придает возникновению в пореформенное время массовой печати и распространению грамотности, называя это явление «революцией в области чтения и печатного дела», а также активизации духовных исканий в эпоху модерности рубежа XIX-XX вв. В этот период религия становится важнейшей точкой отсчета для понимания современности и формирования модерного индивида (с. 15-16).
Отобранные для перевода и публикации источники, так же как и авторские тексты к ним, отражают новые тенденции и подходы к исследованию православия в Российской империи, получившие свое развитие в зарубежной историографии начиная с 1990-х годов. В центре внимания находятся такие проблемы, как особенности православного благочестия, культура духовного сословия, взаимоотношения прихода и церковных властей, формы почитания святых и чудотворных икон, что позволяет преодолеть традиционный для прежней историографии разрыв между верой «верхов» и «низов» общества. Источники демонстрируют активную вовлеченность населения Российской империи в религиозную жизнь, подтверждая жизнеспособность православия и значение Церкви в истории России, ее роль в формировании национальной идентичности (с. 18).
О.В. Большакова
Книга, написанная д-ром ист. наук, приглашенным исследователем Университета им. Дж. Гопкинса в США Г.И. Чернявским и историком, искусствоведом, профессором Туро-колледжа в Нью-Йорке Л.Л. Дубовой, представляет собой биографию Павла Николаевича Милюкова (1859-1943) - видного историка, журналиста, политолога, крупного общественно-политического деятеля. Основу ее источниковой базы составили неопубликованные материалы российских архивов (РГИА, ГАРФ, ЦИАМ), Библиотеки редких книг и рукописей Колумбийского университета (США), Архива Гуверовского института войны, революции и мира (США), рукописного отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Авторы относят П.Н. Милюкова к малоизвестным для современного российского читателя деятелям отечественной истории и полагают, что его жизнедеятельность - «это яркий пример судьбы прогрессивного интеллигента, который, посвятив себя вначале исторической науке и добившись в молодые годы весомых результатов в разнообразной тематике - от отечественной археологии до исследования эпохи Петра I, став основоположником нового направления в отечественной гуманитаристике - исторической культурологии, постепенно отошел от исследовательских штудий, а затем забросил науку, чтобы посвятить себя такой изменчивой даме, каковой была и остается политика» (с. 6-7).
Монография состоит из предисловия, трех частей («Историк», «Политик», «Эмигрант»), послесловия, списка основных дат жизни и деятельности П.Н. Милюкова и библиографии. На широком историческом фоне рассматриваются становление личности Милюкова, его учеба, научная и политическая карьера, литературная и журналистская деятельность, личная жизнь, пребывание в эмиграции.
Авторы приходят к выводу о том, что Павел Николаевич Милюков «был интеллигентом в полном смысле слова, представителем того последнего поколения российской интеллигенции, которое сочетало разностороннюю эрудицию, глубокие познания в профессии с безупречной репутацией» (с. 469). В зрелые годы он отказался от научной карьеры и постепенно превратился в общепризнанного руководителя либерального лагеря России. Его деятельность в совокупности с усилиями других политиков принесла ощутимые плоды - «в России появились элементы конституционной монархии, которые смогли, вопреки стремлениям царского двора и значительной части представителей исполнительной власти, сохраниться на протяжении следующего десятилетия, даже в условиях Первой мировой войны» (там же). Однако они не выдержали испытания 1917 г., а сам Милюков оказался в эмиграции. Он оставил «огромное научное, политическое, литературное наследие, возникшее благодаря его неутомимому, ежедневному, напряженному труду» (с. 470).
О. В. Бабенко