УДК 323.1(479.2) ББК 66.094(531.7) М 22
З.В. Мамедов,
аспирант кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета, г. Воронеж, тел.: 8-951-565-88-41, тел.: 8-980-547-40-90, е-mail: amorvrnamail. ru
Армяно - азербайджанские отношения и нагорно - карабахский конфликт
(Рецензирована)
Аннотация. В статье анализируется армяно-азербайджанские отношения и пути решения нагорно-карабахского конфликта. Анализируется позиция сторон по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а также роль стран ОБСЕ в данном вопросе.
самоопределение, статус.
Z.V. Mamedov,
Post-graduate student of Sociology and Political Science Department, Voronezh State University, Voronezh, ph.: 8-951-565-88-41, ph.: 8-980-547-40-90, е-mail:
amorvrn@mail.ru
The Armenian - Azerbaijan relations and the Nagorno - Karabakh conflict
Abstract. An analysis is made of the Armenian-Azerbaijan relations and the ways of solution of the Nagorno-Karabakh conflict. The position of the sides on settlement of the Nagorno-Karabakh conflict, as well as the role of the OSCE countries in this issue is analyzed.
Карабах - одна из древнейших исторических областей на Южном Кавказе. Название Карабаха, произошло от тюркских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). Слово "Карабах" упоминалось еще в первоначальных источниках 1300 лет тому назад (с VII века). Вначале "Карабах" как историко-географическое понятие обозначало конкретное пространство, впоследствии же было отнесено к обширной географической территории Азербайджана.
Во второй половине 1980-х годов в СССР под лозунгом перестройки произошел ряд перемен. Армения с помощью сильной армянской диаспоры за рубежом, используя гласность и демократизацию, вновь выдвинула территориальные притязания на НагорноКарабахский регион Азербайджана. В начале событий 1988 года армянские политики, стараясь максимально накалить обстановку и склонить общественное мнение на свою сторону по готовившемуся долгое время плану присоединения Нагорного Карабаха к Армении, начали организовывать массовые митинги и продолжительные забастовки под предлогом экономической отсталости региона. Если обратиться к цифрам, характеризующим ситуацию в автономной области до начала 1988 года, выясняется, что показатели ряда сфер социально- экономического развития НКАО были выше, чем в других регионах Азербайджана и в самой Армении [1] . Но последовавшие за всем этим события показали, что утверждения о социально-экономической отсталости НКАО были лишь поводом..
В начале 1992 года вооруженные силы Армении один за другим взяли под контроль в нагорной части Карабаха последние населенные пункты, где проживали азербайджанцы. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года напали на город Ходжалы и убили около тысячи мирных
жителей [2]. За короткое время после захвата Ходжалы Карабах оказался под контролем Армении.
За 7 лет конфликта, начиная с февраля 1988 по апрель 1994 гг., погибло около 11.000 азербайджанцев и 6.500 армян, ранено около 30.000 азербайджанцев и более 20.000 армян [3]. К началу 1994 г. под контролем армянской армии находились территория бывшего НКАО, а также семь районов и часть приграничных сел Азербайджана.
Начиная с 1992 года нагорно-карабахский конфликт превратился преимущественно в проблему международного значения. 30 января 1992 года Азербайджанская Республика стала членом Совета по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и 8-10 июля того же года на саммите СБСЕ в Хельсинки подписала соответствующие документы [4]. После того, как Азербайджан стал членом СБСЕ, в соответствии с принципами данной организации, решение нагорно-карабахского конфликта оказалось в центре внимания государств-участников. 27-28-го февраля на заседании Комитета Высших Должностных Лиц (КВДЛ) СБСЕ впервые были проведены обсуждения по армяно-азербайджанскому конфликту. В документе, где подтверждается принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджанской Республике, нашел свое отражение призыв к мирному урегулированию конфликта при условии без изменения границ [5]. 24-го марта 1992 года на первой дополнительной встрече Совета Министров Иностранных Дел (СМИД) СБСЕ было обсуждено положение в Нагорном Карабахе. На встрече было принято решение о созыве Минской конференции по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.
К 1997 году изменилась позиция официального Еревана: прагматичный Л.Тер-Петросян понимал, что без скорейшего урегулирования карабахского конфликта экономику Армении ждут тяжелые времена. Выкладки армянских экономистов только подтверждали это. И тогда Л.Тер-Петросян приходит к выводу: «Если мы не решим карабахский вопрос, это будет плохо как для Армении, так и для Карабаха. Время работает против нас».[6]. В результате, Л.Тер-Петросян пересмотрел свои прежние взгляды на статус Нагорного Карабаха, которых он придерживался с самого начала конфликта. Теперь он не выступал, как ранее, за объединение Нагорного Карабаха с Арменией или независимость этой области. Он стал сторонником компромисса: Нагорный Карабах юридически остается в составе Азербайджана, но получает за это статус выше того, который имел до начала конфликта. Кроме того, Азербайджан должен был снять блокаду транспортных коммуникаций и восстановить экономические отношения, а также предоставить надежные гарантии безопасности и позволить Армении контролировать Лачинский коридор и иметь право на защиту статуса и территории Нагорного Карабаха. [7].
Л. Тер-Петросян столкнулся с оппозицией внутри своего окружения, объединившегося вокруг фигуры Р.Кочаряна - бывшего лидера карабахских армян, ставшего с 20 марта 1997 г. премьер-министром Армении, а позже президентом Армении. Уверенный в своей правоте, Л.Тер-Петросян 26 сентября 1997 г. на пресс-конференции выступил в поддержку поэтапного плана урегулирования конфликта, открыто указав, что мировое сообщество никогда не признает независимости Нагорного Карабаха или его объединения с Арменией. В то же время дальнейшее сохранение статус-кво также недопустимо. [8].
Так, в истории современного карабахского конфликта второй раз возникла возможность заключения мира. Однако если в 1992 г. это не произошло из-за Народного фронта Азербайджана, то теперь аналогичная победная эйфория, а также огромное количество мифов в связи с этим, помешали уже армянскому обществу трезво взглянуть на проблему. Оно было просто не готово к такому повороту событий, ибо исходило из широко распространенного в обществе мифа-лозунга: «Победитель никогда не идет на уступку побежденным. Мы победили, и Азербайджан должен признать свое поражение».
Переговоры продолжались и в 2000-е годы. В начале июля 2005 г. армянские и азербайджанские СМИ одновременно сообщили о деталях нового плана, названного «поэтапно-пакетным». Смысл его сводился к следующему: армяне возвращают
Азербайджану 5 районов, куда поэтапно и под защитой миротворческих сил возвращаются
их азербайджанские жители; открываются все коммуникации и границы между Арменией и Азербайджаном, а также между Арменией и Турцией; после этого, через 10-15 лет, в Нагорном Карабахе проводится референдум, который решит статус этой области.
Позиции азербайджанской и армянской сторон по мирному урегулированию нагорнокарабахского конфликта противоречат друг другу. Армения не заинтересована в изменении ситуации. Ей выгодно растягивать процесс мирного урегулирования, тем самым продлевая существование сегодняшнего режима. Пытаясь в одностороннем порядке добиться отторжения Нагорного Карабаха, Армения хочет сохранить контроль над районами и вокруг него.
По мнению азербайджанской стороны, процесс определения какого-либо статуса подразумевает участие всего населения области, особенно азербайджанской и армянской общин, в прямых, всеобщих и равноправных выборах в обстановке взаимных
конструктивных контактов с Азербайджанском правительством [9].
Азербайджанская сторона считает, что в процессе урегулирования конфликта следует придерживаться следующих принципов [10]: конфликт должен быть разрешен в рамках территориальной целостности; в процессе урегулирования конфликта не только
преследуется цель вернуть семь районов вокруг Нагорного Карабаха, но и восстановить территориальную целостность Азербайджана. Самоопределение может состояться только при условии сохранения территориальной целостности страны. Следуя канонам
международного права, право на самоопределение не подразумевает отторжение части определенного государства без его ведома и разрешения. Азербайджанская община
Нагорного Карабаха, изгнанная из родных мест с целью облегчения принятия нового статуса этого региона, должна быть возвращена назад и обеспечена тем же уровнем жизнедеятельности и безопасности, каким обладают армяне. И только после этого могут начаться переговоры по определению статуса. Нельзя создавать для каждой малочисленной этнической группы отдельное государство или полу-государство, чтобы решить ее проблемы [11].
Как видим, самый «старый» на постсоветском пространстве, карабахский конфликт не только до сих не решен, но даже нет надежды, что его можно будет решить в ближайшее
время. И это при том, что и в Азербайджане, и в Армении, и за пределами региона осознают
всю пагубность и опасность от неурегулированности конфликта.
Примечания:
http : //www. azerbaij an. az/portal/WorldCommunity/Inter0rg/inter0rg_02_r html.
http : //www.azerbaijan.az/portal/WorldCommunity/InterOrg/interOrg_02_r.html).
Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №3. С. 38.
References:
http ://www.azerbaij an.az/portal/WorldCommunity/Inter0rg/inter0rg_02_r.html.
http ://www.azerbaij an.az/portal/WorldCommunity/Inter0rg/inter0rg_02_r.html).