Спросить
Войти

2006. 04. 016. Алямкин А. В. , Баранов А. Г. История денежного обращения в 1914-1924 гг. (по материалам Зауралья). − Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. − 334 с

Автор: указан в статье

2006.04.016. АЛЯМКИН А.В., БАРАНОВ А.Г. ИСТОРИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В 1914-1924 ГГ. (ПО

МАТЕРИАЛАМ ЗАУРАЛЬЯ). - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. - 334 с.

В реферируемой монографии дается характеристика денежного обращения России в 1914-1924 гг., при этом особое внимание уделено истории денежного обращения при Временном Сибирском и Временном Всероссийском правительствах. Авторами исследованы причины распада единой денежной системы страны в период гражданской войны; проанализированы мероприятия правительства А.В. Колчака по оздоровлению финансов и денежного обращения; рассмотрена произошедшая унификация денежного обращения на основе советской валюты - червонца.

История денежного обращения относится к одной из проблем, традиционно мало исследуемых в отечественной историографии, несмотря на то, что ее разработка позволяет ввести новые характеристики в изучение финансово-экономической истории Российского государства. Широкомасштабные денежные эмиссии периода гражданской войны в России, произошедшие на фоне распада денежной системы, выявляют сферы взаимодействия определяющих политических и социально-экономических процессов. Значимость этих местных денежных выпусков заключалась не только в количестве различных денежных знаков, выпущенных на местах, но и в развивавшихся тенденциях, обусловливавших фактическое обособление друг от друга двух денежных систем.

Авторы отмечают и то обстоятельство, что переломные моменты истории требуют новых углубленных исследовательских подходов, выработка которых невозможна без обращения к местной, региональной, истории. История денежного обращения Зауралья 1914-1924 гг. в отечественной историографии не исследовалась. Территория современной Курганской области находилась на стыке Оренбургской, Пермской и Тобольской губерний. Данный регион представляется ключевым в понимании характера денежного обращения в силу особенностей гражданской войны в этом ре-

гионе, связанных с его географическим, политическим, социальноэкономическим и военно-стратегическим положением.

Зауралье практически всегда было частью единого денежного пространства, подконтрольного центральному правительству. Лишь в период кризиса власти, перераставшего местами в безвластие или многовластие, в России появилось два равнозначных правительства. Поэтому с конца весны 1918 г. по осень 1919 г. Зауралье стало ареной столкновения и противоборства различных политических сил.

На материалах Зауралья, находившегося под управлением сначала Временного Сибирского правительства, а затем Временного Всероссийского правительства, очень ярко прослеживается вся острота и многообразие проблем, с которыми столкнулась Россия в этот период. Причинами выступали развал армии, военные поражения, экономические просчеты Временного правительства и правительства Совнаркома, следствием чего стало нарушение нормального денежного обращения.

Золотая денежная система, ставшая основой экономической жизни довоенной Европы, в момент острого политического кризиса лета 1914 г. потерпела окончательный крах. В течение первых дней объявления войны державы одна за другой прекратили размен бумажных денег на золото. Монометаллическая система, служившая символом процветания европейских наций, оказалась хрупким финансовым инструментом, жизнеспособным лишь в условиях мирного экономического соперничества. Военная конфронтация оборвала экономические связи, и «золотой мост», соединявший Россию с европейским денежным рынком, рухнул.

Начавшаяся 19 июля 1914 г. Первая мировая война ухудшила экономическое положение России, нанесла сильный удар по финансам и денежному обращению Российской империи. Связано это было в том числе с тем, что основные торговые партнеры России (Германия и Австро-Венгрия) стали ее врагами. Через их территорию проходил транзит многих экспортных товаров, в их банках находилось много русских активов, на рынках этих стран размещались государственные и частные займы и т. д.

Однако авторы утверждают, что «действия Министерства финансов царского правительства были достаточно четкими и грамотными. Отечественная финансовая система выдержала такой

удар и после окончания войны могла бы быстро справиться с ее последствиями. Историческая практика преодоления последствий войн XVIII - начала XX вв. - яркое тому подтверждение.

В контролируемое правительством течение событий вмешались политические проблемы, приведшие к Февральской революции и смене власти царского правительства на Временное правительство. За полгода существования Временного правительства в нем сменилось несколько кабинетов министров, имевших разную политическую ориентацию и стремившихся проводить экономическую политику в интересах своих партий. Неудачи на фронтах и разложение большевиками армии привели к серьезному внутриполитическому кризису, прямо сказавшемуся на состоянии государственных финансов и денежного обращения» (с. 112).

Захватив власть в октябре 1917 г., большевики, в силу своей некомпетентности и отсутствия практического опыта управления, недопонимали всей сложности функционирования системы финансового управления. Последовавшая затем целенаправленная политика по разрушению кредитно-финансовой и банковской сфер привела сначала к их параличу, а затем и к полному расстройству. Первым шагом к реальному подрыву единого денежного обращения стал массированный вброс огромного количества денежных суррогатов в виде государственных процентных бумаг. В дальнейшем свои финансовые проблемы Советское правительство решало с помощью печатного станка Наркомфина, используя оборудование и клише для выпуска денежных знаков предыдущих выпусков.

Кризис власти и социально-экономическая нестабильность в стране выступили катализатором выпуска местных денежных знаков. Наиболее типичными причинами, стимулировавшими появление, развитие и исчезновение местных эмиссий, можно считать факторы технического, фискального и политического характера.

Ранее всего начинает действовать группа причин технического характера. Ухудшение и разрыв сообщений с эмиссионным центром затрудняло снабжение мест мелкими купюрами денежных знаков. На почве разменного кризиса возникали местные денежные эмиссии банковского, муниципального и кооперативного типов.

Особенно остро недостаток денег ощущался на окраинах бывшей Российской империи. Разруха на транспорте, ухудшение сообщения внутри страны затрудняли своевременную доставку де-

нег на места. Реакцией на «денежный голод», на нарушение регулярного снабжения денежными знаками на местах стало стихийное «деньготворчество» - микроэмиссии, контролировать и регулировать которые было практически невозможно.

По мере ослабления связей с центром и углубления расстройства финансов постепенно на первый план начинают выдвигаться моменты фискального характера. Местные денежные выпуски производились уже не столько для борьбы с разменным кризисом, сколько в качестве дополнительного доходного источника покрытия местного бюджетного дефицита. С этой точки зрения местные денежные выпуски представляли собой как бы ряд пристроек к центральной, общегосударственной денежной системе.

Политические противоречия и нерешенность многих вопросов, равно как и непринятие населением захвата власти большевиками, привели к началу гражданской войны. «Восстание чехословацкого корпуса дало толчок к разрушению единого экономического и политического пространства страны, следствием чего явился бурный расцвет местного и регионального “деньготворче-ства”» (с. 113).

На территории России возникали разнообразные государственные образования, правительства которых придерживались нередко диаметрально противоположных политических и экономических взглядов.

Летом 1918 г. о праве представлять Всероссийскую власть громче всех заявлял Самарский Комуч, образованный по инициативе избранных в Учредительное собрание пяти депутатов-эсеров. Все остальные местные правительства Комуч считал областными. Затем под влиянием ряда военно-политических и экономических факторов в Уфе происходит создание всероссийской власти путем консенсуса между Временным Сибирским правительством, Кому-чем и рядом областных правительств во Временное Всероссийское правительство. Обладавший реальной политической и экономической властью Административный совет Временного Сибирского правительства в его почти полном составе во главе с И.А. Михайловым становится Советом министров Временного Всероссийского правительства. В силу этих обстоятельств резиденцией правительства становится Омск.

Временное Всероссийское правительство, по мнению авторов, на равных противостояло большевистскому правительству РСФСР. Совет министров Временного Всероссийского правительства к концу 1918 г. обладал реальной властью, армией и экономической базой. Завершалось строительство государственного и административного аппарата, налаживались финансовая система и денежное обращение. Обладая властными полномочиями, Совет министров во имя государственных интересов принял решение о передаче верховной власти от Директории из пяти человек в руки Верховного правителя адмирала А.В. Колчака.

Авторы полагают, что в современной историографии «правомочие, иерархическое значение и статус выпускаемых или планируемых к выпуску в обращение денежных знаков Временного Всероссийского правительства должны быть значительно повышены до уровня общероссийских, общегосударственных.

Предположим на минуту, что гражданская война в России завершилась бы с другим результатом. Тогда именно выпуски Временного Всероссийского правительства рассматривались бы как государственные, а выпуски Советской власти - как региональные, чрезвычайные, вспомогательные. Поэтому необходимо рассматривать параллельно равнозначные по статусу эмиссии Временного Всероссийского правительства и большевистского правительства РСФСР» (с. 152).

Первоначально деятельность Временного Сибирского правительства, как и других местных областных правительств на освобожденных от власти большевиков территориях, сводилась к восстановлению управляемости своей территории и нормализации работы отделений Госбанка, казначейств, касс и других финансовых учреждений. Для нужд торгового оборота, в силу отсутствия денежного подкрепления из Европейской России, осуществлялся выпуск своих денежных суррогатов (от имени сибирских банков): купонов, облигаций «Займа свободы», серий билетов Государственного казначейства и т.д., снабжение наличностью, введение чекового обращения, т.е. тактические меры регионального уровня.

В октябре-ноябре 1918 г., когда Временное Всероссийское правительство переезжает из Уфы в Омск, там начинают задумываться о будущем финансов страны. Теперь в Омске не региональное, а Всероссийское правительство. На базе министерств Времен-

ного Сибирского правительства создаются общероссийские министерства, Госбанк и т. д. Этот период совпал с военным переворотом, который привел к власти А.В. Колчака и И.А. Михайлова. Начинают решаться стратегические вопросы госбюджета, денежного обращения, налогов, сборов и т. п. Главными средствами поступления бюджета стали налоги и работа печатного станка. При этом авторы отмечают, что «сквозь призму финансов “переворот” Колчака выглядит как обычная смена власти в условиях военного времени, когда ситуация требует единоначалия и единовластия. Благодаря грамотным действиям Министерства финансов, Временное Всероссийское правительство в условиях кровопролитной гражданской войны восстановило все финансовые институты, пыталось наполнить бюджет за счет акцизов, налогов и сборов. В отличие от реалий РСФСР, работа печатного станка носила вспомогательную роль. Временное Всероссийское правительство проявило государственный подход к сфере денежного обращения, оно строило далеко идущие планы реформ, большинство которых ему так и не удалось претворить в жизнь» (с. 316-317).

К апрелю 1919 г. денежный оборот был более-менее насыщен государственными денежными знаками «сибирками». В распоряжении правительства имелся большой золотой запас, поступления налогов и сборов стабилизировали бюджет, товарного и продовольственного дефицита не было. Большевики находились далеко, в европейской части страны. Около года на большей части подконтрольной территории не велось боевых действий.

В этот период созрели все предпосылки для проведения денежной реформы и полного отсоединения от большевистского печатного станка, создания (воссоздания) денежной системы на основе капиталистического регулирования экономикой в отличие от большевистского «военного коммунизма» с его трудовой повинностью, карточками, уничтожением денег и частной собственности.

«Совет министров Временного Всероссийского правительства начал предпринимать попытки противопоставить реальную финансовую систему со своими деньгами, налогами, активной внешней и внутренней торговлей печатному станку большевиков, захвативших клише для изготовления денежных знаков старых образцов и имевших один “экономический” способ решения всех проблем -безудержную эмиссию» (с. 187).

Авторы утверждают, что появление местных денежных знаков в финансовом обращении России в годы гражданской войны явилось объективным следствием денежного дефицита, вызванного финансовой политикой предшествующих лет и распада связей между отдельными регионами. Бороться с этим явлением путем административных запретов или ограничений было невозможно. Необходимо было устранить причину появления местных денежных суррогатов, т.е. восстановить связи между финансовыми учреждениями страны и создать необходимый запас денежных знаков общероссийского образца для замены суррогатных денежных знаков на полноценные. Временное Всероссийское правительство правильно понимало пагубность существования местных денежных знаков, но пыталось бороться с этим явлением, не успев полностью создать для этого должных экономических предпосылок.

Военные победы вызвали проблемы для финансов Временного Всероссийского правительства из-за большого притока с освобожденных территорий печатаемых большевиками «керенок». Назрела необходимость срочного обмена «керенок», вывода их из обращения, дабы предотвратить крушение денежного обращения и финансовой системы. Это потребовало перенести во времени некоторые этапы денежной реформы. Первоначально предполагалось именно на «керенки» обменять местные денежные знаки и суррогаты, затем «керенки» обменять на «романовские», а затем все вместе взятое - на новые кредитные билеты американского изготовления.

Имевшиеся в обращении более ста видов местных денежных знаков Временное Сибирское правительство долго не признавало, так как они для него были «чужими». Временное Всероссийское правительство, став ответственным за все государство, большую часть из них признало и приняло ряд мер для их обязательной регистрации, установив даты окончания хождения и проведения обмена на общегосударственные денежные знаки. Эти мероприятия позволяли до прибытия денежных знаков нового образца смягчить разменный кризис и дефицит наличности в обращении.

Происходил постепенный вывод из оборота местных денежных знаков. Но проблема состояла в том, что денежных знаков общегосударственного образца не хватало по причине того, что только население сдало для обмена более миллиарда рублей в «керенках». Идея оздоровления финансов в правительстве была домини-

рующей, но объективно возможностей для этого в сложившихся конкретных исторических условиях просто не было.

Министерство финансов Временного Всероссийского правительства проделало огромную подготовительную работу для нормализации денежного обращения: была восстановлена кредитнофинансовая и банковская системы государства, отрегулирована налоговая система, подготовлены кадры.

Для проведения денежной реформы на всей территории государства в Америке были заказаны в необходимом количестве государственные кредитные билеты, казначейские знаки и краткосрочные обязательства Государственного казначейства. Кроме того, предпринимались успешные попытки для изготовления новых денежных знаков мелких номиналов на территории страны.

Вместе с тем необходимо отметить, что из-за проволочек, вызванных вмешательством правительств союзных держав и государственного департамента США, уже отпечатанные денежные знаки, облигации и другие ценные бумаги прибывали в Россию со значительным опозданием. Это привело к срыву намечавшейся денежной реформы, переносу во времени некоторых ее этапов и значительно осложнило положение Временного Всероссийского правительства. Авторы полагают, что в данном случае вмешательство правительств союзных держав послужило одной из причин поражения правительства А.В. Колчака.

Не оспаривая общеисторических причин поражения Временного Всероссийского правительства, а именно: неудачи на фронтах, общее безразличие сибирского крестьянства, отсутствие людских ресурсов и т.п., авторы акцентируют внимание на причинах, напрямую связанных с денежным обращением, таких, как использование советским правительством печатного станка, как дополнительного ресурса в борьбе с Временным Всероссийским правительством; присоединение к небольшевистской России обширных густонаселенных территорий весной 1919 г., приведшее к притоку в денежное обращение миллиардов «керенок» из Советской России; преграды союзников к своевременной доставке из США новых денежных знаков, отсрочившие проведение денежной реформы и не давшие возможности для полного отсоединения от денежной системы РСФСР.

Что же касается большевиков, то, «проводя политику “военного коммунизма”, даже разгромив на фронтах гражданской войны своих военно-политических противников, Советское правительство сначала не смогло нормализовать денежное обращение и восстановить экономику страны. Но как только государству понадобились твердые деньги, нашлись и воля, и люди, способные проводить реформы. Парадоксальная ситуация! Не подъем в экономике стал причиной успехов в финансовой сфере, а, как ни странно, наоборот, успех денежной реформы предопределил выход всей экономики из кризиса» (с. 315).

Нормализация денежного обращения в СССР произошла после трех денежных реформ. Две из них были проведены в форме деноминации. В 1922 г. 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, обращавшихся в стране, обменивались на один новый рубль. Во время второй деноминации 1923 г. денежное знаки образца 1922 г. обменивались на новые в соотношении 100:1. В результате проведения третьей реформы, которую в последнее время стали называть реформой Сокольникова, изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта. В конечном счете, Россия вернулась к твердым деньгам, которые стали называться советскими червонцами.

С.В. Беспалов

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты