М.И. ГАЙДАР (Воронеж)
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Обсуждается актуальная проблема личностной самоэффективности студентов- психологов. Выявлен нелинейный характер динамики личностной самоэффективности будущих психологов в период обучения в вузе. Показана связь личностной самоэффективности с представлениями о профессии, уровнем профессиональной самооценки и профессиональных притязаний, а также с имеющимся у студентов опытом работы.
Начиная с 90-х годов прошлого века профессия психолога стала в нашей стране широко распространенной. Однако пока в психологической науке существуют фрагментарные знания и представления о профессии и личности психолога, особенностях его профессиональной подготовки. Их разрозненность и несистематизирован-ность являются на сегодняшний день отличительной чертой располагающейся на стыке общей, педагогической, возрастной, социальной, профессиональной психологии пограничной области, которую можно назвать психологией психологов (Гайдар 2006). Сегодня требуется повышенное внимание к изучению психологии психологов на всех этапах профессионализации этих специалистов. В рамках этой области мы относим к числу актуальных исследование личностной самоэффективности психологов, видя в последней существенный ресурс для их эффективной подготовки и успешной трудовой деятельности.
До сих пор остается неизученной самоэффективность как студентов-психо-логов, так и уже работающих психологов. Вместе с тем она является профессионально значимой для тех и других. Первым самоэффективность помогает лучше подготовиться к трудовой деятельности, усваивать материал, приобретать профессиональный опыт в ходе практик, занятий научной работой в вузе. Вторым - дает возможность на деле воплотить все то, что усвоено в вузе, и развиваться далее в профессиональном и личностном плане. Самоэффективность специалиста как бы «вырастает» из самоэффективности студента. Поэтому ее развитие является одной из первостепенных задач вуза.
Под самоэффективностью мы понимаем представления человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным в деятельности, общении, поведении в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта.
Говоря о самоэффективности психологов, считаем целесообразным особо выделить такой ее вид, как личностная самоэффективность (Гайдар 2007). Она представляет собой интегративную психологическую характеристику, включающую осознание психологом наличия у себя профессионально важных качеств (ПВК), которые, как ему представляется, будут востребованы при выполнении профессиональных функций, обеспечат успешность решения стоящих перед ним задач и уверенность в своей способности актуализировать их, используя как особое средство в работе с людьми, как профессиональный инструмент.
Нами было предпринято эмпирическое исследование с целью изучения динамики личностной самоэффективности сту-дентов-психологов в период обучения в вузе. В нем проверялась гипотеза о том, что развитие личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе характеризуется динамикой, носящей нелинейный характер, а именно: на 1-м курсе уровень личностной самоэффективности студентов-психологов невысок, затем на 2-м курсе он повышается, на 3-м - снижается, на 4-м курсе снова возрастает, после чего на 5-м курсе вновь происходит снижение. Дополнительная гипотеза состояла в том, что личностная самоэффективность будет выше у тех сту-дентов-психологов, кто уже в годы обучения в вузе имеет опыт самостоятельной профессиональной деятельности.
В качестве базы исследования выступили факультет философии и психологии Воронежского госуниверситета и психологический факультет Воронежского филиала Московской открытой социальной академии. Объектом эмпирического исследования являлись студенты-психологи
© Гайдар М.И., 2008
В работе использовался следующий комплекс методик, разработанных нами специально в целях исследования.
В паспортичку к опроснику был включен вопрос об опыте работы испытуемых. Его цель - выявить факт наличия опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Анализ ответов на него был направлен на проверку предположения о том, что наличие у студентов-психологов опыта работы, связанного с психологией, сочетается с более высоким уровнем их личностной самоэффективности. Ответы испытуемых о наличии опыта работы психологом получали 2 балла, тех, у кого имеющийся опыт работы не связан с психологией, - 1 балл, а ответы об отсутствии опыта работы - 0 баллов.
Эмпирические данные обрабатывались качественными и количественными методами. Качественный анализ использовался при анализе проективной рисуночной методики «Я как будущий профессионал». Для определения покурсовой динамики
личностной самоэффективности студентов-психологов применялся метод оценки значимости различий ^ - критерий Стьюден-та). Для выявления взаимосвязи личностной самоэффективности студентов-психо-логов с параметрами их профессионального самосознания (профессиональной самооценкой, уровнем профессиональных притязаний) использовался коэффициент корреляции Пирсона.
Перейдем к результатам исследования. С помощью опросника личностной самоэффективности студентов-психологов нами выявлены следующие статистически подтвержденные факты:
• у большинства студентов-психологов, независимо от курса обучения, преобладает средний уровень личностной самоэффективности;
• низкий уровень личностной самоэффективности чаще встречается у студентов 1, 3 и 5-го курсов, а высокий - у студентов 2-го и 4-го курсов;
• динамика личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе имеет нелинейный характер, а именно: в целом на 1-м курсе ее уровень невысок, на 2-м курсе он повышается за счет увеличения числа тех, у кого высокий и выше среднего уровни личностной самоэффективности, на 3-м курсе этот уровень снова снижается, затем на 4-м возрастает у большей части студентов, на 5-м курсе вновь в целом падает;
• имеется связь между опытом работы и уровнем личностной самоэффективности: студенты, имеющие опыт работы (как по специальности, так и непсихологической), обладают более высоким уровнем личностной самоэффективности.
При помощи самооценочной методики мы выяснили следующее:
• у большинства студентов, независимо от курса обучения, преобладают средние уровни профессиональной самооценки, профессиональных притязаний и личностной самоэффективности;
• высокий уровень личностной самоэффективности чаще встречается у студентов 2 и 4-го курсов, а низкий - у студентов 1, 3 и 5-го курсов;
• от 1-го к 5-му курсу последовательно уменьшается число студентов с завышенным уровнем профессиональных притязаний и одновременно растет число студентов со средней профессиональной самооценкой;
• нелинейный характер динамики личностной самоэффективности, выявленный по самооценочной методике, во многом совпадает с установленным по опроснику личностной самоэффективности студентов-психологов.
Анализ результатов проективной рисуночной методики «Я как будущий профессионал» показал, что выборка будущих психологов разделилась на три группы: 1) на разных курсах рисунки от 7 до 47% студентов (в среднем 25,1%) не связаны ни с какой профессиональной деятельностью; 2) от 14 до 37% испытуемых (в среднем 28,8%) изобразили на рисунках профессиональную деятельность неопределенного содержания; 3) рисунки с четким изображением профессиональной деятельности психолога принадлежат 33 - 60% студентов разных курсов (в среднем 46,1%). Профессиональная деятельность психолога чаще всего преобладает на рисунках у студентов 1, 3, 4-го курсов, среди второкурсников больше всего рисунков, не связанных ни с какой профессиональной деятельностью, а у пятикурсников обнаружено достаточно равномерное распределение всех трех вариантов рисунков.
Статистическая проверка показала, что различия в уровне личностной самоэффективности студентов, изобразивших профессиональную деятельность психолога и неопределенную профессиональную деятельность, а также тех, чьи рисунки не связаны с профессиональной деятельностью, статистически незначимы (при а < 0,05). Однако у студентов, изобразивших профессиональную деятельность психолога и не изобразивших никакой профессиональной деятельности, различия в уровне личностной самоэффективности оказались значимыми при а < 0,05. Другими словами, статистически подтвердилась связь между содержанием рисунков студентов и их личностной самоэффективностью: четкое изображение на рисунках профессии психолога сочетается с более высоким уровнем личностной самоэффективности студентов, т.е. студенты, отчетливо представляющие свою будущую профессию, имеют более высокую личностную самоэффективность.
Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования подтвердились основная и дополнительная гипотезы.
Выявленную нелинейную динамику личностной самоэффективности студентов-психологов мы объясняем тем, что на начальном этапе обучения они имеют ограниченные по числу и полноте представления о профессии, ее особенностях, ПВК психолога. Более того, первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, отличающимся от школьных, что вместе с первой причиной и приводит к невысокому уровню личностной самоэффективности.
Однако ко 2-му курсу будущие психологи уже усваивают определенные теоретические основы психологии, в также знания о профессии и личности профессионала. Вероятно, у них возникает впечатление, что, узнав что-то о профессии психолога, они автоматически стали психологами. Это, в свою очередь, влечет за собой повышение уровня личностной самоэффективности.
Но к концу второго - началу третьего года обучения будущие психологи осознают, что они пока еще далеко не профессионалы. Этому способствует переживаемый в данный период известный кризис профессионального развития студентов, сопровождающийся у многих разочарованием в получаемой профессии, недовольством отдельными учебными предметами, сомнениями в правильности профессионального выбора, падением интереса к учебе (Зеер 2006 и др.). На фоне этого вполне объяснимо зафиксированное нами на 3-м курсе некоторое снижение уровня личностной самоэффективности студентов-психологов.
Новое повышение уровня личностной самоэффективности студентов на 4-м курсе мы связываем как с изучением ими различных психологических дисциплин, включенностью в конкретную специализацию, так и с прохождением к этому времени ряда практик (учебных и производственных), позволяющих удостовериться в сформированности своих ПВК и способностей, в умении применять их при решении определенных профессиональных задач в качестве специального «функционального средства» и достигать за счет этого успеха.
На 5-м же курсе студенты осознают, что обучение в вузе заканчивается и в скором времени им предстоит начать самостоятельную профессиональную деятельность. У многих эти тревожные мысли и ожидания сопровождаются сомнениями в собственных возможностях, они ощущают психологическую неготовность к работе по специальности, что является симптомами вновь переживаемого кризиса профессионального развития. В силу этого личностная самоэффективность будущих профессионалов вновь снижается.
Преодоление негативных тенденций в развитии личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе возможно посредством проведения с ними специальной развивающей работы, что представляет собой одну из перспектив дальнейшего исследования данной проблемы.
Бояринцева, А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: дис. ... канд. психол. наук /
A.В. Бояринцева. М., 1995. 249 с.
Гайдар, М.И. Личностная самоэффективность психолога / М.И. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: кол. монография / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 52 - 63.
Гайдар, М.И. Проблема самоэффективности в контексте разработки психологии психологов / М.И. Гайдар // Психология перед вызовом будущего: материалы науч. конф., приуроченной к 40-летнему юб. фак. психологии МГУ, 23 - 24 нояб. 2006. М.: МГУ, 2006. С. 212 - 214.
Деркач, А.А. Психодиагностика и акмео-графия /А.А. Деркач, А.С.Огнев, Ю.Н. Гончаров. Воронеж: ВФ РАГС, 1997. С. 54 - 57.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий /
Э.Ф. Зеер. М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2006. 336 с.
Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема /Р. Шварцер, М. Ерусалем,
B. Ромек // Иностр. психология. 1996. № 7.
C. 71 - 76.
Scheier, M.F. The self-efficacy scale: Construction and validation / M.F.Scheier, J. Maddux [et al.] //Psychological report. 1982. Vol. 51. P. 663-671.