Спросить
Войти

Отражение деятельности Уральского окружного страхового товарищества в его организационной структуре (1914-1918 гг. )

Автор: указан в статье

2. Кара А.Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: теория, методология, практика: Автореф. дис. ... доктора экономических наук. М., 2012. 44 с.

3. Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление человеческими ресурсами. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2006. 240 с.
4. Волкова Н.В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 142-147.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

97

ОБЩЕСТВО

ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО СТРАХОВОГО ТОВАРИЩЕСТВА В ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ (1914-1918 гг.) Протасов А.Д.

Цель статьи - рассмотреть компетенцию, функциональное назначение органов управления и структурных подразделений Уральского окружного страхового товарищества (далее - УОСТ), а также проследить изменения его организационной структуры в процессе деятельности.

REFLECTION ACTIVITY OF URAL DISTRICT INSURANCE ASSOCIATION IN ITS ORGANIZATIONAL STRUCTURE (1914-1918) A.D. Protasov

Purpose of the article - to consider the competence, functionality of the controls and structural divisions of the Ural district insurance company, and also to track changes in its organizational structure in the normal course of business.

Окружные страховые товарищества создавались в рамках применения законов от 23 июня 1912 года по территориальному принципу как объединения промышленников для страхования рабочих от несчастных случаев [1].

В ряду других страховых товариществ в Российской империи УОСТ было организовано для страхования рабочих частных фабричных и горнозаводских предприятий Вятской, Оренбургской, Пермской и Уфимской губерний. Действовало товарищество на основании утвержденного в декабре 1914 г. министром торговли и промышленности устава [2]. Однако деятельность по страхованию рабочих смогло открыть лишь с 1 января 1916 года. Это было обусловлено как вызванными войной осложнениями, так и рядом причин местного характера.

Всего в УОСТ предполагалось застраховать около 500 предприятий примерно с 225 тысячами рабочих [3, с. 34]. На деле эти показатели оказались значительно выше и постоянно изменялись. Соответственно,

для работы с таким большим количеством предприятий, людей и объемом образующейся информации необходима была четко проработанная организационная структура товарищества.

В состав коллективных органов управления УОСТ входили: общее собрание уполномоченных (далее - ОСУ), правление, наблюдательный комитет и ревизионная комиссия [2, с. 22].

В ОСУ (55 человек) могли рассматриваться все вопросы, относящиеся к деятельности товарищества. Уже из его состава избирались члены других органов управления и кандидаты в них. На правление (10 человек) возлагалось управление текущими делами, а наблюдательный комитет (12 человек), соответственно, наблюдал за их ходом, а также за деятельностью правления, его доверенных, агентов и служащих. К компетенции ревизионной комиссии (8 человек) было отнесено выполнение годичных и внеплановых ревизий капиталов, фондов и имущества товарищества, а также проверка отчетности. К должностям членов орга

98

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО СТРАХОВОГО ТОВАРИЩЕСТВА

В ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ (1914-1918 гг.) Протасов А.Д.

нов управления были закреплены жесткие требования, и в уставе указывалось, что невозможно совмещать должности в правлении, наблюдательном комитете и ревизионной комиссии.

Для ведения дел правление избирало или приглашало со стороны управляющего делами товарищества. К этой должности тоже предъявлялись довольно высокие требования: «.управляющим делами может быть только широко и разносторонне образованный, энергичный, с инициативой, усидчивый работник, он в то же время должен быть знатоком дела по страхованию рабочих от несчастных случаев, в частности специалистом по тарифным вопросам» [4, с. 5]. Не случайно в УОСТ этот пост был утвержден за имевшим опыт работы секретарем правления Харьковского окружного страхового товарищества Е.Я. Левиным.

Реальный численный состав органов управления практически никогда не соответствовал установленным требованиям. Это было связано во многом с закрытием из-за начала Первой мировой войны части фабрик и заводов, выбытием некоторых членов в ряды действующей армии и, самое главное, с нежеланием владельцев предприятий участвовать в управлении делами товарищества. Причины последнего были различны. Несмотря на то, что данная деятельность оплачивалась, она требовала от участников определенных познаний и отнимала много времени и энергии. Поэтому в него вошли в основном общественно активные промышленники и заведующие предприятиями Урала. В целом можно отметить, что первый состав ОСУ мало изменялся со временем, во втором составе новые фамилии почти не встречаются.

Предполагаемый состав структурных подразделений был разработан и представлен Местным комитетом на рассмотрение 1-го ОСУ в виде «проекта Приходно-расходной сметы Уральского окружного страхового товарищества». Она содер

жала также сведения о предполагаемом окладе каждого сотруднику отдельно и по подразделениям в целом. Общее число служащих было установлено в количестве 62 человек и могло изменяться в соответствии с нуждами товарищества [4, с. 13-15]. Организацию штата служащих начали сразу после 1-го ОСУ в конце июля, то есть за пять месяцев до открытия действий УОСТ.

Интересно рассмотреть состав и функции структурных подразделений УОСТ.

Секретариат отвечал в правлении за организацию и ведение делопроизводства, не относящегося к другим специализированным отделам. Вел переписку с государственными и иными органами и учреждениями, участниками товарищества по общим вопросам, занимался внутренним документооборотом, подготовкой и обеспечением проведения ОСУ и т.п. В его ведении находится особый подотдел учёта предприятий и участников УОСТ, а также регистратура и экспедиция. Растущее количество подлежащих хранению документов уже в конце 1916 г. подтолкнуло к созданию архива.

Отдел несчастных случаев сосредоточивал в себе всю деятельность правления, непосредственно связанную с происшествиями. Это: получение, регистрация, при необходимости уточнение сведений о происшествии, передача их на заключение в соответствующие отделы. По каждому несчастному случаю формировалось отдельное дело. На обязанность отдела была возложена проверка ежемесячных ведомостей предприятий по произведённым ими за счёт товарищества выплатам пособий рабочим. В состав отдела входил ликвидационный стол, выделенный впоследствии, как и планировалось, в самостоятельный отдел.

Отдел ликвидации несчастных случаев был образован во второй половине 1916 г. в связи с ростом претензий - требований на произведение выплат. В компетенцию

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

99

ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО СТРАХОВОГО ТОВАРИЩЕСТВА

В ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ (1914-1918 гг.) Протасов А.Д.

данного отдела входили: подготовка дел для их разрешения правлением; принятие мер к получению недостающих сведений для выдачи заключения медицинским отделом; контроль за сроками сообщения ответов лицам, предъявившим претензии правлению, а также извещение бухгалтерии о законченных делах и назначении пострадавшим пенсий.

Медицинский отдел занимался консультированием и оказанием медицинской помощи при УОСТ, выдачей заключений отделу несчастных случаев и ликвидационному отделу, а также освидетельствованием пострадавших. Большое значение в его деятельности придавалось правильному определению степени утраты работоспособности и выдаче заключений по каждому случаю.

В задачи бухгалтерии, кроме ведения всех расчетов, входило точное отражение всех денежных операций товарищества и осведомление о них органов управления. Для выдачи и приема денежных средств была создана касса. При бухгалтерии на начальном этапе действовал тарифный стол, выведенный в начале 1917 г. в самостоятельное подразделение.

Тарифный отдел на основании предоставляемых промышленниками сведений устанавливал суммы предварительного взноса на следующий год и подготавливал сбор материала для определения окончательного взноса за прошедший год.

Консультационную и судебную деятельность осуществлял юридический отдел. Он занимался составлением заключений по юридическим вопросам и претензиям пострадавших от несчастных случаев, а также представлением товарищества в суде.

Основным направлением деятельности технического отдела было изучение наиболее частых причин несчастных случаев и поиск способов их устранения. Для этого сотрудники проводили, во-первых, техническое обследование предприятий с целью выявления наиболее эффективных при

существовавших условиях мер безопасности труда. Во-вторых, расследование обстоятельств происшествий. В-третьих, определение класса опасности для предприятий, владельцы которых требовали перевода в более низкий класс. В-четвертых, выяснение, в какой мере в смешанных предприятиях допустимо применение разных классов, а также разработку проектов обязательных для участников УОСТ постановлений.

Статистический отдел вел общую и отдельно по каждому предприятию статистику несчастных случаев: обстоятельства, последствия для пострадавших, полученные ими повреждения; оказание первой медицинской помощи и лечения; заработка пострадавших, их семейного положения и участия в больничной кассе; количество перешедших в пенсионеры и по многим другим параметрам. Деятельность отдела была направлена на сбор и обработку материала для установления классов опасности производств и разработку наиболее правильных страховых норм. Необходимые сведения для подсчетов предоставлялись соответствующими отделами УОСТ.

Таким образом, несмотря на охват обширной территории, привлечение большого количества предприятий с примерно 250 тысячами рабочих и непродолжительное время действия, УОСТ успело развиться в мощную страховую организацию. В управлении им принимали участие наиболее активные и образованные представители промышленного мира Урала. Разработанная Местным комитетом система структурных подразделений с четко определенной компетенцией и внутренними связями вполне оправдала себя. Она практически не претерпевала незапланированных изменений и во многом была аналогична коммерческим и взаимным страховым обществам. В ее развитии правление придерживалось правила образования новых отделов по мере необходимости.

100

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ОБЩЕСТВО

Литература

1. Законы от 23 июня 1912 г. «Об учреждении Присутствий по делам страхования рабочих» // ПСЗ. СПб., 1915. 3-е собр. Т. 32. 1-е отд-ние. № 37 444; «Об учреждении Совета по делам страхования рабочих» // Там же. № 37 445; «Об обеспечении рабочих на случай болезни» // Там же. № 37 446; «О страховании рабочих от несчастных случаев» // Там же. № 37 Ст. 447.
2. Распоряжение министра торговли и промышленности от 29 декабря 1914 г. «Об утверждении устава Уральского окружного страхового товарищества и правил о введении в действие означенного устава» // СУиР. Пг., 1915. № 54. Ст. 505.
3. Данский Б.Г. Страховая компания. Рабочие, хозяева, чиновники и ведение страхования. СПб., 1912.
4. Доклад Местного комитета по смете и организации Уральского окружного страхового товарищества 1-му общему собранию уполномоченных Уральского окружного страхового товарищества. Екатеринбург, 1915.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

101

ОБРАЗОВАНИЕ

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Сеногноева Н.А.

Внедрение в российское профессиональное образование компетентностного подхода актуализировало проблемы формирования и диагностики компетенций студентов бакалавриата, ориентированных на педагогическую деятельность.

INTEGRATED TASK FOR ASSESSMENT OF COMPETENCE GENERAL CULTURAL LEVEL OF DEVELOPMENT N.A. Senognoeva

The introduction of the Russian professional education competency approach has actualized the problem of formation and diagnostic competencies undergraduate-oriented teaching.

Новые требования к результатам освоения образовательных программ, необходимость разработки компетентностно-ориентирован-ных методик и технологий обучения и контроля требуют адекватных изменений в содержании подготовки будущих педагогов, способных решать данные задачи в своей профессиональной деятельности.

Особенности подготовки специалистов в условиях компетентностного подхода рассматривались В.И. Байденко, А.А. Вербицким, Э.Ф. Зеером, И.А. Зимней, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татуром и другими исследователями. В их работах подчеркивалась необходимость формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, в том числе по созданию многокомпонентных систем оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость проведенных исследований, следует отметить, что в них остается открытым вопрос формирования общекультурных компетенций.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты