Спросить
Войти

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЦЕВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Автор: указан в статье

Этнокультурная история украинцев Приморского края

Галина Геннадьевна Ермак, канд. ист. наук,

старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН

Этнокультурная история украинцев Приморского края прослеживается со второй половины XIX в. Мигранты с Украины наряду с представителями других губерний европейской России активно переселялись на юг Дальнего Востока в конце XIX - начале ХХ в. Это был мощнейший миграционный поток на осваиваемые Российской империей территории. Анализ данных по регионам выхода переселенцев выявил, что мигранты с Малороссии составляли большинство в Приморье (по отдельным источникам до 80% населения) и в Приамурье (более 50%) 1. В то же время, по сведениям Всероссийской переписи населения 1897 г., украинский язык считали родным в Ужно-Уссурийском и Уссурийском округах (приблизительно территория современного Приморья) лишь 33,7% жителей 2. Более поздние данные советских переписей показывают тенденцию к снижению численности украинского населения, хотя его приток на Дальний Восток продолжался практически на всем протяжении 20-х -80-х гг. XX в. Ряд исследователей полагает, что такая статистика демонстрирует факт смены этнической идентичности украинцев в пользу титульного русского этноса, считая это следствием русификации, насаждаемой государством. Не опровергая данной точки зрения, попытаемся рассмотреть особенности этнокультурной идентичности переселенцев с Украины.

В первую очередь следует обратиться к этнической характеристике населения самой Украины. Известно, что в XIX в. примерно 20% ее жителей не являлись этническими украинцами 4. В 1897-1900 гг. в границах современной Украины украинцев было около 79,6%, в Полтавской губернии -93%, в Черниговской - только 66,4%. В период 1910-1917 гг. удельный вес украинцев на Украине уменьшился до 76,1% 5. В официальных документах жители Украины именовались малороссами, малорусами, малороссиянами и были частью националь1 Аргудяева Ю.В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е гг. XIX в. - начало XX в.) М., 1997. С. 35-36; Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII - начале XX в. (16401917). Историко-демографический очерк. М, 1985. С. 122.

2 Ващук А.С., Чернолуцкая Е.Н., Королева В.А., Дудченко Г.Б., Герасимова Л.А. Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке. Владивосток, 2002. С. 12.
3Черномаз В.А. К 125-летию начала массового переселения украинцев на Дальний Восток // Украинцы на Дальнем Востоке: история и современность. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. С. 47; Чернолуцкая Е.Н. Украинцы в советском Приморье (1920-30-е гг.) // Украинцы на Дальнем Востоке: история и современность. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. С. 72.
4 Ващук А.С., Чернолуцкая Е.Н., Королева и др. С. 11.
5 Украинцы. Макет тома серии «Народы и культуры» Кн. 1. Этническая история. Антропология. Язык. Расселение. М., 1994. С. 239, 246.

ной общности «русские», последний термин понимался как политоним, т.е. определял государственную принадлежность. Изначально правительство не обращало внимания на этническую принадлежность переселенцев, выдвигая на передний план государственные задачи и формируя идеологию. Освоение территории к востоку от Урала происходило при осознании переселенцами своей государственной принадлежности, которая сохранялась и на новом месте. Это

6

воспринималось как заселение окраин империи русскими людьми .

Как справедливо замечает А.А. Новоселова, изучавшая проблемы идентификации и самоидентификации украинцев в Сибири, до сих пор не установлено, как называли себя переселенцы с Украины. Этноним «украинцы» в XIX в. был распространен преимущественно в среде интеллектуалов . Население «малорусских» губерний того времени малороссами или украинцами себя не именовало, а употребляло различные прозвища, часть из которых имела статус этнонимов («русины», «черниговцы», «киевляне», «полещуки», «запорожцы», «лито

вины», «хохлы», «казаки», «черкасы» и др) . Ф.Ф. Буссе в работе «Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край» говорил о распространении в Дальневосточном крае прозвищ «кацап» и «хохол», «которыми обзывает сосед соседа, причем господствует последнее»9. В этнографической литературе неоднократно указывалось на условность термина хохлы. Например, в сибирских деревнях им могли называть не только украинцев, но и белорусов, а также русских переселенцев из южных районов европейской части России 10.

Основную массу украинских переселенцев на Дальний Восток составляли выходцы из Черниговской, Полтавской и Киевской губерний.

Сложна самоидентификация потомков переселенцев из северо-западных и западных районов Черниговщины, жителей контактной зоны (русско-украинско-белорусского пограничья). В связи с тем, что Черниговская губерния входила в состав Украины, часть жителей пограничных районов идентифицировала себя как малороссов, но древние пласты их фольклорно-обрядового комплекса отражали белорусскую версию восточнославянской культуры. Большинство населения севера Черниговщины с аналогичными культурными традициями считало себя частью русского этноса. При советской власти эти районы вошли в состав Орловской и Брянской областей РСФСР 11. Население северозападной части Черниговской области называют литвинами и считают этнографической группой украинского народа. Термин «литвины» как политоним, свя6 Фетисова Л.Е., Ермак Г.Г., Сердюк М.Б. Традиционный восточнославянский фольклор на юге Дальнего Востока России (вторая половина XIX - начало ХХ в.): адаптационный аспект. Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 8-9.

Новосёлова А.А. Украинцы в среднем Прииртышье: идентификация и самоидентификация в конце XIX -XX в. (по полевым этнографическим материалам) // ETHNOGRAPHY.OMSKREG.RU: сайт кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета. URL: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=770 (дата обращения: 15 09.2010).

8 Украинцы. Макет тома серии «Народы и культуры» Кн. 1... С. 169.
9 Буссе Ф.Ф. Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край. СПб, 1896. С. 28.
10Новосёлова, А.А. Украинцы в среднем Прииртышье.
11 Там же. С. 22.

занный с пребыванием в составе Литвы, сохранили и белорусы, среди которых

12

также есть этнографическая группа с таким наименованием . Сложная структура самоназваний и названий у жителей контактных, приграничных зон является результатом исторических межрегиональных, межгосударственных и межэтнических контактов, отражая сложные процессы формирования этнического самосознания.

Интересна идентификация выходцев с Украины в поселениях смешанного этнического состава. По архивным источникам можно определить регионы выхода переселенцев, образовавших в 1907 г. с. Богополь Кавалеровского района Приморского края. Это были представители разных губерний России (Черниговской, Волынской, Подольской, Пензенской, Гродненской, Киевской, Тульской, Варшавской): русские, украинцы, белорусы, поляки, молдаване. Заслуживает внимания характеристика этнического состава богопольцев, данная старожилом села Ниной Семеновной Винокуровой, которая не употребляла этнонима «украинцы»: «А жили тогда у нас хохлы, русские, черниговские, белорусы, поляки и даже одна эстонка. Тятя - у русских, мы называли. У хохлов - папа. У

13

шведов, черниговских - тата» . Скорее всего, идентификация односельчан как «хохлов», «черниговцев» отражает процессы их самоидентификации. Вероятно, этноним «хохол» существовал как эндоэтноним, т.е. как самоназвание.

Одной из важнейших тенденций этнодемографического развития украинцев на Дальнем Востоке России в советский период было снижение их численности в составе населения региона. По данным переписей, в 1923 г. украинское население составляло 346,1 тыс. чел. (33,7% населения); в 1926 г. - 303,3 тыс. (24,4%); в 1939 г. - 361,8 тыс. (14,1%); в 1959 г. - 429, 5 тыс. (9,9%); в 1970 г. -377,7 (7,2%); в 1989 г. - 543,4 тыс. (7,9%) 14. Так, до войны самым «украинским» районом в Приморском крае был Xорольский, где в 1939 г. проживал 9 071 украинец (51,7%), 7 973 русских, 137 белорусов. По данным переписи 1979 г., во всех поселениях Xорольского района проживали только русские. Этногенеало-гические исследования показывают, что второе и особенно третье поколение переселенцев с Украины предпочитали записываться русскими. В тоже время не следует игнорировать тот факт, что не все выходцы с Украины (особенно на начальных этапах освоения дальневосточного региона) называли себя украинцами, следовательно, они и не могли в дальнейшем использовать этот этноним в качестве самоназвания.

В целом по России украинцы являются второй по численности этнической общностью. По мнению экспертов Фонда поддержки русской культуры, большинство украинцев в России не демонстрируют особое этническое самосознание, как правило, не отличают себя от русских, являются русскоязычными и не

12 Титов В.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. Минск, 1983. С. 20-21.
13 АА (архив автора) РФ (рукописный фонд). Полевой дневник «Богополь-2003». Информация Винокуровой Н.С., 1926 г.р.
14Черномаз В.А. К 125-летию начала массового переселения... С. 47.

стремятся к изучению украинского языка 15. Тенденция возрождения этнической самоидентификации украинцев в России, рост их интереса к культуре и истории своего народа прослеживается среди небольшого слоя населения, в основном интеллигенции. К формально-институциональным факторам формирования и воспроизводства этнического самосознания относятся национально-культурные объединения. В Приморском крае национально-культурные объединения украинцев есть практически во всех городах, а творческие (вокальные, хоровые) коллективы существуют во многих сельских поселениях. Сегодня нередко в беседах и интервью приморцы демонстрируют многоуровневое этническое самосознание, считая себя одновременно русскими, украинцами, россиянами. В Приморском крае украинцы вместе с представителями других славянских народов 25 июня празднуют День дружбы и единения славян. «Приятно, что мы возобновляем эту традицию, - считает президент Центра русской культуры, заведующая кафедрой искусствоведения ДВГТУ доктор искусствоведения Г.В. Алексеева. - Поначалу в Приморье большую часть славянского населения составляли украинцы. У многих из нас есть и русские, и украинские корни. Мы создавали наш центр не только для того, чтобы позиционировать русскую культуру, а чтобы показать, что в Приморье мы, славяне, составляем оплот Российского государства. Чем мы дружнее, тем лучше» 16.

Подводя итог, следует отметить, что выходцы из Украины в дореволюционный период, составлявшие в основном сельское население, прибывали на Дальний Восток, обладая скорее региональным, конфессиональным, сословным, нежели устойчивым национальным самосознанием. Такая ситуация и государственная политика, направленная на формирование единой государственной нации, способствовали вторичной консолидации восточных славян (русских, украинцев, белорусов) на Дальнем Востоке под общим самоназванием «русские». В настоящее время развитие этнокультурной самобытности народов РФ, поддержка их этнической идентичности происходят вместе с формированием и признанием российской нации и российской идентичности как основополагающих для граждан страны.

15 Соколов С.С. К вопросу о положении с языком и культурой украинского национального меньшинства в Российской Федерации // Диалог украинской и русской культуры в Украине. Киев. Фонд поддержки русской культуры. 1999. С. 48.
16 Федоренко В. Объединение славян прошло на «ура» // Владивосток. 1 июля 2008.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты