Коммуникативное взаимодействие рассматривается как форма активности личности, в которой взаимодействие носит субъект-субъектный характер. Общение же является сложной и наиболее интересной формой взаимодействия (Журавлев, 2003, 2004, 2005; Ломов, 2003 и др.).

Основой авторского понимания социального интеллекта является структурно-функциональный подход. Его выбор обоснован тем, что этот подход — один из важнейших исследовательских подходов как к пониманию социальных явлений в широком смысле, так и в более узком, конкретном — социальнопсихологическом.

Структурно-функциональный подход и применяемый в рамках этого подхода метод анализа рассматривает социальные явления как сложные адаптивные системы, в которых все компоненты направлены на обеспечение ее существования во внешней среде.

На социально-психологическом уровне структурно-функциональный подход позволяет анализировать саму личность как адаптивную систему, а также и ее структурные компоненты. К последним можно отнести социальный интеллект личности, который также можно рассматривать как самостоятельную структуру более частного уровня, включающую в свой состав собственные структурные компоненты. Все компоненты социального интеллекта направлены на обеспечение успешности поведения личности в коммуникативном взаимодействии, т. е. на выполнение общей интегральной функции социального интеллекта.

Исходной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой структурной единицы по отношению к структуре как целому. Функции подструктур социального интеллекта отражают вклад, который вносит каждая подструктура в выполнение общей функции-предназначения социального интеллекта личности.

В предлагаемом автором подходе социальный интеллект с точки зрения гносеологического анализа является интегральным конструктом, включающим структурные компоненты, объединенные в три подструктуры: конструирование представления личности о коммуникативном взаимодействии, проектирование поведения личности (создание сценариев) в этом взаимодействии и управление реальным поведением, реализацией сценариев.

По онтологическому статусу социальный интеллект является способностью. Основанием подобной категоризации является соответствие социального интеллекта следующим наиболее консолидированно используемым исследователями характеристикам способностей:

1) отличие людей в выраженности показателя социального интеллекта в целом, а также его компонентов;
2) успешность поведения личности в коммуникативном взаимодействии;
3) обучаемость (степень легкости развития и усвоения социальных знаний и моделей поведения).

Социальный интеллект — сложная общая способность личности, включающая группы специальных способностей (подструктуры), направленная на обеспечение ее адаптивного поведения в коммуникативном взаимодействии.

Сложной эта способность является потому, что включает значительное количество способностей, организующих поведение личности, релевантное сложным и контекстным характеристикам ситуации коммуникативного взаимодействия (внутренние и внешние детерминанты сложности). Общей эта способность является потому, что она свойственна всем людям, а кроме того, она тесно связана со всеми характеристиками личности, выступая для них своеобразным общим фактором, включающим их в процесс взаимодействия (внутренние и внешние детерминанты общности). Специальные способности — способности, направленные на решение узких и конкретных задач в ситуациях коммуникативного взаимодействия (например, запоминание лиц, организация пространства взаимодействия и др.).

Адаптивное поведение — поведение, позволяющее личности встраиваться в ситуацию

взаимодействия и достигать его цели, т. е. с разной степенью эффективности осуществлять процесс взаимодействия.

Коммуникативное взаимодействие — форма активности личности в коммуникативном пространстве.

Эмоциональный интеллект личности, по мнению автора, включен в структуру социального интеллекта, проявляется во всех ее подструктурах как аффективный компонент способностей социального интеллекта. Эмоциональный интеллект личности может рассматриваться как внутренние эмоциональное пространство социального интеллекта.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Первая подструктура «Конструирование представлений о коммуникативном взаимодействии»:

— активация каналов получения информации о коммуникативном взаимодействии;

— сбор знаний, информации о социальных взаимодействиях;

— сканирование и оперативная диагностика динамики развития коммуникативного взаимодействия;

— интерпретация контекстов, концептов, дискурсов коммуникативного взаимодействия.

Вторая подструктура «Проектирование поведения в коммуникативном взаимодействии» (создание сценариев):

— оценка полноты информации о коммуникативном взаимодействии (образ, картина предполагаемого взаимодействия);

— определение цели и результата взаимодействия (антиципация «желаемого будущего»);

— анализ возможных вариантов развития коммуникативного взаимодействия;

— определение и отбор ресурсов личности, активируемых в коммуникативном взаимодействии;

— определение стратегии поведения, тактических приемов;

— возможности учета психологических характеристик участников, их оперативной диагностики;

— готовность к неожиданным формам развития сценария коммуникативного взаимодействия.

Третья подструктура «Управление коммуникативным взаимодействием»:

— организация пространства взаимодействия;

— организация участников взаимодействия для достижения цели (воздействие, влияние);

— реализация стратегий адаптивного поведения;

— использование средств реализации моделей поведения (верб./неверб., коммуникативные техники, компетенции);

— субъект-субъектное поведение.

Примечания

1. Ценности личности в структуре социального интеллекта. Социальный интеллект является самостоятельной способностью в структуре свойств и характеристик личности. Однако его включенность в организацию и управление поведением личности в коммуникативном взаимодействии задает его проявлениям определенную социальную ценность, детерминируемую совокупностью нравственных, социально-ценных характеристик, в которую входят мотивы поведения, стратегии, установки и свойства личности. Последние имеют определенный уровень сформирован-ности (зрелости, развития) и через социальный интеллект проявляются в коммуникативном взаимодействии. Таким образом, система ценностей личности является значимым фактором, влияющим на социальный интеллект, на все его подструктуры. Но она также и раскрывается в коммуникативном взаимодействии.
2. Пространства проявления социального интеллекта. Первая и вторая подструктуры являются интрапсихическими. Результаты реализации входящих в них способностей представлены в ментальном пространстве (образ и проект поведения личности в коммуникативном взаимодействии). Третья подструктура — интерпсихическая, поскольку проявляется в процессе реального взаимодействия индивидов при экстериоризации ментальных образований в практику поведения. Однако возможна ситуация, когда весь социальный интеллект, включая все три подструктуры, функционирует в ментальном пространстве личности. В этом случае коммуникативное взаимодействие представляется личности, а не осуществляется реально. Поэтому можно говорить, что пространствами проявления социального интеллекта являются два пространства: коммуникативное и ментальное.
3. Аичность и образ коммуникативного взаимодействия. Образ коммуникативного взаимодействия конструируется способностями, входящими в социальный интеллект, но принадлежит личности. Сам процесс конструирования реальности в значительной степени детерминирован личностными диспозициями, принадлежностью к определенным группам (демографическим, профессиональным, ролевым, статусным и др.).
4. Типы регуляции поведения личности в коммуникативном взаимодействии. Во взаимодействии с участниками коммуникативного взаимодействия вступает целостная личность, но ее поведение направляется способностями, входящими в социальный интеллект. Поведение личности в коммуникативном взаимодействии может быть спонтанным, осознанным и осознаваемым (регулируемым) и смешанным (спонтанно-рациональным).
5. Соотношение социального интеллекта и личностных характеристик. Личностные свойства (характеристики) и социальный интеллект не являются содержательно идентичными феноменами, хотя тесно связаны между собой. Эта связь, подтверждаемая частью исследователей, осуществляется согласно предлагаемой концепции в форме функциональных отношений. Социальный интеллект личности, будучи сложной общей способностью, выполняет функции активации личностных свойств, их презентацию участникам взаимодействия и управляет их проявлением в процессе взаимодействия. Свойства личности при таком понимании являются ресурсами, раскрываемыми социальным интеллектом.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Общие функции, выполняемые социальным интеллектом как целостной системой:

1. Социально-психологическое обеспечение взаимодействия личности с другими людьми в коммуникативном пространстве.
2. Развитие личности через формирование специфического социально-психологического опыта через интериоризацию факторов коммуникативного пространства, влияющих на социальный интеллект (культура, информация, модели и схемы самореализации, стиль и модели поведения участников и др.).
3. Трансляция участникам взаимодействия системы ценностей личности, установок, отношений, оценок.
4. Регуляторно-корректирующая функция, направленная на оптимизацию поведения личности в коммуникативном взаимодействии в соответствии с динамикой этого взаимодействия.
5. Развитие психологических механизмов адаптации личности в социуме через участие в коммуникативном взаимодействии.

Парциальные функции, осуществляемые подструктурами социального интеллекта:

1. Информационно-атрибутивная функция — создание ментальной картины коммуникативного взаимодействия и ее корректировка в процессе коммуникативного взаимодействия личности с другими людьми.
2. Презентация личности участникам коммуникативного взаимодействия.
3. Активизация, интеграция личностных характеристик для обеспечения процесса коммуникативного взаимодействия и управления им.

Новизна предлагаемой структурно-функциональной концепции социального интеллекта заключается в следующем:

— в концепции реализуется социальнопсихологический подход к пониманию социального интеллекта личности (более подробно см.: Лунева, 2010);

— социально-психологические проявления личности рассматриваются в коммуникативном взаимодействии, являющемся элементом коммуникативного пространства;

— сферой реализации способностей социального интеллекта являются как ментальное пространство (интрапсихическое), так и реальное коммуникативное пространство (интерпсихическое);

— в структуру социального интеллекта включены не только способности конструирования реальности, но и способности проектирования и управления поведением личности в коммуникативном взаимодействии;

— социальный интеллект личности рассматривается в тесной взаимосвязи с личностными характеристиками, которые являются не только ресурсами, проявляемыми в коммуникативном взаимодействии, но фактором, влияющим на подструктуры и функции социального интеллекта;

— важнейшей характеристикой личности, оказывающей влияние на все подструктуры социального интеллекта и их компоненты, является система ценностей личности;

— эмпирически выделяемые типы и уровни социального интеллекта детерминированы как социально-психологическими характеристиками личности, так и характеристиками группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Емельянов, Ю. Н. (2001) Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб. : Питер. С. 138-150.

Журавлев, А. Л. и др. (2003) Предмет и структура социальной психологии // Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. М. : ПЕР СЭ. С. 613-616.

Журавлев, А. Л. (2004) Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М. : Ин-т психологии РАН.

Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН.

Ломов, Б. Ф. (2003) Системность в психологии : избр. психолог. труды / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : НПО «МОДЭК».

Лунева, О. В. (2010) Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 146-151.

Лунева, О. В. (2011) Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 231-236.

Росс, Л., Нисбетт, Р. (2000) Человек и ситуация. Уроки социальной психологии : пер. с англ. М. : Аспект Пресс.

A CONCEPTION OF THE SOCIAL INTELLIGENCE OF THE PERSON O. V. Luneva (Moscow University for the Humanities)

Here is presented the author’s conception of the social intelligence of the person. The determinants of the social behaviour of the person in a communicative space are revealed. The theoretical grounds of the conception and the role of the structural and functional approach are shown. Three substructures of social intelligence and its functions are distinguished.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Emel’ianov, Iu. N. (2001) Issledovanie i proek-tirovanie mezhlichnostnykh situatsii kak teoretiko-prikladnoe napravlenie sotsial’noi psikhologii //

Psikhologiia sotsial’nykh situatsii / sost. i obshch. red. N. V. Grishinoi. SPb. : Piter. S. 138-150.

Zhuravlev, A. L. i dr. (2003) Predmet i struktura sotsial’noi psikhologii // Psikhologiia XXI veka : uchebnik dlia vuzov / pod red. V. N. Druzhinina. M. : PER SE. S. 613-616.

Zhuravlev, A. L. (2004) Psikhologiia upravlench-eskogo vzaimodeistviia (teoreticheskie i prikladnye problemy). M. : In-t psikhologii RAN.

Zhuravlev, A. L. (2005) Psikhologiia sovmestnoi deiatel’nosti. M. : In-t psikhologii RAN.

Lomov, B. F. (2003) Sistemnost’ v psikhologii : izbr. psikholog. trudy / pod red. V. A. Baraban-shchikova, D. N. Zavalishinoi, V. A. Ponomarenko. M. : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta ; Voronezh : NPO «MODEK».

Luneva, O. V. (2010) Sotsial’nyi intellekt kak kat-egoriia sotsial’noi psikhologii // Znanie. Ponimanie. Umenie. №1. S. 146-151.

Luneva, O. V. (2011) Teoreticheskie osnovaniia kontseptsii sotsial’nogo intellekta // Znanie. Poni-manie. Umenie. № 3. S. 231-236.

Ross, L., Nisbett, R. (2000) Chelovek i situatsiia. Uroki sotsial’noi psikhologii : per. s angl. M. : Aspekt Press.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ПАРЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ the social intelligence of the person communicative space social abilities the structural and functional approach
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты