Спросить
Войти

Изменение политической системы тувинской Народной республики после вхождения в состав СССР (1944-1961 гг. )

Автор: указан в статье

С.Ч.Сат

Изменение политической системы Тувинской Народной Республики после вхождения в состав СССР (1944-1961 гг.)______=======

Вхождение Тувинской Народной Республики 11 октября 1944 г. в состав Советского Союза на правах автономной области (ТАО) и дальнейшая интеграция в политическую систему СССР означали преобразование государственных органов ТНР, партийной и общественных организаций в местные органы. В результате подобной реорганизации свое прежнее высокое положение утратили многие представители тувинской государственно-партийной элиты, Они были заменены новыми людьми, в том числе отправленными в Туву по указанию сверху.

Прежде всего, 18 октября 1944 года было образовано Бюро Тувинского обкома ВКП (б). А за месяц до этого, 18 сентября 1944 года, секретарь ЦК ВКП (б) Г.М. Маленков получил список лиц на утверждение в качестве членов Бюро Тувинского обкома. В нем значились: Салчак Тока (Генеральный Секретарь ЦК ТНРП - на пост первого секретарям Тувинского обкома); Сарыг Тонгак Чимба (Председатель Совета Министров ТНР - на пост председателя облисполкома); Ховалыг Базыр-Сат (секретарь ЦК ТНРП по пропаганде и агитации - на пост секретаря обкома); Ооржак Тадар-оол (министр животноводства и земледелия ТНР - на пост зам. секретаря обкома по животноводству); Николай Товариштай (министр внутренних дел ТНР - на пост начальника областного управления НКВД); Маады Момбужай (секретарь ЦК ревсомо-ла - на пост первого секретаря обкома комсомола)1.

Одновременно с этим Тувинское руководство просило дать указания о подборе и командировании в автономную область второго секретаря обкома ВКП (б), секретаря обкома ВКП (б) по кадрам, первого заместителя председателя облисполкома, зам. начальника областного управления НКВД. Как правило, посты вторых секретарей ЦК национальных республик и областей занимали ставленники Москвы. Будучи направленными из «центра», они осуществляли функции наблюдателей и советников на местах, оказывая необходимое политическое влияние на национальные партаппараты, находившиеся у власти.

На заседании 27 октября 1944 года Бюро Тувинского обкома ВКП (б) разработало план политической работы по разъяснению Указа Президиума Верховного Совета СССР о принятии ТНР в состав Советского Союза и хозяйственно-политических задачах, ставившихся в связи с этим перед областью 2.

В соответствии с предложением Тувинского обкома

1 РГАСПИ. Ф, 17, оп. 8, д. 344, ч.2, л. 113.
2 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп. 1, д. 1, л. 4.

партии и облисполкома Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил 15 хошунов (районов) ТАО: Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Пий-Хемский, Каа-Хемский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Сут-Хольский, Тандинский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чун-Хеемчикский, Эрзин-ский 5. Бывшие хошунные центры: Туран, Шагонар, Ча-дан, были преобразованы в города хошунного (районного) подчинения ТАО 4.

Для проведения митингов и собраний, посвященных принятию Тувы в состав СССР, Бюро Тувинского обкома утвердило список докладчиков по районам и г. Кызылу. На встречах люди задавали вопросы, выражавшие общие настроения жителей области 5. Например, вопросы политического плана касались отношения соседей Тувы - Монголии и Китая - к вхождению республики в состав СССР. Людей волновала проблема переселения граждан из СССР в Туву. Поднимались также вопросы по поводу предполагаемых изменений в бюджете. Людей интересовала дальнейшая судьба тувинской части Красной Армии. Не была оставлена без внимания и проблема сохранения тувинского языка.

В плане экономического развития участников митингов и собраний волновали вопросы перевода аратов на оседлость и организации колхозов; возможность сохранения кочевых хозяйств, курс обмена акша на рубль, сохранение цен на товары. Население интересовали вопросы распространения плана государственных заготовок шерсти, скота, кожи, масла и другой сельхозпродукции, существующей в СССР, на Туву.

Вопросы культурного развития в основном поднимались в связи с возможностью обучения в вузах и техникумах СССР, открытия учебных заведений в области, а также оказания государством помощи больницам и школам.

Жители Тувы надеялись, что общее экономическое положение республики, обеспечивавшее достаточный уровень жизни в условиях традиционного скотоводческого хозяйства,. не ухудшится в связи с вступлением в состав СССР. Одним из основных вопросов, волновавших людей, был вопрос по поводу сохранения кочевого образа жизни и частного аратского хозяйства. В целом, население интересовали открывавшиеся возможности дальнейшего развития Тувы.

3 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп.1, д. 2, лл. 49-51.
4 Там же, л. 48.
5 РГАСПИ. Ф. 17, оп. 8, д. 345, лл. 4-6,

В отчетной информации Тувинского обкома ВКП (б) констатировалось, что «в основном трудящиеся Тувинской области с радостью восприняли прием ТНР в состав СССР. ... Наряду с положительными в общей массе населения настроениями имеют место отдельные факты отрицательных высказываний со стороны некоторых лиц из интеллигенции, рабочих и служащих. Имеются также факты резкой антисоветской агитации со стороны враждебных элементов бывших феодалов, лам и шаманов» 6

Дальнейшим мероприятием в политическом объединении Тувы и СССР была реорганизация министерств и управлений ТНР в отделы и управления облисполкома ТАО. В Тувинский облисполком были включены облплан, облживземотдел, облоно, облздравотдел, облсобес, обл-местпром, облуправление автогужтранспорта, областной дорожный отдел, облторготдел, облкомхоз, областной отдел искусств, комитет по делам физкультуры и спорта7. В компетенцию правительства СССР были переданы вопросы внешней политики, обороны, торговой, кредитной и денежной системы. Полпредство ТНР в СССР было преобразовано в постоянное представительство ТАО при Совете Министров РСФСР.

I ноября 1944 года первая сессия Тувинского облисполкома образовала Совет депутатов трудящихся ТАО. Полномочия депутатов местных Советов возлагались до выборов на бывших членов Малого и Великого Хуралов ТНР 8.

Структура Тувинского облисполкома и его штаты определялись Советом Министров РСФСР. Так, постановлением от 30 мая 1959 года за № 890 было решено упростить структуру и сократить штаты органов государственного управления и хозяйственных организаций ТАО на 23 единицы 9.

Советское государство реализовывало идею интеграции общества и реальные механизмы этой интеграции через «партию нового типа» и идеологию10. В связи с этим, помимо реорганизации органов управления, важным был вопрос о дальнейшей судьбе руководящей партии Тувинской Народной Республики - ТНРП.

В условиях однопартийной политической системы СССР члены ТНРП должны были вступить в состав ВКП (б). Из 7518 человек в таком приеме было отказано 3574 членам Тувинской Народно-Революционной партии. Основными причинами для отказа объялялись политическая пассивность, наличие репрессированных родственников, владение крупной частной собственностью11. Ю.Л,

6 РГАСПИ. Ф. 17, оп. 8, д. 345, лл. 2-6.
7 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп. 1, д. 1, л. 82.
8 Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982, С. 273
9 ЦГА РТ. Ф. 284, оп. 1, д. 510, л. 59.
10 Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. 2-е изд. перераб. и доп.- Новосибирск; Сибирский хронограф, 1997, С. 16.

II РГАСПИ. Ф. 17, оп. 8, д. 345, лл. 21-22.

Аранчин отмечал, что отказ в приеме почти половине членов ТНРП вряд ли можно считать достаточно обоснованным 12. Но такие факторы, как владение частной собственностью, допустимые в политических условиях ТНР, оказались недопустимыми в СССР. Поэтому была проведена своеобразная чистка тувинской политической элиты, социальный состав которой не совсем соответствовал идеологическим требованиям ВКП (б).

Принципы преобразования ТНРП послужили примером для реорганизации других общественных структур ТНР. С 5 декабря 1944 года ЦК ВЛКСМ начал прием членов Тувинского Революционного Союза Молодежи в члены ВЛКСМ. В период с 15 февраля по 1 июля 1945 года было рассмотрено 6 997 заявлений. Из них были приняты 4 607 человек, в том числе 2 483 женщины13. Причинами отказа служили не только недисциплинированность, отрыв от организации, плохая работа, но и «связь с чуждыми элементами», «социально-чуждое происхождение» и т.п.

Состав принятых в ряды комсомола характеризуется следующими данными: А) по роду занятий:

Рабочих промышленности и сельского хозяйства -240 чел.

Аратов-скотоводов и тожземовцев - 2 874 чел.

Колхозников - 83 чел.

Учителей - 180 чел.

Медицинских работников - 30 чел.

Агрономов - 3 чел.

Служащих - 285 чел.

Учащихся неполных средних и средних школ - 388

Остальных учащихся -.232 чел.

Всех остальных - 292 чел.

Б) по образованию:

Грамотных, но не имеющих начального образования - 2638 чел.

С начальным образованием - 1078 чел.

С неполным средним образованием - 771 чел.

Со средним образованием - 112 чел.

С высшим образование - 8 чел. Всего: - 4607 чел14.

Таким образом, мы видим, что в 1945 году большинство комсомольцев были аратами-скотоводами, так как основу хозяйства республики составляло традиционное скотоводство. По мере дальнейшего социально-политического и экономического развития области ситуация, естественно, менялась в пользу увеличения числа комсомольцев из рабочих, колхозников, учителей

12 Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982, С. 272.
13 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп. 1, д. 70, л. 2.
14 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп.1, д. 70, л. 2.

и постепенного уменьшения их из числа аратов-скотоводов 15.

После завершения формирования областной организации ВЛКСМ дальнейший прием в комсомол осуществлялся на общих основаниях, а число комсомольских организаций каждый год увеличивалось. Только в период с 1946 года по 1950 годы их число выросло до 9055 16.

Главной задачей молодежной организации считалось активное вовлечение юношей и девушек в социалистические преобразования автономной области. Для этого организовывалась сеть комсомольского политпросвещения. В 1949 году в ТАО работало 227 политкружков, в которых занималось 3406 человек 17. Печатный орган бывшего ЦК ТРСМ «Ареве Шыны» был переименован в «Тыванын аныяктары», ставший органом областного и Кызыльского горкома ВЛКСМ 18. Бюро Тувинского обкома ВЛКСМ постановило издать Устав ВЛКСМ на тувинском языке (тираж 8000 экз.).

Прием пионеров Тувинской Народной Республики во Всесоюзную пионерскую организацию был осуществлен с 7 мая по октябрь 1945 года. Газеты «Тувинская правда», «Шын», «Молодежь Тувы», «Звездочка» и радиокомитет широко освещали работу по приему школьников в ряды пионерии 19.

Одним из важных политических событий первого года развития ТАО были выборы в Верховный Совет СССР и РСФСР, состоявшиеся 29 апреля 1945 года,

Туве была предоставлена своеобразная избирательная «льгота», Несмотря на то, что население области составляло менее 300 тысяч человек, от нее избирался 1 депутат в Совет Союза и 5 депутатов в Совет национальностей. Учитывая также недостаточную развитость общественно-политической системы ТНР, Указом от 15 февраля 1945 года было установлено, что при выборах в Верховный Совет СССР от ТАО право выставления кандидатов в депутаты в сельских местностях осуществляют общие собрания крестьян по сельским советам, наряду с республиканскими, областными, районными общественными организациями и обществами 20

На основании ст. 34 Конституции СССР и ст. 21, 23 и 24 «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» был образован Кызыльский избирательный округ № 648 по выборам в Совет Союза. По выборам в Совет Национальностей было образовано 5 избирательных окру-

15Тугужекова В.Н. Комсомол в первые послевоенные. -Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1991. - С. 124.
16Тугужекова В.Н. Комсомол в первые послевоенные. -Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1991. - С. 117.
17Там же, с. 126.
18 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп. 1, д. 49, л. 270.
19 ЦАДПОО ЦГА РТ.Ф. 2, оп. 1, д. 9, л.99.
20 ГАРФ. Ф. 7523, оп. 4, д. 309, л. 82.

гов: Кызыльский городской, Кызыльский восточный, Шаго-нарский, Чаданский, Кызыл-Мажалыкский21.

На наш взгляд, очень важным для активизации политической инициативы населения области было решение об издании на тувинском языке текста «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» (тираж - 3000 экз.) и «Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР» (тираж -2000 экз.)22. В план работы оргкомиссии по подготовке и проведению выборов помимо предвыборной агитации, лекций и публикаций материалов в СМИ, входило издание наглядных пособий в виде плаката схемы государственного устройства СССР и РСФСР 23.

В соответствии с Постановлением Секретариата Президиума ВС РСФСР от 26 ноября 1945 года на проведение выборов для ТАО было выделено 191 тысяча рублей 24. Затруднения в подготовке и проведении выборов вызывало то обстоятельство, что большинство населения области вело кочевой образ жизни. Требовалось много усилий для составления списков избирателей, информирования населения об избирательной кампании, уведомления о месте и дне выборов.

В результате выборов в Совет Союза Верховного Совета СССР от ТАО был избран С.К.Тока, в Совет Национальностей - И.Я. Куварин, Л.Б. Надамба, М.С. Куда-жи, А. -Б, О. Серенмаа, А.М. Чымба 25.

30 января 1945 года было образовано оргбюро Красного Креста и полумесяца СССР по ТАО, во главе с С.А. Сереккеем26.

Следующим по хронологии событием было преобразование 19 июля 1945 года ЦК профсоюза ТНР в Тувинский облсовпроф 27. Его деятельность координировалась ВЦСПС и состояла в организации производственно-массовой, воспитательной работы, в защите прав рабочих и служащих. Из бюджета выделялись средства для подготовки кадров облсовпрофа и его актива, для проведения спартакиад, соревнований и культурно-массовых мероприятий, для развития художественной самодеятельности, а также для функционирования ДК Тувинского облсовпрофа,

Месткомы, обкомы профсоюза, облсовпроф контролировали соблюдение администрациями законодательства о режиме рабочего времени, о порядке увольнения рабочих и служащих, В 1946 году председатель местного комитета профсоюза работников Тувинского отдела народного образования Завьялова сумела положительно решить вопрос о заработной плате работников Тув, Облоно в связи с повышением цен. Профсоюзные органы активно организовывали социалистические со-

21 ГАРФ. Ф. 7523, оп. 4, д, 309, л. 79,
22 Там же, л. 88.
23 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп. 1, д. 49, л. 190.
24ЦГА РТ. Ф. 264, оп.1 , д. 6, л.30.
25 ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2, оп. 1, д. 49, л. 309.
26 Там же - л. 487.
27 Аранчын Ю, А. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982, С. 274

ревнования между предприятиями. В 1957 году в нем участвовали около 85 % от общего числа работавших.

Формирование и развитие политической системы любого государства является длительным и сложным процессом. Таким образом, мы видим, что в процессе вхождения Тувы в систему СССР создавались необходимые структурные элементы управления, охватывались все стороны политического бытия. Тот факт, что интеграци-

онные процессы начались с преобразования органов государственного управления, партийных и общественных организаций, подчеркивает определяющую роль идеологии в политической системе Тувинской автономной области как части СССР,

Статья принята к публикации 30.06.06

В.В.Кузнецов

Основные формы руководства периодической печатью Западной Сибири в период проведения сельскохозяйствен н Ь1ж__реформ с^е^нЬ1 XX_в!_________

Периодическая печать в нашей стране как одно из важнейших средств идеологического влияния на формирование мировоззрения значительной части общества весь период существования советского государства находилась под постоянным руководством и контролем как партийных, так и государственных органов власти. Особенно значительно это влияние возрастало в периоды реализации масштабных социально-экономических программ, в частности, таких как освоение целины, развитие животноводства, химизация и интенсификация и других преобразований в сельском хозяйстве в 50 - 60-х г.г. XX в. В ходе их осуществления существовала достаточно четкая система такого руководства периодической печатью, как напрямую, через обязательные решения и указания партийных органов всех уровней, так и опосредованно, путем контроля и своеобразного «патронажа» газет более высокого ранга над периферийными.

Нужно отметить, что указания о месте и роли периодической печати во время проведения этих реформ в важнейших партийных документах довольно незначительны и не выделяются в ряду общих политических задач партийных органов на селе. Более конкретно и обстоятельно они разрабатывались в решениях пленумов и конференций краевых и областных партийных организаций, но и там они следовали в русле общих задач пропаганды и агитации достижения поставленных целей. Такая же ситуация характерна и для решений городских и районных органов власти. Во всех случаях действовала единая система передачи директивных указаний от высшего звена к низшему с учетом местных особенностей.

Попробуем проследить действие этой системы на конкретных примерах деятельности партийных и государственных органов власти в Западной Сибири. Сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС был первым пленумом полностью посвященным проблемам развития сельского хозяйства. Именно на нем был выдвинут ряд задач

по реорганизации сельскохозяйственного производства. В их решении определенное место отводилось и периодической печати, Роль прессы была сведена к роли поставщика информации о ходе социалистического соревнования и пропагандиста передового опыта [1, с.343], В следующий раз о печати было упомянуто в материалах «целинного» февральско-мартовского (1954 г.) пленума. Печати здесь предлагалось заниматься разъяснительной работой и пропагандой среди населения с тем, чтобы оно приняло активное участие в освоении новых земель [2, с.390]. Партия вновь вспомнила о печати через несколько месяцев, в июне, когда состоялся пленум ЦК КПСС, рассмотревший итоги весеннего сева, в том числе и на целинных землях, а также вопросы о подготовке к уборке урожая и выполнения плана заготовок сельхозпродуктов. Печать упоминалась как одна из форм политического воздействия на сельское население с целью активного участия в сельскохозяйственных работах [3, с.426].

В 1955 г. на пленуме ЦК по животноводству на фоне общей критики партийно-политической работы в деревне «досталось» и средствам массовой информации. В материалах пленума было отмечено, что «в газетах и журналах слабо обобщается передовой опыт животноводов, не дается острой критики имеющихся недостатков и запущенности в этом деле» [4, с.487].

В последующих документах ЦК КПСС по вопросам сельскохозяйственных реформ вплоть до 1965 г. каких-либо отдельных высказываний и указаний о деятельности печати не обнаружено.

Сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС стал отправной точкой для усиления пропагандистской активности всей советской печати, Помимо публикаций его материалов и организованных откликов на его решения по реформированию сельского хозяйства начинается подготовка и публикация передовых статей, отчетов и кор-

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты