Спросить
Войти

Совмещая религию и политику. Уильям Пенн и его взгляды

Автор: указан в статье

Ирышков А.В. ©

Аспирант РАНХиГС

СОВМЕЩАЯ РЕЛИГИЮ И ПОЛИТИКУ. УИЛЬЯМ ПЕНН И ЕГО ВЗГЛЯДЫ

Данная статья посвящена попыткам молодого авантюриста, квакерского проповедника и знатного английского придворного Уильяма Пенна основать "новый Ханаан", колонию в Северной Америке, где на практике воплотятся столь известные христианские принципы общежития. Пенн был готов объединить принципы квакеров с политическим управлением Пенсильвании, колонии, в которой можно изучить применение религиозных воззрений крайних английских сектантов XVII века к политике и проблемам государства.

Уильям Пенн родился в 1644 году в аристократической, англиканской семье. Его отец был морским офицером, чья политическая проницательность помогли профессиональному успеху во время протектората Кромвеля и правления Карла II. В результате продвижения вице-адмирала и получения титула пэра после возвращения последнего в Англию в 1660 году старшему Пенну было также предоставлено большое имение в Ирландии, которое обеспечивало его семью на долгие годы. Младший Уильям Пенн получил первоклассное образование, был обучен надлежащим социальным манерам, необходимым для поддержания репутации своей семьи. Его отец проводил много времени в море. Уильям был помещен в школу-интернат, а затем адмирал перевез семью в Ирландию. Именно во время пребывания в Ирландии квакерский проповедник по имени Томас Ло был приглашен провести встречу в доме Пенна. Свидетельства Ло были, по-видимому запоминающимся для молодого Уильяма, потому что он упоминал его годы спустя во время очередного пребывания в Ирландии. [3, I,IV; 4, 96; 5, 8] Зачисление Пенна в Оксфорд в 1660 году в возрасте шестнадцати лет пришлось на время религиозных беспорядков в Англии. Монархия Стюартов недавно была восстановлена на престоле. В 1681 году Карл II официально жалует Уильяму Пенну землю за долги короны перед его отцом. Королевский патент делает его собственником, владельцем и губернатором новой провинции. Пенн использует все способности для пропаганды своих намерений перед будущими колонистами. Он хочет, чтобы люди, желающие получить гражданскую, религиозную и экономическую свободу, примкнули к его плану. Тем более в Англии усиливаются религиозные преследования инакомыслящих. 25 апреля 1682 года Пенн издал разработанные им "Основы управления". Издавая их, Пенн обращался к опыту квакеров из западного Нью-Джерси и Род-Айленда в области структуры правительства. Он сформулировал «Великий Закон» и «Хартию Привилегий», которая, по мнению многих историков, заложила основу для федеральной конституции, а также для большинства конституций других штатов [10, 89; 18, 95; 23, 130131]. Пенн ввел совершенно новую составляющую правительства - окружную администрацию, избираемые члены которой должны были поддерживать покой и порядок на вверенных им территориях. Сегодня в большинстве штатов Америки управление строится по этой модели.

Ниже представлены некоторые выдержки из так называемой "Основы управления" (Frame of Government):

Когда великий и мудрый Бог сделал мир, ... выбрал человека своим заместителем; и в соответствии с этим для столь великого замысла, он не только дал ему мастерство и силу, но и понимание, чтобы использовать их по справедливости. Это было человеку в равной степени его честью и счастьем; и в то время все шло хорошо; не было никакой необходимости принуждения или навязчивых средств, заповедь божественной любви и истины, в его груди был глашатай и хранитель его невинности. Но жажда превзошла долг и поразила его; и закон, который прежде не имел никакой власти над ним, теперь взял верх в

© Ирышков А.В., 2016 г.

нём и его непокорном потомстве. И тот, кто не может жить по священному закону внутри подпадут под власть закона судьи и администрации.

Так учил Апостол в своих посланиях: "Закон", говорит он, "был добавлен по причине преступлений». В другом месте, "Зная, что закон не был сделан для праведника, но для непослушных и нечестивых, для грешников, развратных и оскверненных, для убийц, для блудников, для тех, кто оскверняет собой человечество, лжецов, клятвопреступников" и т.д. Но это еще не все, он открывает и выводит смысл правительства немного дальше: "Всякая душа да будет предметом высших сил, ибо нет власти не от Бога. Власть имущие предначертаны от Бога: посему противящийся власти противится постановление Бога. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых: хочешь ли не бояться власти -делай то, что хорошо, и будешь иметь похвалу. Он Божий слуга, тебе на добро. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но по совести». [26, "The Preface"]

"Я, Уильям Пенн, заявил, что эта земля, названная Пенсильванией, свободна для соответствующего использования и процветания свободных людей навсегда.

Правительство этой провинции, властью данного патента будет состоять из губернатора и фрименов (свободные крестьяне - прим. автора), в виде Земского Совета и Генеральной Ассамблеи, которыми издаются законы и выбираются должностные лица, а также вершатся общественные дела." [26, I]

"Фримены провинции должны выбрать из себя семьдесят два лица большинством голосов за их мудрость, добродетель, и способности, которые должны отвечать и действовать в качестве провинциального Совета." [26, II]

"В этом провинциальном Совете, губернатор или его заместитель, председательствует или может председательствовать и имеет тройной голос"... [26, VI]

"Губернатор и провинциальный Совет должны подготовить и предложить Генеральной Ассамблее все законопроекты, которые в любое время, будут нужными в качестве законов." [26, VII]

"Губернатор и провинциальный Совет должны заботиться о том, чтобы все законы и уставы, которые могут быть изданы в любое время, должным образом и старательно выполнялись."[26, VIII]

"Губернатор и провинциальный Совет поддерживает и управляет всеми государственными школами и поощряет и вознаграждает авторов полезных наук и похвальных изобретений в указанной провинции." [27, XII]

Как известно, квакеры славятся, в первую очередь, двумя качествами - религиозной терпимостью и пацифизмом. И то, и другое Уильям Пенн не преминул утвердить в своей новой провинции. Повсеместно европейские колонисты имели постоянные стычки с коренным населением, которое просто выгонялось с веками обжитых территорий. Однако Уильям Пенн считал необходимым именно выкупать у индейцев территорию, устраивать равноценный обмен и поддерживать мир. Однажды ему пришлось встретиться с местным населением земли, которую он только что приобрёл. Его сопровождало несколько квакеров, и он не имел никаких иных знаков отличия, кроме пояса из синего шёлка. Индейцы были поражены отсутствием охраны, оружия и доспехов.

Затем он обратился к собравшимся через переводчика: "Братья, мы принесли хорошие новости для вас! Мы называем вас братья, а так и есть; и мы также ваши братья. ... все мы дети Великого Духа, и должны любить друг друга и никогда не ссориться... Этот мир сделан достаточно большим для всех, как для краснокожих, так и для белых... А если когда-нибудь красный или белый брат захочет то, что имеет другой, они не должны бороться за это. ... Теперь ваши глаза увидели наши корабли, и то, что они больше ваших; и наши луки и стрелы также сильнее, чем ваши луки и стрелы, ничто не может устоять перед ними. Мы могли бы легко убить вас нашим огнестрельным оружием и забрать вашу землю; но Великий Дух говорит: "нет, вы не должны вредить вашим красным братьям. Вы не должны касаться их земли."[2, 146-147]. Следует сразу оговориться, что манера трактовать и оценивать события с позиции трансцендентного обезличенного существа весьма удобно вписывается в

практику квакерского богослужения. Как и на квакерских собраниях, особенно на раннем этапе этого движения, когда полумедитативное молчание могло быть прервано лишь внезапно вдохновлённой речью присутствующего, который почувствовал в себе голос свыше

[15, 112].

Пенн выступает и против религиозного насилия. В частности, в своих работах он высказывает несколько аргументов за толерантность в этом вопросе. Пенн говорит о том, что христианская религия стоит выше ранних и современных суеверных традиций тем, что она обращается к своим последователям самоутверждающей истиной (Self-evidencing Verity), но не насилием. Конечно автор не забыл напомнить читателям знаменитую фразу Иисуса "Царствие моё не от мира сего", то есть духовное, а не плотское. Поэтому "христианская религия взывает, но не принуждает".

"Во-вторых, - говорит Пенн, преследования и гонения ниспровергают всё практику веры. Приводя в пример основателя религии он пишет: " Как терпеливо он был предан тому, чтобы преодолеть людские противоречия, воздерживаясь не только от оскорблений своих гонителей, но даже молясь за них , таким образом жили его апостолы и истинные христиане, первых трехсот лет. Не являются ли знаменитые рассказы о практиках вальденсов, лоллардов, гуситов, лютеран и наших благородных мучениках, которые стали истинными последователями Иисуса Христа, приняли и утверждались в своей вере собственной кровью, а не кровью своих противников свидетельством истинного христианства?

В-третьих, заключение в тюрьмы и преследования препятствуют продвижению христианской религии, ибо, едва ли узники захотят стать лучше под стражей и будут сопротивляться лишению их права служить богу по своему.

В-четвертых, подобные действия не дают получить многие высшие награды, ибо те, кто веруют из- за страха - рабы, и воздаяние такой религии является осуждение, а но не мир. [3, 88-89]

Таким образом, Уильям Пенн был человеком, который хотел обновить привычные взгляды на управление страной, дипломатию и религиозные вопросы. Ему это во многом удалось. Не случайно квакерское движение живо и по сей день, а в честь самого основателя колонии в столице Пенсильвании Филадельфии воздвигнута статуя, напоминающая тамошним жителям о славной истории их штата.

Литература

1. Andrew R. Murphy. The Political Writings of William Penn, Liberty Fund, 2002.
2. Mason L. Weems. The life of William Penn, the settler of Pennsylvania, the founder of Philadelphia, and one of the first lawgivers in the colonies, now United States, in 1682., Hunt, 1829.
3. Catherine Owens Peare. William Penn: A Biography, Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1957.
4. Melvin B. Endy, Jr., William Penn and Early Quakerism, Princeton: Princeton University Press, 1973.
5. Bonamy Dobree, William Penn: Quaker and Pioneer, Boston: Houghton Mifflin, 1932.
6. Bronner E.B. WilliamPenn&s "Holy Experiment". The Founding of Pennsylvania, 1681-1701. New York, 1962.
7. Алентьева Т.В. Уильям Пенн, квакеры и основание Пенсильвании // Метаморфозы истории. -Вып. 2 / Под ред. В Н. Гарбузова. - Вена-Псков: Изд-во ПГПИ, 2002. - С. 259-272.
8. Dixon, William Hepworth.History of William Penn, founder of Pennsylvania / by William Hepworth Dixon. - A new edition. - Hurst and Blackett, publishers, 1872.
9. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. СПб,1858
10. Allen W. Life of William Allen, Philadelphia, 1847.
11. Grellet S. Memoirs of the Life and Gospel Labors of Stephen Grellet, London, 1860.
12. Passages from the life and writings of William Penn, Philadelphia, 1882.
13. Clarkson J. Memoirs of the private and public life of William Penn, London, 1813.
14. Whitehead G. The Christian progress of that ancient servant and minister of Jesus Christ. Philadelphia, 1832.
15. Комаров Ю. А. Антропология квакеров: самоотречение и вера // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2013. №3 - с. 110-118
16. Артеменко С. А. Социальные аспекты деятельности квакеров в Англии в XVII веке // вестник московского государственного областного университета. серия: история и политические науки. 2010. №4-5 - с. 99-104
17. Андреев А. Н. Квакеры на западе и в России. XVIII век // Новая и Новейшая история. 2010. №4 -с.165-177
18. Галкина Е. В. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (16301760-е гг. ): диссертация канд. ист. наук - Ставрополь, 2002. - 278 с.
19. Жук С. И. Вильям Пенн и основание Пенсильвании // Вопросы истории. - 2000. - № 1. - С. 115127.
20. Павлова Т. А. Дух Просвещения и ранние квакеры // Человек XVII столетия. Часть 1. - М., ИВИ РАН, 2005, с. 149-159.
21. Penn W. Some Fruits of Solitude In Reflections And Maxims, 1682.
22. Франклин Б. Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. статья. М. П. Баскина. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. С. 104-225.
23. Левин В. История Рождения Нации: Соединенные Штаты Америки от открытия континента до 1801 года, Benjamin Levin, 2015.
24. Illick Joseph, Colonial Pennsylvania New York 1976
25. Godcharles Frederic A., Chronicles of Central Pennsylvania. Vol. 1-4 New York 1944
26. Avalon Project - Documents in Law, History and Diplomacy: Frame of Government of Pennsylvania May 5, 1682: [Электронный ресурс]. URL: http://avalon.law.yale.edu/17th_century/pa04.asp. (Дата обращения: 17.10.2015)
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты