Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 387
ВЛИЯНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕДИЦИНУ
Калугин В.В.
Научный руководитель: к.ф.н., старший преподаватель Назина О.В.
Кафедра иностранных языков
Оренбургский государственный медицинский университет
Актуальность исследования: поскольку возникновение медицины как науки связано с именами великих философов и писателей, многие из которых являлись врачами и письменные труды которых используются и в настоящее время, актуальным представляется вопрос, связанный с анализом влияния писательства на медицинскую науку.
Цель исследования: рассмотреть влияние писательской деятельности на медицину.
Материалы и методы: описательный и сравнительный анализ, системный подход; источниками исследования послужили материалы интернет-сайтов и публицистических статей.
Результаты: каждая историческая эпоха связана со значительным количеством великих врачей-писателей. В древности медицина считалась частью философии: рассуждая о человеке, его душе и теле, мыслители непременно касались причин заболеваний и способов их излечения. Среди наиболее значимых врачей-писателей Античности следует отметить Секста Эмпирика, Авиценну, Никандра, оставившего потомкам две поэмы о ядах и противоядиях. Эпоха Возрождения в Европе связана с именами Иммануила Римского, Томаса Кэмпиона, Томаса Брауна. Докторами медицины были многие русские просветители и писатели, в числе которых — Мелетий Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», которую Ломоносов назвал вратами учености. На территории современной России едва ли не первым писателем, сочетавшим этот труд с медициной, может считаться Епифаний Славинецкий, автор греко-славянолатинского словаря и перевода трактата Везалия по анатомии, помогавший Никону в исправлении церковных книг, написании проповедей, гимнов и песен.
Выводы: безусловно, невозможно рассказать обо всех писателях, практикующих врачебную деятельность, ввиду их значительного количества в каждую историческую эпоху. Однако, мы можем сделать заключение, что писательство оказывает воздействие как на саму медицинскую науку во всем мире, так и на людей, помогая им избирать путь врачевателя. Кто знает, какую специальность выбрал бы Склифосовский, если бы его учителем не стал врач Фёдор Иноземцев, который за свою карьеру написал немало работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
Карякин И.А.
Научный руководитель: к.и.н., доцент Реутова А.Д.
Кафедра гуманитарных наук
Ивановская государственная медицинская академия
Актуальность исследования: при изучении событий Отечественной войны 1812 года студентам-медикам интересно посмотреть на них с точки зрения будущей профессии. Рассмотрение означенной темы помогает понять процесс формирования военной медицины, соотнести её развитие в нашей стране с достижениями мировой медицинской науки.
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»
Цель исследования: изучение организации медицинской помощи в русской армии во время войны 1812 г.
Материалы и методы: исторический, сравнительный и описательный. Изучены «Учреждение для большой действующей армии» от 27 января 1812 г., автором которого был военный министр М.Б. Барклай де Толли и письма участников боевых действий.
Результаты: было создано Полевое военно-медицинское управление во главе с главным армейским доктором, подчинявшееся начальнику штаба армии. Военные госпитали разделялись на главные, подвижные и развозные. Первые занимались плановым лечением и восстановлением солдат. Медики, работающие в развозных госпиталях, выполняли остановку кровотечения и перевязки на поле боя, собирали трупы, доставляли раненых в подвижные госпитали. На каждые 200 человек больных должен был приходиться один лекарь и при нём 6 человек лекарских учеников. На 100 пациентов полагался 1 госпитальный пристав, который следил за рациональным использованием медикаментов. На каждые 10 человек — один больничный надзиратель, выполнявший функцию некой полиции в госпиталях. Состав медицинской части мог изменяться. Медиков обычно не хватало. Раненым для утешения физической и душевной боли предлагалось вино. При каждом военном госпитале был «полковой священник».
Выводы: организация медицинского дела в российской армии во время войны 1812 года, согласно официальному документу, представляла собой весьма сформированную и эффективно действующую структуру. Официальные документы порой имеют идеалистический характер, а на практике выглядело всё иначе. Нехватка медикаментов и врачебного персонала, отсутствие асептики и антисептики — всё это приводило к большой смертности. Но, тем не менее, военные медики часто творили поистине чудеса.
URL: http://avidreaders.ru/book/uchrezhdenie-dlya-upravleniya-bolshoy-deystvuyuschey-armii.
html (дата обращения: 25.12.2018);
ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА
Кондрашова Ю.С.
Научный руководитель: ст. преп. Пономаренко Н.В.
Кафедра философии
оренбургский государственный медицинский университет
Актуальность исследования: гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) — этическая позиция, утверждающая удовольствие как высшее благо и цель в жизни человека. Данное направление рассматривали, многие деятели философии, такие как: Аристотель, Эпикур, К. Раймонди, Л. Валла, Д. Юм, И. Бентам и др.
Цель исследования: исторический анализ основных идей философии гедонизма.
Материалы и методы: метод критического анализа научных источников.
Результаты: Аристотель при рассмотрении этики говорил об особенностях связи наслаждения с благом. В свете передовых психологических исследований о роли гедонизма по отношению к мотивации в жизни человека особую значимость приобретают его заключения о чувстве наслаждения, сопровождающим любую трудовую деятельность. Проблемы, рассмотренные Аристотелем, совпадают с рассуждениями, приводимыми Эпикуром. Как и его предшественник, Эпикур важное место в своей философии отводит гедонизму. Рассматривая творчество К. Раймонди, последователя идей Эпикура, который жил в более поздний период, мы обнаруживаем, что автор приравнивает духовное и телесное начало в индивиде. Удовольствие он считал высшим благом. Валла рассматривал вопросы, касающиеся эвдемонизма и гедонизма в их взаимодействии. Философ в целом приравнивает истинное благо к удовольствию. Можно заметить важную особенность для понимания гедонизма в учении Л. Валлы — утилитарный характер.
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
ISSN 2658-4174