грамматического знака в речи. Какие бы учебные действия не предлагались слушателю вводно-подготовительного курса, в них всегда сочетаются две деятельности: осознанная учебная деятельность по овладению иностранным языком, неразрывно связанная с чисто учебной мотивацией, и та коммуникативная деятельность, которая вытекает из заданной упражнением ситуации. Причем очевидно, что доминирующей являются первая деятельность и ее мотивация.
Мы выбрали только один пример, иллюстрирующий, как осторожно следует поступать с потоком предлагаемых инноваций.
С другой стороны, если бы в предлагаемых упражнениях, являющихся некоммуникативными, задание и требующиеся от обучаемого фразы были бы взяты из сферы деятельности, чуждой той реальности, с которой обучаемый сталкивается при общении с иностранцами, то такой материал все равно не встретил бы понимания со стороны слушателей.
Динамика усложнения процесса овладения языком должна предусматривать максимально допустимое количество микропериодов повторения усвоенного, а также возврата к элементарным стадиям употребления речевых и языковых единиц: линия усложнения должна пробивать себе путь через подобное зигзагообразное развитие.
Предлагаемые решения перечисленных проблем составляют основу методики обучения английскому языку слушателей вводно-подготовительного курса бизнес-школ.
B.C. Цетлин. М., 1961.
Ф.И. БЛИЕВА (Майкоп)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Раскрыта сущность профессиональной субъектной позиции будущего специалиста в контексте его самоактуализации как профессионала. Представлена содержательная характеристика структурных компонентов профессиональной субъектной позиции: акмеологическая направленность, творческость, профессионально ценностные ориентации.
В связи с коренными изменениями, происходящими в сфере высшего профессионального образования, базовой ценностью становится личность будущего специалиста с ее потребностью в самоактуализации. В работах многих современных исследователей (С.Н. Бегидова, Н.М. Бо-рытко, А.А. Деркач, А.А.Исаев, М.Я. Виленский и др.) особое внимание уделяется формированию субъектной позиции специалиста как детерминанта его профессионального становления.
По мнению Б.Г. Ананьева, позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, а также целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Позиция личности занимает важное место в структуре как личности, так и деятельности. Позиция как система отношений личности является побудителем поведения, детерминантом ее активности. Если способности - это то, что человек может, то позиция - это то, чего человек хочет. Когда это «хотение» направлено на профессиональную деятельность, оно становится характеристикой профессиональной субъект-ности личности.
© Блиева Ф.И., 2007
Субъектность будущего специалиста проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, людям, к себе, а также к себе в жизни, профессии. Увидеть себя востребованным в определенной сфере деятельности или определенных слоях общества - доминирующий механизм формирования активной позиции личности. Таким образом, активная позиция связана с деятельностью и поведением человека.
Необходимость формирования профессиональной субъектной позиции студентов связана, с одной стороны, с современными требованиями к качеству подготовки специалиста с высшим образованием, с другой - с некоторыми недостатками профориентационной работы в школе. Современного первокурсника часто характеризуют отсутствие направленности на будущую профессиональную деятельность, нежелание работать в будущем по профилю получаемой профессии. При этом, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда, будущий специалист уже на стадии подготовки к профессиональной деятельности должен стать субъектом своего образования. Субъектная позиция отражает авторство, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию.
Вместе с тем не любую позицию, на наш взгляд, следует называть субъектной, т. к. она может быть пассивной, конформной и т. д. Субъектную позицию обязательно характеризуют активность, твор-ческость, сознательность, самостоятельность, ценностно-смысловое, эмоциональное, избирательное отношение к миру, людям, самому себе. В основе нашего понимания субъектной позиции лежит акмео-логический подход, базирующийся на идее
С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека.
Профессиональная субъектная позиция - это позиция личности в профессиональной среде, отражающая его отношение к профессиональной деятельности, качеству ее выполнения, своим коллегам, к самому себе как специалисту. Она является проявлением жизненной позиции личности, определяющей и регулирующей социальное самочувствие человека. Можно предположить, что при таком подходе студент будет понимать и осознавать свою
причастность к получению образования, выступать заинтересованным лицом в данном процессе, стремиться к повышению своего качества как будущего специалиста.
Формирование профессиональной субъектной позиции оказывает интегративное влияние на личность студента. Во-первых, стимулирует процессы самосовершенствования; во-вторых, актуализирует субъектное, сознательное и ответственное отношение к учебному процессу и своему образованию; в-третьих, обеспечивает мотивацию на профессиональную самоактуализацию и рефлексию. Профессиональная субъектная позиция личности детерминирует ее саморазвитие, саморегуляцию и самореализацию, способствует успешному профессиональному становлению, создает предпосылки для последующей продуктивной профессиональной деятельности. Она выступает как условие и результат профессионального развития личности и характеризует такой уровень развития сознания, при котором личность стремится к самосовершенствованию и самораскрытию в профессиональной деятельности.
Наши исследования показали, что структура профессиональной субъектной позиции личности будущего специалиста представлена акмеологической направленностью, творческостью, профессионально ценностными ориентациями. Выделенные компоненты являются значимыми для любой профессиональной деятельности, и это дает основание утверждать, что профессиональная субъектная позиция представляет собой инвариантный компонент личности современного специалиста, способствующий его профессиональному становлению и эффективности его профессиональной деятельности.
Акмеологическая направленность - это направленность личности на профессию, самосовершенствование, на самореализацию в профессиональной деятельности и социальной сфере и является главной характеристикой личности. Именно она выступает в роли побудительной силы, определяющей избирательность отношений и активность личности. Акмеологическая направленность подразумевает ценностную, аксиологическую ориентацию на продуктивную профессиональную деятельность и обеспечивает самоактуализацию личности, которая и становится мотивом совершенствования специалиста и в конечном итоге - результатом развития личности в
трудовой и учебно-профессиональной деятельности. Ее критериями являются интерес и любовь к профессии, осознание ее важности и сложности, потребность в профессиональной деятельности, стремление к профессиональному самосовершенствованию, направленность на достижение профессиональных вершин.
Творческость мы рассматриваем как необходимое условие профессионального становления личности. Творчество - высшая форма деятельности человека, а творческость - специфическое качество личности (В.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, Г. Олпорти др.), поэтому правомерно считать главной целью современного профессионального образования сохранение и развитие творческого потенциала студента, создание условий для профессионально-личностной готовности к творчеству.
Личность как субъекта творческой деятельности характеризуют готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, чувство юмора и склонность к шутке, самобытность, познавательная активность, нежелание принимать что-либо на веру, критический взгляд на вещи, смелость воображения и мысли. Творческость как компонент профессиональной субъектной позиции, представляет собой психологическую готовность к профессиональному творчеству (профессиональное сознание, самосознание, ценностное отношение к профессии и профессионализму в деятельности, интуиция, способность к рефлексии, творческое отношение к профессиональным обязанностям и становлению, потребность в творчестве).
В качестве критериев творческости в структуре профессиональной субъектной позиции мы выделили следующие: профессиональную активность, профессиональную самостоятельность, готовность к риску, оптимизм, независимость, потребность в самоуважении, профессиональном саморазвитии, активно -прео бразователь-ную стратегию, креативность, ответственность, индивидуальность.
Профессионально-ценностные ориентации личности - важная качественная особенность, регулирующая поведение и деятельность, задающая направленность личности на профессию. Наличие профессионально-ценностной ориентации предполагает существование относительно стойкой системы направленности интересов и потребностей на профессиональную деятельность. Такая система, сформированная в вузе, будет движущей силой профессионального саморазвития и самореализации личности. В структуре профессиональноценностных ориентаций мы вслед за З.Н. Курлянд выделяем яркий интерес к профессиональной деятельности, потребность в получении прочных знаний, умений и навыков, которые обеспечат освоение профессии на высоком уровне.
Ценностные ориентации определяют направленность личности на профессиональный труд, совершенство, саморазвитие, самодвижение и т. д., поэтому в вузе следует создавать такие условия, которые нацеливали бы личность на положительное отношение к своей профессии, утверждая ее ценности и приоритеты, формировали бы установку на достижение профессионально значимых целей, усиливали бы стремление личности к профессиональному росту и самосовершенствованию, достижению профессионального «акме» [2]. В качестве критериев профессиональноценностных ориентаций мы рассматриваем ценностное отношение к учебно-про-фессиональной деятельности, интериори-зацию профессиональных ценностей, профессиональное самоопределение.
Сформированная профессиональная субъектная позиция студента позволяет ему самоактуализироваться в будущей профессиональной деятельности. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация - это желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Самоактуа-лизирующихся людей, по мнению А. Маслоу, отличает потребность в деятельности, ответственность, творчество, открытость и справедливость. Самоактуализация означает умение прислушиваться к своему собственному голосу, брать на себя ответственность, быть честным, много работать, иметь независимую от окружающих позицию, найти самого себя и цель своей жизни [3].
Самоактуализация - это непрерывный процесс профессионального и личностного роста в соответствии со способностями и возможностями личности. Она подразумевает приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т. п. [1]. Потребность в самоактуализации могут ощущать многие люди, но самоактуализируются лишь единицы -самостоятельные личности, способные взять на себя ответственность за содержание своей жизни, являющиеся субъектами собственной жизнедеятельности.
Наиболее полно самоактуализация личности осуществляется в профессиональной деятельности, что возможно только в том случае, если у человека сформирована профессиональная субъектная позиция. Таким образом, профессиональная субъектная позиция студента выступает важнейшим условием профессиональной самоактуализации личности.
Т. А. ГАЛИНГЕР (Волгоград)
ЗАДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается заданная технология как средство экологизации образования.
Педагогическая технология исследуется во многих работах. Однако в большинстве исследований речь идет о формировании чисто логических структур. Обобщая подходы к толкованию педагогической технологии, можно прийти к выводу о наличии широкого диапазона определений: от редукции и повсеместного употребления до полного отрицания ее сущности. Можно выделить три наиболее часто встречающихся трактовки термина «педагогическая технология»: 1) синоним понятия «методика», или «форма» организации обучения; 2) синоним конкретной педагогической системы; 3) систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированного хода обучения, приводящего к достижению цели.
Особые требования предъявляются к гуманитарно ориентированным образовательным технологиям (в нашем случае -эколого - ориентированным):
• Нацеленность преподавателя на осознанное саморазвитие, самоактуализацию имеющихся личностных начал, качеств и свойств, уважение к учащемуся, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание комфортных условий для личностного развития [3].
• Определенная система педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога, направленных на создание культуросообразной среды обучения и обеспечивающих овладение содержанием обучения на основе обмена смыслами, индивидуальными особенностями, способами учения и личностного развития [1].
• Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые; представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (система задач, ситуаций, обеспечивающих ориентировку в предметной и ценностной сфере); выявление способов взаимодействия участников, их функций, связей, игровых линий; мотивационное обеспечение технологии на основе создания возможностей самореализации участников; разграничение сфер целесообразной и творчески-импровизационной сфер деятельности; использование материально-технических факторов, способствующих эффективности [4].
• Наличие режима диалога; открытость целей работы с человеком, отсутствие ма-нипулятивности; возможность влияния на интегральные, доминантные характеристики человека; внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не внешнее,
© Галингер Т.А., 2007