Спросить
Войти

Рукописная учебная книга в фондах отдела рукописей и книжных памятников научной библиотеки Томского государственного университета

Автор: указан в статье

КНИГА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

УДК 091 : 371.64/.69(093)

В.А. Есипова

РУКОПИСНАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА В ФОНДАХ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ И КНИЖНЫХ ПАМЯТНИКОВ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Цель статьи - дать обзор учебной книги, хранящейся в составе коллекции отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета. Показано, что рукописная учебная книга XVIII и XIX вв. отличается как тематически, так и типологически, а также по составу владельцев. Рассмотренные документы позволяют проследить смену утилитарной образовательной парадигмы начала XVIII в. универсализацией XIX в. Эволюция типологии учебной книги показывает изменения в образовательных практиках.

Реформы в сфере образования, активно проводимые в последнее время, вызывают широкий отклик не только в профессиональном сообществе, но и в обществе в целом [1, 2, 3 и др.]; в этой связи небезынтересно обращение к опыту ранее проводившихся преобразований. Учебники и другие документы, относящиеся к учебному процессу, представляют собой ценный источник для изучения трансформаций в сфере образования, позволяют увидеть смену парадигмы. Интересные и малоизученные материалы, проливающие свет на этот вопрос, хранятся в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета (далее ОРКП НБ ТГУ).

Наиболее ранние списки учебных текстов в коллекции ОРКП датируются XVIII в.; среди них два списка «Арифметики» Леонтия Магнитского [4]. Один из них относится к первой четверти XVIII в. [5]; он принадлежал Федору Усьянцеву, «малолетнему солдатскому сыну сибирского гарнизона Енисейского полку четвертой роты» [5. Л. 4 и далее]. Второй список относится к середине XVIII в. и представляет собой копию отдельных разделов из «Арифметики» [6]. Этот учебник прошел через руки целого ряда владельцев: в 1757 г. он принадлежал Андрею Ульянову, обучавшемуся в кадетском кор-

пусе «при графе Шувалове» [б. Л. 1 об.], затем перешел в руки подпрапорщика (называвшего себя также «кавказским мушкетером») Федора Ульянова (вероятно, родственник Андрея) [б. Л. 1, 1 об., 111 об., 112], в 1УбУ г. на рукописи оставил владельческую запись «Астраханской губернской канцелярии турецкова языка ученик Иван Яковлев» [б. Л. 1]. Наконец, в 1889 г. книгу пожертвовал библиотеке Томского университета «полицейский надзиратель г. Кузнецка Иван Петрович Величковский» [б. Л. 1 об.]. Как видно, оба списка «Арифметики» бытовали в среде военных.

ОРКП НБ ТГУ. В-869. Магницкий Леонтий. Арифметика.

Рукопись XVIII в. (перв. четв.). 142 л.

Помимо этого, к XVIII в. относятся два списка исторических произведений: «Сведение в историю, чему нас история учит» [7], составленный в середине XVIII в., и «Российская история» [8], относящийся к 70-м гг. XVIII в., Первая рукопись представляет собой описание в хронологическом порядке событий всемирной истории от сотворения мира до 1738 г.; книга находилась в собственности тобольского дворянина Михаила Михайлова Лосева [8. Л. 1-10]. «Российская история» описывает события с древнейших времен до

1055 г.; рукопись завершается надписью: «Конец первого тома», что дает основания предполагать, что имелась еще как минимум одна книга, не сохранившаяся до наших дней. Рукопись находилась в собственности представителей семейства Редриковых: Степана, капитана Михаила Редрикова и сержанта Павла Михайловича Редри-кова; последний подарил ее «в знак дружбы» сержанту Гавриле Ельцову в 1777 г. [8. Л. 128].

Наконец, к 80-м гг. XVIII в. относится список «Краткой немецкой грамматики», содержащий также грамматические таблицы [9]. Из записей на ней явствует, что рукопись принадлежала Егору Волкову, однако его социальное положение установить не удалось.

К первой половине XIX в. относятся две «Азбуки», поступившие в библиотеку из Томской духовной семинарии [10, 11]. К этому периоду также относится довольно много текстов, предназначавшихся именно для обучения в вузе. Так, имеется несколько конспектов лекций по медицинской тематике, вероятно, привезенных в Томск В.М. Флоринским. Это Загорский А.П. «Общая физиология органической и неорганической природы» (18351838) [12], две работы

С.А. Громова: «Лекции по

акушерству» [13] и «Записки по оперативной хирургии» [14], а также «Семиотика» К. К. Зейд-лица - лекции, читанные в 1836-1837 гг. в Петербургской медико-хирургической академии; записаны Н. Ф. Здекауэром [15]. Отметим, что авторы перечисленных пособий и лекций - известные специалисты: так, А.П. Загорский являлся заслуженным профессором по кафедре фи-

ОРКП НБ ТГУ. 50.135 . Зейдлиц, Карл Карлович. Семиотика. Лекции, читанные в 1836-1837 гг. в Петербургской медикохирургической академии. Записаны Н.Ф. Здекауэром. 186 л.

зиологии и патологии Медико-хирургической академии; С. А. Громов - первый профессор клиники акушерства и гинекологии Медико-хирургической академии (с 1808 по 1856 г.), одна из его работ по судебной медицине была удостоена Демидовской премии (1832 г.) К.К. Зейдлиц, профессор терапевтической клиники Медикохирургической академии, впервые в России читал студентам курс прикладной семиотики; кроме того, являлся также биографом и другом В.А. Жуковского.

Три рукописи посвящены проблемам философии и логики. Это «Логика чистая и прикладная» И.Е. Шада [16], «Нравственная философия» [17] и «Всеобщие философические лекции для образованных

людей обоего пола» В.Т. Круга [18]. Отметим, что список работы И.Е. Шада и «Нравственная философия» принадлежали

А.В. Никитенко. Что же касается лекций В.Т. Круга, они примечательны уже тем, что их автор в 1805 г. сменил И. Канта в качестве профессора кафедры философии в Кенигсбергском университете.

Ряд рукописей был создан или бытовал в среде духовного сословия: Потапов Н.И. «Введение в курс церковного красноречия»; Стеженский М.М. «Духовные ораторские произведения. Конспект Сергея Диа-ковнова» (Троице-Сергиева лавра, 1823-1824 гг.) [19] и «Выписки из образцовых сочинений в прозе. Духовное красноречие» Филарета, митрополита Московского; в составе этой же рукописи представлены «Некоторые поучительные слова, гово-ренные Синодальным членом

ОРКП НБ ТГУ. 47.687. Круг, Вильгельм Траугот. «Всеобщие философические лекции для образованных людей обоего пола. Сочинение В. Т. Круга, профессора философии при Лейбцигском университете. Перев. О.Л. Non scholae, sed vitae».

XIX в. (30-е гг.). 213 л.

Филаретом, архиепископом Ярославским, что ныне митрополит Московский и Коломенский» (1841 г.) [20].

Две рукописи предназначались для обучения наследников престола. Это «Краткое обозрение состава и устройства управления и законодательства Российской империи» [21] из библиотеки

В. А. Жуковского, а также список учебника «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия», составленного Платоном (Левшиным), митрополитом Московским, для обучения цесаревича Павла Петровича (впоследствии император Павел I) [22].

Наконец, следует отметить и наличие в составе коллекции ОРКП рукописных текстов диссертаций. Так, работа В. Васильева «Об участии самосознания в духовной жизни человека. Диссертация на степень кандидата» [23], была выполнена в Казанском университете и содержит список профессоров, ознакомившихся с ее текстом в апреле - мае 1843 г.

Если говорить о рукописях второй половины XIX в., эта часть коллекции описана вчерне, поэтому сведения пока тут предварительные. На настоящий момент в составе коллекции описано три списка «Азбуки», поступивших из Томской духовной консистории [24, 25, 26]. Имеются также два учебника по церковной истории, поступившие из семинарии, подаренные известным томским историком и краеведом К.Н. Евтроповым в 1904 г. Это «История церкви» М.А. Смоленского [27] и «Всеобщая церковная история» архим. Вениамина [28].

Имеется одна работа по медицине: Гуфеланд Х.В. «Руководство к практической медицине» (1897 г.) [29]; это текст руководства в переводе Г.И. Сокольского, впервые изданный в 1839 г. Рукопись принадлежала А. Грабинскому, а затем протоиерею А. А. Мисюреву.

В целом материалы ОРКПР позволяют проследить, хотя и лапидарно, смену образовательной парадигмы начиная со времен Петра I до конца XIX в., включая смену тематики учебной книги и социального состава ее владельцев. Для XVIII в. тематически характерны учебники арифметики, истории, грамматика, что показательно для утилитарной парадигмы образования Петровской эпохи; эти книги принадлежали преимущественно военным; представлены в коллекции и старообрядческие азбуки. В первой половине XIX в. тематика учебных рукописей расширяется: мы видим здесь пособия по медицине, философии и логике, истории церкви и церковному красноре-

чию, что соответствует универсализации и расширению спектра образовательных возможностей в XIX в.; владельцами этих рукописей являлись медики, представители духовного сословия, интеллигенция (А.В. Никитенко, В.А. Жуковский); продолжают свое бытование и рукописные старообрядческие азбуки.

Характерна также типологическая широта вузовских учебных материалов XIX в.: имеются образцы как конспектов и учебников, составленные преподавателями, так и конспектов и практических работ учащихся, вплоть до диссертаций. Это свидетельство расширения образовательных практик, уже не сводившихся к заучиванию текста учебника.

Таким образом, даже беглое рассмотрение учебных рукописей из коллекции ОРКП позволяет констатировать, что материалы такого рода дают возможность не только исследовать эволюцию содержания образования, но и проследить смену социального состава владельцев учебной книги, а также изменения образовательных практик.

Литература

1. Денисенко П.А. Историческое многообразие парадигм образования российского общества // Армия и общество. - 2008. - №4. - С. 46-52
2. Денисенко П.А. Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2009. -400 с.
3. Гайнуллина Л. Ф. Кризис современного образования как проявление глобальных проблем человечества // Материалы межвузовской научной конференции «Образование в зеркале философии». - Казань, 1998. - С. 26-28.
4. Магнитский Л.Ф. Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена. -М., 1703. - 253 л.
5. ОРКП НБ ТГУ. В-869.
6. ОРКП НБ ТГУ. В-762. Книга искуства математическаго, именуемая Арифметика, сочиненная вкратце для обучения отроков и протчих трудолюбивых и сия науки желающих человек, с вопросами и ответами, дабы учащися могли о том разуметь и ответствоват о сей науки вопрошающему. 112 л.
7. ОРКП НБ ТГУ. 76.414.
8. ОРКП НБ ТГУ. В-801.
9. ОРКП НБ ТГУ. В-5879.
10. ОРКП НБ ТГУ. В-5313.
11. ОРКП НБ ТГУ. В-5367.
12. ОРКП НБ ТГУ. 38.525.
13. ОРКП НБ ТГУ. В-5881.
14. ОРКП НБ ТГУ. 31.107.
15. ОРКП НБ ТГУ. 50.1351-8.
16. ОРКП НБ ТГУ. В-806. Перевод с лат. Евгения Дружинина. Вологда, 1834.
17. ОРКП НБ ТГУ. В-664.
18. ОРКП НБ ТГУ. 47.687. «Сочинение В.Т. Круга, профессора философии при Лейбцигском университете. Перев. О.Л. Non scholae, sed vitae».
19. ОРКП НБ ТГУ. В-5543.
20. ОРКП НБ ТГУ. В-5626.
21. ОРКП НБ ТГУ. В-952.
22. ОРКП НБ ТГУ. В-5477.
23. ОРКП НБ ТГУ. В-689.
24. ОРКП НБ ТГУ. В-5373.
25. ОРКП НБ ТГУ. В-5437.
26. ОРКП НБ ТГУ. В-5643.
27. ОРКП НБ ТГУ. В-5887.
28. ОРКП НБ ТГУ. В-5888.
29. ОРКП НБ ТГУ. В-5880.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты