Спросить
Войти

99. 04. 020. ИР в вузах. Финансовые и людские ресурсы вузовской науки: подготовка кадров, эффективность. Academic research and development: financial and personnel resources, integration with graduate education, and outputs // Science A. Engineering indicators. - Wash.. 1998. - P. 5-1 - 5-30

Автор: указан в статье

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КДДРЫ. ПРОБЛЕМА ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

99.04.020. ИР В ВУЗАХ. ФИНАНСОВЫЕ И ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ: ПОДГОТОВКА КАДРОВ,

ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Academic research and development: financial and personnel resources, integration with graduate education, and outputs // Science a. engineering indicators. — Wash. 1998. — P. 5-1-5-30.

Реферируемый материал - глава, помещенная в статистическом документе “Показатели развития науки и техники”, регулярно публикуемом в США. В ней рассматриваются проблемы подготовки и использования научных кадров в области естественных, социальных и технических наук, а также математики.

За последнее десятилетие масштабы научно-исследовательской деятельности в вузах США существенно расширились. Однако ее развитие все чаще сталкивается с многочисленными вопросами: соответствует ли подготовка научных кадров современным требованиям к высококвалифицированным специалистам, не слишком ли сильна зависимость этой подготовки от конкретных ИР, не грозит ли научным организациям излишняя изолированность и сосредоточенность лишь на собственной динамике, внешнем спросе со стороны федерального правительства или промышленности, не слишком ли велики затраты на деятельность этой организации, каким образом усилить связь между ИР и высшим образованием.

Данная глава не содержит окончательных ответов на поставленные вопросы, а лишь предоставляет данные, характеризующие выделенные тенденции и их анализ для лиц, принимающих решения в этой области. В работе рассматриваются различные ключевые аспекты научной деятельности вузов, включая ее финансирование, инфраструктуру, занятость докторов наук, интеграцию промышленных и вузовских исследований.

Несмотря на серьезные финансовые трудности университеты и колледжи США продолжают проводить более половины фундаментальных исследовании, осуществляемых в стране. Промышленность во все большей степени опирается на ИР, проводимые в вузах: значительно расширяется сотрудничество между вузовскими и промышленными исследовательскими лабораториями, увеличивается число патентов, присваиваемых вузовским изобретениям. Поддержка вузов со стороны промышленности увеличилась, однако доля ее в общей сумме ассигнований на ИР в вузах составляет менее 10%, и вряд ли можно ожидать сколько-нибудь значимого увеличения этого потенциала (с. 5-6).

Основную финансовую поддержку вузам оказывает федеральное правительство. Три правительственных учреждения -НИЗ, ННФ и МО — предоставляют наибольшую часть этих ассигнований, направляемых, в частности, на развитие физических и компьютерных наук, математики и инжиниринга.

Согласно демографическим прогнозам, в течение следующего десятилетия значительно возрастет численность научных кадров за счет большего участия в ИР представителей национальных меньшинств, лиц старшего возраста и нетрадиционных студентов. Однако число иностранных ученых в вузах будет, видимо, сокращаться. Возникают и другие проблемы, касающиеся смены педагогического персонала, условий приема на работу преподавателей на длительный срок, соотношения этой категории сотрудников с другими, более временными назначениями.

Как отмечают авторы документа, в начале 90-х годов повсюду наблюдалось сокращение приема в четырехгодичные колледжи и университеты после роста этих показателей в предыдущее десятилетие. Однако за 10 или более последующих лет министерство образования США планирует увеличить численность студентов в вузах, основываясь на демографических прогнозах и оценке участия в высшем образовании взрослых студентов. Имеющиеся данные позволяют предположить, что расовый и этнический состав студентов будет продолжать меняться и что женщины по-прежнему будут предпочитать для изучения новые области знания, в которых они ранее не был и представлены. Число иностранных студентов, составляющих в течение длительного периода основную массу обучающихся по программам естественных, социальных и

технических наук и математики, видимо, будет сокращаться по мере того, как другие страны будут предоставлять собственные программы подготовки. Ожидается, что выход преподавательского состава на пенсию, судя по его возрастной структуре, будет расти. Однако реакция учебных заведений на эту ситуацию неясна: возможны изменения в найме преподавателей на работу или перераспределение некоторой части обязанностей между штатными и временными сотрудниками. Развитие обучения, основанного на электронных средствах связи, может отрицательно повлиять на роль преподавателя и самих вузов, а может быть, и на масштабы приема студентов.

В работе рассматриваются основные тенденции в отношении занятости ученых в вышеперечисленных областях знания. За последние два десятилетия общее число ученых и инженеров, получивших степень доктора наук в американских университетах, более чем удвоилось: с 215 тыс. в 1973 г. до 475,2 тыс. в 1995г., в том числе в других вузах со 118 тыс. до 217,5 тыс. (табл.1).

Таблица 1 (с. 5-21) Занятость ученых и инженеров, обладающих

степенью доктора наук в вузах США_____________________

Годы Число докторов наук (в тыс. чел.) % вузовских докторов наук от общего числа докт. наук, занятых в стране

всего но стране в вузах

1973 215,0 118,0 55
1975 250,8 134,1 53
1977 277,2 145,5 52
1979 308,7 155,4 51
1981 336,1 167,1 50
1983 363,1 176,2 49
1985 395,7 190,3 48
1987 416,5 196,0 47
1989 447,3 206,7 46
1991 468,6 210,6 45
1993 460,5 213,8 46
1995 475,2 217,5 46

Таким образом, темпы роста занятости вузовских ученых и инженеров, докторов наук, достаточно высокие в течение большей части рассматриваемого периода, уступали аналогичным показателям в других секторах экономики. Соответственно доля занятости докторов наук, работающих в вузах за 1973-1995 гг., снизилась с 55 до 46%.

В то время как общее число докторов наук в вузах за 1989-1995 гг. увеличивалось с 206,7 тыс. до 217,5 тыс., численность штатных преподавателей (полных, ассоциированных и ассистентов профессоров, а также инструкторов) колебалась на уровне 169,8 тыс. - 173,1 тыс. человек (с. 5-21).

Число занимающих другие вузовские позиции (штатных или частично занятых адъюнктов, лекторов, ассоциированных исследователей и т.д.) росло достаточно быстро - с 14,7 тыс. в 1973 г. до 46,2 тыс. в 1995г. Увеличение в 1989-1995 гг. составило 25% и происходило оно в основном за счет постдокторантов и других штатных должностей. Частично занятые составляли лишь 2-3% общего числа преподавателей (с. 5-22).

Показатели занятости вузовских преподавателей - докторов наук не были одинаковыми для различных типов вузов. В исследовательских университетах имел место их более медленный рост, чем в других вузах: доля докторов наук в исследовательских университетах возросла с 57,6 тыс. в 1973г. до 90,1 тыс. в 1995г.

Таблица 2 (с. 5-23)

Занятость докторов наук в зависимости от типов вузов_________

Год Число занятых (в тыс. чел.) Занятость в % от общего числа

всего в вузах в исслед. унив-ах в других вузах в исслед. унив-ах в других вузах

1 2 3 4 5 6
1973 118,0 57,6 60,4 49 51
1975 134,1 63,3 70,8 47 53
1977 145,5 67,7 77,8 47 53
1979 155,4 71,3 84,1 46 54
1981 167,1 78,5 88,6 47 53
1983 176,2 77,2 99,1 44 56
1985 190,3 85,5 104,8 45 55
1987 196,0 91,3 104,7 47 53

Продолжение табл 2

1 2 3 4 5 6
1989 206,7 93,8 112,9 45 56
1991 210,6 93,5 117,1 44 56
1993 213,8 92,8 120,9 43 57
1995 217,5 90,1 127,4 41 59

Число работающих в вузах женщин, имеющих степень диктора наук, увеличилось за 1973-1995 гг. более чем в четыре раза: с 10,7 тыс. до 52,4 тыс. Для сравнения число докторов наук - мужчин за тот же период возросло лишь на 54% - с 107,3 тыс.до 165,1 тыс. Наиболее активный рост численности женщин наблюдался в психологии, науках о жизни и социальных науках, т.е. в областях, где их участие уже в 1973 г. было наибольшим.

Отличающееся за рассматриваемые годы уменьшение штатного преподавательского состава (особенно оно коснулось специалистов в области психологии, физики, науки об окружающей среде, наук о жизни) было вызвано 10%-ным сокращением должностей полных профессоров: с 76,3 тыс. до 68,8 тыс., при этом численность мужчин-ассистентов профессоров и женского младшего преподавательского персонала оставалась в целом стабильной. Однако число женщин, занимающих должность ассистента профессора, полного профессора и инструктора, возросло за тот же период на 30%. В 1995 г. женщины составляли 21% штатного преподавательского состава на факультетах естественных, социальных, технических наук и математики. Число женщин росло также быстрее, чем мужчин (на 41% против 17% в 1989г.), и на других преподавательских должностях (адъюнктов, лекторов и т.д.).

В течение рассматриваемого периода области применения женского персонала оставались более сконцентрированными, чем мужского. В 1995 г. 84% женщин-ученых и инженеров от общей численности женщин-докторов, работающих в вузах, работали в трех крупных областях: науках о жизни (41%), социальных науках (21%) и психологии (22%). Для сравнения в этих областях в 1995 г. было занято 58% ученых-мужчин. В то же время лишь 8% женщин и 19% мужчин были заняты в физических науках и науках об окружающей среде, и лишь 3% женщин по сравнению с 14% мужчин занимались инжинирингом (с.23).

Такое распределение занятости по областям знаний в вузах отражает различие в количестве ученых степеней, полученных женщинами и мужчинами. За последние два десятилетия увеличение найма женщин на преподавательские и научные должности в вузах привело и к росту числа присваиваемых степеней доктора в этих областях знаний. Среди докторов наук, получивших степень недавно, на работе в вузах женщины были представлены примерно в той же пропорции, что и среди докторов, получивших степень в 1979-1995 гг. по каждой из крупных областей знаний. Однако число занятых на должностях, требующих степень доктора (24% в 1995 г.), по-прежнему отставало от их общей доли среди новых докторов наук (38%) (с.5-24).

Занятость представителей национальных меньшинств, обладающих степенью доктора наук в рассматриваемых областях знаний, в вузах выросла с 2,4 тыс. в 1973 г. до 12,68 тыс. в 1995 г. Число занятых среди них в вузах увеличилось с 2% в 1973 г. до 6% в 1995 г.

Выходцы из Азии, взятые в качестве отдельной группы, довольно успешно влились в научно-педагогический персонал вузов США. Их число среди ученых и инженеров-докторов наук резко увеличилось за 1973-1995 гг. с 5,1 тыс. до 22,5 тыс. Особое увеличение отмечается в области физических наук - от 5% в 1973 г. до 14% в 1995 г., в компьютерных науках - с 13 до 29% и в технических науках - с 9 до 21% (с.5-24). Число выходцев из Азии, наиболее широко представленных в вузах среди новых докторов наук, значительно превышали число обладателей докторской степенью но сравнению с американскими гражданами и обладателями постоянных виз. В 1995г. выходцы из Азии составляли почти четвертую часть новых докторов в рассматриваемых областях (с.5-25).

В 1973-1995 гг. общая численность докторов наук заметно варьировала в зависимости от специализации. Так, в физических науках она увеличилась с 22,1 тыс. до 29,3 тыс., т.е. на 33%. Занятость в науках о жизни увеличилась за этот период с 34,9 тыс. до 71,6 тыс. Другими областями, показавшими относительно большой рост занятости докторов наук, были технические науки (с.5-25).

Резкое увеличение численности научно-педагогического состава вузов, имеющее место в течение 60-х годов за счет молодых докторов наук, происходило в связи с широкомасштабным расширением студенческого контингента. В период интенсивного

развития высшего образования средний возраст преподавателей со степенью доктора наук поднялся с 42,5 до 47,1 лет. В последующие десятилетия прием на работу окончивших докторантуру замедлился, что привело к старению профессуры. На протяжении 80-х годов около 3% преподавателей были старше 65 лет и 1% - старше 68 лет. В основном научно-педагогический персонал вузов уходит на пенсию до этого возраста. В то же время преподаватели исследовательских университетов работают, как правило, дольше, чем преподаватели остальных вузов, однако именно исследовательским университетам удается поддерживать сбалансированную возрастную структуру. Так, в 1995 г. большая часть штатных преподавателей исследовательских университетов была в возрасте моложе 46 лет.

За 1989-1895 гг. было присвоено докторских степеней на 20% больше, чем за предыдущий период (с 22 705 до 27 846). Увеличение в вузах числа получающих докторские степени в области естественных, социальных, технических наук и математики становится ведущей тенденцией при формулировании будущего состава преподавателей и ученых. Сначала число недавних обладателей степени доктора наук, т.е. тех, кто получил эту степень в течение трех лет перед данным исследованием и вступивших в ряды сотрудников вузов, постепенно снижалось: с 25 000 в 1973г. до 20 500 человек в середине 80-х годов. Затем оно стало вновь расти и достигло в 1995 г. 27 846, т.е. числа, чуть превышающего половину недавних получателей докторской степени. Но и само значение вузовской занятости изменилось для молодых докторов. В 1995г. менее 45% занимали штатные должности в вузах по сравнению с 75% в начале 70-х и 57% в середине 80-х годов, начиная с 1973 г. постепенно увеличивалась доля новых обладателей докторской степени, получающих соответствующую должность: с 13 до 28% в 1985г. и 40% в 1995 г. Доля докторов наук на других должностях, не относящихся к преподавательским, также удвоилась - с 8 до 17% (с.5-26 -5-27).

Среди новых обладателей докторской степени в течение двух последних десятилетий возросла доля женщин - с 12 до 38%. Доля представителей национальных меньшинств увеличилась с 2 до 7%, лиц азиатского происхождения - с 5 до 23%.

Распределение занятости молодых докторов по областям знаний отражает происшедшие изменения в занятости в целом: в 1995г. 38% были заняты в науках о жизни (в 1973г. - 28%), 14 - в

физике (в 1973 г. - 28), 4% - в математике (в 1973 г. - 9%). Однако межфакультетское распределение молодых докторов наук на штатных должностях отличается от этой общей картины занятости меньшей долей занятости на факультетах физики и наук о жизни и большей — в психологии и социальных науках (с.5-27).

В вузах США, особенно в исследовательских университетах, обучение студентов, ИР и подготовка научных кадров в значительной степени взаимосвязаны. Большинство вузовских ученых и инженеров занимаются преподаванием и исследованиями, соотношение между которыми может меняться на любом этапе их карьеры. Тем не менее установить разумный, обоснованный баланс между преподаванием и ИР всегда представляет собой проблему, требующую для своего решения определенных усилий.

Анкетирование, проведенное министерством образования США среди докторов, показало, что из 213 800 человек 81% занимался преподавательской деятельностью в течение лишь последнего семестра этого года: 58% из них вели курсы на додипломном уровне, 25 - на последипломном и 17% - те и другие. Те, кто вел исключительно додипломные курсы, тратили 65% рабочего времени на преподавательскую работу и 22% на ИР. Те, кто отвечал за преподавание на последипломном уровне, тратили соответственно 34 и 38%, а те, кто преподавал на обоих уровнях, - 50 и 27%. Это распределение времени не претерпело существенных изменений в период после 1988 г. (с.5-27).

Согласно данным социологического опроса, число тех, кто считает преподавание своей основной трудовой деятельностью, увеличилось с 73 300 в 1973 г. до 101 100 человек в 1985 г., а затем колебалось вокруг 100-тысячной отметки. Число тех, кто указал исследование в качестве основы своих трудовых обязанностей, также постепенно увеличивалось с 27 800 в 1973 г. до 56 тыс. в 1985г. и до 83 тыс. в 1995 г. В конечном итоге доля респондентов, считающих основной обязанностью преподавание, снизилась: с 62% в 1973 г. до 46 в 1995 г., в то время как доля считающих своей основной обязанностью исследования, выросла с 24 до 38%, а тех, кто считает своей основной обязанностью иную деятельность (административные функции, сервис и т.д.), оставалась на уровне 14-16% в течение всего рассматриваемого периода (с.5-28).

Рост занятости в исследовательских университетах происходил начиная с конца 70-х годов в значительной мере за счет тех, кто считал ИР своей основной деятельностью. Их численность составляла 17 500 человек в 1973 г. и 45 900 - в 1995 г., причем их доля среди докторов наук в исследовательских университетах выросла с 30 до 51%. Напротив, число тех в исследовательских университетах, кто считал преподавание своей основной деятельностью, увеличилось с 32 300 в 1973 г. до 39 600 в 1981г., а затем снизилось до 30 500 в 1995г. Число тех, кто обозначал другие функции в качестве главных, оставалось на уровне 12-15 тыс. начиная с начала 80-х годов.

В других типах университетов и колледжей все большее число преподавателей оценивало педагогические задачи как основные свои функции. Начиная с 1989 г. их численность варьировала от 67 тыс. до 70 тыс. человек. Однако число тех, кто предпочитал ИР, росло более быстро с 10 300 в 1973 г. до 37 100 в 1995 г. (с, 5-28) Число указавших ИР основной деятельностью выросло в четыре раза в технических науках; более чем в три раза - в других научных областях, кроме математики, где оно лишь удвоилось. Путем использования многогранных измерений в работе дается общая количественная оценка применения докторов наук вузов. Согласно ее данным, в 1995г. во всех вузах США 153 500 докторов наук были заняты ИР, что означает существенное повышение по сравнению с 70-ми годами, когда исследованиями занимались всего 80-90 тыс. ученых вузов.

В общей сложности 71% объявивших ИР своей основной или побочным видом деятельности в 1995 г. были заняты исследовательской деятельностью. Однако их участие в ИР в значительной мере различалось в зависимости от научной области. Высокие показатели (80%) отмечались в области наук об окружающей среде и о жизни. Эта разница по областям знаний в уровне интенсивности ИР в значительной мере сохранялась в течение длительного периода.

Л.Г.Можаева

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты