Ирышков А.В. ©
Аспирант РАНХиГС
СОВМЕЩАЯ РЕЛИГИЮ И ПОЛИТИКУ. УИЛЬЯМ ПЕНН И ЕГО ВЗГЛЯДЫ
Данная статья посвящена попыткам молодого авантюриста, квакерского проповедника и знатного английского придворного Уильяма Пенна основать "новый Ханаан", колонию в Северной Америке, где на практике воплотятся столь известные христианские принципы общежития. Пенн был готов объединить принципы квакеров с политическим управлением Пенсильвании, колонии, в которой можно изучить применение религиозных воззрений крайних английских сектантов XVII века к политике и проблемам государства.
Уильям Пенн родился в 1644 году в аристократической, англиканской семье. Его отец был морским офицером, чья политическая проницательность помогли профессиональному успеху во время протектората Кромвеля и правления Карла II. В результате продвижения вице-адмирала и получения титула пэра после возвращения последнего в Англию в 1660 году старшему Пенну было также предоставлено большое имение в Ирландии, которое обеспечивало его семью на долгие годы. Младший Уильям Пенн получил первоклассное образование, был обучен надлежащим социальным манерам, необходимым для поддержания репутации своей семьи. Его отец проводил много времени в море. Уильям был помещен в школу-интернат, а затем адмирал перевез семью в Ирландию. Именно во время пребывания в Ирландии квакерский проповедник по имени Томас Ло был приглашен провести встречу в доме Пенна. Свидетельства Ло были, по-видимому запоминающимся для молодого Уильяма, потому что он упоминал его годы спустя во время очередного пребывания в Ирландии. [3, I,IV; 4, 96; 5, 8] Зачисление Пенна в Оксфорд в 1660 году в возрасте шестнадцати лет пришлось на время религиозных беспорядков в Англии. Монархия Стюартов недавно была восстановлена на престоле. В 1681 году Карл II официально жалует Уильяму Пенну землю за долги короны перед его отцом. Королевский патент делает его собственником, владельцем и губернатором новой провинции. Пенн использует все способности для пропаганды своих намерений перед будущими колонистами. Он хочет, чтобы люди, желающие получить гражданскую, религиозную и экономическую свободу, примкнули к его плану. Тем более в Англии усиливаются религиозные преследования инакомыслящих. 25 апреля 1682 года Пенн издал разработанные им "Основы управления". Издавая их, Пенн обращался к опыту квакеров из западного Нью-Джерси и Род-Айленда в области структуры правительства. Он сформулировал «Великий Закон» и «Хартию Привилегий», которая, по мнению многих историков, заложила основу для федеральной конституции, а также для большинства конституций других штатов [10, 89; 18, 95; 23, 130131]. Пенн ввел совершенно новую составляющую правительства - окружную администрацию, избираемые члены которой должны были поддерживать покой и порядок на вверенных им территориях. Сегодня в большинстве штатов Америки управление строится по этой модели.
Ниже представлены некоторые выдержки из так называемой "Основы управления" (Frame of Government):
Когда великий и мудрый Бог сделал мир, ... выбрал человека своим заместителем; и в соответствии с этим для столь великого замысла, он не только дал ему мастерство и силу, но и понимание, чтобы использовать их по справедливости. Это было человеку в равной степени его честью и счастьем; и в то время все шло хорошо; не было никакой необходимости принуждения или навязчивых средств, заповедь божественной любви и истины, в его груди был глашатай и хранитель его невинности. Но жажда превзошла долг и поразила его; и закон, который прежде не имел никакой власти над ним, теперь взял верх в
© Ирышков А.В., 2016 г.
нём и его непокорном потомстве. И тот, кто не может жить по священному закону внутри подпадут под власть закона судьи и администрации.
Так учил Апостол в своих посланиях: "Закон", говорит он, "был добавлен по причине преступлений». В другом месте, "Зная, что закон не был сделан для праведника, но для непослушных и нечестивых, для грешников, развратных и оскверненных, для убийц, для блудников, для тех, кто оскверняет собой человечество, лжецов, клятвопреступников" и т.д. Но это еще не все, он открывает и выводит смысл правительства немного дальше: "Всякая душа да будет предметом высших сил, ибо нет власти не от Бога. Власть имущие предначертаны от Бога: посему противящийся власти противится постановление Бога. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых: хочешь ли не бояться власти -делай то, что хорошо, и будешь иметь похвалу. Он Божий слуга, тебе на добро. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но по совести». [26, "The Preface"]
"Я, Уильям Пенн, заявил, что эта земля, названная Пенсильванией, свободна для соответствующего использования и процветания свободных людей навсегда.
Правительство этой провинции, властью данного патента будет состоять из губернатора и фрименов (свободные крестьяне - прим. автора), в виде Земского Совета и Генеральной Ассамблеи, которыми издаются законы и выбираются должностные лица, а также вершатся общественные дела." [26, I]
"Фримены провинции должны выбрать из себя семьдесят два лица большинством голосов за их мудрость, добродетель, и способности, которые должны отвечать и действовать в качестве провинциального Совета." [26, II]
"В этом провинциальном Совете, губернатор или его заместитель, председательствует или может председательствовать и имеет тройной голос"... [26, VI]
"Губернатор и провинциальный Совет должны подготовить и предложить Генеральной Ассамблее все законопроекты, которые в любое время, будут нужными в качестве законов." [26, VII]
"Губернатор и провинциальный Совет должны заботиться о том, чтобы все законы и уставы, которые могут быть изданы в любое время, должным образом и старательно выполнялись."[26, VIII]
"Губернатор и провинциальный Совет поддерживает и управляет всеми государственными школами и поощряет и вознаграждает авторов полезных наук и похвальных изобретений в указанной провинции." [27, XII]
Как известно, квакеры славятся, в первую очередь, двумя качествами - религиозной терпимостью и пацифизмом. И то, и другое Уильям Пенн не преминул утвердить в своей новой провинции. Повсеместно европейские колонисты имели постоянные стычки с коренным населением, которое просто выгонялось с веками обжитых территорий. Однако Уильям Пенн считал необходимым именно выкупать у индейцев территорию, устраивать равноценный обмен и поддерживать мир. Однажды ему пришлось встретиться с местным населением земли, которую он только что приобрёл. Его сопровождало несколько квакеров, и он не имел никаких иных знаков отличия, кроме пояса из синего шёлка. Индейцы были поражены отсутствием охраны, оружия и доспехов.
Затем он обратился к собравшимся через переводчика: "Братья, мы принесли хорошие новости для вас! Мы называем вас братья, а так и есть; и мы также ваши братья. ... все мы дети Великого Духа, и должны любить друг друга и никогда не ссориться... Этот мир сделан достаточно большим для всех, как для краснокожих, так и для белых... А если когда-нибудь красный или белый брат захочет то, что имеет другой, они не должны бороться за это. ... Теперь ваши глаза увидели наши корабли, и то, что они больше ваших; и наши луки и стрелы также сильнее, чем ваши луки и стрелы, ничто не может устоять перед ними. Мы могли бы легко убить вас нашим огнестрельным оружием и забрать вашу землю; но Великий Дух говорит: "нет, вы не должны вредить вашим красным братьям. Вы не должны касаться их земли."[2, 146-147]. Следует сразу оговориться, что манера трактовать и оценивать события с позиции трансцендентного обезличенного существа весьма удобно вписывается в
практику квакерского богослужения. Как и на квакерских собраниях, особенно на раннем этапе этого движения, когда полумедитативное молчание могло быть прервано лишь внезапно вдохновлённой речью присутствующего, который почувствовал в себе голос свыше
[15, 112].
Пенн выступает и против религиозного насилия. В частности, в своих работах он высказывает несколько аргументов за толерантность в этом вопросе. Пенн говорит о том, что христианская религия стоит выше ранних и современных суеверных традиций тем, что она обращается к своим последователям самоутверждающей истиной (Self-evidencing Verity), но не насилием. Конечно автор не забыл напомнить читателям знаменитую фразу Иисуса "Царствие моё не от мира сего", то есть духовное, а не плотское. Поэтому "христианская религия взывает, но не принуждает".
"Во-вторых, - говорит Пенн, преследования и гонения ниспровергают всё практику веры. Приводя в пример основателя религии он пишет: " Как терпеливо он был предан тому, чтобы преодолеть людские противоречия, воздерживаясь не только от оскорблений своих гонителей, но даже молясь за них , таким образом жили его апостолы и истинные христиане, первых трехсот лет. Не являются ли знаменитые рассказы о практиках вальденсов, лоллардов, гуситов, лютеран и наших благородных мучениках, которые стали истинными последователями Иисуса Христа, приняли и утверждались в своей вере собственной кровью, а не кровью своих противников свидетельством истинного христианства?
В-третьих, заключение в тюрьмы и преследования препятствуют продвижению христианской религии, ибо, едва ли узники захотят стать лучше под стражей и будут сопротивляться лишению их права служить богу по своему.
В-четвертых, подобные действия не дают получить многие высшие награды, ибо те, кто веруют из- за страха - рабы, и воздаяние такой религии является осуждение, а но не мир. [3, 88-89]
Таким образом, Уильям Пенн был человеком, который хотел обновить привычные взгляды на управление страной, дипломатию и религиозные вопросы. Ему это во многом удалось. Не случайно квакерское движение живо и по сей день, а в честь самого основателя колонии в столице Пенсильвании Филадельфии воздвигнута статуя, напоминающая тамошним жителям о славной истории их штата.