Спросить
Войти

Предпосылки секуляризационной реформы в Российской империи

Автор: указан в статье

УДК 34

12.00.00 Юридические науки

ПРЕДПОСЫЛКИ СЕКУЛЯРИЗАЦИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

UDC 34 Legal sciences

PREREQUISITES FOR THE SECULARIZING REFORMS IN THE RUSSIAN EMPIRE

Полянцева Ангелина Васильевна Poliantseva Angelina Vasilevna

аспирант 2 курса 2nd year postgraduate student

Кубанский государственный аграрный университет, Kuban State Agrarian University,

Краснодар, Россия Krasnodar, Russia

В статье рассматривается процесс секуляризации The article examines the process of secularization of

церковных имуществ в мировой истории. Особое Church property in the history of the world. Special

внимание уделяется предпосылкам подготовки attention is paid to the assumptions of the preparation

секуляризационной реформы в Российском of secularizing reforms in the Russian state since the

государстве начиная с политики Иоанна III. policy of Joann III. We address the relationship

Рассматриваются взаимоотношения между церковью between Church and state in the field of Church lands и государством в области церковного землевладения и and ecclesiastical jurisdiction authorized in Stoglav in

церковной юрисдикции санкционированные в 1551, and in the judgment of the Council estates in

Стоглаве 1551 года, а так же в Приговорах Соборов о 1581 and 1584. The article studies the reasons, under

вотчинах 1581 и 1584 годов. В статье разбираются which it became necessary, in conditions of the

причины, в соответствии с которыми стало emerging absolutism, to limit the Church&s estates; the

необходимо, в условиях складывающегося ecclesiastical jurisdiction in this connection, there was

абсолютизма, ограничить церковное землевладение, issued the national Code - "Sobornoye ulozheniye" of

церковную юрисдикцию в связи с чем, был издан 1649. The study discusses the limitation of economic

общегосударственный Кодекс - Соборное уложение and administrative privileges of the Church in

1649 года. Рассматривается ограничение accordance with the Council code of Tsar Alexei

имущественных и административных привилегий Mikhailovich. The article focuses on the

церкви в соответствии с Соборным Уложением царя administrative and financial functions of the Monastic

Алексея Михайловича. В статье уделяется внимание Order. We have also made a distinction, and there are

административным и финансовым функциям differences in the powers between the Monastic

Монастырского Приказа. Делается разграничение, и Orders 1649 and between recreated Monastic Order in

выделяются различия в полномочиях между 1701. The article discusses the mission of the Church

Монастырским Приказом 1649 года и вновь reform of Peter I the Great and the results of this

воссозданным Монастырским Приказом 1701 года. reform, which prepared the legislative framework for

Рассматриваются цели церковной реформы Петра I и the secularizing reforms of Catherine II the Great итоги данной реформы, которая подготовила законодательную базу для проведения секуляризационной реформы Екатериной II

Начиная с ХУ-ХУ1 века в мировой истории наметилась тенденция уменьшения роли влияния религии на общество в целом и на отдельного индивида. Все больше в странах ставилось на первое место «царство», а не «священство». И в этих условиях борьбы, кому-то приходилось пойти на компромисс. И как показала мировая история на компромисс шла

церковь и религия. Так, в 1646 году на переговорах по заключению Вестфальского мира впервые был применен термин «секуляризация» французским посланником Лонгвилем, обозначавший, в данном контексте, «удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских владений» [13]. С историко-социологической точки зрения термин «секуляризация» обозначает процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества, переход к светской модели общественного устройства, а так же изъятие чего-либо из ведения церкви и передача в светское ведение. В мировой истории секуляризация коснулась в первую очередь церковной собственности и власти духовенства. Так еще в Византии в 1058 году Исааком I была конфискована часть монастырских земель [7].

В истории Европы секуляризация переплетается с эпохой Ренессанса, выражающаяся в передаче юридической власти светским судам, а так же в передаче церковных земель и имущества государству. Позднее, начиная с эпохи Просвещения процесс секуляризации распространился еще и на культуру, образование и духовную сферу. Просвещение в Европе расширило процесс секуляризации, раздвинуло границы самостоятельности и независимости человеческого разума от религиозных догм и запретов. В науке представителями секуляризации были Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бэккон, Г. Галилей и др. В Европе довольно широко практиковалась секуляризация церковного имущества. Так, во Франции 2.10.1789г. был издан Декрет о передаче церковных имуществ в распоряжение нации «все церковное имущество поступает в распоряжение нации» [1]. Для подтверждения юридической обоснованности положений Декрета ранее в августе 1789 года был принят Декрет об отмене привилегий сословий и провинций. Юридическое обоснование заключалось в том, что в связи с тем, что духовенство перестало быть сословием, то оно уже и не может быть собственником какого бы то ни

было имущества. Можно сделать вывод о том, что в эпоху Просвещения в Европе религия превратилась из связующего звена всего многообразия областей общественной жизни, только лишь в одну из сфер общественной жизни.

Так же процесс секуляризации коснулся и Российскую Империю, в результате секуляризационной реформы которой, часть монастырских земель перешла к государству. Однако первые признаки надвигающейся секуляризационной реформы можно увидеть еще в конце XV века. Тогда правительство Иоанна III приняло решение, ограничивающее церковное землевладение, а именно запретить приобретать земли монастырям. Так же, глава 101 Стоглава 1551 года, которая называлась «приговор о вотчинах» запрещала архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя. «Без царева великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого, а князем... без докладу им не продати же» [10, с. 435.] Так же устанавливалась санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу [2]. «А кто купит или кто продаст вотчину без докладу. И у тех кто купит деньги пропали, а у продавца вотчина, а взяти вотчина на государя и великого князя безденежно. А кто без государева ведома в который монастырь вотчину свою даст по душе и та вотчина у монастыря безденежно имати на государя» [10, с. 454.]. Данные положения отразили стремления царя ограничить рост церковных земельных владений в пользу роста земельных владений на поместном праве, что было необходимо царю.

В 1580 году во время Ливонской войны созывается новый Собор о вотчинах. Приговор которого ограничил церковное землевладение. Приговор Собора 1580 года провозгласил не отчуждаемость церковных и монастырских вотчин, находящихся к моменту составления приговора в собственности церкви. С 15.01.1580 года запрещалось монастырям

приобретать и давать закладные на вотчины «вотчинником вотчин своих по душам не давати, а давати за них в монастыри деньги. А митрополиту, и владыкам, и монастырем земель не покупати и закладней не держати» [8, с. 26]. За нарушение этого предписания устанавливалась санкция, в соответствии с которой «те земли имати на государя безденежно» [8, с.31]. Тем не менее, данная норма не ограничивала права вотчинников завещать свое имущество монастырям [12]. Так же данный Приговор устанавливал порядок наделения церквей землей, что было возможно только в случае непригодности церковной земли для ведения хозяйства или в случае ее отсутствия. Земли жаловались по челобитной монастыря.

Следующий собор 1584 года решал вопрос об ограничении роста церковных земель и отмене тарханных привилегий, была сделана попытка уничтожить льготы монастырских земель. Однако, в целом, Приговорная грамота Собора 1584 года почти без изменений воспроизводила положения Приговора 1580 года. Отличие состояло в том, что Приговор 1584 года ограничил круг наследников ближайшими родственниками, которым государство имело право передавать завещанные вотчинником земли у монастырей. Тем не менее, несмотря на проводимые реформы, в XVII веке около 1/3 всей территории считалось за церковью, 118000 крестьянских дворов принадлежали монастырям и епископам [6].

Стоглав 1551 года и Приговоры соборов 1580, 1584 годов регламентировали круг вопросов, затрагивающих отношения церкви и государства в области церковного землевладения, церковной юрисдикции и вопросов, касающихся податных привилегий. Однако данные постановления не всегда выполнялись, за частую в связи с их противоречием изданным государственным указам. Так, например, Указ от 03.12.1627 года наделял правами землевладельцев закладывать и отдавать в монастыри «по душе» выслуженные вотчины. В связи с этим и в связи с зарождающимся процессом становления буржуазных отношений еще в

недрах позднего феодализма и процессом становления абсолютизма было необходимым ограничить роль РПЦ, подчинить церковные институты, сделав их частью государственного аппарата. Так как Русская Православная Церковь до сих пор занимала одно из центральных мест в структуре российского государства, оставалась крупнейшим земельным собственником и была основной идеологической силой, влияющей на умы общества, освящая устои феодализма, то все это в условиях складывающегося абсолютизма являлось уже невозможным, в связи с чем встала острая необходимость ограничить церковное землевладение, церковную юрисдикцию на основе общегосударственного закона, введенного в новый Кодекс, а не в виде специальных церковных постановлений как это было до сих пор. Таким образом, в 1649 году было составлен и утвержден новый общегосударственный кодекс - Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Соборное Уложение закрепило ряд вопросов по взаимоотношению церкви и государства, которые ранее рассматривались в предшествующем законодательстве, такие вопросы как о: церковном землевладении и церковной юрисдикции, податных привилегиях, однако, в новом Кодексе так же были закреплены и административные привилегии ранее не рассматривавшиеся. Ограничение административных привилегий церкви содержит статья 37 главы XVII Соборного Уложения. Раннее разрешалась продажа порозжих поместных земель в вотчину как лицам служилого, так и неслужилого звания. По новому законодательству это право оставалось лишь за урожденными детьми боярскими, все же остальные лица, в том числе и некоторые категории лиц, имеющие церковные чины для этого должны были перейти на государственную службу. Иначе вотчины конфисковались для передачи служилым людям. А кто «службы служить не похощет, и у него купленая его вотчина взяв, отдати в роздачю, кому государь укажет» [4, с.115]. Также большое значение для церковно-административной области имело

учреждение в 1650 году Монастырского приказа, что привело к усилению государственного аппарата, путем подчинения церкви общей системе государственных органов. Изначально Монастырский Приказ был создан только лишь как судебный орган, однако, впоследствии, в его ведении оказываются административные и финансовые функции, и в частности церковное имущество. Естественным явилось то, что духовенство встретило учреждение Монастырского приказа резким сопротивлением и негодованием. Ограничения связанные с церковным землевладением содержатся в главе XVII «О вотчинах» Соборного Уложения 1649 года. Статья 42 главы XVII содержит запрет на приобретение вотчины не только монастырями, но и церковными иерархами практически всеми существовавшими на том момент способами, а именно: покупкой, завещанием, дарением, закладом. «..впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженых и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати» [4, с.115]. Так же из данной статьи видно, что запрет так же вводится на принятие вотчины «по душам в вечной поминок», однако, вклад по душе допускался в денежной форме. Новшеством Соборного Уложения является то, что запрет на приобретение вотчин распространялся не только на монастыри, как это было ранее, но и на высших иерархов церкви. В конце статьи 42 содержится санкция за несоблюдение вышеизложенных предписаний «и та вотчина взяти на государя безденежно». Статьями 43 и 44 главы VII была произведена ликвидация и такого способа увеличения монастырских вотчин как передача родовых, выслуженных и купленных вотчин в случае принятия

пострига ее владельцем: «им тех вотчин в монастыри не отдавать, а самим теми вотчинами постригшися не владети [11]. Однако монахам разрешалось продавать купленные вотчины и отдавать «безденежно». По Соборному Уложению 1649 года правительство запретило монастырям и духовенству не только приобретать новые земли, но и осуществило конфискацию городских слобод и дворов церкви. Так, ст.1 гл. XIX Соборного Уложения закрепляла, что все слободы, расположенные в Москве и «окрест» Москвы, принадлежащие как светским феодалам, так и духовным иерархам и монастырям подлежали переходу в государственную собственность «безлетно и бесповоротно» [4, с.118]. Однако предусматривалось возмещение за взятые земли «против тех взятых вотчин и поместий указал государь дати им в ином месте из своих государевых сел» [4, с.119]. Статья 7 гл. XIX Уложения является логическим продолжением статьи 1 этой же главы и устанавливает общий запрет на строительство белых слобод и покупку посадских земель «не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли» [4, с.119]. В соответствии с этими положениям духовенство и монастыри лишались права иметь свои слободы на посадах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проводимая государственная политика России в XVII веке уже была направлена на искажение установленных правил Вселенских Соборов и Номоканона, на которых было построено законодательство Древней Руси, так как в основу древнерусского законодательства был положен византийский сборник церковных правил и императорских указов Номоканон. Так в 24 правиле IV Вселенского Собора Халкидонского говорится следующее: «Единожды освященным, по изволению епископа, монастырям пребывати монастырями навсегда: принадлежащие им вещи сохранить, и впредь не быти оным мирскими жилищами. Попускающие же сему быти, да подлежат наказаниям по правилам» [14]. Данная статья иными словами

запрещает секуляризацию церковных имуществ. О строгости, с которой церковное законодательство воспрещает секуляризацию монастырей и монастырских имуществ, свидетельствует и 49 Правило VI Вселенского Собора (Трулльского), в котором секуляризация наказывается «епитимией по правилам», а так же правило 13 VII Вселенского Собора, за совершенное деяние которое предполагает еще более строгое наказание, а именно отлучение «от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и да вчинятся, идеже червь не умирает, и огнь не угасает (Марк. 9:44). Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творите дому Отца моего домом купли (Иоан. 2:16)» [15]. В соответствии с правилами этих Вселенских Соборов и наши русские великие князья и цари стремились оградить русскую церковь и ее имущества от секуляризации. Так в своем Уставе князь Ярослав закрепляет невмешательство самого князя и его «волостель» в дела церковные, а так же устанавливает наказание в случае вмешательства в дела церкви: «по правилам святых отцов судить, наказать по закону» [5].

Следующим шагом на пути к полной секуляризации церковных имуществ явилось восстановление в 1701 году Монастырского Приказа, получившего право управления всеми церковными вотчинами. Примечательным явилось то, что Монастырский приказ возглавляли светские главы и то, что он был подчинен штатс-конторе и юстиц-коллегии. Что позволяет говорить о том, что создалось новое чисто светское государственное учреждение для руководства духовенством. Так, указом Петра I от 24.01.1701 года устанавливалось: «Дом святейшего патриарха, и домы ж архиерейские, и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину...; и сидеть на патриаршем дворе в палатах, где был патриарший разряд, и писать Монастырским Приказом» [3]. Это был первый Указ Петра I в отношении Монастырского Приказа, в дальнейшем за которым последовал и ряд других Указов,

регламентировавших его деятельность. С каждым последующим Указом роль и права Приказа расширялись и увеличивались, его деятельность усложнялась, что в итоге привело к созданию такого учреждения, которому было подведомственно различное многообразие категорий дел, которого не было ни в одном из тогда существующих государственных учреждений. Так, например, в отличие от других приказов того времени компетенция Монастырского Приказа распространялась на территорию всей страны и в отношении него был закреплен принцип невмешательства других государственных учреждений в его дела. Стоит обратить внимание на то, что учрежденный в 1649 года Монастырский Приказ по Соборному Уложению 1649 года обладал исключительно судебными функциями ранее находившимися в ведении Приказа Большого Дворца. В чем и заключилась принципиальная разница между ним и новым Монастырским Приказом, учрежденным в 1701 году, задачи и полномочия которого были закреплены в Указе от 31.01.1701 года, который наделял Приказ исключительными административно-управленческими правами в отношении церковных вотчин и их населения. Таким образом, в компетенцию Монастырского Приказа, за исключением духовных дел, вошли административные, судебные и финансово-хозяйственные дела церкви. Можно сделать вывод о том, что наградив монастырский приказ таким широким кругом полномочий, сформировалась новая система управления церковными владениями. Одним из главных мероприятий по указу от 31.01.1701 года была перепись патриарших, архиерейских и монастырских вотчин и угодий, для которой необходимо было послать «из царедворцев людей добрых» [9, с. 140]. Можно сделать вывод о том, что эта мера была необходима для того, чтобы узнать реальные размеры церковных владений, а так же для того, чтобы Монастырский Приказ был осведомлен о масштабах своего ведомства. Так как одной из главных целей церковной реформы Петра I да и в общем секуляризации церковных

земель было то, чтобы за счет церкви пополнить государственную казну, то в интересах правительства было уменьшить монастырские расходы. Таким образом, указ от 31.01.1071 года содержал одно очень важное распоряжение, направленное на достижение данной цели, необходимо было выслать из монастырей всех мирских людей: дьячков, чтецов, певцов. «Мирския люди в монастырях обитати да не будут, но токмо едине монахи да живут в монастырях» [9, с. 140], следовательно, все обязанности «мирских людей» теперь должны были исполнять сами монахи. Так же для систематизации и более простого управления подопечными Монастырскому Приказу монахами запрещался переход монахов в другие монастыри. Так же можно сделать вывод о том, что в целях уменьшения монастырских расходов был введен возрастной ценз для монашеского пострига женщин - не моложе 40 лет «постригать в сорок лет, а малолетних не постригать» [9, № 1586. С. 168]. Указ Петра I от 30.12.1701 года закрепил за Монастырским Приказом право сбора всех вотчинных доходов с церковных владений, из которых одна часть поступала в распоряжение казны, а другая могла расходоваться на содержание монастырей. Давая оценку мерам предпринятым политикой Петра I, можно сказать о том, что фактически церковь потеряла все свои вотчины и они перешли в руки государства. Однако, «де юре» право владения землями и крестьянами оставалось все еще у духовенства, так как закона об отчуждении такого права в пользу государства издано не было, поэтому юридически вотчины еще принадлежали духовенству и церкви. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Петр I не пошел на полную секуляризацию церковных земель, однако, она была все-таки осуществлена Екатериной II, издавшей в 1764 году Манифест о секуляризации монастырских вотчин.

Литература

1. Адо. А.В. Документы истории Великой французской революции в 2-х т. Т. 1. / Отв. Ред. А.В. Адо. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 386-387.
2. Беляев И. Д. Стоглав и наказные списки Соборного Уложения 1551 г. -Православное обозрение, 1863, Т. XI.; «Стоглав».
3. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVII века/ И.А. Булыгин; Академия наук СССР, Ин-т истории СССР. - Москва: Наука, 1977.- 327 с. С.74
4. Верхотуров Ю.И., Харьковская Г.З. / История отечественного государства и права/ Учебно-методическое пособие/КубГАУ/часть 1/ Краснодар 2012./Соборное уложение 1649 г.
5. Верхотуров Ю.И., Харьковская Г.З./ История отечественного государства и права/ Учебно-методическое пособие/ КубГАУ/ часть 1/ Краснодар 2012./ Устав князя Ярослава Владимировича в пространной редакции о церковных судах ст.55. с.32
6. Котошихин Г.К.// О России в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина. Издание 3. СПб, 1884.
7. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин «Алетейя» (СПб.) - 1997
8. Приговор Собора 1580г. об ограничении церковного землевладения/ Российское законодательство X-XX вв. Т.3. с. 26-31
9. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, т. IV 1700-1712/ Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии 1830
10. Стоглав// Казань. Типография губернского правления 1862г. с. 435.
11. М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961
12. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв. М., 1978, с. 121—122.
13. Шинделарж Б. Вестфальский мирный конгресс 1643 —1648 гг. и чешский вопрос.— В кн.: Средние века. Вып. 28—29. М., 1965—66.
14. http://www.agioskanon.ru/vsobor/004.htm#24
15. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons vselen soborov nikodim milosh.htm# Toc68915248

References

1. Ado. A.V. Dokumenty istorii Velikoj francuzskoj revoljucii v 2-h t. T. 1. / Otv. Red. A.V. Ado. - M.: izd-vo MGU, 1990. - S. 386-387.
2. Beljaev I. D. Stoglav i nakaznye spiski Sobornogo Ulozhenija 1551 g. -Pravoslavnoe obozrenie, 1863, T. XI.; «Stoglav».
3. Bulygin I.A. Monastyrskie krest&jane Rossii v pervoj chetverti XVII veka/ I.A. Bulygin; Akademija nauk SSSR, In-t istorii SSSR. - Moskva: Nauka, 1977.- 327 s. S.74
4. Verhoturov Ju.I., Har&kovskaja G.Z. / Istorija otechestvennogo gosudarstva i prava/ Uchebno-metodicheskoe posobie/KubGAU/chast& 1/ Krasnodar 2012./Sobornoe ulozhenie 1649 g.
5. Verhoturov Ju.I., Har&kovskaja G.Z./ Istorija otechestvennogo gosudarstva i prava/ Uchebno-metodicheskoe posobie/ KubGAU/ chast& 1/ Krasnodar 2012./ Ustav knjazja Jaroslava Vladimirovicha v prostrannoj redakcii o cerkovnyh sudah st.55. s.32
6. Kotoshihin G.K.// O Rossii v carstvovanie Alekseja Mihajlovicha. Sovremennoe sochinenie Grigorija Kotoshihina. Izdanie 3. SPb, 1884.
7. Litavrin G.G. Kak zhili vizantijcy / G.G. Litavrin «Aletejja» (SPb.) - 1997 g.
8. Prigovor Sobora 1580g. ob ogranichenii cerkovnogo zemlevladenija/ Rossijskoe zakonodatel&stvo X-XX vv. T.3. s. 26-31
9. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda, t. IV 1700-1712/ Tipografija II Otdelenija Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarii 1830
10. Stoglav// Kazan&. Tipografija gubernskogo pravlenija 1862g. s. 435.
11. M. N. Tihomirov, P. P. Epifanov. Sobornoe ulozhenie 1649 goda. M., Izd-vo Mosk. un-ta, 1961
12. Cherepnin L. V. Zemskie sobory Russkogo gosudarstva v XVI — XVII vv. M., 1978, s. 121—122.
13. Shindelarzh B. Vestfal&skij mirnyj kongress 1643 —1648 gg. i cheshskij vopros.— V kn.: Srednie veka. Vyp. 28—29. M., 1965—66.
14. http://www.agioskanon.ru/vsobor/004.htm#24
15.

http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_vselen_soborov_nikodim milosh.htm# Toc68915248

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ СТОГЛАВ 1551 ГОДА СОБОР О ВОТЧИНАХ 1581 Г СОБОР О ВОТЧИНАХ 1584 Г СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА i РАЗВИВАЮЩИЙСЯ АБСОЛЮТИЗМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ secularization stoglav 1551
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты