УДК 340.15 ББК 67.3
Р.Р.Вяселев
Основные этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века
Целью данной статьи является восполнение пробела в российской историографии, относительно проблемы выделения этапов развития фабричного законодательства Англии XIX в. Автором представлена авторская периодизация процесса формирования фабричного законодательства Англии XIX в., позволившая выделить и определить основные этапы развития данного явления.
R.R.Viaselev
The main stages of development of factory laws of England in XIX century
the author&s periodization of the formation of factory legislation in England XIX century to isolate ana identify the main stages in the development of the phenomenon.
Развитие общественных отношений в области правоотношений между работниками и работодателями происходило постепенно и неотрывно от развития средств и способов производства. Процесс становления и развития законодательства подразделялся на несколько этапов, совпадавших с возникавшими и прекращавшимися правоотношениями в сфере промышленности, а также смежных сферах, в число которых входила также социальная сфера. Основываясь на анализе нормативных источников, мнении зарубежных и отечественных исследователей нами были выделены следующие этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века. Следует заметить, что этапы развития фабричного законодательства Англии были выделены автором применительно к территории Англии, исключая ее многочисленные колонии, где использовался труд местного населения и не было сосредоточено крупное промышленное производство
в рассматриваемый в настоящем научном исследовании период.
Первый этап (1782-1802г.) развития фабричного законодательства начался в 1782 и продолжался до момента издания закона о здоровье и нравственности 1802 г. (The Health and Morals of Apprentices Act)[13, 73]. He следует забывать, что в XVI-XVIII веке рабочими на мануфактурах и иных видах производства становилось против своей воли множество бездомных и обедневших граждан, многие из которых готовы были работать в качестве рабочих, чтобы не попадать в «работные дома для бедных». В 1782 году, после многолетнего сопротивления со стороны правительства был принят акт Томаса Гильберта 1782г. (Gilbert&s Act 1782) [11, 285], предписывающий поселять в домах для бедных только престарелых и немощных, а так же устанавливающий систему материальной помощи тем, кто мог работать [20, 336]. Именно данный акт, по нашему мнению, являлся знаковым не столько по
своему содержанию, сколько по своему духу, поскольку все ранее изданные статуты только ухудшали положение рабочих и ограничивали их права. Издание данного акта ознаменовало смену тенденций развития государственной политики в сфере трудовых отношений, поскольку прежде на законодательном уровне не была предусмотрена материальная помощь в виде стимулирующих выплат беднякам, которые работали. Жесткая система принуждения, действовавшая в XVII-XVIII веке в Англии, предусматривала только санкции, даже сама возможность поощрительных выплат беднякам, которых правительство, по словам английского ученого и священника Томаса Роберта Мальтуса (Thomas Robert Malthus), считало «гнойной язвой на теле общества» [23, 67] была неосуществима.
В 1799 г. вступил в силу отдельный Акт об учреждении горных шахт 1798 г. (Regiment of Cornwall and Devon Miners Act 1798) [20, 114], принятый Парламентом в 1798 г. Данный Акт гласил, что размер и условия выплаты заработной платы горнорабочим Шотландии устанавливался статутом Елизаветы I и шотландскими актами 1661 и 1671г. В 1813г. законы, устанавливающие размер заработной платы были окончательно отменены по причине развития мануфактур и капиталистических правоотношений, когда размер заработной платы определялся работодателем самостоятельно. Необходимо отметить, что данные законы потеряли свою силу только на территории Великобритании, включая Шотландию и Уэльс.
Второй этап (1802-1813) начался с издания Закона о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) [19, 73] и продолжался до окончательной отмены в 1813 г. всех ранее изданных статутов во многом противоречивших фабричному законодательству [3, 182-186]. Для выделения этапов развития фабричного законодательства Англии следует привести краткий анализ изданных в XIX веке законов, регламентировавших использование труда рабочих. Данный этап в развитии фабричного законодательства ознаменовался введением принципа самостоятельного построения отношений между предпринимателем и рабочим на договорных началах. Перед законодателем в XIX веке встали новые задачи, такие как защита интересов широкого круга рабочих, существующих договорных отношений, а также снижение социальной напряженности.
Закон о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) [13, 64-66], был разработан и принят по инициативе Сэра Роберта Пиля, крупного землевладельца и промышленника своего времени. Данный закон был разработан Комитетом Роберта Пиля, о котором говорилось ранее, и
представлен на обсуждение Парламенту Соединенного Королевства. Данный закон был направлен на регулирование условий труда детей на хлопковых и шерстопрядильных фабриках. Известный исследователь в области фабричного законодательства М.В. Томас называл данный закон «первым в истории фабричного законодательства Англии XIX века» [18, 21]. Его издание, несмотря на множество уступок в угоду фабрикантам, явилось «кульминацией движения, нараставшего в 1700-е годы, когда реформаторы попытались протолкнуть несколько своих идей через Парламент с целью улучшения здоровья рабочих и учеников» [18, 38-40]. Закон содержал следующие условия:
• Владельцы фабрик должны были соблюдать требования закона;
• Все помещения на фабриках должны были хорошо проветриваться и отмываться от извести два раза в год;
• Малолетние рабочие должны были обеспечиваться двумя комплектами одежды;
• Дети должны были инструктироваться по технике безопасности на работе;
• Дети в возрасте от 9 до 13 лет могли работать не более 8 часов;
• Подростки в возрасте от 14 до 18 лет могли работать не более 12 часов;
• Детям, не достигшим 9 летнего возраста, не разрешалось работать, и они должны были посещать школу;
• Мальчики и девочки должны были размещаться отдельно друг от друга;
• По воскресеньям все малолетние рабочие должны были посещать воскресную школу;
• Владельцы заводов и фабрик были обязаны организовывать медицинский осмотр рабочих и не допускать инфекционных заболеваний [19,73].
Были установлены санкции за нарушение закона в размере от 2 до 5 фунтов стерлингов. Штраф мог быть наложен на владельца фабрики, но закон не устанавливал порядок инспекционного режима, позволившего зафиксировать нарушение и наложить санкцию. Данный закон содержал другие существенные недоработки. Так, не был установлен четкий режим работы для всех категорий рабочих, в законе содержались только общие фразы о недопустимости сверхурочной работы детей, также не были установлены способы учета отработанного времени.
Далее был издан ряд законов, содержащих более конкретные формулировки, заставившие фабрикантов исполнять требования законодательства.
Третий этап (1813-1834г.) развития фабричного законодательства Англии XIX века начался в 1813г. изакончился в 1834г. с приня-
тием нового закона о бедных 1834 г. (The Poor Law Amendment Act of 1834) [22], отменившего все ранее изданные законы и акты о бедных, предусматривающие денежные выплаты и пособия [12, 72-73]. Считаем принятие данного закона знаковым явлением, поскольку его введение привело к полному отказу от материальной поддержки бедняков. С отменой закона о бедных в 1834г. единственной законной мерой поддержки неимущих стало принудительное помещение их в работный дом.
В данный период был издан ряд фабричных законов, оказавших влияние на правовое положение рабочих и условия их труда.
Закон о Хлопкопрядильных фабриках 1819 г. (Cotton Mills and Factories Act) устанавливал, что дети, не достигшие 9 летнего возраста, не должны были допускаться к работе на фабриках, а детям в возрасте с 9 до 16 лет устанавливался 12 часовой рабочий день [6, 32-33].
Закон о Фабриках 1833г. (An Act to Regulate the Labour of Children and Young Persons in Mills and Factories) явился первой попыткой регламентировать продолжительность рабочего дня в текстильной промышленности. Закон устанавливал, что дети в возрасте от 14 до 18 лет не должны работать больше 12 часов в день, включая обеденный перерыв продолжительностью 1 час. Дети в возрасте от 9 до 13 лет не должны работать больше 8 часов, включая обеденный перерыв продолжительностью 1 час. Кроме того, дети в возрасте от 9 до 13 лет должны были находиться в школе не менее чем два часа в день. Работа в текстильной промышленности запрещалась детям, не достигшим 9 летнего возраста, а также ночная работа детям, не достигшим 18 лет. Кроме того, устанавливались правила осмотра фабрик фабричными инспекторами [4, 2-16].
Четвертый этап (1834-1878г.) развития фабричного законодательства Англии XIX века начался с 1834 г. с окончательной отменой законов о бедных и закончился с изданием закона 1878г.
В данный период были издана большая часть фабричных законов в значительной степени восполнивших пробелы в системе фабричного законодательства.
Закон о Фабриках 1844 г. (An Act to amend the Laws relating to Labour in Factories) устанавливал новые условия труда рабочих. Раздел 9 данного закона вводил сокращенные часы работы для детей и женщин. Акт относился к текстильной промышленности и включал следующие условия: женщины могли работать не более 12 часов в день в течение недели, включая полтора часа на обеденный перерыв, и 9 часов в воскресные дни. Кроме того, согласно разделу 11 Закона, дети 9-13 летнего возраста не должны были работать
более 9 часов в день, включая обеденный перерыв. Данный закон впервые четко регламентировал одновременно необходимость защиты женщин и детей [5, 28-30].
Закон о сокращении рабочего дня для женщин и подростков 1847 г. (An Act to limit the Hours of Labour of Young Persons and Females in Factories) установил ограничение продолжительности рабочей недели в текстильных заводах (кроме шерстопрядильного и шелкового производства) для женщин и детей младше 18 летнего возраста. Продолжительность рабочей недели разделом вторым Закона устанавливалась в размере 63-х часов. С 1 июля 1847 она была уменьшена до 58 часов [7, 385387].
Закон о Фабриках 1850 г. (1850 Factory Act) устанавливал иную продолжительность рабочего дня, которая была предписана законами о Фабриках 1844 и 1847гг. Работодатели как прежде не могли устанавливать смены и часы работы. В законе содержались следующие ограничения: дети и женщины могли только работать с 6:00 до 18:00 летом и с 7:00 до 19:00 зимой. В субботу рабочий день устанавливался до 14.00. Продолжительность рабочей недели была увеличена с 58 до 60 часов. Продолжительность работы детей в возрасте от 9 до 18 лет составляла 10 часов в день [8, 113].
Во второй половине XIX века происходило расширение сферы действия фабричных законов на отрасли, где использовался ручной труд. Был издан ряд законов от 1864, 1867, 1874, 1878, 1891 г.
Закон о Фабриках 1867 г. (The Factory Acts Extension Act) распространил новые правила охраны труда на металлургические, машиностроительные и бумажные фабрики, а также на все иные предприятия и фабрики, где работало более 50 рабочих на постоянной основе. Постоянной основой признавалась работа на определенной фабрике не менее 100 дней в году [9, 24].
Закон о Фабриках 1874 г. (1874 Factory Act) [15, 53] более подробно урегулировал положение работников, занятых в текстильной промышленности. К 1874 г. текстильные рабочие активно организовывали рабочие союзы (тред-юнионы) и развились в хорошо организованный и дисциплинированный профсоюз.
Пятый этап развития (1878-1897г.) законодательства начался с издания Закона о Фабрике и Мастерской 1878 г. (Factory Act 1878) [14, 25] и закончился с изданием акта о компенсации работникам 1897 г. (The Workmen&s Compensation Act 1897) [24, 24-28]. Закон 1878 г. был издан с целью объединения всех ранее изданных законов о фабриках и фабричных мастерских. Как уже говорилось в предыду-
щих параграфах, закон 1878 г. систематизировал все основные положения ранее изданных фабричных законов. Согласно разделу 6 данного закона ограничения рабочего времени и условий труда теперь распространялись на все отрасли фабричной промышленности. Согласно закону 1878 г., любой малолетний рабочий, независимо от того, на какой фабрике он работал, не мог работать более 10 часов в сутки независимо от графика смен [14, 4650].
Закон о внесении поправок в законы, регулирующие условия труда на фабриках и в мастерских 1891 г. (An Act to amend the Law relating to Factories and Workshops установил более строгие требования для безопасности конструкции станков и иных механизмов на фабриках и мастерских, а также правила безопасной работы с ними. Первое запрещало нанимать на работу родивших женщин ранее, чем по истечении четырех недель после рождения ребенка, второе поднимало минимальный возраст рабочего, с которого он был принят на работу с 10 летнего возраста до 11 лет [10, 62-68].
Закон о внесении поправок в законы, касающиеся фабрик и мастерских 1895 г. (Ап Act to amend and extend the Law relating to Factories and Workshops) внес ряд поправок в уже изданные законы, объединив и упорядочив правовые нормы об ограничении возраста и определении условий труда рабочих. В частности, разделы девятый и десятый более строго определяли требования к форме рабочей одежды и рабочего оборудования (станков и иных машин), чем закон 1891 г. В данном законе содержались нововведения. В частности раздел четырнадцатый закона устанавливал специальные правила о так называемых наёмных фабриках (tenement factories) [21, 214-217].
Последним изданным законом, который целесообразно рассмотреть в рамках настоящей статьи является акт о компенсации работникам 1897 г. (The Workmen&s Compensation Act 1897) [24, 24-28], регламентировавший порядок материальных возмещений рабочим, получившим увечья на производстве. По нашему мнению, на основании приведенной нами периодизации следует выделить принцип преемственности в развитии фабричного законодательства.
Предпосылки создания его были заложены еще в XVIII веке актами, регулировавшими условия труда и производства: акт о шелковом производстве 1763 г. (Silk Works Act 1763), акт о прядильном производстве 1764 г. (Frame Work Knitters Act 1766), акт о Уотфордском погосте и работных домах 1772 г. (Workhouse Act 1772), Акт о Вестминстерском работном доме 1772 г. (Workhouse Act
Другим важным фактором, подтверждающим преемственность развития фабричных законов, является история развития законов о бедных, поскольку последние составляли значительную часть населения Англии в рассматриваемый нами период. Более подробно рассматривая развитие традиционного английского законодательства о бедных, следует отметить, что принятый еще в 1601г. при королеве Елизавете закон «О бедных» применялся и в XVIII веке. Данный закон, по словам Ф. Энгельса, «... еще наивно исходил из того принципа, что забота о содержании бедных лежит на приходе» [2, 356]. В соответствии с вышеуказанным законом на приходы возлагалась обязанность по содержанию всех бедняков, проживающих в приходе и не способных самостоятельно обеспечивать свое существование.
В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности, что означало полный отказ от выдачи пособий беднякам деньгами и продуктами. Закон о бедных 1834 г. содержал единственную форму «помощи» буржуазного общества безработным и бедным — принудительное помещение в работные дома. Условия работы и проживания в данных домах были настолько тяжелыми, что в среде бедняков они получили название «Бастилия для бедных».
Фабричные законодательные акты, начиная с издания первого закона о здоровье и нравственности 1802 г. (Health and Morals of Apprentices Act) [19, 73] в дальнейшем дополнялись и совершенствовались на всем протяжении XIX века. К началу XX века в Англии, по нашему мнению, сложилась новая модель фабричного законодательства, в своей основе имевшая те принципы, которые были выработаны актами 1763, 1766, 1772, 1777, 1786, а также фабричными законами 1802, 1819, 1833, 1844, 1847, 1850, 1874, 1878, 1891, 1895, 1897 годов.
Подводя итог, следует заметить, что в развитии фабричного законодательства Англии XIX века российскими исследователями ранее не выделялись отдельные этапы. Такие английские исследователи фабричных английских законов, как Маурис Волтон Томас (Maurice Walton Thomas), Б.Л. Хатчинс и Ами Харисон (В. L. Hutchins and A. Harrison), Артур Левеллин Девис (Arthur Llewelyn Davies) и в их числе немецкий исследователь К. Маркс говорили о системности и поэтапном развитии фабричного законодательства Англии XIX в., но не выделяли отдельные этапы в его развитии. Поскольку в зарубежной лите-
ратуре также не выделялись этапы развития фабричного законодательства Англии, считаем возможным предложить авторскую периодизацию. Таким образом, руководствуясь такими критериями, как последовательность в развитии законов, преемственность, системность, эволюционирование и отбор жизнеспособных правовых норм, реализуемость на практике, можно выделить следующие этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века:
Данные этапы развития фабричного законодательства Англии XIX века, по нашему мнению, показывают преемственность и системность эволюции общественных отношений, послуживших основной причиной издания новых законов, а также возникновения
новых правоотношений на основе вновь принятых фабричных законов. Кроме того, мы полагаем, что принцип улучшения положения рабочих, прослеживающийся в принимавшихся на всем протяжении XIX фабричных законов в Англии, претворялся в жизнь медленно, но верно. Мы привели данную периодизацию эволюции фабричного законодательства Англии XIX века, опираясь на ключевые даты отмены старых статутов и даты принятия новых фабричных законов, с принятием которых урегулировались социальные противоречия и устанавливались границы прав работников и работодателей. В приведенной нами периодизации, по нашему мнению, затронуты наиболее значимые этапы развития и эволюции не только фабричных законов, но и развития правоотношений в Англии XIX века.
Этапы развития фабричного законодательства Англии XIX в., выделенные в настоящем исследовании отражают его преемственность и системное развитие. Приведенная периодизация поэтапного развития фабричного законодательства опирается на ключевые даты, совпадающие с отменой устаревших статутов XVII-XVIII вв., законов бедных, изданием принципиально новых фабричных законов, установивших правовое положение рабочих, занятых в промышленном производстве, включая малолетних рабочих и женщин, а также систематизации и кодификации фабричных законов.
Считаем необходимым заметить, что приведенная периодизация развития фабричного законодательства в Англии XIX в. является авторской ввиду отсутствия сколько-нибудь значимых исследований в данной области отечественной и зарубежной историографии. Кроме того, рассмотренные этапы развития фабричного законодательства выделены непосредственно на территории Англии, не включая ряд ее колоний, где использовался труд местного населения и не было сосредоточено крупное промышленное производство.
REFERENCES
GreenwoodReprinting, 1970;
Информация об авторе Руслан Равилевич Вяселев (Россия, г. Саратов) - Аспирант кафедры истории государства и права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия". E-mail: aikidoka_777@mail.ru
Information about the author
Ruslan Ravilevich Viaselev (Russia, Saratov) - Graduate student of the Department of History of State and Law. Saratov State Academy of Law. E-mail: aikidoka_777@mail.ru