С.Ч.Сат
Изменение политической системы Тувинской Народной Республики после вхождения в состав СССР (1944-1961 гг.)______=======
Вхождение Тувинской Народной Республики 11 октября 1944 г. в состав Советского Союза на правах автономной области (ТАО) и дальнейшая интеграция в политическую систему СССР означали преобразование государственных органов ТНР, партийной и общественных организаций в местные органы. В результате подобной реорганизации свое прежнее высокое положение утратили многие представители тувинской государственно-партийной элиты, Они были заменены новыми людьми, в том числе отправленными в Туву по указанию сверху.
Прежде всего, 18 октября 1944 года было образовано Бюро Тувинского обкома ВКП (б). А за месяц до этого, 18 сентября 1944 года, секретарь ЦК ВКП (б) Г.М. Маленков получил список лиц на утверждение в качестве членов Бюро Тувинского обкома. В нем значились: Салчак Тока (Генеральный Секретарь ЦК ТНРП - на пост первого секретарям Тувинского обкома); Сарыг Тонгак Чимба (Председатель Совета Министров ТНР - на пост председателя облисполкома); Ховалыг Базыр-Сат (секретарь ЦК ТНРП по пропаганде и агитации - на пост секретаря обкома); Ооржак Тадар-оол (министр животноводства и земледелия ТНР - на пост зам. секретаря обкома по животноводству); Николай Товариштай (министр внутренних дел ТНР - на пост начальника областного управления НКВД); Маады Момбужай (секретарь ЦК ревсомо-ла - на пост первого секретаря обкома комсомола)1.
Одновременно с этим Тувинское руководство просило дать указания о подборе и командировании в автономную область второго секретаря обкома ВКП (б), секретаря обкома ВКП (б) по кадрам, первого заместителя председателя облисполкома, зам. начальника областного управления НКВД. Как правило, посты вторых секретарей ЦК национальных республик и областей занимали ставленники Москвы. Будучи направленными из «центра», они осуществляли функции наблюдателей и советников на местах, оказывая необходимое политическое влияние на национальные партаппараты, находившиеся у власти.
На заседании 27 октября 1944 года Бюро Тувинского обкома ВКП (б) разработало план политической работы по разъяснению Указа Президиума Верховного Совета СССР о принятии ТНР в состав Советского Союза и хозяйственно-политических задачах, ставившихся в связи с этим перед областью 2.
В соответствии с предложением Тувинского обкома
партии и облисполкома Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил 15 хошунов (районов) ТАО: Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Пий-Хемский, Каа-Хемский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Сут-Хольский, Тандинский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чун-Хеемчикский, Эрзин-ский 5. Бывшие хошунные центры: Туран, Шагонар, Ча-дан, были преобразованы в города хошунного (районного) подчинения ТАО 4.
Для проведения митингов и собраний, посвященных принятию Тувы в состав СССР, Бюро Тувинского обкома утвердило список докладчиков по районам и г. Кызылу. На встречах люди задавали вопросы, выражавшие общие настроения жителей области 5. Например, вопросы политического плана касались отношения соседей Тувы - Монголии и Китая - к вхождению республики в состав СССР. Людей волновала проблема переселения граждан из СССР в Туву. Поднимались также вопросы по поводу предполагаемых изменений в бюджете. Людей интересовала дальнейшая судьба тувинской части Красной Армии. Не была оставлена без внимания и проблема сохранения тувинского языка.
В плане экономического развития участников митингов и собраний волновали вопросы перевода аратов на оседлость и организации колхозов; возможность сохранения кочевых хозяйств, курс обмена акша на рубль, сохранение цен на товары. Население интересовали вопросы распространения плана государственных заготовок шерсти, скота, кожи, масла и другой сельхозпродукции, существующей в СССР, на Туву.
Вопросы культурного развития в основном поднимались в связи с возможностью обучения в вузах и техникумах СССР, открытия учебных заведений в области, а также оказания государством помощи больницам и школам.
Жители Тувы надеялись, что общее экономическое положение республики, обеспечивавшее достаточный уровень жизни в условиях традиционного скотоводческого хозяйства,. не ухудшится в связи с вступлением в состав СССР. Одним из основных вопросов, волновавших людей, был вопрос по поводу сохранения кочевого образа жизни и частного аратского хозяйства. В целом, население интересовали открывавшиеся возможности дальнейшего развития Тувы.
В отчетной информации Тувинского обкома ВКП (б) констатировалось, что «в основном трудящиеся Тувинской области с радостью восприняли прием ТНР в состав СССР. ... Наряду с положительными в общей массе населения настроениями имеют место отдельные факты отрицательных высказываний со стороны некоторых лиц из интеллигенции, рабочих и служащих. Имеются также факты резкой антисоветской агитации со стороны враждебных элементов бывших феодалов, лам и шаманов» 6
Дальнейшим мероприятием в политическом объединении Тувы и СССР была реорганизация министерств и управлений ТНР в отделы и управления облисполкома ТАО. В Тувинский облисполком были включены облплан, облживземотдел, облоно, облздравотдел, облсобес, обл-местпром, облуправление автогужтранспорта, областной дорожный отдел, облторготдел, облкомхоз, областной отдел искусств, комитет по делам физкультуры и спорта7. В компетенцию правительства СССР были переданы вопросы внешней политики, обороны, торговой, кредитной и денежной системы. Полпредство ТНР в СССР было преобразовано в постоянное представительство ТАО при Совете Министров РСФСР.
I ноября 1944 года первая сессия Тувинского облисполкома образовала Совет депутатов трудящихся ТАО. Полномочия депутатов местных Советов возлагались до выборов на бывших членов Малого и Великого Хуралов ТНР 8.
Структура Тувинского облисполкома и его штаты определялись Советом Министров РСФСР. Так, постановлением от 30 мая 1959 года за № 890 было решено упростить структуру и сократить штаты органов государственного управления и хозяйственных организаций ТАО на 23 единицы 9.
Советское государство реализовывало идею интеграции общества и реальные механизмы этой интеграции через «партию нового типа» и идеологию10. В связи с этим, помимо реорганизации органов управления, важным был вопрос о дальнейшей судьбе руководящей партии Тувинской Народной Республики - ТНРП.
В условиях однопартийной политической системы СССР члены ТНРП должны были вступить в состав ВКП (б). Из 7518 человек в таком приеме было отказано 3574 членам Тувинской Народно-Революционной партии. Основными причинами для отказа объялялись политическая пассивность, наличие репрессированных родственников, владение крупной частной собственностью11. Ю.Л,
II РГАСПИ. Ф. 17, оп. 8, д. 345, лл. 21-22.
Аранчин отмечал, что отказ в приеме почти половине членов ТНРП вряд ли можно считать достаточно обоснованным 12. Но такие факторы, как владение частной собственностью, допустимые в политических условиях ТНР, оказались недопустимыми в СССР. Поэтому была проведена своеобразная чистка тувинской политической элиты, социальный состав которой не совсем соответствовал идеологическим требованиям ВКП (б).
Принципы преобразования ТНРП послужили примером для реорганизации других общественных структур ТНР. С 5 декабря 1944 года ЦК ВЛКСМ начал прием членов Тувинского Революционного Союза Молодежи в члены ВЛКСМ. В период с 15 февраля по 1 июля 1945 года было рассмотрено 6 997 заявлений. Из них были приняты 4 607 человек, в том числе 2 483 женщины13. Причинами отказа служили не только недисциплинированность, отрыв от организации, плохая работа, но и «связь с чуждыми элементами», «социально-чуждое происхождение» и т.п.
Состав принятых в ряды комсомола характеризуется следующими данными: А) по роду занятий:
Рабочих промышленности и сельского хозяйства -240 чел.
Аратов-скотоводов и тожземовцев - 2 874 чел.
Колхозников - 83 чел.
Учителей - 180 чел.
Медицинских работников - 30 чел.
Агрономов - 3 чел.
Служащих - 285 чел.
Учащихся неполных средних и средних школ - 388
Остальных учащихся -.232 чел.
Всех остальных - 292 чел.
Б) по образованию:
Грамотных, но не имеющих начального образования - 2638 чел.
С начальным образованием - 1078 чел.
С неполным средним образованием - 771 чел.
Со средним образованием - 112 чел.
С высшим образование - 8 чел. Всего: - 4607 чел14.
Таким образом, мы видим, что в 1945 году большинство комсомольцев были аратами-скотоводами, так как основу хозяйства республики составляло традиционное скотоводство. По мере дальнейшего социально-политического и экономического развития области ситуация, естественно, менялась в пользу увеличения числа комсомольцев из рабочих, колхозников, учителей
и постепенного уменьшения их из числа аратов-скотоводов 15.
После завершения формирования областной организации ВЛКСМ дальнейший прием в комсомол осуществлялся на общих основаниях, а число комсомольских организаций каждый год увеличивалось. Только в период с 1946 года по 1950 годы их число выросло до 9055 16.
Главной задачей молодежной организации считалось активное вовлечение юношей и девушек в социалистические преобразования автономной области. Для этого организовывалась сеть комсомольского политпросвещения. В 1949 году в ТАО работало 227 политкружков, в которых занималось 3406 человек 17. Печатный орган бывшего ЦК ТРСМ «Ареве Шыны» был переименован в «Тыванын аныяктары», ставший органом областного и Кызыльского горкома ВЛКСМ 18. Бюро Тувинского обкома ВЛКСМ постановило издать Устав ВЛКСМ на тувинском языке (тираж 8000 экз.).
Прием пионеров Тувинской Народной Республики во Всесоюзную пионерскую организацию был осуществлен с 7 мая по октябрь 1945 года. Газеты «Тувинская правда», «Шын», «Молодежь Тувы», «Звездочка» и радиокомитет широко освещали работу по приему школьников в ряды пионерии 19.
Одним из важных политических событий первого года развития ТАО были выборы в Верховный Совет СССР и РСФСР, состоявшиеся 29 апреля 1945 года,
Туве была предоставлена своеобразная избирательная «льгота», Несмотря на то, что население области составляло менее 300 тысяч человек, от нее избирался 1 депутат в Совет Союза и 5 депутатов в Совет национальностей. Учитывая также недостаточную развитость общественно-политической системы ТНР, Указом от 15 февраля 1945 года было установлено, что при выборах в Верховный Совет СССР от ТАО право выставления кандидатов в депутаты в сельских местностях осуществляют общие собрания крестьян по сельским советам, наряду с республиканскими, областными, районными общественными организациями и обществами 20
На основании ст. 34 Конституции СССР и ст. 21, 23 и 24 «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» был образован Кызыльский избирательный округ № 648 по выборам в Совет Союза. По выборам в Совет Национальностей было образовано 5 избирательных окру-
гов: Кызыльский городской, Кызыльский восточный, Шаго-нарский, Чаданский, Кызыл-Мажалыкский21.
На наш взгляд, очень важным для активизации политической инициативы населения области было решение об издании на тувинском языке текста «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» (тираж - 3000 экз.) и «Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР» (тираж -2000 экз.)22. В план работы оргкомиссии по подготовке и проведению выборов помимо предвыборной агитации, лекций и публикаций материалов в СМИ, входило издание наглядных пособий в виде плаката схемы государственного устройства СССР и РСФСР 23.
В соответствии с Постановлением Секретариата Президиума ВС РСФСР от 26 ноября 1945 года на проведение выборов для ТАО было выделено 191 тысяча рублей 24. Затруднения в подготовке и проведении выборов вызывало то обстоятельство, что большинство населения области вело кочевой образ жизни. Требовалось много усилий для составления списков избирателей, информирования населения об избирательной кампании, уведомления о месте и дне выборов.
В результате выборов в Совет Союза Верховного Совета СССР от ТАО был избран С.К.Тока, в Совет Национальностей - И.Я. Куварин, Л.Б. Надамба, М.С. Куда-жи, А. -Б, О. Серенмаа, А.М. Чымба 25.
Следующим по хронологии событием было преобразование 19 июля 1945 года ЦК профсоюза ТНР в Тувинский облсовпроф 27. Его деятельность координировалась ВЦСПС и состояла в организации производственно-массовой, воспитательной работы, в защите прав рабочих и служащих. Из бюджета выделялись средства для подготовки кадров облсовпрофа и его актива, для проведения спартакиад, соревнований и культурно-массовых мероприятий, для развития художественной самодеятельности, а также для функционирования ДК Тувинского облсовпрофа,
Месткомы, обкомы профсоюза, облсовпроф контролировали соблюдение администрациями законодательства о режиме рабочего времени, о порядке увольнения рабочих и служащих, В 1946 году председатель местного комитета профсоюза работников Тувинского отдела народного образования Завьялова сумела положительно решить вопрос о заработной плате работников Тув, Облоно в связи с повышением цен. Профсоюзные органы активно организовывали социалистические со-
ревнования между предприятиями. В 1957 году в нем участвовали около 85 % от общего числа работавших.
Формирование и развитие политической системы любого государства является длительным и сложным процессом. Таким образом, мы видим, что в процессе вхождения Тувы в систему СССР создавались необходимые структурные элементы управления, охватывались все стороны политического бытия. Тот факт, что интеграци-
онные процессы начались с преобразования органов государственного управления, партийных и общественных организаций, подчеркивает определяющую роль идеологии в политической системе Тувинской автономной области как части СССР,
Статья принята к публикации 30.06.06
В.В.Кузнецов
Основные формы руководства периодической печатью Западной Сибири в период проведения сельскохозяйствен н Ь1ж__реформ с^е^нЬ1 XX_в!_________
Периодическая печать в нашей стране как одно из важнейших средств идеологического влияния на формирование мировоззрения значительной части общества весь период существования советского государства находилась под постоянным руководством и контролем как партийных, так и государственных органов власти. Особенно значительно это влияние возрастало в периоды реализации масштабных социально-экономических программ, в частности, таких как освоение целины, развитие животноводства, химизация и интенсификация и других преобразований в сельском хозяйстве в 50 - 60-х г.г. XX в. В ходе их осуществления существовала достаточно четкая система такого руководства периодической печатью, как напрямую, через обязательные решения и указания партийных органов всех уровней, так и опосредованно, путем контроля и своеобразного «патронажа» газет более высокого ранга над периферийными.
Нужно отметить, что указания о месте и роли периодической печати во время проведения этих реформ в важнейших партийных документах довольно незначительны и не выделяются в ряду общих политических задач партийных органов на селе. Более конкретно и обстоятельно они разрабатывались в решениях пленумов и конференций краевых и областных партийных организаций, но и там они следовали в русле общих задач пропаганды и агитации достижения поставленных целей. Такая же ситуация характерна и для решений городских и районных органов власти. Во всех случаях действовала единая система передачи директивных указаний от высшего звена к низшему с учетом местных особенностей.
Попробуем проследить действие этой системы на конкретных примерах деятельности партийных и государственных органов власти в Западной Сибири. Сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС был первым пленумом полностью посвященным проблемам развития сельского хозяйства. Именно на нем был выдвинут ряд задач
по реорганизации сельскохозяйственного производства. В их решении определенное место отводилось и периодической печати, Роль прессы была сведена к роли поставщика информации о ходе социалистического соревнования и пропагандиста передового опыта [1, с.343], В следующий раз о печати было упомянуто в материалах «целинного» февральско-мартовского (1954 г.) пленума. Печати здесь предлагалось заниматься разъяснительной работой и пропагандой среди населения с тем, чтобы оно приняло активное участие в освоении новых земель [2, с.390]. Партия вновь вспомнила о печати через несколько месяцев, в июне, когда состоялся пленум ЦК КПСС, рассмотревший итоги весеннего сева, в том числе и на целинных землях, а также вопросы о подготовке к уборке урожая и выполнения плана заготовок сельхозпродуктов. Печать упоминалась как одна из форм политического воздействия на сельское население с целью активного участия в сельскохозяйственных работах [3, с.426].
В 1955 г. на пленуме ЦК по животноводству на фоне общей критики партийно-политической работы в деревне «досталось» и средствам массовой информации. В материалах пленума было отмечено, что «в газетах и журналах слабо обобщается передовой опыт животноводов, не дается острой критики имеющихся недостатков и запущенности в этом деле» [4, с.487].
В последующих документах ЦК КПСС по вопросам сельскохозяйственных реформ вплоть до 1965 г. каких-либо отдельных высказываний и указаний о деятельности печати не обнаружено.
Сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС стал отправной точкой для усиления пропагандистской активности всей советской печати, Помимо публикаций его материалов и организованных откликов на его решения по реформированию сельского хозяйства начинается подготовка и публикация передовых статей, отчетов и кор-