Спросить
Войти
Категория: Психология

Модель формирования безопасного поведения личности

Автор: Исмаилов Шарип Османович

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

УДК 372.8

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

©гою Исмаилов Ш.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

Обосновываются модель и содержание безопасного поведения личности, определены основы, особенности и условия формирования безопасного поведения.

The author of the article proves the model of a person’s safe behaviour and its content, and defines bases, features and conditions of the development of the safe behaviour.

Основной целью педагогической работы учителя безопасности жизнедеятельности выступает формирование готовности личности к безопасной жизнедеятельности через полное и всеобъемлющее отражение специфики и особенностей ее осуществления в период обучения в образовательных заведениях, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и т.д. Чтобы обеспечить успех в обучении и воспитании, прогнозировать результативность своей работы, учитель должен уметь моделировать процесс формирования готовности к безопасному поведению.

Таким образом, можно вести речь о существовании модели, характеризующей способность личности к безопасной жизнедеятельности в окружающем социуме [7]. Исходными положениями, определяющими содержание готовности личности к безопасной жизнедеятельности, являются возможности и способности субъекта удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке и т.д. [5]. Кроме того, личности делятся на тех, у кого есть такие возможности и способности, и тех, у кого в какой-то степени они ограничены, вследствие чего для выявления данных ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в психофизиологическом и социальном аспектах.

С психофизиологической точки зрения безопасное поведение личности определяется деятельностью психики и мозга, соотношением социального и биологического в субъекте. Следует отметить, что психика индивида представляет собой одну из форм отражательной активности мозга, а психическая деятельность характеризует высший уровень функционирования мозга, специфическими признаками которого является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к действию [2].

Любая познавательная и эмоциональная активность, волевая регуляция поведения личности опираются на нервно-физиологический материальный базис и предполагают соответствующие процессы в нервной системе [2]. С этих позиций для учителя безопасности жизнедеятельности обязательно и важно понимание

Психолого-педагогические науки • • •

того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер, поскольку качества безопасной личности, определяющие ее состояние в кризисных или экстремальных ситуациях, при взаимодействии с окружающей средой, общении и т.д. опираются на соответствующие нейрофизиологические процессы и свойства нервной системы. Кроме того, важное значение для учителя безопасности жизнедеятельности имеет учет особенностей физиологии высшей нервной деятельности, что помогает прогнозировать опасности по отношению к себе и к окружающему миру и другим людям, вовремя помочь разобраться в экстремальной ситуации или с поставленной задачей и т.д.

Первыми сигналами неблагополучия, формирующими состояние повышенного риска, выступают напряжение и изменение деятельности высших отделов центральной нервной системы, возникающие чаще всего на фоне утомления и биоэнергетического дефицита [1].

Чаще всего при встрече с различного рода опасностями, сложностями, неудачами человек впадает в состояние аффекта, физиологического и эмоционального стресса, когда он рассматривает опасность как угрожающее, трудное состояние. При физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, а при эмоциональном (психологическом) стрессе он наступает заблаговременно. Следует отметить, что воля при этом в какой-то степени подчинена человеку и регулируема, а эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний.

Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику личности специальными методами и средствами, формируя волю, можно на сознательном уровне контролировать эмоции. При этом исследователи в поисках ответа на вопрос, что нужно знать и уметь делать, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при

31

неблагоприятной ситуации, как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой и другими спутниками страха, отмечают три психофизиологических механизма влияния:

- безусловно-рефлекторный, срабатывающий тогда, когда действуют некоторые раздражители (темнота, проявление чувства страха перед другим человеком, незнание как действовать в ситуации и т.д.), являющиеся безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени, ослабевающими по мере адаптации к такого рода воздействиям, где безусловные рефлексы, эмоции страха тормозятся и даже полностью исчезают;

- условно-рефлекторный, действующий тогда, когда субъект, получив некоторый отрицательный опыт, вырабатывает условный рефлекс на те элементы ситуации, которые уже сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее реальной опасности. Поэтому страх может вызываться практически любым фактором, если он раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности. Знание его механизма позволяет воздействовать на опасность, использовать в своей практике процесс «торможения» данного рефлекса;

- интеллектуальный, характеризующий чувство страха как следствие мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т.д., где внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление выступают факторами, усугубляющими небезопасное поведение человека.

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно, а обученный действовать под воздействием страха, способный адаптироваться к нему и психологически, выходит победителем из экстремального положения, оказав помощь другим людям.

«Страх способен не только унизить человека, но и возвысить его.

32

Известия ДГПУ, №2, 2010

Не то главное, что человек боится, а то, именно чего он боится, за что именно он боится. Человек не боится ответственности за чужие ошибки, ему нечего бояться, если он прав, -это бесстрашие. Не страшно и если ты знаешь как действовать и что делать. Но страшно не знать как действовать. И в этом случае высока ответственность каждого. Нельзя размазывать границы бесстрашия. Человек должен знать границы страха и бесстрашия» [6].

Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть экстремального характера, человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его действия и поведение будет трудно предугадать, что может привести к опасным последствиям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, модель безопасного поведения личности должна включать определенный уровень психологической устойчивости и готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. Поэтому содержанием уровней психологической устойчивости личности являются: стойкие общинноколлективистские мотивы поведения; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Они в совокупности составляют основу модели безопасного поведения личности. При этом уровень психологической готовности определяется предвидением опасностей; осознанием возможностей уклониться от опасности; наличием навыка преодоления опасности, что характеризует содержание безопасного поведения личности.

Социальная характеристика безопасного поведения личности выражается в активности в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с окружающей средой, построения общественноправовых отношений в обществе, общении, личном физическом развитии и выполнении других действий (служба в армии, взаимоотношения с государственными административными и правоохранительными органами и т.д.).

Следует отметить, что в современной ситуации решающая роль принадлежит реализации личностных интересов, вследствие чего появилось и существует так называемое деструктивное поведение, которому характерно причинение вреда человеку и обществу в целом. В качестве причин появления деструктивного поведения рассматривают:

- не всегда достигаемое в процессе жизнедеятельности комфортное состояние (неприятности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, неудачи на различной почве и т.д.);

- нарастание количества событий в обществе, имеющее большое значение для конкретной личности и отражающееся на его безопасности;

- изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации;

- необходимость принятия жизненно важных решений уже на ранних этапах жизненного пути.

Предшествующие поколения не сталкивались с этими явлениями, вследствие чего не выработана способность эффективно адаптироваться к быстрому изменению ситуаций [3]. При этом содержательно деструктивное поведение предопределяют:

- аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с применением определенных веществ (спиртное, наркотики), чрезмерным увлечением музыкой, религией и т.д.;

- антисоциальное поведение с противоправными, не соответствующими этике и нормам морали современного общества действиями;

- суицидное поведение, определяемое склонностью к самоубийству и обусловленное рядом факторов: изоляция от общества, беспомощность (в том числе физическая, правовая, интеллектуальная и т.д.), безнадежность будущего, отсутствие чувства собственной независимости;

- конформистское поведение, предполагающее приверженность к официальным точкам зрения, отсутствие индивидуальности и т.д.;

Психолого-педагогические науки • • •

- нарцистическое поведение, основанное на фантазии, повышенной чувствительности к оценкам других людей, вследствие чего отсутствует сочувствие к другим людям, ко всему окружающему;

- фанатическое поведение, обусловленное слепой приверженностью какой-либо идее;

- аутическое поведение, вызывающее затруднения социальных, общественных контактов, оторванность от реальной действительности и т.д.

Рассмотрение безопасного поведения личности в социальном аспекте позволяет отразить основные психолого-педагогические условия его формирования, к которым мы относим: осознание единства природы, общества, человека в энергетическом плане; понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личности; овладение технологией оптимального взаимодействия с природой, техникой, другими людьми; приобретение способностей извлекать из самого себя необходимые ресурсы для безопасного существования.

Таким образом, отличительной особенностью безопасного поведения личности выступает накопление жизненного опыта исходя из требований, предъявляемых средой обитания (природа, общество и т.д.) и включающих:

- общественно-коллективистские мотивы поведения субъекта;

- позитивное, бережное отношение к окружающему миру;

- готовность к обеспечению безопасной жизнедеятельности во всех областях;

- навыки защиты от угроз природы, людей, угроз, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Значит, содержание формирования безопасного поведения личности определяется наличием трех основных компонентов, единство которых существенно влияет на уровень комфортного взаимодействия личности и сред обитания, в качестве которых выступают: предвидение

опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

33

Формируя содержание данных компонентов, учитель основ безопасности жизнедеятельности передает знания, создает условия для приобретения умений и навыков по предвидению опасности, что предполагает:

- оценку ситуации (вида опасности, характера развития опасности, последствий опасности, наличия правовой и нормативно-практической подготовленности и т.д.);

- предвидение опасности от среды обитания (природной; техногенной, социальной: в случае военной обстановки);

- предвидение опасности от собственного «Я» (себе, среде обитания, другим людям).

Следовательно, осознание опасности подразумевает знание личностью природы возникновения и характера развития опасной ситуации; своих возможностей и сил по преодолению опасности; умений правильно оценить ситуацию и т.д. Учитель безопасности жизнедеятельности обязан выработать уверенность в том, что личность, не сумев уклониться от опасности, все же способна преодолеть ее последствия. Это заключается в умении вести себя адекватно сложившейся ситуации (на воде; в лесу; при пожаре; в горах и т.д.); в знании способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности или во время опасности, применение способов борьбы с последствиями опасностей); во владении навыками само- и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, поражении током, укусах и т.д.).

Таким образом, имея представление о содержании безопасного поведения личности и об условиях протекания педагогического процесса по его формированию, учитель может через мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект обеспечить готовность к оказанию помощи в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т.д.); в реализации личностных человеческих качеств (благородство, честность, доброта, щедрость и т.д.). При

34

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

этом целью формирования безопасного поведения личности выступает выработка умений и навыков, позволяющих строить свою деятельность с

Примечания

позиций снижения уровня исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

1. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М. : Физкультура и спорт, 1990. 191 с. 2. Давыдов В. В. Психологический словарь. М., 1984. 3. Короленко У. П., Донских Г. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск : Наука, 1990. 222 с. 4. Михайлов Л. А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1. СПб., 1995. 25 с. 5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. М. : Учпедгиз, 1946. 94 с. 6. Тарасов В. К. Технология жизни. Книга для героев. СПб., 1992. 7. Шершнев Л. И. Безопасность человека. М., 1994.

Статья поступила в редакцию 16.04.2010 г.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЕ ОСОЗНАНИЕ ОПАСНОСТИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты