Спросить
Войти
Категория: Психология

Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье

Автор: Гурова Елена Васильевна

Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье

Е. В. Гурова, Е. Г. Суркова (Московский гуманитарный университет)

В статье исследуется способность к творческой самореализации у молодых людей, занимающих различные сиблинговые позиции. Показываются личностные детерминанты, характеризующие особенности творческой самореализации у юношей и девушек c различными сиблинговыми позициями. Ключевые слова: творческая самореализация, копинг-стратегии, развитие личности, творческий потенциал личности, сиблинговая позиция, система убеждений личности.

Несмотря на то что в современной литературе встречается не так много работ, касающихся поиска взаимосвязи между очередностью рождения и личностными особенностями ребенка, ряд современных российских и зарубежных психологов отмечают, что порядок рождения во многом определяет пути развития человека в будущем, свойства и черты его характера, стиль жизни (Анастази, 2008: 364; Карабанова, 2004: 243; Шенбек, 2010: 12; ЗиНо&й&ау, 1996: 3). Хорошо известно, что первенцы проявляют большую заинтересованность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответственны в учебе, амбициозны, уверены в себе, склонны к доминированию в межличностных отношениях со сверстниками, при этом более подвержены тревоге и невротизации, а вторые и последующие дети в большей степени ориентированы на общение, более адаптивны, готовы к сотрудничеству, менее привержены условностям, открыты для нового опыта. Однако большая часть исследований в этой области была направлена непосредственно на изучение личностных особенностей детей, занимающих ту или иную сиблинговую позицию. Практически не изучены особенности личности, связанные с порядком рождения человека, на более поздних этапах его развития. Результаты подобных исследований, несомненно, могли бы представлять как теоретический, так и практический научный интерес.

В связи с этим объектом нашего исследования были избраны молодые люди из семей с разным статусом детности, занимающие различные сиблинговые позиции. Нас интересовала их способность к творческой самореализации. При этом мы исходили из предположения ряда авторов о том, что связь между личностными особенностями человека и его сиблинговой позицией сохраняется на протяжении всей жизни, и в частности влияет на его способность к творческой самореализации.

Способность человека к творческой и личностной самореализации мы склонны рассматривать как сложную систему, формирование и развитие которой зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются система убеждений человека относительно себя и своей способности влиять на окружающую действительность; творческий потенциал личности и специфика поведенческих стратегий разрешения творческих и жизненных проблем. Безусловно, не существует единой модели самореализации, конкретные ее формы, способы и виды различны, а в неповторимости форм реализации потребности в самовыражении состоит загадка человеческой индивидуальности.

Методы исследования: «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева (Леонтьев, Рассказова, 2006: 63); опросник «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник (Туник, 1997: 67); опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS Хобфолла (Hobfoll, 1996); «Самоактуа-лизационный тест» (Гозман, Кроз, Латинская, 1995: 43) и методы математической статистики (программа «STATISTICA 6.0»).

Исследование было проведено среди студентов первого — пятого курсов московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет, являющихся старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Всего в исследовании приняли участие 90 чел. (30 из них являются единственными детьми в семье, 28 — старшими, 28 — младшими, 4 — средними).

На первом этапе исследования было произведено сравнение двух групп молодых людей (1-я группа — единственные дети, 30 чел.; 2-я группа — неединственные дети, 60 чел.) по трем группам измеряемых показателей (система убеждений относительно собственной способности к самореализации, личностная креативность, применяемые копинг-стра-тегии).

Полученные результаты характеризуют единственных детей как людей, в большей степени, чем остальные, принимающих риск в качестве способа приобретения опыта, готовых действовать без надежных гарантий успеха, отстаивая при этом свою точку зрения, позицию в отношении какого-либо вопроса (табл. 1). Они склонны руководствоваться собственными убеждениями, целями, установками и принципами; свободны в выборе стратегий поведения в той или иной жизненной ситуации; оценивают по достоинству положительные свойства собственного характера и уважают себя за них. Это, безусловно, связано с тем, что на единственных детей родителями в процессе их воспитания, как правило, возлагаются большие надежды и предъявляются большие требования, которые им не с кем разделить. Благодаря этому они привыкают принимать решения ответственно и самостоятельно. Единственным детям уделяется много внимания и времени, им ни с кем не приходится делить родительские любовь и заботу, что влияет на уровень самооценки и самоуважения ребенка.

Для изучения особенностей творческой самореализации старших и младших детей в семье также был использован непараметрический И-критерий Манна — Уитни для сравнения двух несвязанных выборок. Было произведено сравнение двух групп молодых людей (1-я группа — старшие дети, 28 чел.; 2-я группа — младшие дети, 28 чел.) по трем группам измеряемых показателей (система убеждений относительно собственной способности к самореализации, личностная креативность, применяемые копинг-стратегии) (таб. 2).

Благодаря приведенным в таблице данным, мы видим, что значимые различия в контексте способности к творческой самореализации у старших и младших детей заключаются в разных показателях по шкале представлений о природе человека и по шкале самоуважения. Младшие дети в семье более склонны воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры»), в большей степени склонны оценивать по достоинству собственные положительные свойства характера и уважать себя за них. Это связано с тем, что младшим детям зачастую оказывается больше внимания, чем старшим, их

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ И СИБЛИНГОВ (СРАВНЕНИЕ ДВУХ ГРУПП ИСПЫТУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ И-КРИТЕРИЯ МАННА — УИТНИ)

Признак Среднее значение Стандартное отклонение р

Единственные дети Сиблинги Единственные дети Сиблинги

Принятие риска («Тест жизнестойкости») 21,13 18,71 4,5 4,33 0,003

Поддержка (зависимость/независимость поведения от воздействия извне) (шкала «САТ») 52,6 48,63 8,91 7,89 0,03

Самоуважение (шкала «САТ») 10,76 9,5 2,52 4 7 2, 0,04

Склонность к риску (шкала теста «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник) 18,23 15,83 3,46 3,41 0,005

Таблица 2

ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ И МЛАДШИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ (СРАВНЕНИЕ ДВУХ ГРУПП ИСПЫТУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ И-КРИТЕРИЯ МАННА — УИТНИ)

Признак Среднее значение Стандартное отклонение

Старшие дети Младшие дети Старшие дети Младшие дети р

Представления о природе человека (шкала «САТ») 4,92 6 1,82 1,69 0,02

Самоуважение (шкала «САТ») 8,46 10,28 2,91 2,29 0,01

чаще балуют, чем старших, и не требуют такой ответственности, как от первенцев.

Таким образом, наши исследования подтверждают факт, что на формирование и развитие личности ребенка значительно влияет семейная ситуация, в которой он воспитывался, а именно порядок его рождения и количество детей в семье. Эти условия во многом определяют жизненный путь человека, профессию, стиль общения с окружающими, выбор супруга и стратегии общения с детьми.

На протяжении всей дальнейшей жизни повзрослевшие дети продолжают выстраивать отношения с окружающими в той форме, которая соответствует их детскому семейному статусу. В связи с этим единственные дети отличаются своей склонностью к уединению, решительностью, рискованностью, независимостью в поступках и поведении. Старшие дети — лидеры, консерваторы, которые чтут традиции, обычаи и, как правило, в течение всей жизни продолжают исполнять роль опекунов, которую родители привили им с детства, для всех, кто их окружает. А младшие, в свою очередь, с детства привыкают к более низкому уровню требований, роли опекаемых, их жизнь складывается иначе, чем жизнь старших и единственных детей, благодаря их более расслабленному отношению к себе и к окружающим.

В нашем исследовании, изучая способность к творческой самореализации единственных, младших и старших детей в семье, мы получили результаты, дающие возможность сформулировать следующие выводы.

1. Способность к творческой самореализации — это личностный комплекс, включающий в себя ряд компонентов: мотивационный, включающий в себя систему убеждений относительно себя, окружающего мира и своей способности влиять ту или иную ситуацию, поведенческий компонент, заключающийся в выборе определенной стратегии разрешения проблемной ситуации, и творческий, касающийся уровня развития творческих способностей. Различия в способности к творческой самореализации у лиц юношеского возраста, имевших разные сиблинговые позиции в семье, объясняются в основном особенностями их системы убеждений о себе и окружающем мире, поэтому не обнаружено связи между уровнем развития большинства компонентов творческого потенциала личности и сиблинго-вой позицией ребенка.
2. Стратегия творческой реализации единственных детей — это стратегия необходимости оправдать ожидания. Она основана на большей склонности к риску в принятии решений, готовности действовать без надежных гарантий успеха, большей амбициозности и склонности к ответственным и независимым поступкам.
3. Стратегия творческой самореализации младших детей — это стратегия творческой игры. Она строится на убеждении о дружественном отношении окружающего мира к человеку и продуктам его самореализации. Младшие дети склонны воспринимать окружающий мир в целом более позитивно и обладают более высоким уровнем самоуважения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Анастази, А. (2008) Психологическое тестирование. М. : Директ-Медиа.

Гозман, Л. Я., Кроз, М. В., Латинская, М. В. (1995) Самоактуализационный тест : учеб. пособие. М. : Российское педагогическое агентство.

Карабанова, О. А. (2004) Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. М. : Гардарики.

Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006) Тест жизнестойкости. М. : Смысл.

Туник, Е. Е. (1997) Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. : СПбУПМ.

Шенбек, Э. (2010) Старший, средний, младший... Как очередность рождения ребенка влияет на формирование его личности. М. : Ломоносовъ.

Hobfoll, S. E. (1996) Social Support: Will You Be There when I Need You? // A Lifetime of Relationships / Ed. by N. Vanzetti, S. Duck. Monterey, CA : Brooks/Cole Publishing Co. P. 46-74.

Sulloway, F. (1996) Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics, and Creative Lives. N. Y. : Pantheon Books.

THE ABILITY FOR THE CREATIVE SELF-REALIZATION OF YOUNG PEOPLE WITH A DIFFERENT SIBLING POSITION IN THE FAMILY E. G. Surkova, E. V. Gurova (Moscow University for the Humanities)

The article explores the ability for the creative self-realization of young people who have different

sibling positions. The authors show personal determinants that characterize the features of creative self-realization among young people with different sibling positions.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Anastazi, A. (2008) Psikhologicheskoe testiro-vanie. M. : Direkt-Media.

Gozman, L. Ia., Kroz, M. V., Latinskaia, M. V. (1995) Samoaktualizatsionnyi test : ucheb. posobie. M. : Rossiiskoe pedagogicheskoe agentstvo.

Karabanova, O. A. (2004) Psikhologiia semei-nykh otnoshenii i osnovy semeinogo konsul’tirova-niia : ucheb. posobie. M. : Gardariki.

Leont’ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006) Test zhiznestoikosti. M. : Smysl.

Tunik, E. E. (1997) Psikhodiagnostika tvorche-skogo myshleniia. Kreativnye testy. SPb. : SPbUPM.

Shenbek, E. (2010) Starshii, srednii, mladshii... Kak ocherednost’ rozhdeniia rebenka vliiaet na formirovanie ego lichnosti. M. : Lomonosov».

Hobfoll, S. E. (1996) Social Support: Will You Be There when I Need You? // A Lifetime of Relationships / Ed. by N. Vanzetti, S. Duck. Monterey, CA : Brooks/Cole Publishing Co. P. 46-74.

Sulloway, F. (1996) Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics, and Creative Lives. N. Y. : Pantheon Books.

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ personality’s belief system creative self-realization coping strategies personality development
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты