Спросить
Войти

ФАЛЕРИСТИКА КАК ЧАСТЬ МУЗЕЙНОГО СОБРАНИЯ

Автор: указан в статье

УДК 069.01

Вопросы музеологии. 2019. Т. 10. Вып. 1

Фалеристика как часть музейного собрания

М. А. Круглова, В. И. Трубилко

Центральный военно-морской музей Минобороны России,

Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 69А

Для цитирования: Круглова М. А., Трубилко В. И. 2019. Фалеристика как часть музейного собрания. Вопросы музеологии, 10 (1), 56-67. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.105

В данной статье авторы поднимают вопросы научного описания музейных предметов фалеристики, особенностей бытования этих предметов в собраниях с момента их поступления в музей. Обозначена проблема выработки унифицированного подхода к методике описания фалеристики, использованию различных понятий и определений. Опыт работы с данными предметами в Центральном военно-морском музее позволил авторам не только обозначить ряд проблем научного описания музейных предметов фалеристики, но и предложить конкретные методы и способы их решения, которые могут быть применены во многих музеях разного профиля (исторического, художественного, краеведческого, мемориального). При поступлении предмета в собрание музея постановка на государственный учет включает в себя несколько этапов. При первичной регистрации составляется акт приема предмета на временное хранение для рассмотрения на заседании экспертной фондово-закупочной комиссии. По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о целесообразности приема предмета на постоянное хранение в музей. Многие предметы фалеристики требуют учитывать ряд особенностей: содержание драгоценных металлов и драгоценных камней; постановку на музейный учет государственных наград. В исследовании рассмотрены вопросы государственного учета музейных предметов, подробно изложены проблемы постановки на специальный учет предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, проблемы опробования в соответствии с современными требованиями музейного дела, основываясь на практике Центрального военно-морского музея. Отдельное внимание уделено специфике регистрации государственных наград в Музейном фонде Российской Федерации. Для приема государственных наград, к которым относятся знаки высших званий, ордена, знаки отличия, медали и знаки почетных званий Российской Федерации, а также ордена и многие медали СССР, музеям необходимо получить разрешение Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации. В статье приведен ряд конкретных примеров, характеризующих особенности научно-фондовой работы с наградами СССР.

Фалеристика — ордена, медали, знаки, жетоны и значки — представлена во многих музеях самого разного профиля (исторического, художественного, краеведческого, мемориального). При изучении любых музейных предметов нужно учитывать ряд факторов: их значительность, общеизвестность, степень изученности явления, события, конкретного лица, к которому относится исследуемый предмет; характер связи предмета со средой и возможность ее реконструкции; тип ис© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019

точника; наличие или отсутствие научной и справочной литературы. Данные, полученные в результате исследования музейного предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейных фондов. Более того, музей изучает предмет и как культурную ценность, источник эмоций, поэтому учитываются и аттрактивные свойства предмета, происходящие как из вышеперечисленных факторов, так и из других характеристик предмета.

Первоначально фалеристика определялась как наука о наградах, получившая свое название от слова «фалера» (бляха на груди римских легионеров). В. Г. Бурковым был впервые поставлен вопрос о необходимости самостоятельного развития фалеристики в качестве новой вспомогательной исторической дисциплины и обособлении ее от нумизматики. Таким образом, фалеристику можно определить как вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю формирования и развития наградного дела по наградным знакам отличия и другим, связанным с ними источникам1. Тем не менее разобщенность мнений по вопросу, чем является фалеристика на самом деле, затрудняет окончательное становление ее методов и принципов, а также выявление культурно-исторического и научного значения предметов ее изучения. Предметы типа «фалеристика» могут выступать и как предмет поощрения, и как произведение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, являться элементом одежды, оружия, входить в состав других источников. Подход к работе с музейным предметом может варьироваться в зависимости от профиля музея, однако должен обладать общими принципами, характерными для определенной группы предметов.

С 1950-х годов в СССР в музейном деле стали уделять особое внимание систематизированному подходу к изучению предметов. Справочники, инструкции и отдельные исследования до сих пор являются серьезным подспорьем в музейной практике. Несомненно, созданные в последние годы справочники и методические рекомендации по научному описанию и терминологии отдельных типологических групп музейных предметов предоставляют возможность для системного подхода к изучению музейных коллекций.

Авторы в раскрытии практических вопросов бытования коллекции фалеристики опираются на собрание Центрального военно-морского музея (далее — ЦВММ). Он является одним из старейших и крупнейших музеев страны, в котором хранятся, помимо прочего, ордена, медали, нагрудные знаки, жетоны и значки Российской империи, СССР и Российской Федерации, а также зарубежная фалеристика. Эта коллекция складывалась в фондах музея в течение многих лет. Основное внимание в статье уделено орденам СССР. Советские награды поступали из военных комиссариатов, из Управления кадров ВМФ и от родственников награжденных. С 1961 по 1989 гг. ЦВММ входил в число восьми музеев страны, получавших от Московского и Ленинградского монетных дворов все образцы орденов, медалей и наградных знаков (из золота и серебра).

Богатейшая коллекция позволяет (и обязывает) разработать основные принципы и методы научного описания для выработки определенных параметров, ва1 Бурков, 2000.

рьирование которых помогло бы музеям разного профиля определять свою научно-фондовую работу с данной группой предметов.

Формирование коллекций фалеристики

Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Это:

• закупки коллекций или отдельных предметов;

• безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами;

• целевые заказы на выполнение оригинальных работ.

Независимо от формы поступления предметов в музей постановка на государственный учет включает в себя несколько ступеней. При первичной регистрации составляется акт приема предмета на временное хранение до рассмотрения экс-пертно-фондовой закупочной комиссией (ЭФЗК). При этом данные о предмете записываются со слов владельца.

Предметы, поступившие в музей на временное хранение, с целью временного экспонирования, регистрируются в книге временных поступлений, а в книгу поступлений музея не заносятся.

Дальнейшая работа включает в себя написание экспертного заключения, раскрывающего как физические характеристики предмета (все материалы, все применяемые техники, размер, сохранность), так и историко-культурную ценность и атрибутивные данные (автор, время создания и т. п.). Эксперт может уточнить многие данные, прийти в результате исследования к выводам о другой датировке, наименовании и иных характеристиках предмета. По итогам проведенной работы ЭФЗК ЦВММ принимает решение о целесообразности приема предмета на постоянное хранение, после чего происходит его дальнейшее документальное оформление.

Таким образом, прием предметов в постоянное пользование в ЦВММ сопровождается оформлением документов в следующем порядке:

— заявление владельца;

— акт приема на ВХ до ЭФЗК и регистрация в книге временных поступлений;

— экспертное заключение;

— протокол ЭФЗК;

— договор дарения;

— акт приема в постоянное пользование;

— регистрация в главной инвентарной книге;

— акт приема на ответственное хранение;

— регистрация в инвентарной книге.

Вышеуказанная система применяется для работы со всеми предметами, поступающими в музей. Однако при работе с предметами фалеристики необходимо учитывать дополнительные требования нормативных документов к предметам из драгоценных металлов и камней и к государственным наградам2 — орденам, не2 Инструкция «О порядке приема в музеи страны для экспонирования и хранения орденов и медалей СССР», утвержденная Приказом Министерства культуры СССР от 31 октября 1977 г.;

которым медалям, знакам, значкам, жетонам и др. Работа с ними имеет целый ряд особенностей. Эти предметы должны иметь третью ступень учета (помимо книг поступления и инвентарных книг) — специальный учет, так как все музеи, хранящие предметы, включенные в Музейный фонд Российской Федерации, ежегодно отчитываются перед Министерством финансов о наличии в собрании золота, серебра, платины, драгоценных камней и пр. Предметы из драгоценных металлов и камней могут быть учтены только по основному фонду, прием их в научно-вспомогательный фонд запрещен. Соответственно, хранители должны иметь четкую информацию о материале, из которого состоит музейный предмет. Единственный способ это выяснить — опробование в Государственной инспекции пробирного надзора (далее — ГИПН): органе, в котором зарегистрированы и состоят на учете все предприятия и учреждения, осуществляющие работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями; к ней же относятся и собирание, хранение и экспонирование предметов, осуществляемые музеями независимо от их формы собственности (федеральная, муниципальная, частная). В общественных музеях (например, в школьных) собирание, хранение и экспонирование предметов из золота, серебра, платины и пр. запрещены.

Фалеристика во многом состоит из «серийных» предметов; ордена, медали массового изготовления, имеющие регламентированную пробу и массу, разрешалось принимать в коллекцию и ставить на специальный учет на основании пробирных клейм или каталожных описаний.

В музеях с давней историей существует много предметов, занесенных в учетные книги таким образом, например с пометками «по сертификату». Но фактически эти сведения могут не отражать реального состава предмета.

Достаточно вспомнить такую массовую награду, как орден Красной Звезды: сначала гайки крепления ордена к одежде выпускались из серебра, затем от этого отказались. Кроме того, владельцы часто теряли свои гайки, которые изначально прилагались к ордену, заменяя их впоследствии гайками из простого металла. На глаз определить материал, из которого выполнена гайка, очень часто просто невозможно. Можно вспомнить и об ордене Отечественной войны: в 1985 г. к 40-летию

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года № 360-Х «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР» (в редакции от 22 августа 1988 г.); Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная Приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г.; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная Приказом Министерства культуры СССР № 513 от 15 декабря 1987 г.; Указ Президента РФ от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах РФ»; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (новая редакция на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 357-ФЗ); Письмо Министерства культуры РФ от 6 июля 2001 года № 01-131/16-25 «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи РФ»; Указ Президента РФ от 2 декабря 2008 года № 1712 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам»; Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации от 8 декабря 2009 г.; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ»; Письмо Министерства культуры РФ от 12 сентября 2017 г. № 286-01.1-39-ВА «О порядке приема государственных наград и документов к ним в постоянное пользование в государственные и муниципальные музеи».

Победы были массово выпущены и вручены знаки ордена цельноштампованные из серебра (так называемые «юбилейные»), «золотые» детали на них покрыты позолотой, а ранние знаки I степени были сборными (золотая звезда с наложенной серебряной звездой, покрытой красной эмалью), II степень ордена — знак, отштампованный из серебра, но на знаках обеих степеней в центре была закреплена золотая накладка «серп и молот» (массой 0,5 г). Очень часто владельцы повреждали эти маленькие накладки — отламывались части или терялась вся композиция; не желая нарушать эстетику знака, некоторые кавалеры заказывали кустарные «серп и молот» — у кого была возможность, заказывали из золота, но чаще всего новые «серп и молот» изготавливали из меди.

Другим примером может служить медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»: до февраля 1966 г. медаль изготавливали из серебра 925-й пробы, после — из нейзильбера с серебрением. Получается, медали, выпущенные до 1966 г., требуют специального учета, а выпущенные позже — нет, так как предметы, в которых драгоценные металлы находятся в виде покрытий, не подлежат специальному учету3. Если нет документального подтверждения о дате награждения медалью, вряд ли можно уверенно назвать время изготовления и определить материал. Кроме того, не будем забывать, что доводы опытнейшего сотрудника музея, распознающего серебро / золото «на вид, на ощупь, на вес», никак не могут служить основанием для записи данных в учетные книги.

Соответственно, единственное правомочное основание для постановки предмета на специальный учет — это результат выполненной специалистами экспертизы, зафиксированный в акте ГИПН (подписанном экспертами и утвержденном подписью начальника инспекции).

Ранее в музеях была распространена практика опробования только орденского знака (либо медали) без колодки, т. е. происходил демонтаж предмета4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, категорически запрещает нарушать целостность музейного предмета при опробовании. Проблема в том, что предметом считался сам знак, а колодка воспринималась как нечто второстепенное. В наше время музеи отказываются от подобного отношения, рассматривая награду с колодкой как музейный предмет.

Музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней должны храниться в специальных хранилищах или особых кладовых. При отсутствии таковых — в специальных сейфах, находящихся в опечатываемых помещениях фондохранилищ.

Авторы не случайно обращались к примерам отечественных наград. Поскольку огромную часть предметов фалеристики составляют ордена и медали, нельзя не упомянуть о правилах приема государственных наград, к которым относятся знаки высших званий Российской Федерации, ордена Российской Федерации, знаки отличия Российской Федерации, медали Российской Федерации, знаки почетных званий Российской Федерации, а также ордена и многие медали СССР.

3 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная Приказом Министерства культуры СССР № 513 от 15 декабря 1987 года. П. 39.
4 Там же. П. 15.

Государственные награды являются одной из форм признания заслуг конкретных лиц перед страной. Решение о присуждении государственной награды принимается Президентом Российской Федерации, в Советском Союзе — Президиумом Верховного Совета СССР. Хранение государственных наград и документов к ним осуществляется награжденными лицами. Посмертно они передаются для хранения наследникам. Награжденные и/или наследники могут передавать их на постоянное хранение и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи. Но награды остаются собственностью государства, поэтому музеям для их приема на постоянное хранение необходимо получить разрешение Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации. Для этого составляется соответствующее обращение и прилагается пакет документов.

Рекомендуется следующий порядок приема государственных наград и документов к ним (более подробно с данным порядком можно ознакомиться в Письме Министерства культуры РФ от 12 сентября 2017 г. № 286-01.1-39-ВА «О порядке приема государственных наград и документов к ним в постоянное пользование в государственные и муниципальные музеи»):

1. На имя директора музея сдатчик подает письменное заявление с просьбой о приеме на постоянное хранение государственных наград и документов к ним. Государственные награды перечисляются попредметно с указанием номеров наград и исходных данных (номер, дата) наградных документов к ним. В заявлении должна содержаться информация о награжденном: фамилия, имя, отчество, даты жизни и смерти, краткие биографические данные.
2. При подготовке к представлению предметов на заседании ЭФЗК государственные награды, содержащие драгоценные металлы и камни, необходимо передать на опробование.
3. После принятия решения ЭФЗК о приеме предметов в состав музейного собрания готовится запрос в Комиссию при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. Запрос направляется через учредителя музея на основании ходатайства музея и комплекта документов. Составляется письмо на имя начальника Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам о передаче государственных наград музею в постоянное пользование. К письму прилагаются:
1) список наград — 1 экз.;
2) заявление сдатчика — 1 экз.;
3) выписка из протокола заседания ЭФЗК — 1 экз.

В списке наград указываются фамилия, имя, отчество награжденного, годы жизни, сведения о лицах, сдающих награды, наименование награды и документа (орденской книжки, удостоверения), серия, номер, количество. Для музеев Министерства обороны документы направляются в Департамент культуры Министерства обороны Российской Федерации.

В представлении в Комиссию обязательно следует указать условия охраны и сохранности государственных наград и документов к ним; если государственные награды содержат в своем составе драгоценные металлы, то указывается, что музей поставлен на учет в ГИПН своего региона.

4. После получения разрешения Комиссии оформляется акт приема предметов на постоянное хранение, они ставятся на государственный учет в установленном порядке (регистрация в главной инвентарной книге, инвентарной книге). Награды из драгоценных металлов предусматривают регистрацию в специальных инвентарных книгах (книгах спецучета).

Некоторые вопросы описания предметов типа «фалеристика»

В практике ЦВММ имеет место дискуссия об историко-культурной ценности отдельных элементов наград (колодка, планка) и общей колодки с наградами. Стандарт описания5 предлагает их расценивать как группу вспомогательных предметов. Основываясь на музейной практике, можно предложить несколько вариантов.

1. При описании общей колодки с несколькими орденами и медалями под отдельными номерами описывается каждый наградной знак, расположенный на общей колодке. Общей колодке номер не присваивается.
2. Под дробными номерами описываются каждый наградной знак, расположенный на общей колодке, и сама колодка с лентами.

Название предмета включает предметное слово, название по статуту, степень, номер, награжденного. При описании орденов СССР в названии не указывается способ крепления ордена, а также его «боевое» или «гражданское» определение, так как данная характеристика не присутствует в статутном названии предмета.

Источником сведений о названии музейных предметов типа «фалеристика» является зафиксированное в авторитетных источниках устойчивое историческое название. Наименование орденов СССР указывается согласно Постановлениям ЦИК и СНК СССР и Указам Президиума Верховного Совета СССР об учреждении данной награды.

Так как орден СССР является типологическим предметом, необходимо указывать номер ордена и сведения о его принадлежности тому или иному лицу. Степень ордена указывается только римскими цифрами, цифра повторного награждения — арабскими в кавычках (Орден Отечественной войны I степени, Орден Красного Знамени № ... с цифрой «2»). Наличие порядкового номера ордена СССР зачастую позволяет установить место и время изготовления награды. Указание на принадлежность ордена предоставляет предмету мемориальный статус.

Мемориальность — принадлежность предмета к конкретному лицу или событию. Из свойств музейного предмета (информативность, экспрессивность, ат-трактивность, репрезентативность, ассоциативность) мемориальному предмету присуще каждое из указанных свойств, экспрессивное в особенности. Но если говорить о мемориальной ценности музейного предмета, то эта ценность определяется выявленной связью предмета с выдающимся человеком или значительным историческим событием; в отличие от исторической ценности она определяется не атрибутивными свойствами предмета, а подтвержденной историей его происхождения и бытования. Основной признак музейного предмета — его подлинность. Совокупность подлинных предметов, связанных с жизнью и деятельностью исторического лица, определяется как мемориальная коллекция.

5 Подробнее см.: Музейный фонд СССР, 1973; Руднева, Образцова, 2008; Система научного описания музейного предмета, 2003.

Определенную проблему представляет установление принадлежности многих государственных наград СССР, поступивших в свое время в музей без идентификационных сведений о награжденном. Если принадлежность знака не установлена, следует указывать в названии: «Владелец неизвестен».

Трудность в описании орденов связана и с существованием так называемых «конверсионных орденов, или ремейков». Конверсионный орден — орден, который после 1943 г. был переделан под новое крепление в заводских условиях или кустарным способом. Особенно часто встречаются конверсионные ордена Отечественной войны и Красного Знамени. Переделка этих орденов осуществлялась по инициативе самих кавалеров ордена. Следует упомянуть и «переврученные, замененные» ордена. Эти ордена могли иметь новый вид крепления после 19 июня 1943 г. взамен орденов со старым креплением, но порядковый номер относился к первоначальному типу ордена. Кавалерам выдавались также дубликаты в случае утраты ордена по какой-либо причине (например, в боевой обстановке). На орден наносился номер утраченного наградного знака; начиная с 1950-х гг. в большинстве случаев на реверсе проставлялась буква «Д». Данные особенности орденов следует включать в описание награды, но не в наименование.

Визуальное описание предмета необходимо составить так, чтобы создавалось корректное представление о предмете. В музейной практике сложилась традиция, когда при описании орденов и медалей как «серийных» предметов указывается, что та или иная награда является «знаком установленного образца». На взгляд авторов, такой подход недопустим в современной музейной практике: подобные формулировки не позволят человеку, не имеющему знаний об отечественной наградной системе, правильно идентифицировать предмет на основе такого описания. Пример: начинающий сотрудник принимает предметы на выставку; перед ним образцы ордена Отечественной войны II степени и ордена Красной Звезды соответственно, награды не имеют номеров; читая описание «орден установленного образца», он не сможет их различить.

Описание может носить краткий характер, но при этом содержать основные сведения: конфигурация ордена (круг, звезда и т. д.); тип знака (цельноштампован-ный или сборный; если знак сборный, указывается количество его составных элементов и способ сборки — пайка, винты и штифты); описание самого знака (аверс, реверс, гурт); способ крепления знака (если знак с пятиугольной колодкой, описываются различные способы ее присоединения к основе ордена и сама колодка, а также орденская лента).

Большой спор возникает в терминологии при определении способа крепления без колодки: в описаниях можно встретить и «винтовой», и «штифтовой». Попробуем разобраться, чем отличается винт от штифта. Винт — это крепежная резьбовая деталь в виде цилиндрического или конического стержня с головкой или без нее. Штифт — это цилиндрический или конический стержень для неподвижного соединения деталей, часто в строго определенном положении, а также для передачи относительно небольших нагрузок. Для постановки штифта детали соединяются и закрепляются. Главное различие между этими двумя крепежными деталями заключается в наличии резьбы на стержне винта, в то время как у штифта гладкая поверхность. Тем не менее встречается и наименование «нарезной штифт» (на стержень нанесена резьба). Если обратиться к указам об учреждении орденов СССР,

в которых приводится описание наградного знака, и к Указу от 19 июня 1943 г. «Об утверждении образцов и описания лент к орденам и медалям СССР и Правил ношения орденов, медалей, орденских лент и знаков отличия», то там даются способы крепления к одежде с помощью пятиугольной колодки и с помощью штифта и гайки. В стандартах Гознака на технологическое изготовление орденов и медалей значится «винтовое крепление». На взгляд авторов, при описании корректно использовать формулировки, данные в описаниях к указам.

Также при описании знака с общей колодкой уточняется: «знак на общей колодке».

Учитывая вариативность в изготовлении орденов СССР, рекомендуется не копировать указанные в справочниках размеры, а проводить дополнительные измерения. В графе «Размер» указывается размер ордена (в мм); в варианте знака на колодке следует указывать размер с колодкой и, желательно, отдельно размер знака. Измерение орденов производится при помощи штангенциркуля по трем параметрам: высота, ширина и толщина.

В графе «Вес, проба» указывается общий вес предмета (в г) и отдельно вес и проба драгоценных металлов, из которых изготовлен предмет, с указанием детали, содержащей данный металл. Общий вес предмета указывается обязательно; при любой взаимопередаче предмета из драгоценных металлов и драгоценных камней производится взвешивание на поверенных весах в присутствии комиссии, назначенной приказом руководителя музея.

В графу «Сведения о надписях, подписях, клеймах, расположенных на предмете» вносятся все клейма; надписи на аверсе, входящие в описание знака в данной графе повторно не указываются.

На орденах СССР на реверсе в большинстве случаев указывается штамп монетного двора и порядковый номер награды. Иногда могут встречаться и технологические клейма или клеймо мастера. Поскольку порядковый номер награды указывается и в наименовании, описание его в данной графе обязательно, остальных клейм — по необходимости и доступности. Таким образом, в данной графе приводятся:

1. Наличие, вид, размеры, местоположение на реверсе ордена клейма монетного двора, способ его нанесения (одним штампом, двумя штампами, штихелем, пуансоном; иногда клеймо изначально имелось на штемпеле оборотной стороны и чеканилось вместе с заготовкой основы знака).
2. Наличие и способ нанесения на реверс знака порядкового номера ордена (пуансоном, штихелем, бормашиной), а также его месторасположение на реверсе ордена. Данные параметры зачастую указывают на изготовление знака на конкретном монетном дворе. Сам по себе номер во многих случаях с допустимой точностью определяет время изготовления знака. Кроме того, номер ордена и способ его нанесения практически безошибочно указывают на переврученные ордена и дубликаты, как было сказано выше, на знаке, выданном взамен утраченного, — в большинстве случаев на реверсе проставлялась буква «Д».
3. Наличие технологических клейм, клейма мастера на реверсе знака, а также на внутренних (скрытых) частях сборных знаков.

Ордена СССР являются тиражными неподписными музейными предметами, поэтому сведения об авторе не указываются.

Сведения об организации-изготовителе можно выявить из штампа на реверсе ордена СССР. Эти сведения заносятся в документы в соответствии с правилами записи информации об организации. Название организации-изготовителя должно соответствовать его названию на момент создания описываемого предмета.

Выпуском советских орденов и медалей занимались: объединение «Гознак», Ленинградский монетный двор (ЛМД) (с 1914 по 1924 г. — Петроградский монетный двор, с 1941 г. до весны 1943 г. работал как филиал в Краснокамске), Краснокамский филиал ЛМД (КМД) (с 1941 г. до осени 1946 г.), Московский монетный двор (создан 25 апреля 1942 г. в составе Управления Гознака).

На орденах проставлялся штамп изготовителя: «ГОЗНАК», «МОНДВОР», «МОНЕТНЫЙ ДВОР», «ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОНЕТНЫЙ ДВОР» — в одну строку или в две (три) строки. Зачастую ордена изготавливались на разных монетных дворах, и конкретного изготовителя достаточно трудно определить (за исключением точных данных об изготовлении того или иного типа ордена в конкретный период с установленным диапазоном порядковых номеров).

Местом изготовления всех советских орденов указывается СССР за исключением особых случаев при изготовлении копий и муляжей. Точное указание города может заноситься при наличии точных сведений о месте изготовления из другого источника.

Точную дату изготовления записывают арабскими цифрами по две цифры для числа и месяца и по четыре для года. Для разделения элементов «день», «месяц» и «год» используют точку без пробелов (например: 20.05.1942). Годы создания обозначают арабскими цифрами с уточняющими сведениями, после цифр ставится пробел (например: 1944 г.). При записи неточной даты используют арабские цифры с падежным окончанием без пробелов (например: 1910-е годы); при записи неточной даты с уточняющими словами (порядковый номер даты указывают арабскими цифрами с падежным окончанием без пробелов, часть века — словами (например: 1910-е, середина). При записи периода обозначение века записывается римскими цифрами с уточняющими сведениями (в сокращении — через пробел) (например: XX в.). Далее после запятой записывается (полностью) порядковый номер периода (первая половина, вторая половина, первая треть, вторая треть, третья треть, первая четверть, вторая четверть, третья четверть, четвертая четверть, начало, середина, конец) (например: XX в., первая половина).

Поскольку ордена СССР с момента своего учреждения изготавливались на всем протяжении своего существования (вплоть до 1991 г.), у многих орденов трудно установить дату изготовления, но можно указать период, началом которого считается дата учреждения ордена, а концом — дата награждения орденом кавалера. При отсутствии сопроводительной документации и любых сведений о владельце время изготовления орденского знака иногда можно установить по его порядковому номеру и особенностям в изготовлении. Например, орден Красной Звезды практически на всем протяжении своего существования не менял внешний вид; установлено, что у раннего типа ордена в отличие от всех последующих пятиконечная звезда выполнена из двух частей. Изготавливались передняя часть ордена и отдельно от нее задняя, затем обе части соединялись между собой при

помощи пайки. Внутри знак полый. На переднюю часть припаивался центральный медальон с изображением красноармейца. В отличие от остальных типов ордена красноармеец на центральном медальоне обращен к нам лицом (на более поздних типах красноармеец повернут вправо). Данный тип ордена производился приблизительно в 1930-1936 гг.

В графе «Состояние сохранности» подробно фиксируются все дефекты и характер повреждений описываемого предмета с указанием их местонахождения и размеров на момент описания. Дефекты рекомендуется указывать в том же порядке, в котором описывается предмет: лицевая сторона, оборотная сторона, гурт, отдельно описывается состояние колодки или гайки. К сожалению, часто описание дефектов предмета можно встретить в «Визуальном описании», что не является корректным (например, скол на эмали следует фиксировать именно в описании сохранности).

В данной статье авторы представили основные аспекты научно-фондовой деятельности музея, направленные на формирование коллекции фалеристики, ее научное описание и хранение в составе музейного собрания. Трудности в описании предметов фалеристики, в частности советских наград, связаны с кратким сроком их детального изучения и разнообразием в деталях, отсутствием полной и достоверной информации о тиражах, сроках изготовления наград на монетных дворах и т. д. Разнообразие в методике описания фалеристики, использование различных понятий и определений позволяет говорить о том, что существует проблема выработки унифицированной терминологии.

Литература

Бурков В. Г. 2000. Фалеристика: учеб. М.: Российский гос. гуманитарный университет. Музейный фонд СССР: Типовые схемы научного описания памятников материальной культуры, письменных источников, изобразительных и нумизматических материалов для подготовки к изданию сводных каталогов Музейного фонда Союза ССР. 1973. М.: [Б.и.]. Руднева И. В., Образцова М. В. 2008. Основы экспертизы предметов искусства и культуры. Вып. Россия и Западная Европа. СПб.: Европейский дом. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: справочник в 2 кн. 2003. СПб.: Арт-люкс. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: справочник в 2 кн. 2-е изд. 2017. СПб.: Нестор-История.

Статья поступила в редакцию 26 февраля 2019 г.;

рекомендована в печать 5 июня 2019 г.

Контактная информация:

Круглова Марина Алексеевна — ст. науч. сотр.; navalmuseum_org@mil.ru Трубилко Василина Игоревна — ст. науч. сотр.; navalmuseum_org@mil.ru

Phaleristics as a part of museum collections

M. A. Kruglova, V. I. Trubilko Central Naval Museum,

69A, ul. Bolshaya Morskaya, St. Petersburg, 190000, Russian Federation

For citation Kruglova M. A., Trubilko V. I. 2019. Phaleristics as a part of museum collections. The Issues of Museology, 10 (1), 56-67. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.105 (In Russian)

In this article the authors raise questions of the scientific description of museum phaleristics, especially their existence in collections from the moment they are acquired by a museum. Authors point out the problem of developing a unified approach to the description of phaleristics, and of using various concepts and definitions. Experience with these objects in the Central Naval Museum allowed the authors not only to identify a series of problems of scientific description, but also to offer specific methods and ways to solve them, which can be applied in many museums of different profiles. State registration of new acquisitions in the museum&s collection includes several stages. During primary registration, an act of acceptance of an the item for temporary storage is drawn up for consideration at a session of experts. Following the results of consideration, the commission of experts decides whether it is appropriate to accept the item for permanent storage in the museum. Many items of phaleristics require a number of features to be considered: the content of precious metals and precious stones; museum registration of state awards. The research examined the issues of state registration of museum items and describes in detail the problems of registering special items made of precious metals and precious stones, and the problems of testing in accordance with modern museum requirements, based on the practice of the Central Naval Museum. Special attention is paid to the specifics of the registration of state awards in the Museum Fund of the Russian Federation. To acquire these items for the museum&s collection, permission must be obtained from the Commission on State Awards under the President of the Russian Federation. The article contains a number of concrete examples characterizing the features of research and fund work with USSR awards.

References

Burkov V. G. 2000. Phaleristics: study guide. Moscow: Rossiiskii gos. gumanitarnyi universitet. (In Russian) Museum Fund of the USSR: Standard schemes of the scientific description of monuments of material culture, written sources, graphic and numismatic materials for preparation for the publication of consolidated catalogs of the museum fund of the USSR. Moscow: [S.n.] (In Russian) Rudneva I. V., Obraztsova M. V. 2008. Fundamentals of examination of art and culture. Issue 1. Russia and

Western Europe. St. Petersburg: Evropeiskii Dom. (In Russian) The system of scientific description of the museum object: classification, the technique, terminology in 2 books.

2003. St. Petersburg: Art-Lux. (In Russian) The system of scientific description of the museum object: classification, the technique, terminology in 2 books. 2nd ed. 2017. St. Petersburg: Nestor-History. (In Russian)

Received: February 26, 2019 Accepted: June 5, 2019

Authors& information:

Marina A. Kruglova — Senior Researcher; navalmuseum_org@mil.ru Vasilina I. Trubilko — Senior Researcher; navalmuseum_org

ФАЛЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕТ СТАНДАРТ ОПИСАНИЯ ЮВЕЛИРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА phaleristics objects state awards central naval museum special accounting
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты