Спросить
Войти
Категория: Психология

Философско-аксиологические основы социально-нравственного воспитания студентов в вузе

Автор: Малыхина Инна Александровна

Философско-аксиологические основы социально-нравственного воспитания студентов в вузе

И. А. Малыхина (Московский гуманитарный педагогический университет)

В статье рассмотрены основные тенденции и направленности личности, доминирующие факторы, влияющие на характер социально-нравственного воспитания студента, исследовано понятие социально-нравственной ориентации. Определены уровни усвоения ценностей; исследованы понятия «установка» и «моральный выбор» применительно к процессу социально-нравственного воспитания студентов.

Направленность личности — это система доминирующих устойчивых мотивов, определяющих поведение и деятельность личности. В понятие «направленность личности» входят потребности, интересы, стремления, взгляды, убеждения, установки, цели, идеалы и т. д. Потребности являются источником деятельности, в ходе которой происходит формирование отдельных идеалов, составляющих высшую цель деятельности, устремлений личности. В обобщенном понимании идеал рассматривается как некий образ, воплощающий наиболее ценные с точки зрения индивидуума черты, — своего рода поведенческий образец. В нашем случае идеал — совокупность определенных норм поведения, определяющих направленность личности на самореализацию главных жизненных целевых программ. Для того чтобы личность увлеклась идеей или идеалом, необходимо формировать в ней интерес к научным, общественным, этическим и другим идеям и потребность в идеале, учитывая ее

духовные запросы в данный момент развития. Для реального процесса воспитания это означает «открытие» для себя студентом общественной или нравственной идеи, отвечающей его духовным потребностям и поискам, что и является тем ответственным моментом нравственного прозрения личности молодого человека, которые писатель Г. Медынский назвал «критической точкой воспитания».

Доминирующий фактор — сильно проявляющаяся направленность личности на идею, она приводит к согласованию интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой и деятельностной стороны личности и к снятию ряда противоречий в структуре личности. Эта согласованность всех сторон духовной и практической деятельности, всех уровней структуры личности, обусловленная ее стремлением к осуществлению идеи, достижению цели, — и есть внутренняя гармония. Подобная внутренняя гармония, в свою очередь, является непременной предпосылкой целостности личности как единства ее сознания, духовных ориентаций и позиций, с одной стороны, и практической деятельности — с другой.

Основную тенденцию личности, выражающуюся в ее направленности на достижение определенных целей и помыслов, составляют интересы и склонности, на основе которых формируется большое количество разнообразных ориентаций. Вышеуказанные компоненты побуждают личность к овладению необходимыми знаниями по конкретному предмету, явлению и т. д. Именно в юношеском возрасте знания (моральные, социальные и др.) характеризуются определенной глубиной, осознанностью и устойчивостью. С точки зрения Л. Ю. Сироткина, развитие объема моральных знаний в юношеском возрасте выражается в способности дифференцировать различные оттенки этических и других категорий. Показателем же осознанности выбора жизненных норм выступает умение соотнести личностные качества с общественными нормами поведения, что выражается в гармоничном соотношении и взаимозависимости ценностей отдельной личности и коллектива. Об устойчивости знаний свидетельствует то, что юношескому возрасту свойственны достаточно

сформированные жизненные принципы (Си-роткин, 1992: 93). Принципы являются той ступенью, через которую знания превращаются в убеждения.

Исходя из того, что категориальное ядро социально-нравственной ориентации составляет понятие «ценность», рассмотрим его в преломлении к процессу становления личности человека. И, в частности, обратимся к анализу категории высших ценностей, определяющих духовно-нравственный мир личности, ее гуманистические установки и направленность.

К высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как Смысл жизни, Добро, Справедливость, Красота, Истина, Свобода и т. д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах» (Уайтхед, 1990: 306). Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума» (В. Франкл). В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто неясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, оказывает отрицательное влияние на качество

социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

Проблема социально-нравственной ориентации хотя и не была объектом специальных научных изысканий, так или иначе ставилась многими учеными, рассматривавшими ее в качестве одной из граней более общей проблемы — социализации личности. Ее, по мнению американских ученых Р. Мертона и Т. Парсонса, разрабатывавших структурно-функциональное направление социологии, мы можем охарактеризовать как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит приспособление и адаптация человека в сложно структурированном социуме.

На основе анализа философской и психо-лого-педагогической литературы мы пришли к убеждению, что ценности носят объективносубъективный характер. Они не привнесены в общественное сознание извне и не являются застывшей и неизменной категорией. Ценности устойчивы в той мере, в какой устойчива цель общественного сознания. На данном уровне ценности носят объективный характер. Став неотъемлемой частью коллективного сознания, они могут интериоризоваться индивидуальным сознанием. Социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, через внутренний мир индивида, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Преломляясь через индивидуальное сознание, ценности начинают носить субъективный характер. Следовательно, каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Моделирование развития личности молодого человека требует обратиться рассмотрению психолого-педагогических оснований решения данной задачи, в частности к анализу базовых понятий, раскрывающих механизмы личностного развития.

Необходимо отметить, что формирование социально-нравственной ориентации — процесс сложный и длительный, который зачастую продолжается в течение всей жизни человека. Одни ценности усваиваются им быстрее и проще, другие требуют более длительного периода времени, по отношению к третьим человек не может определиться вообще. Чем глубже осознает человек общечеловеческие ценности и принимает их как личностные, тем больше он приобщается к культуре.

Анализ научных источников и обобщение положений аксиологии позволили нам определить следующие уровни усвоения тех или иных ценностей:

— формальный — процесс усвоения личностью ценностей осуществляется формально, затрагивая лишь внешнюю сторону личности, когда ценность только фиксируется сознанием человека, не вызывая его последующей целенаправленной деятельности по овладению этой ценностью;

— эмоциональный — субъективно-эмоциональное восприятие и переживание ценностей без полноценного осознания их социальной значимости. Для этого уровня характерна определенная нестабильность социально-нравственной ориентации, поскольку при любом изменении социальной ситуации закономерно происходит смена поведенческих стереотипов личности и относительная трансформация ее интересов и потребностей;

— интериоризующий — обеспечивает достаточно устойчивую социально-нравственную ориентацию в связи с признанием личностью и принятием ею «в себя» тех или иных ценностей и норм, установленных обществом, причем последние в должной мере отвечают и личностным устремлениям человека. В то же время на уровне интериоризации может наблюдаться некоторая непоследовательность социально-нравственных установок личности в том случае, если та или иная ценность актуализируется вследствие каких-либо внешних обстоятельств, что затрудняет процесс усвоения данной ценности;

— мировоззренческий — ценности усваиваются уже на уровне убеждений, что и обеспечивает формирование устойчивой социальнонравственной ориентации.

Важную роль в формировании социальнонравственной ориентации играет установка, толкуемая в «Философском энциклопедическом

словаре» следующим образом: «Установка — различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и волнения, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т. д., но также, прежде всего, в каком виде они нам непосредственно представляются, т. е. то, как они реализуются в мире наших восприятий» (Философский энциклопедический словарь, 1997: 469).

Установка, как правило, возникает при условии взаимодействия двух факторов: потребности и ситуации. Подвергая комплексному анализу такое психологическое явление, как установка, Д. Н. Узнадзе следующим образом определил ее сущность: «В случае наличия какой-либо потребности и ситуации для ее определения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как готовность, как установку его к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение его актуальной потребности» (Узнадзе, 1961: 170).

Как отмечает известный американский психолог Д. Майерс, «установки — это эффективный способ дать окружающему миру оценку» (Майерс, 1996: 154). Установка предполагает благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Таким образом, осуществляя социальнонравственную ориентацию студентов в условиях вуза, следует всегда помнить о необходимости выработки позитивных социальных и нравственных установок личности, таких как установка на порядочность, ответственность, доброжелательность и проч. Поскольку установки подразумевают оценку, нужно систематически укреплять связь между воспринимаемым объектом, явлением и его оценкой, чтобы придать установке характер устойчивости. В свете этого воспитатель (куратор) обязан систематически актуализировать установки, постоянно напоминая студентам о добром и вечном, акцентируя их внимание на общечеловеческом. Для закрепления установки следует не только активизировать просветительскую работу, но и особым образом организовать деятельность студентов, направив ее в благотворительное русло, ибо, как показывает практика, если установки вырабатываются (или утверждаются) в процессе опыта, то они обязательно закрепляются и прогнозируют поведение. Скажем, студенты, осуществляя благотворительную деятельность, получают мощный положительный эмоциональный заряд, утверждаются в мысли о преобразующей и творческой силе добра и начинают испытывать потребность в добродетельных делах.

Немаловажное значение для социальнонравственного ориентирования студентов имеет моральный выбор, который можно обозначить как свободный акт целенаправленной и целесообразной деятельности человека. Иными словами, моральный выбор предполагает сосуществование в человеке двух организующих начал: осознание социально-нравственных ценностей, а также знание разумности и оправданности средств их достижения и реализации. Это предопределяет ответственность личности не только за целеполагание, но и за целеосуществление в каждом конкретном моральном выборе, чтобы осуществленный выбор обусловливал гармонию между сущностью и смыслом деятельности человека и ее результатом, полученным посредством педагогически продуманных средств.

Обязательным условием выбора является предпочтение определенной системы ценностей, установок и ориентации, т. е. ценностные эталоны личности играют решающую роль в моральном выборе, в выработке социально устойчивых форм и норм поведения. При этом речь идет о выборе поведения, соответствующего как общественным требованиям, так и внутренним убеждениям индивида. Свободное самоопределение человека в мире моральных ценностей — это осознание им внешней и внутренней необходимости, предполагающее ответственность человека за собственный моральный выбор.

Вопрос о развитии и воспитании умения решать морально- этические проблемы пока слабо освещен в психолого-педагогической литературе, хотя ряд авторов по возрастной

психологии и психологии самовоспитания (И. С. Кон, Л. Кольберг, Л. И. Рувинский и др.) указывают на важность формирования данного умения в юношеском возрасте. Развитие автономной морали, связанное с критическим осмыслением норм общественной морали, объяснением моральных коллизий, поиском и утверждением собственных моральных принципов, особенно стимулируется творческими актами морального выбора (Божович, 1995). Поэтому моделирование и применение в воспитательной работе в вузе ситуаций морального выбора оказывается необходимым средством формирования социально-нравственной ориентации студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Божович, Л. И. (1995) Проблемы формирования личности. М. : Издательство «Институт практической психологии».

Майерс, Д. (1996) Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер.

Сироткин, Л. Ю. (1992) Формирование личности: проблема устойчивости. Казань : КГУ.

Уайтхед, А. Н. (1990) Избранные работы по философии. М. : Прогресс.

Узнадзе, Д. Н. (1961) Основные положения теории установки. Тбилиси : Мецниереба.

THE PHILOSOPHICAL AND AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF STUDENTS’ SOCIAL AND MORAL UPBRINGING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION I. A. Malykhina (Moscow Humanitarian Pedagogical Institute)

The article considers the main tendencies and orientations of the personality, the dominating factors that have influence on the character of student’s social and moral upbringing. The concept of social and moral orientation is investigated. The author also defines the levels of values assimilation and examines the concepts «attitude» and «moral choice» in the context of the process of students’ social and moral education.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Bozhovich, L. I. (1995) Problemy formirovaniia lichnosti. M. : Izda-tel’stvo «Institut prakticheskoi psikhologii».

Maiers, D. (1996) Sotsial’naia psikhologiia / per. s angl. SPb. : Piter.

Sirotkin, L. Iu. (1992) Formirovanie lichnosti: problema ustoichivosti. Kazan’ : KGU.

Uaitkhed, A. N. (1990) Izbrannye raboty po filosofii. M. : Progress.

Uznadze, D. N. (1961) Osnovnye polozheniia teorii ustanovki. Tbilisi : Metsniereba.

АКСИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТ axiology social and moral orientation student
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты