Спросить
Войти

РАССТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ И ВЕКТОРЫ АРКТИЧЕСКОГО КУРСА США И КАНАДЫ

Автор: указан в статье

Расстановка политических и общественных сил и векторы арктического

курса США и Канады

Болдырев В.Е.,

младший научный сотрудник

С рубежа 2000 - 2010- х гг. Арктический регион формально вошёл в число приоритетов внешней и внутренней политики США и Канады. Об этом свидетельствуют опубликованные правительственные и многочисленные ведомственные и региональные арктические стратегии. Однако, положения документов далеко не всегда соотносятся с реальными возможностями. Проанализируем внешние и внутренние условия, выделим с их учётом наиболее вероятные направления регионального курса.

Соединённые Штаты Америки

Ключевыми положениями арктической стратегии США являются обеспечение безопасности (военной, гражданской, энергетической экологической и др.), свобода морских и воздушных путей, интенсификация научных исследований, взаимодействие с другими арктическими акторами в рамках существующих региональных институтов на основе международного права.

В то же время реальными ограничителями эффективного достижения целей выступают наименьший арктический сектор, его слабая освоенность, споры о разграничении шельфа, нератифицированная Конвенция ООН по морскому праву. Кроме того, штат Аляска находится в стороне от основной полосы расселения и соотносится с ней как анклав.

Основные перспективы освоения региона американское правительство связывает с развитием нефтедобычи, сохранением традиционных отраслей хозяйства Аляски, созданием условий, необходимых для обеспечения военной, гражданской и иной безопасности в регионе. Кроме того в Вашингтоне рассматривают возможность распространить принцип свободы морей на циркумполярное пространство, используя политические и дипломатические механизмы. Наиболее активными в этом контексте являются следующие федеральные министерства и ведомства.

1. Государственный департамент. Заместитель госсекретаря по вопросам океанов, окружающей среды и науки является ключевым членом правительства по вопросам Арктики и рыболовства.
2. Министерство обороны. На него возложена ответственность за обеспечение военной безопасности.
3. Береговая охрана. Она обеспечивает гражданскую безопасность во всех её аспектах, а также осуществляет проводку судов через льды.

Если активность Госдепа определяется бюрократическими мотивами и деятельностью некоторых групп интересов (например, рыбной промышленности), то действия Пентагона и Береговой охраны связаны также и с финансовыми проблемами. В частности, как свидетельствуют данные

Исследовательской службы Конгресса, средства, выделяемые из бюджета на модернизацию ледокольного флота и на оборону в целом, будут ниже запрашиваемой суммы. Поскольку, министерство обороны исходит из того, что основой присутствия в регионе должен быть мощный энергоэффективный ледокольный и военный флот, созданный по образцу российского гражданского и военного арктического флота, а необходимая для его обслуживания инфраструктура на Аляске отсутствует, обустройство американских военных в Арктике требует значительных вливаний. А запланированные в бюджете средства, по меньшей мере, не удовлетворяют интересам Пентагона. Об этом свидетельствуют многочисленные антироссийские заявления военного руководства США, которые, вероятнее всего, направлены на законодателей, их цель - увеличение военного бюджета.

Аспект межпартийной борьбы и проблем взаимодействия Конгресса и правительства относятся к ратификации Конвенции ООН 1982 г. Изначально Республиканская партия выступала против этого шага, а Демократическая - за. Ввиду республиканского доминирования на Капитолийском холме перспективы решить этот вопрос незначительны.

Количество групп интересов, которые активно влияют на региональный курс, невелико. Руководство и легислатура штата ограничены в своих возможностях влиять на федеральный центр, поскольку штат является единственным в арктической зоне. Наиболее значимым каналом взаимодействия остаются конгрессмены и сенаторы от Аляски. Количество экономических групп интересов также сократилось. После неудачных попыток начать освоение шельфа «нефтегазовое лобби» фактически вышло из активной игры. В ней осталась только рыболовная промышленность, которая взаимодействует, как с представителями штата в Конгрессе, так и с Госдепартаментом, и горная, чьи интересы связаны с интересами и лоббистскими возможностями конечных потребителей их сырья, в том числе и предприятий военно -промышленного комплекса. Они также втянуты в игру, их интересы отстаивает Пентагон. Это подтверждает тезис, что на арктический курс влияет незначительное количество групп интересов. В целом, присутствующие тенденции свидетельствуют, что на разработку американского арктического курса влияют, прежде всего, федеральные министерства и ведомства. В связи с этим наиболее вероятны следующие направления региональной политики:

- ограниченное увеличение финансирования программ по модернизации военного арктического флота и инфраструктуры;

- создание сети центров по обеспечению гражданской безопасности;

- продвижение идеи и перспективная реализация принципа свободы морей в циркумполярном пространстве при одновременном решении шельфовых споров.

Канада

В отличие от США Север страны на протяжении многих лет находится в центре внимания федерального и провинциального руководства. Однако стратегии по его развитию были приняты на рубеже 2000 - 2010-х гг. Канадское

правительство термином «Север» обозначает регион, располагающийся к северу от 60° северной широты западнее Гудзонова залива. Формально основными направлениями реализации стратегии являются:

1. Обеспечение суверенитета;
2. Социально-экономическое развитие;
3. Защита окружающей среды;
4. Развитие местного самоуправления.

За их реализацию отвечает министерство по делам Севера. Также отдельные проблемы региона входят в компетенцию министерств социального и экономического блока, министерств обороны и иностранных дел.

В провинциях термин «Север» используется в отношении северной их части, ведущим приоритетом является социально-экономическое развитие.

Ключевым ограничителем является обширное, слабозаселённое, недостаточно освоенное пространство, с тяжёлыми климатическими условиями.

На практике реализация первого из названных приоритетов полностью находится в компетенции федерального правительства. Она связана с развитием ледокольного флота, который обеспечивает проводку гражданских и военных судов, оборудованием глубоководных баз ВМС на Севере, развитием многофункциональных сухопутных сил по обеспечению безопасности, проведение соответствующих учений стран НАТО. В то же время в интересах Оттавы решить два шельфовых спора. Первый заключается в разграничении циркумполярных владений с США. Это позволит придать статус национального пути Северо-Западному проходу. Этим канадское правительство стремится минимизировать риск появления иностранных судов национальном водном пространстве Арктики. Второй - в определении внешних границ шельфов Канады и России в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с целью минимизировать риск дальнейших двусторонних трений.

Другие приоритеты северного курса лежат в сфере компетенций, как федерального, так и провинциального руководства. Ввиду более раннего освоения провинциального Севера в настоящее время основной акцент в его развитии делается на ограниченной диверсификации, позволяющей новым предприятиям органически вписаться в существующую структуру производства. Главным образом, это гидроэлектростанции, в энергии которых нуждаются добывающие комбинаты, а также предприятия лесопромышленного комплекса.

На Севере, развитие которого входит в компетенцию федеральных органов, сделана ставка на ускоренное развитие добывающих отраслей. Это соотносится с интересами крупных горных и нефтегазовых компаний, которые намерены разрабатывать месторождения наиболее прибыльных ископаемых. Таким образом, интересы крупного бизнеса полностью связаны с реализацией правительственной стратегии. По мнению Оттавы, данная мера способствует улучшению социально-экономической ситуации в регионе, кроме того улучшается снабжение товарами народного потребления.

Однако к ряду создаваемых предприятий критично относятся некоторые общины коренных народов. Они выражают протест против проектов, которые не прошли должную экологическую экспертизу и угрожают нарушить

традиционную среду жизнедеятельности, усугубить социальную обстановку ввиду невысокой доли занятости местного населения.

В соответствии с текущими тенденциями наиболее вероятными направлениями канадского курса на Севере будут:

1. Максимальные политические и дипломатические усилия, чтобы решить шельфовые споры в свою пользу. В ближайшие годы будет сделан акцент на том, чтобы Комиссия ООН не одобрила российскую заявку на расширение континентального шельфа. В случае неудачи возрастает риск усиления трений с США по аналогичному вопросу.
2. Будут интенсифицироваться мероприятия по укреплению безопасности Севера в виде строительства и модернизации ледоколов, учений, лучшего оснащения многофункциональных сил и совершенствования необходимой береговой и сухопутной инфраструктуры.
3. Экономическое освоение региона будет проводиться в интересах крупных корпораций, главным образом, горных и нефтегазовых. В связи с этим конфликтный потенциал между крупным бизнесом и коренными народами Севера сохранится.

Использование подводных лодок ВМС США в исследовании Северного Ледовитого океана

Зайцев Ю.М.,

кандидат исторических наук, доцент (ТОВВМУ)

Подводные лодки ВМС США уже более 50 лет занимаются изучением условий плавания и применения оружия в Арктике с момента первого подледного плавания атомной ПЛ «Наутилус» (Nautilus SSN 571) в 1958 г. Так, в 1960 г. сквозное плавание из Атлантики Северным Ледовитым океаном в Тихий океан совершила подводная лодка «Сидрэгон» (Seadragon SSN-584) под командованием Дж. Стила, преодолев сложнейший участок в Северо-Западном проходе Канадского арктического архипелага. Форсировав Берингов пролив, она закончила свой поход на Гавайских островах. Спустя два года подводная лодка «Скейт» (Skate SSN-578) под командованием Дж. Калвертона проникла из Атлантики в центральную часть океана проливами между островами Гренландия и Элсмир, а ранее, в 1958 г., она стала второй подводной лодкой, прошедшей в подводном положении через Северный полюс, и первой, которой удалось всплыть в районе полюса. В ходе арктических плаваний осуществлялась проверка возможности межтеатрового маневра силами (подводными лодками) между Тихоокеанским и Атлантическим флотами, слежение за деятельностью советского ВМФ и т.п. Сбор информации об условиях плавания и физико-географических характеристиках театра носил в этих походах попутный характер.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты