Религия занимала особое место в жизни крестьянина еще потому, что с ней были связаны не только будни, но и церковные праздники, которым, как известно, отводиться существенная роль в социальном и культурном развитии народа и которые представляли собой одну из немногих радостей трудного крестьянского быта. К ним заранее тщательно готовились, убирали жилище, белили стены, чистили посуду и самовары, стирали белье, шили новую одежду. Подготовка, да и сам праздник, имели большое нравственное значение - человек как бы очищался от всякой скверны и суеты. Этому же способствовали и посты, и исповедь, и причащение. Во время постов и исповедей человек давал оценку своим делам и поведению.
Таким образом, религия регламентировала все стороны жизни сельского населения. Церковная организация повседневной жизни крестьян в конце XIX века имела определенное значение. Православие давало основные направления общественной деятельности и формировало соответствующие образцы поведения у сельского населения. Их повседневная жизнь регламентировалась религиозными канонами только внешне, тогда как внутренние устои и убеждения отличались свободным проявлением.
Список литературы:
НЕКОТОРЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОРИКИ О КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ (1817-1864 ГГ.)
© Хаджебиекова Ф.М.*
Краснодарский гуманитарно-технологический колледж, г. Краснодар
В статье представлена историография адыгского зарубежья посвященная проблемам Кавказской войны, русско-адыгских, адыго-турец-ких отношений, вопросов политической истории горцев Северного Кавказа.
* Преподаватель кафедры Управления и информационных технологий.
Повышенный интерес к политической истории адыгов Северо-Западного Кавказа проявляли исследователи зарубежных государств - Англии, Турции, Иордании, Франции, США...
Их усилия уже длительное время направлены на изучение Кавказской войны, русско-адыгских, адыго-турецких отношений, вопросов политической истории горцев Северного Кавказа.
В трактовке истории колониальных войн XIX в., в орбиту которого были втянуты адыги Северо-Западного Кавказа, зарубежные историки, естественно берут под защиту политику Англии, Турции, Франции, Ирана, и во всех грехах обвиняют Россию, которая в их трактовке была единственной державой, проводившей агрессивную политику по отношению к народам Северного Кавказа.
В 1856 г. в Мюнхене на русском языке была издана книга «Черкесы» [5].
Ее автором был эмигрант адыг по происхождению Р.Трахо. Политолог широких познаний имел свое видение и понимание адыгской истории. Например, с образованием Российской империи он связывает начальный этап борьбы, за овладение Кавказом. Начало Кавказской войны историк связывает со строительством в 1863 г. Моздокской крепости и завоеванием Кабарды [5, с. 32].
Хавжоко Шаукат Муфти, историк из Иордании, написал монографию «Герои и императоры в черкесской истории» [7]. Хавжоко Ш.М. родился в 1906 г. в Аммане в семье адыга - изгнанника. В 20-х гг. ХХв. получил всестороннее образование в Германии. Овладел основными европейскими языками, арабским и турецким. Занимал высокие посты в правительстве Иордании. Перевел с немецкого на арабский и издал основной труд адыгского писателя-просветителя Ш.Б. Ногмова «История адыхейского народа».
Накапливая материал в английских, немецких, турецких архивах Хавжоко пришел к мысли самому написать историю своего народа и дать возможность соплеменникам, которых судьба разбросала по всему миру, ознакомиться с наиболее сложным, противоречивым и трагичным периодам жизни их предков. Работа продолжалась несколько лет и по завершении была издана на английском и арабском языках. В 1994 г. работа была опубликована в Нальчике издательским центром «Эль-Фа» на русском языке.
Данная работа своеобразна и непривычна. Автор не готовил ее для русского читателя, в том числе и для соплеменников, оставшихся на родине, в России. В работе отсутствует внутренний логический стержень. Часто нарушается хронологическая последовательность ряда событий.
В работе Ш.М. Хавжоко особое место занимают вопросы религии. Автор обозначил несколько дат, связанных с обращением адыгов в ислам, и увязал Кавказскую войну с религиозными противоречиями между христианским и мусульманским мирами. Особое внимание в работе автор уделяет определению места адыгов в системе русско-турецких противоречий. Автором данный вопрос рассматривается на продолжительном временном срезе - от возникновения турецкого государства до середины XX в. Тем не менее, он демонстрирует явное непонимание реального соотношения сил Российской и Османской империи, которое сложилось в период возникновения Восточного вопроса: явно переоценивает возможности Турции, ее военный потенциал. В данной работе автором была дана характеристика деятельности лидеров адыгского сопротивления в Кавказской войне - наиба имама Шамиля Мухаммеда-Амина и природного адыгского князя Сефер-бей Зана.
В 1962 г. адыгом из Иордании М.И. Кандуром была написана работа «Мюридизм. История Кавказских войн» [4]. Данная работа является частью докторской диссертации, представленной в Клермонтский Университетский центр1. При ее написании автор использует большое количество зарубежных источников. М.И. Кандур приходит к выводу, что мюридизм на Северном Кавказе в XIX в. является отнюдь не только религиозным движением, но и мощной политической силой, воплощавшей стремление своих приверженцев к национальному единству и свободе.
В работах Хавжоко Жамбека, Джафер Барласа, Иззет Айдемира рассматривается деятельность наиба Шамиля Мухаммед-Амина, его реформы. Кроме того авторы рассматривают суть конфликта наиба Щамиля и природного адыгского князя Сефер-бей Зана [2, 3, 6].
Работа профессора Тель-Авивского университета Гаммер Моше посвящена проблеме мюридизма на Северном Кавказе [1]. Гаммер Моше многие годы посвятил исследованию мюридизма. В своей работе автор опирался на малоизвестные и неизвестные в нашей историографии документы хранящиеся в архивах Англии, Турции, Австрии, Германии, Франции и других стран. Это дало ему возможность увидеть движение Шамиля в контексте сложных противоречий и борьбы геополитических интересов Турции, Ирана, России, Англии, Франции столкнувшихся на Кавказе в XIX в.
Таким образом, анализ изученной литературы показывает, что по вопросу политической истории адыгов XIXв. существуют различные точки зрения. Слабо изучена роль лидеров адыгского сопротивления Мухаммед-Амина и Сефер-бей Зана и их роль в истории адыгов XIXв.
Список литературы:
ТЕОДОРОВИЧ И.А. ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ НАРОДОВОЛЬЧЕСТВА И ТКАЧЕВИЗМА
© Худолеев А.Н.*
Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк
Статья посвящена оценке исторических корней большевизма видным деятелем партии большевиков И.А. Теодоровичем. В ней рассматривается точка зрения И.А. Теодоровича на место и роль народовольческой концепции и революционной теории П.Н. Ткачева в русском революционном движении. В итоге делается вывод о преимущественно народнических корнях большевизма.
Становление советской исторической науки проходило на фоне бурных дискуссии по разным вопросам дореволюционного развития России. Наиболее острыми выдались дискуссии о русском якобинстве и народовольчестве. В них поднималась проблема исторических корней большевизма, истоков октябрьской революции и советской системы. Катализатором полемики вокруг «Народной воли» стала позиция одного из заслуженных деятелей партии Ивана Адольфовича Теодоровича. Теодорович И.А. входил в когорту старых большевиков. Его партийный стаж отсчитывался с 1895 года, следовательно, становление большевизма проходило на его глазах и при его непосредственном участии. Он являлся свидетелем выкристалли-зовывания большевистской идеологии и считал доминирующей составляющей в генезисе большевизма народовольческую струю, а не марксистскую. Эти взгляды И.А. Теодорович решил обнародовать в год 50-летнего юбилея «Народной воли». В журнале «Каторга и ссылка» он опубликовал статью, в которой пытался найти ответ на вопрос «чем же была эта слав* Доцент, заведующий кафедрой Отечественной истории и методики преподавания истории, кандидат исторических наук, доцент.