на суфийские ордена. То есть фактически собственность так и не становится частной, как в Европе и США, но, напротив, оказывается в руках иерархически построенных традиционных мусульманских структур, которые задают высокие темпы роста экономики Турции и делают это значительно успешнее и с меньшими потерями, чем это удавалось еще 15-20 лет назад светским властям.
«Россия и арабский мир», СПб., 2010 г., с. 193-197.
О. Чикризова, политолог ШИИТЫ ИРАКА: УГНЕТАЕМОЕ БОЛЬШИНСТВО
Ирак - мусульманская страна. По статистике, подавляющая часть мусульман мира - около 90% - принадлежит к суннитскому течению ислама, а 10% - к шиитскому. В большинстве мусульманских стран шииты составляют меньшинство. Но в Ираке в силу ряда специфических особенностей исторического развития соотношение двух ветвей ислама сложилось иначе.
Около 60% верующих жителей Ирака исповедуют ислам шиитского толка. Примерно 95% шиитов Ирака относятся к самой многочисленной секте шиизма - имамитам-двунадесятникам. Имамиты признают в качестве правоверных первых двенадцать имамов, последнего из них - Мухаммеда признают своим духовным главой и считают «скрытым имамом», который внезапно исчез в IX в. и должен прийти вновь для установления «царства божьего» на земле. Для шиитов-имамитов характерен культ мучеников, к которым причислены все 12 имамов. Особую роль великомученика играет в их сознании третий имам - Хусейн, сын первого из 12 имамов - халифа Али. Ежегодно десятого мухаррама, в день гибели имама Хусейна, устраиваются траурные религиозные шествия, сопровождаемые самоистязанием фанатично настроенных верующих шиитов.
Следует отметить, что именно на территории Ирака формировался шиизм и происходили главные события, составляющие основы его истории и идеологии. Однако политическая власть, осуществлявшаяся на этой территории, принадлежала суннитскому меньшинству. Государство традиционно проводило политику конфессиональной и этнической дискриминации, которая затрагивала интересы подавляющего большинства населения Ирака -шиитов. Власти ограничивали возможности для социально-экономического развития шиитских общин и не допускала их широкого участия во властных структурах. Тем самым шииты лишались права влиять на политическую ситуацию в стране.
В Ираке расположены самые важные шиитские святыни. Так, на юге Ирака, в Эн-Неджефе, находится могила четвертого праведного халифа Али, особо почитаемого шиитами. В Ираке также находится второй священный город шиитов - Кербела, где в 680 г. произошла историческая битва между третьим шиитским имамом Хусейном и суннитским халифом Язидом. Кербела была и остается центром политической активности шиитов, боровшихся против османских властей, 6ританского господства, светской диктатуры Саддама Хусейна, а сегодня оказывающих сопротивление США и их союзникам.
История шиизма тесным образом связана с Ираком, однако в Средние века эту идеологию разделяли лишь ученые-богословы, а также весьма ограниченные круги племенной и городской элиты. Шиизм не получал широкого распространения в Ираке до начала XX в., когда приверженцами учения стала подавляющая часть населения его южных и центральных районов.
Ираку суждено было стать ареной борьбы двух мощных соперников - иранской династии Сефевидов и суннитской Османской империи. В течение более чем трех веков преобладающее влияние на Ирак оказывал сефевидско-шиитский Иран. Вплоть до образования в 1921 г. иракской монархии турецко-иранское противоборство за осуществление контроля над политической, религиозной и социально-экономической жизнью Ирака держало эту территорию на положении боевой арены, что сказывалось на формировании шиитского общества и организации шиитского ислама в стране.
В Ираке шиитский ислам был привнесен в сложившуюся систему племенных ценностей, изменить которые ему оказалось не под силу. Приграничное положение Ирака, возвышение Эн-Неджефа и Кербелы, превращение этих городов в главные центры шиизма в суннитской стране, сравнительно позднее обращение иракских оседлых племен в шиизм - все эти факторы определяют особенности иракского шиизма. Социальное положение иракских шиитов определялось принадлежностью к тому или иному племени с присущими ему характерными чертами, традициями,
обычаями, отправлением религиозных обрядов, кодексом моральных и этических ценностей.
После прихода к власти в 1968 г. светской партии Баас правительство ввело цензуру на религиозные публикации, закрыло ряд исламских учебных заведений, в том числе шиитский теологический колледж в Эн-Неджефе и впервые в истории страны разрешило продажу алкоголя в священных городах шиитов. Эти акции привели к протесту верующих, что вызвало ответные репрессии со стороны правительства. В такой обстановке в 1969 г. в Ираке было тайно основано шиитское политическое движение - «Ад-Даава аль-Исламийя» («Исламский призыв»). Политические демонстрации шиитов, состоявшиеся в конце 1974 г., показали, что впервые с 1921 г. шииты встали в позицию явной конфронтации с правительством, которое отреагировало быстро, жестко и результативно. Были арестованы и тайно осуждены 25 шиитских лидеров, пятерых из них казнили.
Руководство Ирака, однако, стремилось проводить в отношении шиитов политику не только «кнута», но и «пряника». В середине 1970-х годов правительство увеличило финансирование южных районов страны. Надо заметить, что и в 70-е годы недовольство шиитов объяснялось не только ущемлением их экономических интересов, но и тем, что шииты были слабо представлены в высших эшелонах власти, их удельный вес в среде интеллигенции также был очень низок. Но необходимо обратить внимание также и на то, что руководство движения «Ад-Даава», в свою очередь, выступало с позиций исламского фундаментализма, постоянно подвергая критике политику правящей светской партии Баас.
Для всех правивших в Ираке режимов, представлявших суннитское меньшинство, стало уже традиционным считать шиитов своеобразной «пятой колонной» Ирана, безосновательно обвинять их во враждебном отношении к собственному государству. «Проиранский» фактор активно использовался баасистами в давлении на шиитскую религиозную оппозицию.
Между тем, скрытое напряжение в отношении шиитских масс к режиму Баас постепенно усиливалось. Оно достигло апогея в феврале 1977 г., когда произошли шиитские демонстрации. Это был самый массовый, длительный и кровавый вызов шиитов девятилетнему правлению Баас в Ираке.
С. Хусейн, наряду с ведением борьбы против «Ад-Даавы», продолжил политику своего предшественника на посту президента -аль-Бакра, предоставляя шиитам некоторые политические и экономические уступки. Крупным стимулом для усиления движения шиитов Ирака послужила победа антишахской революции в Иране в начале 1979 г. После успешного свержения власти шаха иранские революционеры-шииты стали проводить в жизнь «идею экспорта исламской революции». Под номером один в их списке числился соседний Ирак. Для этого имелись как минимум три причины:
Противодействие руководства Ирака экспорту в страну «исламской революции» стало одной из главных причин длительной ирано-иракской войны 1980-1988 гг. С конца 70-х годов XX в. правительство Ирака резко ужесточило борьбу против подпольных шиитских организаций, выступавших против режима Баас.
Усиление репрессий против шиитских боевиков вынудило главу шиитов аятоллу Мухаммеда Бакир ас-Садра издать религиозный вердикт (фетву), в котором баасистский режим был объявлен неисламским и всякие контакты с ним запрещались. В 1979 г. власти сделали попытку арестовать аятоллу ас-Садра. В тот же день на улицы вышли тысячные массы разгневанных шиитов. Властям пришлось срочно давать отбой и освободить аятоллу. Такая массовая и бурная реакция шиитов на арест ас-Садра показала властям, насколько велика популярность этого религиозного деятеля. Его непреклонная и принципиальная позиция, выражавшаяся в требовании свержения режима Баас и образования исламского государства в Ираке, сделавшая ас-Садра национальным героем, убедила баасистскую верхушку в том, что он представлял в тот момент наибольшую угрозу для правящего режима. И режим пошел на физическое устранение ас-Садра, что и произошло 8 апреля 1980 г. Весть о его казни настолько шокировала аятоллу Хомейни, что он выступил с особенно враждебной речью против режима Баас в Ираке. Эти события, вне сомнения, ускорили начало ирано-иракской войны.
Шиитская община Ирака в годы этой войны в целом поддержала политику Багдада, заняв таким образом патриотическую
позицию, которую можно объяснить, на наш взгляд, рядом причин:
- отсутствием единства среди шиитов;
- ослаблением наиболее активных сил оппозиции после казни ее духовного лидера - аятоллы ас-Садра и массовых репрессий против шиитских боевиков;
- антинародной политикой Хомейни в Иране, что весьма успешно обыгрывалось официальной пропагандой Ирака;
- строгим контролем правящего режима над любой политической деятельностью шиитов;
- политикой материального и морального умиротворения шиитов, с успехом проводившейся в годы ирано-иракской войны.
В годы войны против Ирана иракская официальная пропаганда стала восхвалять шиитов, являвшихся известными историческими личностями, называла их национальными героями. Саддам Хусейн заявлял, что сам он является потомком самого известного шиитского героя - имама Али, племянника и зятя Пророка Мухаммеда. Впервые в истории Ирака религиозные праздники шиитов были объявлены общегосударственными.
Весной 1991 г. в Ираке произошло самое крупное за время существования республики народное восстание против правящего режима. Важнейшей причиной восстания стало возмущение народа режимом С. Хусейна, приведшим страну к сокрушительному поражению в войне 1990-1991 гг., огромным человеческим жертвам и разрухе в экономике. Не последнюю роль в том, что это восстание состоялось, сыграл тогдашний президент США Дж. Буш-старший. В начале 1991 г. он призвал иракцев выступить против С. Хусейна, пообещав повстанцам помощь. Народ выступил, но помощь так и не последовала. Восстание было жестоко подавлено. Победе С. Хусейна помогла и позиция невмешательства стран антисаддамовской коалиции, в первую очередь, США, Англии и Франции.
После подавления восстания примерно 500 тыс. человек бежали в Иран. Только вмешательство ООН и вооруженных сил антисаддамовской коалиции спасло восставших шиитов Ирака от истребления. В августе 1992 г. правительства США, Великобритании и Франции, с одобрения Генерального секретаря ООН и Совета Безопасности, установили запретную зону для полетов иракской авиации южнее 36 параллели на юге Ирака, что лишило Багдад возможности подвергать шиитов бомбардировкам с воздуха.
Поражение шиитов в 1991 г. не означало прекращения ими борьбы за свержение правящего режима. Неравноправие шиитской общины в Ираке и жестокие методы, применяемые властями по подавлению массовых выступлений шиитов, являлись главной причиной, толкавшей их на активную борьбу против режима. Их борьба в последние годы существования режима С. Хусейна стала частью оппозиционного движения Ирака. Движение шиитов Ирака возглавляет основанный в 1982 г. Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ) во главе с аятоллой Мухаммедом Бакер аль-Хакимом.
Шиитская вооруженная оппозиция в течение долгого времени боролась за создание исламского государства в Ираке по иранскому образцу. Пользуясь поддержкой Ирана, она вела диверсион-но-террористическую деятельность в основном на юге Ирака и в его центральной части. Однако ни свергнуть, ни ослабить режим Баас ВСИРИ так и не удалось.
Крушение баасистского режима активизировало политическую деятельность шиитов. Оппозиционные шиитские лидеры стали возвращаться в Ирак. Американцы, нуждаясь в поддержке влиятельных и авторитетных сил в Ираке, вступили в диалог с ВСИРИ еще до свержения режима Саддама Хусейна, но при этом они сохраняют достаточно настороженное отношение к этой организации из-за ее связей с Ираном и наличия у ВСИРИ вооруженных отрядов «Корпуса Бадр». С апреля по октябрь 2004 г. практически во всех шиитских районах радикальное шиитское движение «Армия Махди», возглавляемая Муктадой ас-Садром, вела боевые действия против коалиционных сил.
По итогам выборов 2005 г. в Переходную национальную ассамблею Ирака шииты получили большинство мест, что, однако, не обеспечило им необходимого для принятия важнейших политических решений числа депутатских мандатов.
Шииты Ирака на протяжении веков подвергались гонениям и притеснениям со стороны суннитов. Сами шииты себя осознают как отдельную общность избранных и потому гонимых. Шиитский ислам для его приверженцев - это не столько мировоззренческая система, сколько консолидирующая сила. Историческая память о пережитых гонениях, мифы и символы, общие страдания - все это объединяет, сплачивает подавляющую часть иракских шиитов. Единство веры, маскируя социальное неравенство, создает общие ценности и идеалы, позволяет противостоять давлению со стороны суннитов.
Вместе с тем шииты Ирака считают, что имеют те же права, что и сунниты. Ирак в равной степени родина и тех, и других. Шииты никогда не поднимали вопрос об отделении от Ирака и образовании самостоятельного государства. Свое будущее они связывают с построением в Ираке государства на основе диалога конфессий и этносов. Но пока различные внешние и внутренние факторы препятствуют стабилизации ситуации в Ираке, не позволяя претворять в жизнь шиитскую концепцию межконфессионального диалога.
«Современные проблемы международных отношений и мировой политики», М., 2010 г., с. 247-253.
Алексей Васильев,
член-корреспондент РАН ЦУНАМИ РЕВОЛЮЦИЙ
Тунис считался до недавнего времени раем для туристов, стабильной страной, которая даже за независимость боролась исключительно политическими средствами. Со времен первого президента Х. Бургибы республика стала светской страной, с высоким уровнем образования, достаточно многочисленным средним классом, с гендерным равенством (здесь официально запрещено многоженство, 20% депутатов парламента - женщины). Шариат играет незначительную роль, вся интеллигенция знает французский язык, ей близка европейская культура, широко используется Интернет, свободно функционирующий в стране, устойчивы связи с Европой