Спросить
Войти
Категория: Психология

Агрессивность к другой культуре как антикультура

Автор: Карягина Ю.А.

Агрессивность к другой культуре как антикультура

Ю.А. Карягина, ассистент кафедры философии,

Оренбургский ГАУ

Сегодня столкновение в процессе межкульту-рализма различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодополнения (развития), но с другой — может стать источником негативного конфликта. Это происходит потому, что человеку легче общаться с тем, кто разделяет его точку зрения, имеет схожие ценности и убеждения, культуру поведения и эмоциональности. Но ему не всегда уютно среди людей, имеющих Другую, неизвестную культуру. Степень такой не-комфортности зависит от ситуации, в которой происходит «встреча» различных культур, и от личных качеств человека. Если ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантно-сти, враждебности по отношению к Другому, что является серьезным шагом к конфликту. Многочисленные проявления таких конфликтов, нетерпимости показывают, что современный молодой человек не готов к конструктивному диалогу с представителем другой культуры. Возникновение коммуникативных барьеров, негативных стереотипов и предубеждений увеличивает дистанцию между людьми в процессе общения, степень взаимного недоверия и деформирует характер взаимодействия. Позитивное решение ситуации возможно, если человек способен к пониманию, принятию Другого таким, каков он есть, если культурные отличия он рассматривает в качестве одной из альтернатив человеческого бытия, если в своем личностном становлении он достигает поликультурности.

В связи с тем, что категория «поликультурность» — это сложное, многоплановое образование, в котором отражаются философский, социокультурный, духовный аспекты, данным понятием обозначают и явление, и принцип, и способность человека, и качество личности. Например, поликультурность как явление представляет собой полиэтничность, поликонфессиональность среды, «языковую, культурную, ментальную разнородность общества» [2, с. 5]. Существует подход к интерпретации поликультурности как способности человека вести диалог с другими культурами. Поликультурность как качество личности проявляется в межкультурном взаимодействии путем осознания и преодоления негативных культурных стереотипов, признания альтернативных мнений, действий. Таким образом, мы видим, что поликультурность — это реально существующее явление общественной жизни, которое отражает его разнообразную культурную палитру.

Систематизация знаний мыслителей, педагогов различных исторических эпох позволяет определить в структуре поликультурности следующие составляющие: 1) гуманность (способность к сопереживанию и содействию, доброте и ценностному признанию); 2) гражданственность (признание общечеловеческих ценностей и норм цивилизованного бытия); 3) кросс-культурная грамотность (уровень постижения Другой культуры, на котором признаются ее особенности); 4) культура общения (показатель достигнутого личностью уровня общей культуры, самоопределения, самореализации); 5) культурная самоидентификация личности (осознание своей принадлежности к культуре, самостоятельное принятие культурных ценностей той или иной идентичности).

Эти компоненты находятся в непосредственной взаимосвязи и являются неотъемлемой частью поликультурности, обеспечивая ее целостность. В основе же поликультурности лежит принцип ненасилия, который предполагает: 1) утверждение ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности, 2) использование мирных средств для разрешения конфликтов, 3) способность ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим [1, с. 164].

Гуманистическая этика ненасилия требует от человека социальной ответственности, определенного напряжения познавательных и нравственных сил. Поликультурность как качество личности, с одной стороны, обеспечивает позитивный характер общения в социальном пространстве (является условием социализации, вхождения человека в культуру), а с другой стороны, развивает индивидуальность, самостоятельность, творческую активность человека (является условием становления его субъектности).

Становление в личном образе человека поликультурности как качества — это сложный, постепенный процесс. На наш взгляд, первый осмысленный шаг в поликультурном становлении, который делает человек, — это непротивление культурному многообразию. Достаточно не проявлять агрессивности, сдерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к иному, новому, чтобы не впасть в антикультурную позицию. Неспособность достичь уровня непротивления культурному многообразию означает уже укоренившуюся в человеке интолерантность. Если же он не противится Другому, значит, существует перспектива дальнейшего поликультурного развития.

Однако человек, сделавший первый шаг, может не пойти дальше, остаться на уровне непротивления, то есть он рискует оказаться готовым к диалогу, но не вступать в него. Чтобы этого не случилось, необходим второй шаг — познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости, понимание взглядов и поступков Другого человека, формируется культурная грамотность личности. Знания об иной культуре являются непременным компонентом личности, ориентированной на согласие. Кроме того, знакомясь с различными культурами, человек лучше понимает собственную культуру, свою неповторимость, прошлое, настоящее и будущее, полнее соотносит себя с Другими.

В процессе познания окружающих культур, происходит осознание объективности культурного многообразия. То есть совершается третий шаг — признание Другого. В этом плане для поликуль-турного развития личности необходимо присвоение главных ценностей взаимоотношений: признание ненасилия над Другим, равноправие в культурном развитии, наличие общечеловеческих ценностей. Одинаковая для всех культура объективно невозможна, но присвоение общечеловеческих ценностей важно для мира в сообществе. В результате формируется способность преодоления эгоцентризма, конфронтации и сопротивления культурным различиям, отказ от притязаний на универсальность.

Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является четвертым шагом в поликультурном развитии. Это означает, что человек принимает в качестве естественной позитивную оценку культурных различий. Он изначально ориентирован на ценность каждой культуры и, значит, способен согласовывать свои поступки с установками Других людей на принципах толерантности. Владение человеком такими внутренними качествами, как признание и принятие поликультурного мира, опирается на способность личности к рефлексии, то есть на умение оценивать свои действия, обсуждать с самим собой явления, с которыми он сталкивается в жизнедеятельности.

Пятым шагом в процессе поликультурного развития личности является направленный интерес к различным культурам. Высокое положение данного уровня объясняется такой характеристикой проявленного интереса, как устойчивость. Подлинно устойчивый интерес человека к культурному разнообразию, как результат предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в потребность поликультурного освоения мира. Она побуждает личность к поиску новых знаний о разнообразных культурах, к другопониманию.

Седьмой шаг — межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности вступать в активный диалог или полилог, что ведет к взаимодополнению культур и их

дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп. Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость иным культурам, ценностям и взглядам, любым другим различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не возникают сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов. Таким образом, поликультурность человека обеспечивается последовательным духовным, нравственным, эмоциональным, интеллектуальным развитием.

Однако существует и обратный процесс. Как в кривом зеркале, отражением открытой личности выступает личность, отрицающая право на культурную альтернативу, агрессивно настроенная по отношению к Другому. Если путь от непротивления культурному многообразию к открытости иным культурам, ценностям и взглядам, любым другим различиям — это становление поликультурности человека, то движение личности к проявлению агрессии, жестокости — это антикультура.

Одним из первых признаков враждебности к культурным различиям является интолерант-ность человека. Она характеризуется негативным отношением к особенностям культуры любой аут-группы, то есть группы, к которой данная личность не принадлежит, отсутствием признания за другими права быть такими, какие они есть.

Понимание Другого — это важная составляющая часть рефлексивного сознания и основание, шаг к признанию. Соответственно, культурная неграмотность как следствие интолерантности — это препятствие на пути к культурному общению, так как она не дает человеку представлений о многогранной картине мира, уникальности культур и людей. Кроме того, культурная неграмотность ограничивает возможности познания собственной культуры, поскольку не происходит оценивания самобытности Других культур, а значит, снижается уровень ценностного восприятия культуры как таковой и образованности как результата приобщения к культуре. Таким образом, препятствуя пониманию, признанию Другого, культурная неграмотность способствует развитию непризнания и эгоцентризма, когда происходит видение мира через призму только своих интересов (Ж. Пиаже). В этом случае для человека важна только своя личная перспектива событий.

Следующим признаком развития в человеке антикультуры становится переход от культурного эгоцентризма, в основе которого находится пренебрежение спецификой инаковости, к неприятию многогранности, полифоничности культурного мира, отрицанию естественных культурных различий. Это означает негативную культурную установку личности по отношению к Другому, препятствие адекватному восприятию, так как на данном этапе уже формируются предубеждения, отрицательные культурные стереотипы.

В процессе движения к антикультуре человек проявляет безразличие к иным культурам (максимально выраженную степень пассивной терпимости). Он равнодушен к новым знаниям о других культурах, а значит, безучастен к ним и ограничен в возможностях активного вхождения в культуру и образование. У личности не возникает и потребности в поликультурном освоении мира. Более того, неприятие многокультурности и безразличие к культурной специфике могут вызвать их отрицание, раздражение к особенностям Других культур. С этого начинается открытое проявление антикультурной позиции личности в общении с другими людьми. Тем более нельзя говорить о поликультурности личности, если в ситуации межкультурного пересечения она окажет противодействие Другому. Это результат сознательного отказа человека от диалога.

Главным показателем формирования антикультурных установок в сознании личности является ее агрессия по отношению к культуре Другого. Агрессия представляет собой деструктивное поведение человека, которое вызывает только отрицательные эмоции, состояние подавленности и возможность дискриминации по какому-либо культурному признаку, предполагает максимально выраженную степень активной нетерпимости. Она может быть вызвана разными причинами (психологическими, социальными), но деструктивная агрессия становится преградой культурного развития, взаимодополнения, общения. Деструктивная агрессия — это и есть антикультура.

Литература

1 Богуславская, С.М. Принципы ненасилия как основа диалога культур // Сб. материалов международной научно-прак-тической конференции «Роль университетской науки в региональном сообществе». Ч. II. Москва-Оренбург, 2003. С. 162-165.
2 Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поли культурной России // Педагогика. 1996. №6. С. 3—11.
3 Пиаже, Ж. Суждения и рассуждения ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. 288 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты