УДК 81&37
Р Г. Жамсаранова ТУНГУССКИЙ ГЕНОНИМ ГУЧИТСКИЙ1
Статья посвящена языковому и этнокультурному генезу генонима тунгусов Гучитский ~ Гучит, который зафиксирован в ревизских описях тунгусского населения Нерчинского уезда и является одним из 12 родовых названий современных хори-бурят Забайкалья.
Известным этнографом Г. М. Василевич при исследовании эвенков было в свое время отмечено наличие рода Гучит в 1897 г. в Кужертаевской и Онгоцонской управах Урульгинской Степной Думы, в Баргузинском округе [1, с. 266, 272]. В списке родовых названий тунгусов ею приведены названия Кучигир~ Кучит в районе Баргузина и Баунта, также в бассейне Нерчи, Кучиды, Витима [1, с. 272]. По-видимому, следует полагать, что в видении Г. М. Василевич это были разные рода, соответственно и разные названия.
В известной работе Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке» в среде нерчинских тунгусов тунгусы «Кучилицко-го» рода, т. е. Кучидского2, отмечены как платившие ясак и в Кучидский острог Иркутского уезда в XVII в., и в Телембинский острог, и в сам Нерчинский уезд [2, с. 342-343]. По-видимому, с этой поры тунгусы Кучидского рода стали считаться нерчинскими тунгусами, и последнее упоминание
о них в качестве тунгусов было, вероятно, по ревизии 1857 г.
Следует полностью согласиться с мнением Б. О. Долгих о том, что «род Гучит - это кучидские тунгусы, которых в нач. XVIII в. приписали к Итанцынскому острогу», где платили ясак «братские». «Кучилицкий» род, плативший ясак в г. Нерчинск, Б. О. Долгих также соотносит с кучидски-ми тунгусами и, полагая, по-видимому, что они имеют общую этническую основу с Вакаройским
родом, далее объединяет их и дает сведения о них уже под названием последнего, т. е. Вакаройского / Вакасильского / Украинского3. Подобные сводные рода, объединенные, по-видимому, общностью хозяйственно-бытового уклада, имеются и в документах ГАЗК.
К примеру, в описях нерчинских тунгусов от 1732 г. Гучитский род тунгусов записан вместе с Шунинским. По-видимому, это могли быть родовые объединения конных тунгусов, т. е. занимающихся коневодством. Если иметь в виду, что Шу-нинский род тунгусов этнически может быть связан и вести начало от тюркоязычного племени от-ши, или шю В. В. Радлова, то становится очевидной их этническая близость с Кучицким / Гучит-ским родом, тунгусами-кучитами4. В документах от 1848 г., ревизии 1858 г. Гучитский род уже не числится в ведении Урульгинской Степной Думы, а в описях инородческого (т. е. бурятского) населения «появился» род Гушаад. Не исключено, что тунгусы-гучиты причислили себя к бурятам, что и обусловило «появление» Гучитского рода или Гушад.
В этом немалую роль сыграло то, что Гучитский род тунгусов был приписан к Кужертаевской инородной управе, земли которой были в Приононье, т. е. на исконных землях монголоязычных племен. Территориальная близость к монгольскому миру, а также то, что тунгусы-кучиты, по данным Долгих и документам ГАЗК, были записаны вместе с Укра-
инским (Вакасильским, Вакаройским) родом1, обусловили и ускорили ассимиляционный процесс «растворения» тунгусов-кучитов в среде вновь образующейся этнической единицы - хори-бурят. В ревизии 1850 г. в Кучидском остроге Иркутской губернии записано только два рода - Киндигир-ский и Вакаройский. В связи с этим попутно заметим, что отсутствие Кучитского рода в списках Ку -чидского острожка вовсе не означает факта его отсутствия вообще. Скорее всего, тунгусы этого рода переместились к этому времени на другие территории, что не представляло особого труда для конных и оленных кучитов, и платили ясак уже в другие остроги.
Г. М. Василевич отмечает наличие только уже не тунгусского, а бурятского рода Гушит у верхне-удинских бурят [1, с. 266]. Бурятский род Гушаад (в устной форме), или Гушит относится к старшей ветви генеалогии бурят, т. е. Гушаад связывают родственными узами с родом Галзууд, и, вероятно, потому этимология названия Гушаад лексически связана с термином гушэ ‘потомок в третьем поколении; правнук’ [3, с. 198-199]. Однако сам Ц. Б. Цыдендамбаев, высказывая сомнения по поводу общепринятой этимологии, основанной на летописных хрониках бурят, тем не менее относит гушаад к группе «исконных хоринцев».
Поэтому закономерен вопрос - геноним Гучит ~ Гушаад (Гушит), который записан то у тунгусов, то у бурят, тунгусский или бурятский? Однозначного ответа нет по ряду причин, приоритетным среди ко -торых является то, что на тот период сборщиками ясака не различалась в описях этническая и уж тем более языковая принадлежность инородцев. Вероятно, поэтому в архивах ГАЗК Гучитский род инородцев встречается в ревизских описях ГАЗК и бурятских2 (или инородческих), и тунгусских родов.
Это обстоятельство обусловило языковую стратификацию генонима, который может быть отне-
сен к собственно тунгусо-маньчжурским онимам. Семантика генонима связана с тунгусо-маньчжурским апеллятивным гус, гусикэн ~ гуйикэн /эвенк./; гусэтэ ~ гуйэтэ ~ гушэтэ /эвен./ ‘орел’ [5], которые, в свою очередь, семантически связаны с тюркскими языками, где в древнетюркском qus - это ‘птица’; ‘сокол для охоты’ (ср. с киргизским куш ‘хищная птица’; ‘самка ястреба-тетеревятника’; ‘птица’ [6, с. 8-9]). Опыт сравнительной лексикологии алтайских языков наглядно являет на примере обозначения птицы вообще «путь развития семантики от видовой к родовой» [6, с. 6]. Функционирование личных имен с компонентом qus, распространенных территориально в тюркоязычном ареале3, предполагает наличие «былых тотемистических верований», связанных с древней праформой qus [7, с. 649].
Предположение о тунгусо-маньчжурском происхождении генонима Гучит ~ Гушаад оправдано, на наш взгляд, фактами исторического, этнологического и территориального характера. Бесспорным представляется участие эвенков, эвенов в этногенезе бурят, особенно восточной группы, исконно населявших Забайкалье [см.: 3, 8, 9].
Тотемное начало генонима Гучит ~ Гушаад ‘орел (орлы)’, т. е. “орлиное племя / народ”, предполагает изначальное территориальное соседство с народами Восточной Сибири, имеющими, по-видимому, древнее родство с Лесными народами домонгольского периода истории Северной Азии. Относительно давние этнические связи племени тунгусов-кучит с другими племенами в составе каганатов и империй Северной Азии обусловлены упоминанием древнетюркского племени иса? (кю-чат). К примеру, упомянутые ранее пясидские самоеды - предки авамских нганасан - имели название “орлы” [1, с. 126]. Тотемный образ орла является распространенным образом в сибирской этнонимике. Таким образом, учитывая собственно эти-
мологическое значение генонима, сложно определить конкретное этническое начало родов тунгу-сов-кучит, тюркского kucat (кючат), бурятского Гу-шаад.
Малое количество родового состава Гучитского рода, впоследствии постепенно увеличившегося, можно объяснить следующими факторами. В частности, объяснение этому можно найти в предположении о смене частью тунгусского населения своего этносоциального статуса. Подобно тому, как большая часть тунгусского населения становилась после принятия «святого крещения» русскими, так и некоторая часть тунгусов вошла в состав инород-цев-бурят, у которых на тот период истории Дау-рии были некоторые выгоды в отношении уплаты ясака по сравнению с тунгусами. Позднее, как это видно на примере количественного увеличения родового состава хори-бурят, род увеличивался за счет притока разных этнических групп нерчинских и каких-то иных территориальных групп тунгусов.
Переход из одного рода в другой, судя по архивным документам ГАЗК, был для забайкальских инородцев явлением обычным: «Зунъ-Хоацайского рода Агинской Степной Думы Василий Семенов Немеров 28 апреля 1899 г. причислен к обществу кочевых инородцев Почегорского рода Урульгин-ской инородной управы»; «Базур Булагатов с первой половины 1899 г. причислен к обществу кочевых инородцев Ваксильского рода Онгоцонской инородной управы»; «прошу перевести из Гучит-ского ведомства Усть-Илинской волости в Старо-кургатаевское селение, т. к. мать моя по восприятию Святого крещения вышла в замужество за поселенца Усть-Илинской волости Старокургатаев-ского селения Алексея Непомнящего, а я принял Святое крещение, чтобы быть неотлучным от родителей» [4] и т. д.
В разное время, попадая в зависимость от более могущественных этнических групп, племя эвенов-
Гучит могло, по всей видимости, иметь названия и иса? (кючат) в составе тюркских каганатов, и ку-чит в «тунгусский» период истории региона, и Гу-шаад в составе монголоязычных бурят.
Установить этимологию генонима Гушаад ~ Гучит представляется возможным в ходе поисков древних генонимов в среде таких ныне существующих народностей, как эвены, эвенки, нганасаны, долганы, в этногенезе которых существенную роль играла некая этническая общность, позднее распавшаяся на тунгусо-маньчжурские, тюрко-само-дийские и монгольские племена Сибири. Объективным представляется вывод о том, что все это пестрое в этноязыковом плане протосообщество тунгусов Забайкалья при тщательном лингвистическом, этнографическом, археологическом исследовании обнаруживает элементы общей материальной, духовной и, что важно, языковой культуры разных сибирских народов и народностей.
Исследователь Т. Б. Уварова пишет, что эвенкийская часть тунгусов Нерчинска была ассимилирована в основном русскими. Это обстоятельство привело в конечном счете к тому, что по «материалам переписи 1926 г., отразилось внезапное исчезновение тунгусов в Забайкалье» [10, с. 154]. С. К. Патка-нов еще ранее писал по поводу ассимиляционных процессов коренного населения Сибири: «Принадлежность тунгусского племени зиждется у них лишь на различии в сословиях. Достаточно уничтожить условное деление жителей Сибири на сословные группы, и вся масса обруселых инородцев, в нашем случае половина всего тунгусского народа даже по имени станет русской» [11, с. 80; 12], что, в принципе, и стало возможным к переписи 1926 г.
По-видимому, именно фактом русификации части нерчинских тунгусов и можно объяснить исчезновение Гучитского рода в ревизии 1858 г. Часть тунгусов-гучитов «превратилась» в бурятское население с родовым названием Гушаад.
Список литературы и источников
Жамсаранова Р. Г., доктор филологических наук, доцент.
Забайкальский государственный университет.
Ул. Александрово-Заводская, 30, Чита, Россия, 672039.
E-mail: rebeca_zab@mail.ru
Материал поступил в редакцию 11.09.2013.
R. G. Zhamsaranova THE TUNGUS GENONIM GUCHIT
The article deals with the linguistic stratification of one of Tungus tribal names of the 17th - 19th centuries of Nerchinsky Uezd. This genonim is fixed as well as among the Tungus tribal names so among the nowadays Buryat 12 (khori-buryat) genonimic names.
References and sources
B. Comparative and historical grammar of Turk. Lexica / senior editor E. R. Tenishev. Мoscow: Nauka Publ., 1997. B00 p. (In Russian).
Transbaikal State University.
Ul. Alexandrovo-Zavodskaya, 30, Chita, Russia, 72039.
E-mail: rebeca_zab@mail.ru